Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семиотизация мира в ритуале 3 page





 

В большинстве случаев связывание синонимично соединению, контакту. Отсюда роль нити, поясов, узлов в обрядах, символизирующих включение героя в социальную структуру (ср. выше о “телеграфе”). Семантика соединения объясняет использование в качестве свадебных символов уздечки, хомута и других элементов упряжи и ее метафорики (ср.: супруг, запрягаться, впрягаться, и подобные термины со значением 'вступление в брак' — см.: Левинтон, 1975, с. 10). В обрядах опоясывания дома, селения, церкви наряду с идеей соединения присутствуют такие значения, как собирание разрозненного в одно целое, замыкание, восстановление границы между своим и чужим, обретение новой силы (ср. в рамках этого же обряда возжигание нового огня).

Одним из воплощений идеи силы, крепости, стойкости является у з е л, завязывание которого синонимично замыканию. С этим значением узлов согласуется их использование в качестве оберегов. “Замок и узел как символы силы снова получают значение запрещенья, уничтожения, порчи” (Потебня, 1989, с. 368). Поэтому, например, столь широко (в центральных губерниях России, в Белоруссии) был распространен обычай ехать венчаться, опоясавшись рыболовной сетью, ср.: “Когда едешь венчаться, то опояшься рыболовной сетью и тоща поезжай с богом: никто тебя не испортит, колдун не подступится” (Иванов, 1900, с. 113). В некоторых ситуациях сила, заключенная в узлах, ассоциируется с плодородием. На Украине при цветении огурцов цветы перевязывали нитью, вырванной из пояса, приговаривая: “Як густо сей пояс вязався, щоб так и моi огiрки густо вязались...” (Чубинский, 1872, с. 185; ср. к этому завязь плодов).

Соотнесению узла, пояса с идеей силы (специально о поясе — 'силе' см.: Толстой, 1987, с. 73—75) способствует уподобление пояса пуповине — средоточию и проводнику жизненной силы, получаемой человеком при рождении. Показательно, что в некоторых районах Украины пуповину завязывали на несколько узлов и хранили до тех пор, пока ребенок не сможет их развязать. Развязывание пуповины означало 'развязывание ума' (Кузеля, 1906, с. 26; Богатырев, 1971, с. 253). Примеры подобного рода свидетельствуют о том, что ритуальное связывание могло значить не только приобретение, но и “сдерживание” силы, а в некоторых случаях и намеренное лишение способностей, например способности ходить, действовать руками (ср. связывание ног и рук покойника, масленичный обычай “вязать колодки” париям и девицам, которые в отличие от своих сверстников еще не состоят в браке). Отсюда и двойственность семантики развязывания как действия со значением отделения, прекращения связи и как акта освобождения, выпуск на волю часто природных, неконтролируемых сил (ср. развязывание узлов, распускание волос роженицы, невесты, развязывание пуповины, “пут”, мешающих ходить ребенку, ср. также мотив отмыкаиия весны и т. п.).

Разумеется, содержание ритуала может кодироваться и в терминах других систем, объединенных идеями “делания”, создания новых вещей, преобразования естественного в искусственное. В тех

 

обрядах, где изменение статуса героя соотносится с его переселением, как правило, используется метафорика строительства нового дома, переселения, новоселья. Для свадьбы, как и для календарной обрядности, существенное значение имеют образы кузни, кузнеца (или двух божественных кузнецов, ср. Козьму и Демьяна), мотивы выковывания, сковывания венцов, волос, судьбы (Иванов, Топоров, 1974, с. 161). Ср. характерное: “Де тыи ковали живуть, / Що золотыи сокиры кують, / Ковалю-коваленьку, / Скуй мени сокироньку / Будемо печь рубати / Коровай добувати” (Чубинский, 1877, IV, с. 232). Не случайно кузнец является устойчивым образом в подблюдных песнях, предвещающих богатство, счастье или свадьбу (ПКП, № 169, 172. 226-230).

Особый интерес представляют обрядовые ситуации, в которых (нередко в пародийной форме) обыгрывается идея создания нового всеми доступными средствами. Ср. одно из описаний масленичного поезда у русских в Сибири: на санях “устроена кузница: здесь находится наковальня, молоток и крестьянин, наряженный кузнецом, который отбивает на наковальне литовку. На тех же санях находится мялка, которой обыкновенно мнут куделю; ею здесь мужики мнут солому. Кроме того, здесь находится корыто, в котором мужики же стирают белье, и ступа, в которой они пестом толкут уголья” (Громыко, 1975, с. 103). Характерно, что такого рода синтез “деятельностей” приурочен к порубежной ситуации, когда главной является задача обновления мира, что может быть представлено как его одновременное выковывание, выпрядение, очищение, возжигание нового огня.

Общая идея делания (изготовление священного, жертвоприношение — Топоров, 1988, с. 24) может конкретизироваться в таких вариантах, как “доделывание”, “переделывание”, “недоделывание”. Первый предикат особенно характерен для ритуального осмысления начальных этапов жизненного пути человека как его постепенного усовершенствования, придания ему недостающих свойств и качеств. Семантика “переделываиия” в полной мере присуща свадьбе, в частности ярко проявляется по отношению к невесте, из которой “делается молодица”. Полное преобразование может происходить и раньше (ср. “перепекание”, “перераживание”), но только при угрозе преждевременной смерти. Заново воссоздается мир в календарной обрядности, что подчеркивается, например, тем, что тушится “старый” огонь и возжигается “новый”. В контексте ритуальных представлений о жизненном цикле особенно значима характерная для погребальной обрядности идея “недоделывания”, незавершенности (ср. неполную обработку досок для гроба, шитье савана на живую нитку, не вполне готовые блюда на поминках и т. п.), что можно, вероятно, связывать как с переходом человека из одного состояния в другое, так и с идеей незаконченности жизни, возможности ее продолжения. И в этом смысле перекличка с представлениями о “недоделанности” ребенка приобретает особый смысл: в который раз круг замыкается.

Литература
Список сокращений

А. В. Обряды и обычаи у некоторых народов по случаю рождения детей // ЭО. Кн. 28. III.

Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983.

Абрамян Л. А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Л., 1991.

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Авдеев А. Д. Маска: опыт типологической классификации по этнографическим материалам // Сб. МАЭ. М„ Л., 1957. Т. 17.

Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.; М., 1959.

Авдеева К. Записки и замечания о Сибири. М., 1837.

Агапкина Т. А. О специфике белорусского обряда встречи весны // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тез. конф. М.. 1983.

Агапкина Т. А. Славянский обычай “греть покойников” // Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985.

Агапкина Т. А., Топорков А. Д. К проблеме этнографического контекста календарных песен // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986.

Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1854. Вып. 2.

Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984.

Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежность погребального обряда // Древности. М., 1890. Т. 14.

Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М., 1979.

Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиции //СЭ, 1981, № 2.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865—1869. Ч. 1—3.

Бабарыкин В. Сельцо Васильевское, Нижегородской губернии. Нижегородского уезда//Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1.

Байбурин А. К. Несколько замечаний о структуре русского свадебного обряда // Материалы XXVI науч. студ. конф. Тарту, 1971.

Байбурин А., Левинтон Г. Тезисы к проблеме “Волшебная сказка и свадьба” // Quinquagenario: Сб. статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1972.

Байбурин А., Левинтон Г. “Князь” и “княгиня” в русском свадебном величании (к семантике обрядовых терминов) // Русская филология. Тарту, 1975. 4.

Байбурин А. К.. Левинтон Г. А. Об анализе новых записей свадебного обряда // Современность и фольклор. М., 1977.

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Байбурин А. К. К истолкованию нескольких случаев ритуальной завершенности/незавершенности//Структура текста-81: Тез. симпоз. М., 1981а.

Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. 19816. Т. 37.

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба //Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985.

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990.

Байбурин А. К., Топорков А. Д. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.

Балашов Д., Красовская Ю. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л., 1969.

Балов А. Рождение и воспитание детей в Пошехонском у. // ЭО. 1890. № 3.

Балов А., Дерунов С. Я; Ильинский Я. Очерки Пошехонья: I // ЭО. 1897. № 4; II //ЭО. 1898. № 4; 1Ц//ЭО. 1899. № 1—2; IV//ЭО. 1901. № 4.

Беньковский И. Смерть, погребение и загробная жизнь по понятиям и верованию народа // КС. 1896. № 9.

Беньковский И. Поверья и обрядности родин и крестин // КС. 1904. № 10.

Берндт Р. М., Берндт К. X. Мир первых австралийцев. М., 1981.

Бернштам Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине XIX—начале XX в. //Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977.

Бернштам Т. А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX— начале XX в. // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Бернштам Т. А. Обряд “расставание с красотой”: К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде // Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Л., 1982.

Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Л., 1988.

Бернштейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры // СЭ. 1981. № 2.

Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

Богатырев Л. Г. “Полазник” у южных славян, мадьяр, словаков, поляков, украинцев // Lud Stowianski. 1933. Т. 3. Zesz. 1, В (etnografia); 1934. Т. 3. Zesz. 2.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.

Богораз (Тан) В. Г. Эйнштейн и религия. М.; Пгр„ 1923.

Богословский П. С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов. Пермь, 1927.

Бондаренко В. Н. Очерки Кирсановского уезда. Тамбовской губ. III—IV // ЭО. 1890. № 4.

Пинчуки: Песни, загадки..., собранные в Пинском уезде Минской губернии Д. Г. Булгаковским // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1890.

Бушкевич С. П. Об одном немотивированном эпическом сюжете // Фольклор:

Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы в двух частях. М., 1988. Ч. 1.

Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIII: Судьба-доля в народных представлениях славян // Сб. ОРЯС. Спб., 1889. Т. 46.

Beciлля. Кн. 1—2. Киiв, 1970.

Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907.

Виноградов Г. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожильческого населения Сибири (Восточная Сибирь, Тулуновский уезд. Иркутская губерния) // Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского университета. Иркутск, 1923. Вып. 5.

Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981.

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.

Виноградова Д. Н. Календарные “проводы” как rites de passage // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. М., 1985.

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив “уничтожения — проводов нечистой силы” в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990.

Вологодский фольклор / Сост. И. В. Ефремова. Вологда, 1975.

Всеволожская Е. Очерки крестьянского быт Самарского уезда // ЭО. 1895. № 1.

Вяселле: Абрад. Минск, 1978.

Гавлова Е. Славянские термины “возраст”, “век” на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках // Этимология-1967. М., 1969.

Гаврилюк Н. К. Картографирование явлений духовной культуры (по материалам родильной обрядности украинцев). Киев, 1981.

Гаврилюк Н. К. Традиционная погребальная обрядность Полесья в сравнении с Карпато-Буковинской зоной // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985.

Гаген-Торн Н. И. Свадьба в Салтыковской вол. Моршанского у. Тамбовской губ. //Материалы по семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926.

Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. 1933. № 5/6.

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. II: Древнерусские слова и поучения, направленные против язычества в народе // Зап. имп. Моск. археол. ин-та. М., 1913. Т. 18.

Гамкрелидэе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. 1984. Ч. 1, 2.

Ганцкая О. А., Лебедева Н. И., Чижикова Л. Н. Материальная культура русского населения западных областей // ТИЭ. I960. Т. 7.

Гвоздикова Л. С; Шаповалова Г. Г. “Девья красота”: Картографирование свадебного обряда на материалах Калининской, Ярославской и Костромской областей // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре. М., 1923.

Гнатюк В. Украiнськи похорониi звичаi й обряди в стнографiчний лiтературi / Зибр. В. Гнатюк // Етнографiчни збiрник. Львiв, 1912. Т. 31—32.

Галовацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. М., 1878. Ч. 1—3.

Городцов В. А., Бронвский Г. П. Этнографические заметки: Обычаи во время эпидемий // ЭО. 1897. № 3.

Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского уезда. 1915. Вып. 26.

Гриб А В. Некоторые элементы традиционной духовной культуры с. Бурмаки Дрожчииского района // Полесье и этногенез славян. М., 1983.

Гринкова Н. П. Старая и новая свадьба в Ржевском у. // Ржевский край. 1926. Вып. 1.

Гринкова Н. П. Очерки по истории'развития русской одежды (поясные украшения) // СЭ. 1934. № 1/2.

Гринкова Н. П. Обряд вождения русалки в селе Б. Верейка Воронежской области //СЭ. 1947. № 1.

Гринченко Б. Из уст народа. Чернигов, 1901.

Гродненские губернские ведомости. 1891, 4 дек. NS 97. Л. 2. Неофициальная часть.

Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII—первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975.

Гура А. В., Терновская О. А., Толстая С. М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу // Полесский этнолингвистический сборник: Материалы и исследования. М., 1983.

Гура А. В. Из полесской свадебной терминологии: Свадебные чины (словарь Б—М) // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984.

Гусев В. Е. От обряда к народному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

Гусев В. Е. О реконструкции праславянского календаря // СЭ. 1978. № 6.

Дам, В. Пословицы русского народа: В 2 т. М., 1984 (ср. издания 1904 и 1955 гг.).

Демидович Л. Из области верований и сказаний белорусов // ЭО. 1896. № 1.

Дзадзиев А. Б. Некоторые формы проведения свободного времени осетинских женщин в конце XIX—начале XX века // Вопр. осетинской археологии и этнографии. Орджоникидзе, 1980. Т. 36. Вып. 1.

Дивильковский. Уход и воспитание детей у народа: Первое детство // Изв. Арханг. о-ва изучения Русского. Севера. Архангельск, 1914.

Дмитриева С. И. Обетные и другие кресты Русского Севера // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985.

Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. Спб; М., 1891—1903. Ч. 1—4.

Добровольский В. Н. Кросна // ЭО. 1902. № I.

Доброзаков М. Село Ульяновка Нижегородской губернии Лукояновского уезда // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1.

Довнар-Запольский М. В. Белорусская свадьба в культурно-религиозных пережитках // ЭО. 1893. NS I, 2, 4.

Довнар-Запольский М. В. Исследования и статьи. Киев, 1909. Т. 1.

Дробницкий О.; Левада Ю. Ритуал // Филос. энциклопедия. М., 1967. Т. 4.

Дыминский. Суеверные обряды при постройке дома в Каменец-Подольской губ. // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1864. Вып. 6.

Едемский. Свадьба в Кокшеньге Тотемского у. (Вологодской губ.) // ЖС. 1910. Приложения.

Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Из ведийской антропологии (AVX, 2): опыт толкования // Semiotics and the history of Culture: In Honor of Juri Lotman (Studies in Russian) UCLA Slavic Studies. Columbus, 1988. Vol. 17.

Ермолов П. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Спб., 1901—1905. Т. 1—4.

Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, 1971.

Журавлев А. Ф. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение // Славянский и балканский фольклор. М., 1978.

Забелин И. Домашний быт русского народа в XVII и XVIII столетиях. М., 1915. Т. 1, ч. 2.

Завоюю Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. //ЭО. 1914. № 3—4.

Завойко Г. К. В костромских лесах по Ветлуге-реке //Тр. Костром, науч. о-ва по изучению местного края: Этногр. сб. Кострома, 1917. Вып. 8.

Запольский М. Белорусская свадьба и свадебные песни. Киев, 1888.

Здоровега Н. Нариси народноi весильноi обрядовостi на Украiнi. Киiв, 1974.

Зеленин Д. К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губернии // ЖС. 1905. № 1, 2.

Зеленин Д. К. Народный обычай греть покойников // Сб. Харьков, ист.-филол. о-ва. Харьков, 1909. Т. 18.

Зеленин Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // ЖС. 191 la. № 2.

Зеленин Д. К. “Обыденные” полотенца и “обыденные” храмы // ЖС. 19116. № 2.

Зеленин Д. К. К. вопросу о русалках: (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и финнов) // ЖС. 1911в. № 3—4.

Зеленин Д. К. Русские народные обряды со старой обувью // ЖС. 1913. № 1—2.

Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского географического общества. Пгр., 1914—1916. Вып. 1—3. (Продолжающаяся пагинация во всех выпусках).

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Вып. 1: Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916.

Зеленин Д. К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. 1926. NS 2.

Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Ч. 1:

Запреты на охоте и иных промыслах // Сб. МАЭ. 1929. Т. 8. Ч. 2: Запреты в домашней жизни // Сб. МАЭ. 1930. Т. 9.

Зеленин Д. К. Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма // ТИЭ. 1934. Т. 1, вып. 1.

Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л., 1937.

Зеленин Д. К. О старом быте карел Медвежьегорского р-на Карело-Финской ССР // СЭ. 1941. № 5.

Земцовский И. И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

Зернова А. Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае // СЭ. 1932. № 3.

Зимин М. Плачи по призванным на военную службу // Тр. Костром, науч. о-ва по изучению местного края: Второй этногр. сб. Кострома, 1920.

Зорин Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981.

Зырянов И. В. Типы свадебных причитаний // Фольклор и литература Урала. Пермь, 1977.

3. Р. Свадебный обряд Кайгородской волости Слободского уезда Вятской губ. // Сб. Слободского родиноведческого музея. Слободской, 1921.

Иваница А. Домашний быт малоросса Полтавской губ. // Этнографический сб. ИРГО. 1853. Вып. 1.

Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // ИОЛЕАЭ. М., 1890. Т. 2, вып. 1.

Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губ. // ЭО. 1900. N? 4.

Иванов Вяч. Вс. Категория “видимого” и “невидимого” в тексте: еще раз о восточнославянских параллелях к гоголевскому Вию // Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hague; Paris, 1973.

Иванов Вяч. Вс. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva — “конь” // Проблемы истории языков и культуры народов Индии: Сб. статей памяти В. С. Воробьева-Десятовского. М., 1974.

Иванов Вяч. Вс. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дар и обмен // Славянское и балканское языкознание: Проблемы интерференции и языковых контактов. М., 1975.

Иванов Вяч. Вс. О последовательности животных в обрядовых фольклорных текстах // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979.

Иванов Вяч. Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983.

Иванов Вяч. Вс. Проблемы реконструкции общеиндоевропейского погребального обряда и ритуального текста // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

Иванов В. В., Топоров- В. Н. К семиотическому анализу мифа и ритуала (на белорусском материале) // Sign. Language. Culture / Ed. by A. J. Greimas et al. The Hague; Paris, 1970.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Проблема функций кузнеца в свете семиотической типологии культур // Материалы Всес. симпоз. по вторичным моделирующим системам 1 (5). Тарту, 1974.

Иванов В. В., Топоров В. Н. К истокам славянской социальной терминологии: семантическая сфера общественной организации, власти, управления и основных функций // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. М., 1984.

Иванов П. Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки, относящиеся к малорусской хате//Харьковский сб. 1889. Вып. 3, отд. 2.

Иванов П. Этнографические материалы, собранные в Купянском уезде Харьковской губ. //ЭО. 1897. № 1.

Кагаров Е, Форми та елементи народноi обрядовости. Киiв, 1928.

Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сб. МАЭ. 1929. Т. 8.

Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины // Крестьянское искусство СССР. Л., 1928. Т. 2.

Карский Е. Ф. Белорусы: Очерки словесности белорусского племени. Варшава, 1916. Т. 3.

Кедрина В. Е. Обряд крещений и похорон кукушки в связи с народным кумовством // ЭО. 1912. № 1—2.

Клейн Л. С. Мед-пиво народной сказки // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985а.

Клейн Д. С. Похороны бога и святочные игры с умруном // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд. М., 19856.

Козырев Н. Г. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // ЖС. 1912. № 1.

Колева Т. За лроисход на пролетните момински обичаи // Проблеми на бьлгарския фолклор. София, 1972.

Колева Т. Происхождение весенних девичьих обычаев у некоторых южнославянских народов // Македонски фолклор. 1973. Т. 6, бр. 12.

Колева Т. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов // СЭ. 1974. № 5.

Колесса Ф. Людовi вiрування на Пiдгiрю, в с. Ходовичах Стрийского пов. // Етнографiчний збiрник. Львов, 1898. Т. 5.

Колпакова Н. IT. Старинный свадебный обряд // Фольклор Карело-Финской ССР. Петрозаводск, 1941.

Колпакова Н. Л. Лирика русской свадьбы. Л., 1973.

Кон И. С. Ребенок и общество. М„ 1988.

Конкка У. Табу слов и закон иносказания в карельских плачах // Проблемы фольклора. М., 1975.

Костолевский Ив. Из народных суеверий, примет и обычаев Еремейцевской волости, Рыбинского уезда // ЭО. 1891. № 3.

Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868.

Кравченко В. Звичаi в селi Забрiддi. Житомiр, 1920.

Кравченко В. Вогонь (матерiял, зiбраний на Правобережжi) // Первiсне громадянство та його пережитки на Украинi. 1927. Вып. 1/3.

Крачковский Ю. Быт западнорусского селянина // ЧОИДР. 1873. Кн. 4 (отд. изд.: М., 1874).

Криничная Н. А. Северные предания / Подг. Н. А. Криничная. Л., 1978.

Криничная Н. А. Эпические произведения о принесении строительной жертвы // Фольклор и этнография: У этнографичесских истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.

Криничная Н. А. Концепция происхождения человека (по данным мифологии, фольклора и ранних философско-медицинских учений) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1989.

Крушинский А. Обычаи поселян в окрестностях м. Чуднова Житомирского уезда // Волынские губернские ведомости. I860. № 10.

Крюкова Т. А. “Вождение русалки” в селе Оськино Воронежской области // СЭ. 1947. № 1.

Кузеля Зенон. Дитина в звичаях i вiруваннях украiнського народа // Матерiяли до украiнсько-руськоi етнольогиi. Львiв, 1906. Т. 8; 1907. Т. 9.

Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.

Куликовский Г. К. Похоронные обряды Обонежского края // ЭО. 1890. № 1.

Кулшшич Ш., Петрович Л. Ж., Пантелич Н. Српски митолошки речник. Београд, 1970.

Лебедев А. Калужская губ.. Калужский у. // ГМЭ, ф. 7, on. 1, ед. хр. 520.

Лебедев Н. Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда // Этногр. сб. ИРГО. Спб., 1853. Вып. 1.

Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965.

Левинтон Г. А. Некоторые общие вопросы изучения свадебного обряда // Тез. докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970.

Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

Левинтон. Г. А. К описанию, интерпретации и реконструкции славянского текста со специализированной прагматикой: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1975.

Левинтон Г. А. Из лингвистических комментариев к славянскому обрядовому тексту // Славянское и балканское языкознание: Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М., 1977.

Левинтон Г. А К статье Д. К. Зеленина “Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских” // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979.

Левинтон Г. А. Ритуалы и ритуализованные формы поведения // Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988.

Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Л., 1991.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Левкович В. Л. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования. М., 1970. Вып. 4.

Левкович В. Л. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

Листова Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, у русских западных областей РСФСР // Полевые исследования Института этнографии. 1982. М., 1986.

Jlic Арсень. Купальскiя песнi. Мжск, 1974.

Литвинова-Бартош П. Я. Весiльнi обряди i звичаi у селi Землянцi Глухiвськiго пов. у Чернигiвщинi! // Матерiяли до украiнсько-руськсi етнольогii. Львiв, 1900. Т. 3.

Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // ТЗС. Тарту, 1967. Вып. 3.

Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. Вып. 1.

Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни: (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

Лотман Ю. М. Место киноискусства в механизме культуры // ТЗС. 1977. Вып. 8.

Лотман Ю. М. “Договор” и “вручение себя” как архетипические модели культуры // Проблемы литературной типологии и исторической преемственности: Тр. по рус. и славян, филологии. 32: Литературоведение. Тарту, 1981 (Учен. зап. ТГУ; Вып. 513).

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

Ляцкий Е. А. Представления белоруса о нечистой силе // ЭО. 1890. № 4.

Ляцкий Е. А. Болезнь и смерть по представлению белорусов // ЭО. 1892. № 2—3.

Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губ. Вятка, 1883.

Майков Л. Великорусские заклинания // Зап. ИРГО по Отд. этногр. Спб., 1869. Т. 2:

Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Зап. ИРГО по Отд. этногр. Спб., 1913. Т. 36.

Date: 2015-12-11; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию