Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолингвистика





В современном научном мире наблюдается тенденция к развитию синтетических наук, стоящих на границе двух или нескольких дисциплин. В частности, так происходит и с разделом психолингвистики. В рамках формирования языковой личности, способной реализовать свой коммуникативный потенциал, особо значимы вопросы психолингвистической конфликтологии, коммуникативных стратегий и тактик, речевого планирования и контроля.

Рекомендуемая литература: Гойхман О. И., Надеина Т. М. речевая коммуникация; Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика; Леонтьев А А. Основы психолингвистики. М., 1997; Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989; Ейгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. Харьков, 1990.

4. Речевое взаимодействие «медицинская сестра – пациент»

 

Для того чтобы грамотно общаться с пациентом, необходимо понять его, понять его внутренний мир.

Понимание больного человека – это не только цель для управления определенной ситуацией. Это долгосрочная стратегия помощи пациенту точно увидеть ситуацию, в которой он находится, и обрести стиль чувствования своего мира.

Способность понимать – решающее профессиональное качество - имеет свое определенное значение. Это особенное умение, которое больше того, что люди обычно называют пониманием. Его не следует путать с пассивным слушанием или просто с согласием или прощением.

Общение медсестры с пациентом – не всегда простая задача. Не все охотно вступают в контакт, нередки случаи недоброжелательства, неприязни, неадекватной реакции. Надо уметь не заметить раздражение и грубость, так направить беседу, чтобы пациент осознал важность и необходимость общения с медсестрой. Как правило, к концу беседы даже у самого хмурого и некоммуникабельного человека наступает разрядка. Больные успокаиваются, выражение их лиц делается мягче, по-другому святятся глаза.

Нередки такие ситуации, когда больные очень словоохотливы, говорят с большим удовольствием. Нельзя высказывать нетерпеливость, перебивать его рассказ. Надо уметь слушать, дать высказаться, а позже выяснить необходимые моменты, умело направляя беседу конкретно поставленными вопросами. Врачевание во многом является искусством, и оно требует от его служителя больших усилий, творчества, поисков путей и методов психологического контакта, умелого воздействия на эмоциональную и рациональную сферы больного, поддержания в нем бодрости, веры в свое выздоровление.

Очень важно быстро устанавливать контакт с пациентом. Медсестра постоянно находится среди больных, поэтому ее доброжелательное, теплое отношение к пациенту оказывают на него психотерапевтическое воздействие. Эти факторы, а именно: забота, внимание – являются основой контакта между медсестрой и больным. Огромное значение при этом имеют словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

Дикция должна быть отчетливой, т.к. медсестра с плохой дикцией заставляет больного либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз. Такая медсестра станет предметом насмешек, особенно если она «глотает» определенные звуки, что-то бормочет про себя или гнусавит, а сама ее речь нервная, с оговорками или нерасчлененная, монотонная. Нужно иметь в виду, что все органы речевого аппарата принимают участие в создании звучности, темпа, высоты, тембра и артикуляции, которые в своей совокупности и определяют характер дикции.

Четкость произношения во многом зависит от его темпа. Темп – это прежде всего скорость речи. Речь медсестры не должна быть вялой, т.к. больной при этом теряет не только внимание к содержанию речи, но и терпение. В результате чего возникает апатия к происходящему вокруг. Быстрота речи снижается, она становится неуверенной, вымученной.

Медицинская сестра наиболее важные слова должна проговаривать в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении – в несколько убыстренном.

Также необходимо пользоваться паузой, т.к. она позволяет больному «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Паузы необходимы для ясности изложения или подчеркивания выразительности, значительности слов.

Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Медсестре необходимо избегать монотонности. Для этого надо пользоваться разной высотой голоса, разными тонами. Следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, что недопустимо для медсестры, т.к. больной человек болезненно реагирует на это.

Причины недостатков в произношении кроются в самой личности медсестры. Она может быть усталой, робкой, слишком самоуверенной, безразличной, вялой, больной. Если устранить эти причины, ее произношение обязательно изменится к лучшему.

Для того, чтобы быть мудрым в общении, необходимо сформировать нужное коммуникативное состояние, которое заключается в следующем:

· Запретить себе думать о посторонних вещах во время общения

· Сосредоточить свое внимание на больном

· Внимательно следить за его реакцией

· Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваша речь и внимание больного

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы

· Иметь наступательный волевой настрой – не идти на поводу у больного.

Все эти составляющие внутреннего состояния медсестры находит отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается больным на подсознательном уровне. Нельзя приходить к больному и говорить, чувствуя себя расслабленной, безвольной, равнодушной. Все это сразу ощутит пациент (пусть даже и не осознает поначалу), и его реакция будет неблагоприятной, пассивной.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности (равноправия) – находит свое выражение во всем, начиная с приветствия и кончая прощанием. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. Если медсестра, зайдя в палату, улыбнется и скажет: «Доброе утро, Иван Иванович!», оно, утро, действительно будет добрым.

Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к ее словам.

Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние – вот главное в общении медсестры и пациента. Некоторые больные внимательно (обостренно внимательно!) прислушиваются к словам медсестры. В результате случайно оброненное слово, не так заданный вопрос, жест, мимика, недопустимо жалостливое отношение могут стать причиной тяжелых переживаний, а также конфликтных ситуаций.

Умение разговаривать со страдающим человеком редко бывает врожденным даром. Его надо развивать в себе в процессе повседневной работы, долго и терпеливо учиться общению с больными.

Помимо общения с больными, медсестра обязана соблюдать коллегиальность. Взаимная вежливость, умение прислушиваться к мнению другого украшают ее и поднимают ее авторитет в глазах пациентов. Коллегиальность нужна всем.

Почему же нарушаются принципы коллегиальности, совершаются ошибки во взаимоотношениях медсестры с окружающими? Видимо, молодые ошибаются потому, что они молоды, самоуверенны, резки в суждениях. У них нет опыта, превалирует эмоциональная сторона деятельности центральной нервной системы, отсутствует самокритичность, гипертрофирована оценка собственной личности (не зря говорят, что каждый из нас проходит через период наполеонизма). Опытные же допускают ошибки потому, что они считают себя всезнайками, а на деле оказываются зазнайками, позволяют себе свысока глядеть на тех, кто, возможно, действительно слабее их, не терпят чужого мнения.

 

Смотри, нас трое – я, ты и болезнь

Если ты будешь на моей стороне,

нам, двоим, легче будет одолеть ее.

Но если ты перейдешь на ее сторону,

я один буду не в состоянии одолеть вас обоих.

Абуль – Фарадж, сирийский врач XII века

5. Мысли у изголовья больного: тут лечить не только тело - душу нужно

Болезнь, особенно серьезная, значительно меняет психику. Изменяются желания и стремления, свойственные здоровому человеку, все сразу отходит на задний план. Переоцениваются ценности. Меняется отношение к жизни и работе, к окружающим и родственникам, к самым близким людям. Меняется отношение и к самому себе. Все земное уходит в прошлое, остается как бы за занавесом, по ту сторону, а на этой стороне оказываются двое: больной и его грозный противник – болезнь. В такой ситуации эта болезнь и все, что с ней связано, приобретают особую важность и значительность. Нередко появляются замкнутость, легкая уязвимость психики, необычные, часто неадекватные реакции на пустячные факты и события. Все оценивается через призму болезни. Она, как фильтр, процеживает все ситуации, как призма, преломляет все многоцветье жизни, давая в итоге один серый цвет. Психические переживания тяжелобольного подчас заглушают его физические страдания.

Больному становится легче уже от одного вида медсестры, от ее улыбки, приятной наружности и одежды – белого халата и шапочки. И наш долг – не обмануть ожидание больного.

Пребывание медсестры у постели больного, встреча ее с больным в поликлинике, амбулатории и в других ситуациях – один из сложных и важных моментов искусства врачевания. От того, как медсестра выслушает, как спросит, как посмотрит, какое уделит внимание, во многом зависит дальнейшее состояние больного.

Практика показывает, что во время встречи с медсестрой больной всегда явно или тайно наблюдает за ней, изучает ее жесты, выражение лица и делает свои выводы. Незаинтересованность, равнодушие по отношению к больному несовместимы с профессией медсестры. Спешка, даже нетерпеливый или небрежный жест медсестры – и настроение больного испорчено надолго, а в состоянии его наступает ухудшение.

Общение медсестры с больным есть своеобразный ритуал, а здесь должны быть соблюдены все элементы этикета. Медсестре нужно быть тонким психологом, а не только блестящим специалистом.

Мусса Джалиль в своем стихотворении «Выздоровление» писал:

 

Я болел, уже совсем был плох,

Истощил аптеку по соседству

Но бледнел, худел все больше, сох –

Все мне бесполезны были средства.

Время шло. Пришлось в больницу лечь,

Но и здесь я чах в тоске недужной,

Не о той болезни, видно, речь:

Тут лечить не тело – душу нужно.

Это-то и поняла одна

Девушка, мой новый врач палатный:

Укрепляла сердце мне она

Взглядами, улыбкою приятной.

Ну, конечно, был тогда я хвор,

Верно, и физической болезнью,

Но определил врачебный взор

Главное и чем лечить полезней.

 

Эти строки красноречиво говорят об умении лечить не только тело, но и душу. Все врачует – и жесты, и мимика, и даже… молчание. Молча посидите у постели. Ведь и молчание медсестры может быть не менее красноречивым, чем длинная речь! Одна больная сравнивала медсестру у постели больного с образом матери в детстве: мать дома – значит, ничего страшного, ничего не случится, а если и случится – она всегда тут, рядом она отведет любую беду. Пожалуй, лучше не скажешь

Слово медсестры может оказать влияние не только на душевное состояние, но и на тело человека, на все жизненно важные функции организма. Известный русский врач профессор М.Я. Мудров говорил: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побуждает телесные боли, тоску, метания».

 

Выводы

Сейчас уже бесспорным является то, что формирование общей культуры человека всецело зависит от качества его языковой подготовки.

Старая русская пословица «по одежке встречают, по уму провожают» несколько утратила свою актуальность. Сейчас визитной карточкой человека является его речь.

Вопросу качества речевой подготовки студентов ВУЗов и колледжей сейчас уделяется много внимания. А в медицине специалист, плохо владеющий словом, иногда становится профессионально непригодным. Согласитесь, что мировоззрение и словарный запас Эллочки-Людоедки и Полиграфа Шарикова жизненно опасны в сфере здравоохранения.

Естественно, что совершенствованием речи необходимо, как гимнастикой, заниматься ежедневно. Только тогда результаты будут заметны. Надеюсь, что повышенный интерес к русскому языку и культуре речи в последнее время не дань моде, а осознанная потребность быть востребованным специалистом, да и просто интересным, культурным человеком.

Ценность медицинского работника, конечно же, в первую очередь определяется его профессиональной компетентностью, а не способностью к красноречию, но вновь вспомним библейское: «Вначале было слово …». И пусть ваше слово будет созидающим и исцеляющим.

 

Закончить теоретическую часть нашего пособия я хочу стихами Марины Цветаевой:

 

Обнимаю тебя кругозором

Гор, гранитной короною скал.

Занимаю тебя разговором –

Чтобы легче дышал, крепче спал.


Date: 2015-12-11; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию