Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность доминанты





В предшествующих главах мы рассмотрели основные моменты, свя­занные с созданием КГХ синтетическим путем и идеологией этого процес­са, теперь настало время обратиться кратко к некоторым результатам этой деятельности, переходя на уровень парадигм географического мышления.

Особое место в КГХ отводится доминанте. В данном случае этот рас­пространенный вообще в культуре и в общественной жизни элемент отно­сится к месту в пространстве. Можно говорить о специфике настоящей КГХ как о специфике доминанты места. Доминанта - основной идеологический и методологический признак настоящей КГХ.

Понятие «доминанта» мы заимствовали из теории архитектуры. Так, Иконников, рассматривая архитектуру древнерусских крепостей, пишет: «в старых русских городах <...> ориентация была основана на системе объем­ных доминант: видимых отовсюду башен кремля, колоколен, массивных объемов церковных зданий. Они образовывали систему точек ориентации, связанную с социальной структурой города, его главным и второстепенны­ми центрами» [Иконников, 1972, с. 44-45]. Доминанты в теории архитекту­ры понимаются как фокусные точки композиции городской среды.

Классифицируя композицию открытых пространств, Иконников выде­ляет специально «единое пространство, обтекающее свободно стоящие объемы» [Иконников, Степанов, 1971, с. 31]. Такой тип архитектурной ком­позиции присущ, например, Акрополю и ансамблям древнерусских горо­дов. Так, в московском Кремле выделяется Успенский собор как главная доминанта. Он господствует над остальной застройкой, разделяемой на вто­ростепенные доминанты, выдвинутые к центру Кремля (соборы, колокольня Ивана Великого) и прочие элементы застройки, удаленные и размещенные ближе к стенам. Подчеркивается, что «открытое пространство предназначе­но для развития связей - функциональных и зрительных» [Иконников, Сте­панов, 1971, с. 33].


На ассоциативном уровне такая схема построения пространства архи­тектурного ансамбля соответствует нашему пониманию доминанты как час­ти «ансамбля» текста КГХ. На эту аналогию обратил внимание Кевин Линч, который выдвинул понятие доминанты как одно из качеств формы образа города. «Доминанта - доминирующая позиция одной части по отношению к другим за счет размера, плотности или вызываемой ею заинтересованности. В результате целое воспринимается как система, охватывающая некий ос­новной элемент и связанную с ним группу элементов. Наличие этого каче­ства подобно непрерывности дает возможность осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенного соподчинения эле­ментов. Предметные свойства словно эманируют свой образ, распространя­емый от центра, если, конечно, их сила превышает порог начальной заметно-сти» [Линч, 1982, с. 101]. Эти слова в целом справедливы и по отношению к доминантам КГХ в том виде, в каком мы их понимаем. Таким образом, мы просто расширяем обоснованное в теории архитектуры понятие доми­нанты; распространяем его на композицию не только архитектурных ансамб­лей, но и текстов КГХ.

Доминанта КГХ есть, таким образом, некий главный признак мес­та. Характеризуя место, мы стараемся все прочие признаки использовать для объяснения доминантного признака, для наполнения его смыслом. При этом мы можем выделять и второстепенные доминантные признаки. Доми­нант в КГХ может быть (и скорее всего, будет) несколько. КГХ будет стро­иться по аналогии с системой восприятия архитектурного ансамбля, описан­ной Иконниковым (см. рис. 2).

На рисунке к главной доминанте

(большой черный кружок) сходятся

смысловые связи от второстепен­ных доминант (средние кружки), ко­торые, в свою очередь, объединя­ют частные признаки, составляю­щие КГХ (точки). Получается карти­на, в которой КГХ построена не по «полочкам», соответствующим тем или иным отраслям хозяйства - а как иерархическая система, стре­мящаяся к доминанте через систе­му центров - второстепенных доми­ нант.

Рис. 2. Место доминанты в строении КГХ


Date: 2015-12-11; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию