Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния Российской Федерации. Порядок формирования и использования средств





Фонды не возобновляемых ресурсов начали создаваться в 1970-е- гг. ХХ века в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта тех или иных природных ресурсов. Общий принцип их функционирования заключается в планировании доходов и расходов бюджета, исходя из прогноза мировых цен на полезные ископаемые и аккумулирование «сверхплановых» доходов при благоприятной экспортной ценовой политике.

Подобные фонды созданы в различных стран (Австралия, Азербайджан, Венесуэла, Ка­захстан, Канада, Кирибати, Нигерия, Кувейт, Оман, Норвегия и др.), и получили разные названия (фонд будущих поколений, фонд будущего, фонд наследственных сбережений, фонд выравнивания доходов и др.).

Особенностью российской экономики является её экспортно-сырьевая направленность. Наличие среди доходных источников федерального бюджета значительной составляющей от реализации полезных ископаемых (углеводородное сырьё, цветные металлы и т.д.), поставили перед Правительством РФ ряд вопросов, связанных с использованием этих доходов.

1. Создание целевого механизма перераспределения существующих доходов от реализации имеющихся ресурсов между настоящим периодом и будущим, когда полезные ископаемые будут исчерпаны;

2. Обеспечение сохранности доходов полученных от реализации полезных ископаемых для будущих поколений.

3. Выравнивание в краткосрочном периоде государственных расходов и экономического развития страны, при резких колебаниях цен на полезные ископаемые на мировых товарных рынках.

Одним из направлений решения этих задач стало создание сберегательного или стабилизационного фонда, которое было реализовано в виде целевого финансового резерва Министерства финансов РФ. Однако в существующем законодательстве не были чётко и полно прописаны ни основные принципы формирования данного резерва, ни направления использования средств фонда.

Для устранения этого, с 1 января 2004 г. вступила в действие глава 13.1 БК РФ «Стабилизационный фонд», которая явилась основой для замены финансового резерва Министерства финансов РФ.

Стабилизационный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счёт превышения цены на нефть над её базовой ценой, и подлежащая обособленному учёту, управлению и использованию в целях сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Первоначально базовая цена на сырую нефть марки «Юралс» - «Urals», была установлена на уровне 20 долл. США за баррель. В том случае если цена на нефть опускалась ниже базовой, средства Стабилизационного фонда могли быть использованы для финансирования дефицита федерального бюджета.

В случае превышения объёма средств Стабилизационного фонда более чем 500 млрд. руб., они могли быть использованы на другие цели.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляло Министерство финансов. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда были делегированы Банку России по согласованию с Правительством РФ.

Вместе с тем благоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках, стабильный рост цены на нефть, по сравнению с бюджетными прогнозами, проведение налоговой реформы, результатом которой стало повышение ставок на экспорт нефти с августа 2004 г. привели к тому, что установленные критерии формирования Стабилизационного фонда перестали отвечать ситуации сложившейся в национальной экономике.

В результате чего предельный объем Стабилизационного фонда был превышен в несколько раз, и к январю 2008 г. составил почти 4 трлн. руб.

В связи с этим Правительством РФ было принято решение о трансформации с 1 января 2008 года Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния. Одновременно были внесены соответствующие изменения в бюджетное законодательство с указанием порядка формирования и распределения средств данных фондов.

В качестве источников образования и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния были определены нефтегазовые доходы федерального бюджета, к которым относятся доходы от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный и газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе

В соответствии со ст. 96.9. БК РФ, Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд формируется за счет:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины, установленной п.2 ст. 96.9 БК РФ,

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

За счёт средств Резервного фонда также предусматривается погашение внешнего долга Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

- долговые обязательства иностранных государств;

- долговые обязательства международных финансовых организаций;

- депозиты в иностранных банках и кредитных организациях;

- депозиты в Центральном банке РФ.

Средства Резервного фонда были размещены на валютных счетах Банка России, вложены в облигации США, Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом.

В период экономических кризисов 2008 – 2009, 2014-2015 гг. средства Резервного фонда были направлены на финансирование бюджетного дефицита, выплату социальных гарантий, поддержку базовых отраслей экономики.

По состоянию на 1 февраля 2015 года совокупный объём Резервного фонда составил 5 трлн 864,90 млрд рублей ($85,09 млрд долл. США).

Фонд национального благосостояния (ФНБ) (первоначально назывался Фондом будущих поколе­ний), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

ФНБ по своей экономической сущности является суверенным фондом благосостояния, созданным для перераспределения финансовых ресурсов и выравнивания доходов между поколениями граждан нашей страны.

ФНБ формируется за счёт:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений пункта 4 статьи 199 БК РФ;

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

В ФНБ подлежали зачислению нефтегазовые доходы федерального бюджета после обеспечения нефтегазового трансферта на каждый текущий год и достижения размера Резервным фондом РФ предельного размера, равного 10% от прогнозируемого объёма ВВП.

Первое зачисление средств в ФНБ было про­изведено 30.01.2008 г. в связи с разделением средств Стабфонда. В него было направлено 10,4 млрд. долл., 12,7 млрд. евро и 1,4 млрд. фунтов стерлингов, что было эквивалентно 782,8 млрд. руб. (32 млрд. долл.). Всего в ФНБ было направлено около 1/5 накопленного объёма средств Стабилизационного фонда.

Это было связано с тем, что в соответствии с бюджетным законодательством зачисление средств в ФНБ осуществляется только после формирования Резервного фонда до уровня 10% от прогнозируемого ВВП.

Учитывая прогноз на 2008 г. по ВВП в 30,69 трлн. руб., предель­ный объем Резервного фонда РФ был установлен в размере 3 069 млрд. руб., а остаток средств был направлен в Фонд национального благосостояния.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, до 10 % средств ФНБ могут размещаться в российских кредитных организациях, объём собственных средств (капитала) которых составляет не менее 100 млрд рублей, на субординированных депозитах либо в субординированные облигации данных кредитных организаций.

При этом на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния в указанные финансовые активы не распространяются требования статьи 96.11 БК РФ.

Совокупный объём ФНБ по состоянию на 1 июня 2015 г. составил около 4,018 трлн рублей (75,86 млрд долл. США).

Вместе с тем, повторяющиеся экономические кризисы, колебания цен на рынке углеводородного сырья, невозобновляемость данных природных ископаемых, ускоряет процесс поиска их заменителей и всё большего снижения их удельного потребления, и переход на использование принципиально новых видов получения энергии.

В связи с этим страны, обладающие за­пасами углеводородного сырья, в будущем могут столкнуться с проблемой их реализации на рынке по экономически выгодным ценам.

Всё это приведет к замене основных доходных источников Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ и поиску более эффективных способов по управлению средствами указанных фондов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите принципы межбюджетных отношений;

2. Какие используются методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы;

3. Назовите фонды межбюджетного регулирования, действующие в РФ.

4. Опишите сущность бюджетного федерализма.

5. Модели построения бюджетного федерализма в различных странах

6. Что послужило причиной создания Стабилизационного фонда РФ;

7. В связи, с чем произошла трансформация Стабилизационного фонда РФ;

8. Источники формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ.

 

Date: 2015-12-11; view: 652; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию