Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовой образец регистрационной формы для средства размещения





 

Отель __________________________________ название __________________________________________________________________ город, страна Фамилия___________________________________________________________ Имя ____________________________________________________________ Гражданство ________________________________________________________ Профессия _________________________________________________________ Дата рождения ______________________________________________________ число, месяц, год Место рождения _____________________________________________________ Страна постоянного проживания (адрес) улица __________________________ город__________________ страна __________________ Прибыл из (страна) __________________________________________________ Направляюсь в (страна) ______________________________________________ Вид транспорта _____________________________________________________ регистрационный номер автомобиля Паспорт № _____________ выдан________________ дата выдачи____________ Дата заезда в отель ___________________________________________________ Предположительная дата выбытия ______________________________________ Число лиц, сопровождающих главу семьи ________________________________  
город дата   ______________________________________ подпись путешествующего лица

 

Исходные сведения из гостевой карточки переносятся в книгу регистрации прибытий и дублируются в книге загрузки номерного фонда. В первой делаются записи о заездах и выбытиях гостей, движении посетителей. Во второй показываются пропускная способность средства размещения, состав номерного фонда и его использование. Накапливаемая в книгах информация позволяет определить количество прибытий, среднюю продолжительность пребываний, а также загрузку номеров. В крупных отелях, оснащенных компьютерными системами, используются специальные программы для выполнения первичных учетных операций и последующей обработки материала. Для полноты и достоверности картины статистическое наблюдение должно вестись круглый год, не ограничиваясь высоким туристским сезоном, и охватывать всех гостей, останавливающихся в отеле или ином средстве размещения, в том числе на длительный срок.

Книги регистрации прибытий и загрузки номеров служат основой для заполнения соответствующей формы статистической отчетности. Она представляет собой таблицу, в которой содержится характеристика самого средства размещения (тип, категория, количество мест, число занятых работников и т.д.), отражаются ежедневные прибытия и выбытия клиентов в разрезе стран постоянного их проживания, а в итоговой части загрузка номеров и количество заездов за месяц. На обратной стороне формы даны подробная инструкция по ее заполнению и гарантии органа статистики о конфиденциальности информации. Стандартная форма отчетности, проект которой разработан ВТО, показано в табл. 8.

Действующие формы отчетности заполняются предприятиями размещения и ежемесячно в установленные сроки представляются в национальные туристские администрации или органы статистики. Здесь полученный статистический материал о туристских прибытиях и ночевках, средней продолжительности пребывания, количестве номеров и мест размещения, численности занятых, загрузке номерного фонда сводится по стране в целом и группируется по календарным месяцам, странам постоянного проживания туристов, типам и категориям средств размещения, их местонахождению.

Успех такой большой учетной работы зависит от наличия сведений от всех средств размещения, осуществляющих регистрацию гостей. Но некоторые из этих предприятий не возвращают заполненные формы, опасаясь того, что сообщаемая ими информация привлечет внимание налоговой службы и обернется серьезными неприятностями. При составлении сводных таблиц и выполнении обобщающих расчетов, когда чрезвычайно важен полный охват изучаемого явления, в отношении них используются данные за предшествующий период. Это не может исказить итоговую картину, поскольку такие средства размещения обычно имеют небольшой размер и оборот.

Регистрация прибытий в средствах размещения ведется в Германии, Швейцарии, Испании, Марокко, Тунисе, Нигере, Сенегале, Танзании и других странах.

Рассматриваемый метод статистического наблюдения получил широкое распространение, между тем он не лишен ряда недостатков. Во-первых, из статистического исследования выпадают однодневные посетители, а собственно туристы регистрируются наряду с другими гостями и часто не выделяются в самостоятельную категорию. Например, на Западе гостями отелей нередко становятся местные жители. Уставшие от монотонности жизни, они стремятся изменить окружающую их повседневность и временно переселяются из квартир в ближайшие отели, где, как и туристы, подлежат регистрации.

Во-вторых, далеко не все средства размещения обязаны предоставлять соответствующую статистическую отчетность. Во многих странах регистрация прибытий не ведется в пансионатах, меблированных комнатах, на частных квартирах и т.д., останавливающиеся в них туристы недоучитываются.

Наконец, при этом методе нельзя избежать двойного счета туристов, меняющих средства размещения во время путешествия.

