Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнейшие виды фольклора





Модуль І. Русская музыкальная культура до середины 19 столетия

Лекция 1. Музыка в эпоху Киевской Руси

История древнерусской музыки охватывает период, длящийся с XI по XVII в. Эта огромная эпоха заложила основы национального музыкального искусства. Формально совпадая с некоторыми этапами становления европейской музыкальной культуры, музыка Киевской Руси развивалась своим особым путем, определившим духовное, эстетическое и стилистическое своеобразие отечественного музыкального искусства последующих столетий.

Фольклор и богослужебная профессиональная музыка Киевской Руси развивались в русле самостоятельных традиций и жанровых систем, которые не пересекались, но обладали некоторыми общими закономерностями (вариантность сочинений, отсутствие авторства и коллективный характер творчества). Фольклор и гимнография* GotoPage "Гимнография" стали носителями национального музыкального начала, той почвой, на которой выросло всё древо русской музыкальной классики.

* Гимнография (от греч. μνος – «торжественная песнь», «гимн» и γράφω – «пишу», «сочиняю»). Гимнописание, гимнотворчество – поэтическое, а также поэтико-мелодическое искусство сочинения торжественных, хвалебных песней (гимнов, од), преимущественно культового характера (ритуальных, религиозных), в том числе церковных (богослужебных или литургических) песнопений;

 

Древнейшие виды фольклора

Народное музыкальное творчество возникло в недрах языческой религии восточных славян задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства. По языческим верованиям жизнь человека представлялась включенной в бесконечный водоворот природы, не имеющий высшего духовного смысла. Люди обожествляли стихийные силы, космические явления, растения, животных, наделяя их тождественными себе качествами. Язычество освобождало человека от чувства вины перед ближними и мук совести: считалось, что поведением людей управляют многочисленные боги, от которых фатально зависит судьба всего сущего. Во главе славянских небожителей стоял бог вселенной, повелитель громов и молний Сварог. В «солнечный пантеон» идолов входили Род, Даждьбог, Ярила, Перун, Велес и др. Немаловажную роль в верованиях язычников играли русалки, рожаницы, ветры, которые «ведали» разными сферами человеческой жизни.

В отличие от античных богов греческого Олимпа славянские кумиры не имели строгой иконографииGotoPage "Иконография". Их изображали по-разному, обычно в виде бронзовых, глиняных, каменных или деревянных истуканов. «Общались» с языческими божествами в капищах – специальных культовых сооружениях, где совершались жертвоприношения, в том числе человеческие.

*Иконография (от др. греч. εκών - «изображение, образ» и γράφω - «пишу») в изобразительном искусстве - строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.

С течением времени в языческой культуре сложилась система обрядов, подчиненных земледельческому календарю. Обряд был нормативным регламентированным действом, цель которого – призвать на помощь земледельцу всемогущих богов, умилостивить злых духов, охранить свой род от стихийных бедствий. В русле обряда возникли самые ранние виды музыкального фольклора.

Ко времени возникновения профессиональной музыки (православного храмового пения) в Киевской Руси фольклор имел сложившуюся систему жанровGotoPage "Жанр муз." и средств музыкальной выразительности. Считается, что восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

Русская церковь не отринула исконные народные праздники (считалось, что древние религиозные идеи есть этапы великого восхождения человечества к постижению единого Бога), но лишь придала им новый духовный смысл. Образы богов, с которыми в языческих верованиях связывались силы природы, слились с представлениями о христианских святых (Перун-громовержец – Илья Пророк, Велес – святой Власий, покровитель домашних животных и др.). Многие старинные обычаи переосмыслились в новой системе христианского календаря (например, языческий праздник Ивана Купалы совпал с днем св. Иоанна Предтечи).

С точки зрения христианских идеалов не все виды народного творчества считались «бесовскими». Музыка легендарного слагателя былин Баяна (Бояна) никогда не порицалась. ГуслиGotoPage "Гусли", на которых играли сказители, а также трубы были символами воинских подвигов русского народа. Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной», культуры Киевской Руси – искусство скомороховGotoPage "Скоморохи".

О времени возникновения скоморошества нет точных данных. Вероятно, самое древнее упоминание о русских «игрецах» имеется в «Повести временных лет» (XII в.). Сведений о том, какими инструментами пользовались скоморохи сохранилось не так много. Чаще всего в летописях упоминаются гусли, гудокGotoPage "Гудок", духовые (трубы,дудки, жалейкиGotoPage "Жалейка", рожки, сопели),ударные инструменты (колотушки, ложкиGotoPage "Ложки", бубныGotoPage "Бубен" и др.).

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляет обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. ОбрядGotoPage "Обряд" был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Цикл зимних праздников начинался на Святки (25 декабря), в день «поворота солнца на лето». Веселые народные гуляния, колядование, гадание сопровождалось пением колядокGotoPage "Колядки", смысл которых – в пожелании хозяину дома и его семье всяческого благополучия и здоровья, за что колядующих награждали подарками.

Один из самых древних жанров – хороводные песниGotoPage "Хоровод". Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после Пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них («Просо»).

В канун Рождества и Крещения хороводы и пляски сменялись пением подблюдныхGotoPage "Подблюдные песни" песен – наступало таинственное время святочных гаданий.

С незапамятных времен возник на Руси веселый обряд МасленицыGotoPage "Масленица" – проводов зимы. Этот древнерусский обряд воспроизведен в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Весну завлекали песнями- веснянкамиGotoPage "Веснянки". Весенние праздники начинались со дня весеннего равноденствия – 22 марта. В них переплелись древние и христианские образы. Наиболее развитыми были обряды СемикаGotoPage "Семик" (седьмой четверг после первого весеннего полнолуния или после Пасхи) и Троицы (раньше праздник солнечного божества Ярилы). В дохристианские времена семицкую неделю считали «русальнойGotoPage "Русальная неделя"», а семицкие песни исполнялись под украшенными березками. Позднее зеленью растений стали украшать храмы в праздник Святой Троицы.

Летом главные обряды совершались в день Ивана КупалыGotoPage "Иван Купала" (позднее Иоанна Крестителя), который праздновался в день летнего солнцестояния – 24 июня. Люди верили, что на Иванов день буйствует на Земле нечистая сила, поэтому купальские песни таинственно-мистичны и отличаются от других обрядовых песен строгостью, торжественностью и некоторой мрачностью.

В период летних земледельческих работ бытовали обряды дожинокGotoPage "Дожинки", сопровождаемые пением жнивных и сенокосные песни. В них прославлялась благодатная мать-земля и отражался нелегкий труд крестьянина.

Каждый вид календарно-обрядовых песен отличается характерными чертами музыкальной выразительности. Современной фольклористикой установлено, что напевы календарных песен, благодаря устойчивым мелодическим формулам, сохранились в относительной первозданности (что вызвано особой приверженностью к обрядовой традиции). Общей чертой этих песен является формульность мелодической структуры: в основе мелодии лежит краткая попевка яркого, призывного характера, которая многократно повторяется, оставаясь неизменной или с вариантными изменениями. Ритм календарных песен разнообразен и тесно связан с текстом. Мелодия обычно избегает полутонов и не содержит широких интервалов, укладываясь в кварту или квинту.

Обширную область обрядового фольклора составляют семейно - бытовые песни. Семейная обрядовость на Руси представляет единую систему жизненного круга. В русских семейных обрядах (свадьба, имянаречение, совершеннолетие, новоселье, похороны, поминовение умерших) всегда хранилась глубокая нравственность, концентрация мудрости, ладный ряд всех справедливых законов, которые передавались из поколения в поколение и были неотъемлемой необходимостью в жизни каждого человека.

Наиболее развитым был обряд свадьбыGotoPage "Русский свадебный обряд" (в нее входили обряды сватовства, девичник, выкуп невесты, свадебный пир, наполненный песнями, танцами, хороводами, играми).

Похоронная обрядовостьGotoPage "Похоронная обрядовость" дохристианской поры включала плачи-причитанияGotoPage "Причитания" и «голошения» с насыщенной экстатичностью чувств.

Плачи-причитания бытовали и как самостоятельный внеобрядовый вид фольклора. Об этом свидетельствует плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» (XIIв.).

Древнерусский героический эпосGotoPage "Эпос" представлен жанром былиныGotoPage "Былины", представляющей собой особый профессиональный жанр фольклора, поскольку создавалась она сказителями и была продуктом индивидуального творчества. Былина повествовала о том, что было: о важнейших событиях государственной жизни, о героических подвигах воинов. Историческая действительность в былинах всегда перемежалась с образами фантастики (киевские богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич соседствуют со Змей-Горынычем, Соловьем-разбойником и др.).

Былина – синтетический литературно-музыкальный жанр, в котором главную роль играет текст.

С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.

Позднее, в середине XVI в., в эпическом фольклоре выделился новый жанр – историческая песняGotoPage "Исторические песни", в которой не было вымысла, фантастики, речь шла о конкретных и реальных событиях (взятие Казани Иваном Грозным, покорение Сибири Ермаком и др.). Большой цикл исторических песен посвящен крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Мелодии исторических песен близки былинным напевам, а более поздние из них испытали влияние протяжных песен.

Бесценным сокровищем народной культуры Киевской Руси является лирическаяGotoPage "Лирическая протяжная песня" или протяжная песняGotoPage "Лирическая протяжная песня". Ее происхождение большинство исследователей относят к XV или XVI в. В отличие от календарных или семейно-бытовых жанров, протяжная песня была свободна от любой регламентации. В ней сформировался новый, особый музыкальный мир, передающий глубину чувств и мыслей русского человека, необъятность просторов Руси, красоту окружающей природы. Первоначально протяжные песни исполнялись исключительно женщинами, а их тематика определялась проблемами любви, брака, измены возлюбленного, тяжелой женской доли. Со временем жанр обогатился «мужскими» темами, связанными с судьбами ямщиков, бурлаков, солдат, разбойников и др.

Лирический фольклор отличался удивительным мелодическим богатством, широкой кантиленой. Своеобразие жанра определяется соотношением слова и звука. Текст в протяжной песне не играет ведущей роли. Он является лишь первоначальной основой для дальнейшего свободного мелодического движения. Слова в песнях делятся на слоги, растянутые во времени и повторяющиеся по нескольку раз.

В протяжных песнях складывается народное многоголосие разного типа (гетерофонияGotoPage "Гетерофония", подголосочная полифонияGotoPage "Подголосочная полифония"). Лирическая песня отличалась импровизационностью. Сложное плетение мелодий никогда не повторялось, каждый привносил в исполнение собственную индивидуальность.

Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII в., в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. В XIX в. народная песня стала одним из источников формирования национального музыкального мышления.

Date: 2015-12-11; view: 1301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию