Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В поисках главногоМы определились: на территории, описать которую мы хотим, нам надо найти некие «главные» черты - доминанты - которые бы концентрировали позднее на себе все второстепенные черты места. Где же искать это главное? Сперва нам помогает то, что мы «заочно», как бы изначально знаем о месте. На месте же важно посмотреть - а люди, которые живут здесь, выросли, видели все «катаклизмы ландшафта» - что они считают главным в своем «доме», что они бы выделили, вычленили из общего круга того огромного множества черт своего края, которым они «обладают». И особо важно здесь мнение разного рода людей; просто потому, что место складывается как сумма множества пониманий пространства - в том числе и пониманий субъективных, разных людей. Особое место среди всех рассматриваемых «кандидатов» в доминанты должны играть те, что претендуют на проникновение во многие сферы жизни места. Обычно это мы называем «культурой». Она - неявна, не-гласна, порой невидима. «Видеть то, что не существует - основа всей человеческой культуры»*. Однако именно она проникает всюду, незаметно фор-мируя территорию через свои особые установки поведения и понимания окружающего. Это не значит, что главными чертами любого места должны быть некие особенности культуры местного населения — вовсе нет! Доминантами скорее будут символы, часто абстрактные - они будут косвенно выражать те черты, что спрятаны в территории; те черты, что как будто опреде- * «Seeing what is not there lies at the foundation of all human culture» [Tuan. 1998, p. 6; перевод мой — И.М.]. лены культурой; те черты, что выходят наружу, в повседневную жизнь как данность, как ключ к пониманию особенностей места. Например, для Череповца [Митин, 2001] визуальным символом его особого положения в современной России - как не вполне явного центра инноваций и полюса роста - становится Воскресенский собор, одновременно служащий доминантой архитектурной композиции Советского проспекта и «притаившийся» в леске на берегу Шексны. А для Олонца (см. II.2) символом активизации межрегиональных и международных связей, указанием на роль рек в истории развития и современном облике города - становятся мосты. Родина Не каждое место просто описать. Связано это не всегда с тем, что про что-то можно мало узнать, про что-то никто не расскажет; чтоб ехать куда-то, нужно потратить много сил и средств и проч. Иногда все объясняется гораздо проще и потому - парадоксальней. Иногда сложно описать место не потому, что его совсем не знаешь - а потому, что слишком хорошо его знаешь. Парадокс, однако он выражается довольно'явно: описываешь зачастую многие города и веси, но свой собственный город, свой дом, свою улицу оценить - не в силах. Здесь вырос, знаешь много-много всего - но как собрать воедино то, что непрерывно (!) всплывает в голове? То, что накопилось за много лет, переработалось, само собой построилось, но «выливаться» наружу не желает? Наше сознание ставит своего рода барьер на пути обобщения столь великого разнообразия, и это одна из главных проблем нашего пути к комплексности Нам требуется в такой ситуации «отстраниться», постараться отделить свое «глобальное» понимание от частной ситуации раскрытия образа. Тогда можно либо собирать материалы как и в любом другом месте - открывая все как новое, открывая мнение других, забывая о своем. Либо - основываться на собственных мимолетных ощущениях, идеях, мыслях. Они все равно будут «пропитаны» «всегдашним» пониманием, только выстроены они будут нестройно, заведомо нестройно - поэтому и чувство вины за то, что не охватил главного - не возникнет. Это будет просто маленький срез понимания места, пусть и родного - но только временной срез. Из него уже может сложиться КГХ.
|