Сведения о прибытиях, полученные в средствах размещения, могут сильно отличаться от данных пограничной статистики. Например, в Чехии, по материалам Статистической службы, в 1998 г. на границе было зарегистрировано 102,8 млн. прибытий, а в средствах размещения 5,5 млн.

Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показатели международного туризма могут быть получены из соответствующих форм отчетности предприятий индустрии туризма или банковской отчетности. Банковский метод состоит в сборе информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами. Центральный (национальный) банк осуществляет учет туристских расходов через коммерческие банки и пункты обмена валюты, которые предоставляют сведения о продаже и покупке иностранных банкнот по линии туризма. Банковский метод используется во Франции и других государствах. Его широкое применение обусловлено рядом преимуществ. Он не требует дополнительной информации от туристов и не усложняет пограничные формальности, как и работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный (национальный) банк при составлении платежного баланса. Регулярно и оперативно систематизируемый материал позволяет вести анализ туристских расходов в динамике и отслеживать их изменения. При хорошо поставленном учете и жестком контроле за валютно-финансовым рынком банковский метод дает относительно надежные стоимостные оценки международного туризма. Однако и в этом случае не удается полностью исключить погрешности. Подлинный размер туристских расходов может искажаться по многим причинам:

• из-за наличия параллельных рынков валюты и финансовых злоупотреблений. В тех странах, где существует «черный рынок», часть валютных потоков минует банковские каналы. Но и проведение валютных операций с участием банковских структур еще не гарантирует их регистрации. Мелкие обменные пункты нередко скрывают факты купли-продажи иностранных банкнот, стремясь облегчить налоговое бремя, и тем самым занижают размер туристских расходов;

• вследствие отказа физических и юридических лиц использовать наличную валюту в качестве платежного средства. В работе туристских предприятий и организаций широко применяется клиринг, т.е. система взаимозачетов-компенсаций при обмене туристами. Эти операции, а также оплата туристских товаров и услуг посетителями по кредитным карточкам не учитываются при банковском методе;

• в случае регистрации международных валютных операций особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий пороговый уровень для транснациональных операций, подлежащих регистрации. Средние туристские расходы, как правило, не превышают этой величины и не отражаются в статистической отчетности;

• при наличии у иностранных туристов местной валюты без обмена в стране временного пребывания. Объем международных туристских расходов измеряется суммой национальной валюты, обмененной банками на иностранную. Та часть местной валюты, которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или одолжили у родственников и знакомых за границей с последующей компенсацией во время ответных визитов, не подпадает под статистический учет банковским методом.

Наконец, банковский метод не дает правильного представления о туристских расходах в территориальном разрезе. Учет ведется по странам происхождения денежных единиц. Некоторые из них имеют очень широкую зону хождения и предъявляются к обмену туристами из разных государств. В такой ситуации распределить валютные операции по этим странам оказывается не только затруднительно, но и невозможно.

По оценкам специалистов Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари, недоучет поступлений от международного туризма в Италии банковским методом составлял 20%. Ошибку удалось обнаружить и исправить благодаря специальным статистическим наблюдениям.

Специально организуемые наблюдения в туризме. Точность учета туристских потоков и расходов возрастает при сочетании главных методов статистики туризма — регистрации прибытий на границе и в средствах размещения, а также банковского метода — со специально организуемыми наблюдениями. Отчетность, предоставляемая иммиграционной службой, предприятиями по приему туристов, банками и пунктами обмена валюты, служит основным источником статистической информации, но она не в состоянии охватить все стороны туризма как сложного общественно-экономического явления. Поэтому часть данных о нем получают с помощью специальных статистических наблюдений. Они обычно организуются в виде обследований. Поступающая в ходе них информация, которая затем систематизируется и обрабатывается, дополняет отчетность и позволяет детально изучить отдельные аспекты туристской деятельности.

Проведение обследований — весьма сложное дело, требующее большой подготовительной работы. Она должна обеспечить полноту получаемых сведений, их достоверность, единообразие, своевременность и сравнимость. Сбор данных осуществляется по заранее разработанному плану, в котором находят отражение методологические, методические и организационные вопросы наблюдения. В нем ставится цель, выделяются объект и единицы наблюдения, содержится программа обследования.

При планировании любого статистического наблюдения прежде всего точно формулируется его цель. Именно она, конкретизируемая в перечне задач, определяет те сведения, которые должны быть получены в процессе статистического обследования. Наиболее распространенной целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей до полу, возрасту, семейному положению, гражданству, уровню образования и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам самой поездки: месту назначения, покрытому расстоянию, виду транспорта, продолжительности пребывания, типу размещения и пр.

 

Цель обследований посетителей, регулярно раз в три месяца организуемых на о.Аруба (архипелаг Малые Антильские острова, Вест-Индия), состоит в том, чтобы выявить состав туристов; страны, генерирующие основные туристские потоки на остров; причины выбора посетителями Арубы в качестве туристского направления; величину расходов посетителей во время их пребывания на Арубе и степень удовлетворенности предложенным туристским продуктом. Эта информация необходима для разработки и реализации маркетинговых стратегий, усовершенствования предлагаемых или создания новых туристских продуктов.

 

Одновременно с выбором цели выделяется объект наблюдения, т.е. та совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены. При определении объекта наблюдения требуется точно провести границы изучаемой статистической совокупности, решить, кто должен быть обследован в процессе наблюдения. В одних случаях это лица, совершающие поездки с деловыми целями, в других — путешествующие на личных автомобилях, в третьих - обследуются только те туристы, которые прибывают из Европы или какого-либо другого региона (страны).

Объектом наблюдения может выступать вся совокупность посетителей. Такие обследования регулярно проводятся во Франции. Специальные анкеты позволяют получить детализированную информацию о пребывании иностранных туристов в стране. Результаты первого анкетирования во Франции в 1975—1976 гг. показали, что только половина иностранных туристов, посещавших страну, учитывалась при старой системе регистрации прибытий на границе.

Объект наблюдения состоит из элементов, или единиц. Они подлежат статистической характеристике, позволяющей изучить объект в целом. В отношении этих единиц, наделенных рядом отличительных черт, ведется регистрация интересующих сведений (признаков). Значение этого признака у каждой единицы различно, поэтому статистика стремится прежде всего определить общую для всей совокупности величину признака или итог по совокупности.

Единицей наблюдения в туризме служит отдельно взятый посетитель или глава путешествующей группы (семьи), предоставляющая информацию о всех сопровождающих ее лицах. Например, в США при изучении туристских расходов предпочтение отдается опросу глав путешествующих групп. При этом обязательно уточняются размер и состав группы. Иногда сведения о единице наблюдения получают не от нее самой, а от организационной ячейки (предприятия, учреждения и т.д.). Так, данные о продолжительности пребывания туристов в стране можно собрать в средствах размещения.

Для того чтобы составить представление об объекте наблюдения, совсем не обязательно опрашивать все входящие в него единицы. Это удлинило бы сроки обследования, потребовало значительных финансовых затрат, отвлекло внимание большого числа актива, да и само обследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому подавляющая часть статистических наблюдений является не сплошной, а выборочной. По известным правилам отбирается определенное количество людей для участия в обследовании в качестве респондентов.

Размер выборки устанавливается исходя из цели и задач наблюдения. Если они ограничиваются общей характеристикой туристского потока, достаточно опросить 1,5—2 тыс. посетителей. Для решения более сложных задач, например, при изучении особенностей поведения туристов разных возрастных групп или стран, потребуется более крупная выборка. От того, насколько правильно сделана выборка, в огромной степени зависит качество и достоверность статистической информации.

 

Сингапур — одно из государств, где национальная туристская администрация регулярно проводит выборочные обследования иностранных посетителей: Начало практике туристских наблюдений было положено в 1971 г., когда впервые в этой стране организуется сбор информации о величине и составе туристских расходов. С 1974 г. опросы иностранных посетителей, отбывающих из международного аэропорта Сингапура «Чанги», проходят ежегодно. Наблюдение 1996 г. было 24-м по счету. Перед ним стояли широкие цель и задачи, включающие исследование моделей путешествий, мотиваций посетителей и их оценок состояния туристской инфраструктуры и качества обслуживания в Сингапуре. В соответствии с планом обследования была сделана выборка посетителей и опрошено 110 тыс. человек.

 

После определения объекта и единицы наблюдения разрабатывается программа статистического наблюдения, т.е. перечень тех вопросов, на которые должны быть получены ответы. При составлении программы необходимо решить, какие вопросы следует задавать респонденту, в какую форму их облекать и в какой последовательности ставить.

На первый взгляд, нет ничего легче и проще, чем сочинить вопросник. Каждый человек в повседневной жизни постоянно задает вопросы окружающим. Однако в прикладной социологии и статистике вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, поэтому к его формулировке предъявляются особые требования. Она должна быть ясной, краткой, понятной и не допускать разночтений.

Другая опасность, подстерегающая разработчика программы, статистического наблюдения, состоит в слишком длинном перечне вопросов. Очевидно, что простым увеличением их числа нельзя повысить точность результатов наблюдений. Однако очень трудно устоять перед соблазном включить в программу дополнительно вопросы, на многие из которых, как становится ясно позднее, не стоит отвечать. В результате программа разбухает, а собранная информация часто указывается некачественной. Поэтому, прежде чем задать вопрос респонденту, надо взвесить, помогает ли ответ на него достичь цели наблюдения или нет. В последнем случае его лучше опустить.

Вопросы, содержащиеся в анкете, различаются по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента), по функции (основные и неосновные), по форме (открытые и закрытые). Рассмотрим их подробнее. Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. В туристских обследованиях они обычно касаются качества обслуживания посетителей. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия посетителей и их результаты. Вопросы о личности респондента входят во все анкеты. Они образуют «паспортичку», или социально-демографический блок вопросов о поле, возрасте, семейном положении, профессии, образовании и т.д.

По функции вопросы делятся на основные и неосновные. Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на вычленение адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую группу респондентов от остальных, он задает вопрос-фильтр. Когда, скажем, опрос посетителей для большей полноты охвата совокупности проводится одновременно в средствах размещения и у туристских достопримечательностей, содержательный блок анкеты, распространяемой в самых посещаемых туристами местах, начинается с вопроса-фильтра: «Остановились ли вы в каком-либо средстве размещения?» Этот вопрос позволяет избежать двойного счета: отсечь ночующих посетителей (туристов), опрашиваемых в средствах размещения, и сконцентрировать усилия на неночующих посетителях (экскурсантах).

К контрольным вопросам исследователи прибегают, если требуется проверить достоверность ответов. Их используют главным образом в разделе анкеты о туристских расходах, который заполняется респондентами особенно неохотно, иногда с искажением информации. Они могут стоять как перед, так и после основных вопросов. Например, основной вопрос сформулирован следующим образом: «Какова величина ваших расходов на размещение?» Контрольный вопрос идет за ним: «Вы путешествуете один или в группе?» Необходимость в нем возникает в данном случае потому, что турист может путешествовать в группе (семье) и указать общие, а не индивидуальные расходы.

По форме вопросы бывают закрытые и открытые. К закрытому вопросу в анкете прилагается полный перечень вариантов ответа. Например: “Обслуживание на борту самолетов авиакомпании “Аэрофлот – Российские Авиалинии” можно признать

 

отличным посредственным

хорошим неудовлетворительным”.

 

Задача респондента состоит в том, чтобы выбрать один или несколько вариантов ответа, совпадающих с его мнением. Такая форма вопроса существенно экономит время при заполнении анкеты и ее последующей обработке.

В отличие от закрытых, открытые вопросы (например: «Что вы думаете об авиакомпании "Аэрофлот — Российские Авиалинии"?») не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они позволяют выразить свою точку зрения во всей полноте и мельчайших подробностях. Поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию. Открытые вопросы предпочтительнее формулировать при отсутствии заранее известного и единообразного перечня возможных вариантов ответа.

Кроме формулировки, важное значение имеет порядок расположения вопросов. В анкете им предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цель, задачи опроса и называется организация, его проводящая, а также объясняется техника заполнения анкеты. Затем помещаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Они выполняют не только свою прямую познавательную функцию, но обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Они должны заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой вопросы становятся менее трудными. В заключительную ее часть обычно выносят «паспортичку», с помощью которой получают данные о личности опрашиваемого.

В качестве примера приведем форму анкеты, разработанную специалистами Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари (Италия) и использованную при проведении статистического обследования посетителей в области Венеция (табл. 9).

Таблица 9

Date: 2015-12-11; view: 2362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию