Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для преподавателя





Учебно-методический комплекс по дисциплине

Управление технологиями

 

Направление:__ Менеджмент организации

 

 

Рассмотрено на заседании методической комиссии института (факультета) Протокол №________ «____» _______________ 201___ г Председатель МК _______________ (подпись, И.О.Ф.) Утверждено на заседании кафедры     Протокол №_______ «___» _____________ 201__ г. Зав. кафедрой ___________________ (подпись, И.О.Ф.)

Омск 2012 г.

 

 

Автор-составитель:

Легчилина Е.Ю., доцент, к. экон. наук.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление технологиями»

составлен в соответствии с требованиями (федерального) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по направлению подготовки «Менеджмент»

 

По профилю «Логистика»

Учебная дисциплина «Управление технологиями» относится к «Профессиональному циклу» циклу, вариативной части, код цикла - Б3.В.ДВ.8.2 и является дисциплиной по выбору

 

По профилю «Менеджмент организации»

Учебная дисциплина «Управление технологиями» относится к «Профессиональному циклу» циклу, вариативной части, код цикла - Б3.В.ДВ.5 и также является дисциплиной по выбору

 

_____________________________________

(подпись автора и дата составления)


Методические рекомендации для преподавателя

  1. Методический комментарий по дисциплине

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности студентов по достижению целей обучения.

При изучении теоретической части предмета используется объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а студенты ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации осуществляется с помощью устного слова (лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, диаграммы, кино и диафильмы).

Лекция, представляющая собой монологический способ изложения теоретического материала, предусматривает: точную и четкую формулировку сути излагаемой проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненную логику изложения.

К лекции предъявляются определенные требования:

на первой лекции следует назвать количество часов, которое отводится в целом на дисциплину, в том числе, на лекции и практические занятия; сказать о форме итогового контроля, об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов; проинформировать о консультациях, об учебниках, их наличии в библиотеке университета, о методике чтения лекций;

изложение материала должно происходить по предложенному студентам плану, акцентируя при этом окончание одного и начало изложения следующего вопроса;

началу темы лекции должно предшествовать введение в тему, а ее окончание должно сопровождаться главными выводами; этого же принципа следует придерживаться и при рассмотрении вопросов темы;

необходимо выделять голосом то, что студенты должны записать, произносить с расстановкой и таким темпом, чтобы они успели записать с четким произношением окончаний;

изложение материала должно быть четким, логичным, аргументированным;

использовать для привлечения внимания риторические вопросы, «разряжающие» фразы типа: «Особенно хочу подчеркнуть следующее...», «Необходимо обратить внимание…»;

создавать «паузы отдыха» - приводить примеры, исторические справки, разъяснения отдельных ситуаций.

К числу базовых положений, на которых строится изучаемый на лекциях теоретический материал, относится понимание управления технологиями в качестве:

1. Современной концепции управления производством, используемой для минимизации времени производства продукта (услуги) при заданном качестве.

2. Практического и прикладного применения микро­экономической теории, ориентирующей на принятие управленческих решений с учётом внутренних (про­изводство, издержки, прибыль и др.) и внешних факторов (потребительский спрос, поведение конку­рентов, состояние рынка и др.), а также области знаний на стыке социологии, психологии, информатики, ста­тистики, управленческого учёта и др.

3. Важнейшей функции, координирую­щей усилия производства на развитии технологии для достижения общих корпоратив­ных стратегических и оперативных целей организации.

4. Деятельности, обеспечивающей преобразование сырья или ресурсов в конечную продукцию и деятельности исполнителя и как способ ее организации и воспроизводства, т. е. совокупность знаний, умений и навыков. Технология, представляет собой: форму взаимодействия между наукой и практикой; базовый элемент организации как социотехнической системы, образующийся на стыке ее составляющих: «вещной» (машины, механизмы, оборудование, инструмент) и социальной (люди, социальные группы); сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях; использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере

5. Постоянно развивающейся практики управления технологиями, основанной на гибком соче­тании положений современ­ного отечественного и зарубежного опыта, и реальных условий деятельности российских компаний.

6. Научной дисциплины, рассматривающей управление технологиями как философию предпринимательства, как общую методологию и конкретные методы действий любой производственно-коммерческой деятельности в различ­ных сферах экономики и отраслях промышленности, ориентированной на развитие, организации.

Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Студенты при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя студенты при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Ведущее место занимает проблемная лекция, предполагающая двухстороннюю мыслительную деятельность – преподавателя и студентов. При этом искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций.

Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.

Структура главной части проблемной лекции следующая:

– формулирование проблемы;

– поиск ее решения;

– доказательство правильности решения;

– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит студентов думать - видеть проблему самостоятельно и находить способы ее решения.

Для значительной активизации учебного процесса и роста его эффективности при изучении практической части предмета применяются методы активного обучения - дискуссии, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), групповое обсуждение проблем способов, методов управления технологическими процессами и технологиями под руководством преподавателя (метод случаев, активного диалога, круглого стола; организационно-деятельностная игра), которые основываются на активном включении в соответствующее действие и формируют у обучаемых не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

Данные формы организации учебного процесса способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому) усвоению учебных проблем, активному взаимодействию студентов и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. При этом деятельность студентов носит продуктивный,

творческий, поисковый характер.

Для использования активных методов обучения обязателен соответствующий методический инструментарий: сценарий проведения практических занятий, а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы студентов.

Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности студентов с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

– целевые установки студентам на самостоятельную работу;

– методические рекомендации;

– основную литературу, необходимую для подготовки;

– проблемные задачи и задания;

– вопросы для самоконтроля студентов.

Организация проблемного обучения на семинаре требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию.

Правильный выбор формы проведения семинара способствует реализации этой цели.

Наиболее часто применяются следующие формы семинарских занятий:

вопросно-ответный;

развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия;

устные доклады с последующим обсуждением;

обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами;

семинар-диспут;

комментированное чтение первоисточников;

решение задач и упражнений на самостоятельность мышления и др.

Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара.

Дискуссия – коллективное мышление, и одним из условий ее успешного проведения является хорошая подготовка к ней всех студентов, которым заранее необходимо указать

проблемы и основные вопросы для обсуждения и поиска наиболее приемлемых решений.

Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать студентов своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой.

Дискуссии, как правило, должна предшествовать интеллектуальная разминка, целевое назначение которой:

приведение в состояние «боевой готовности» наличных знаний студентов;

интеллектуальный настрой на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач;

оперативный контроль уровня подготовленности студентов к данному занятию.

Основу интеллектуальной разминки составляют группы вопросов:

1. Вопросы по понятийному аппарату темы.

2. Вопросы по ориентировке в рекомендованным к изучению литературным источникам.

3. Вопросы на знание проблем и противоречий изучаемой темы.

4. Вопросы на понимание существа данных проблем и противоречий.

5. Вопросы, раскрывающие отношение студентов к этим проблемам и

противоречиям.

Разминка проводится, как правило, в течение 10–15 минут путем постановки вопросов, требующих минимального времени для ответа на них. Вопросы адресуются каждому студенту в индивидуальном порядке. В ходе разминки преподаватель может задать 10–15 вопросов.

При проведении дискуссии преподавателю необходимо:

внимательно следить и управлять ходом обсуждения вопросов и совместного поиска ответов на них;

направлять студентов на то, чтобы они научно раскрывали свои тезисы, логически и последовательно обосновывали свои доказательства;

поощрять участников, активно и заинтересованно обсуждавших поставленные проблемы;

следить, чтобы план семинара не был перегружен второстепенными вопросами.

Одним из вариантов работы преподавателя может быть следующий:

1. Уточнение исходных данных, необходимых для разработки учебно-методических материалов к занятию.

2. Изучение теоретических положений и рекомендаций по применению приемов и методов проблемного обучения на занятии.

3. Выяснение готовности студентов к работе на данном занятии с элементами проблемности.

4. Формулирование учебной цели занятия.

5. Разработка вопросов для создания проблемных ситуаций на занятиях.

6. Формулирование учебных проблем.

7. Определение организации процесса разрешения учебных проблем.

8. Оказание помощи студентам в разрешении проблем.

9. Разработка плана обсуждения разрешаемых проблем.

10. Подведение итогов работы студентов над разрешением учебных проблем и

постановка задач для самостоятельной работы.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения проблемных ситуаций.

Метод анализа конкретных ситуаций входит в систему активных методов обучения и является одним из наиболее доступных и сравнительно простых в организации учебного занятия.

Приобщение студентов к анализу конкретных ситуаций должно осуществляться поэтапно, по нарастающей сложности от темы к теме.

Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

I этап: введение в изучаемую проблему.

Введение должно ориентировать студентов на предмет предстоящего разговора, нацеливать их не на перечисление, а, напротив, на вдумчивый поиск, анализ и т. д.

II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов.

Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными (но в пределах одной и той же темы) или же одинаковыми для всех подгрупп. Возможно, и первоначальное знакомство с ситуацией непосредственно в ходе семинарского занятия.

III этап: групповая работа над ситуацией.

Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания.

IV этап: групповая дискуссия.

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия; каждая последующая подгруппа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации.

Как показывает опыт, целесообразно подводить итоги дискуссии и давать оценку результатов анализа после завершения обсуждения каждого блока вопросов. Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп.

Проведение групповой дискуссии требует, как от преподавателей, так и от студентов тщательной предварительной подготовки, которая занимает примерно в 2–3 раза больше времени, чем проведение самого занятия.

Но это наблюдается, как правило, при проведении первых занятий таким методом. В последующем студенты с большим вниманием и интересом относятся к подготовке и принимают непосредственное активное участие в проведении групповых занятий.

V этап: итоговая беседа.

Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.

Метод случаев предназначен для формирования у студентов умения применять на практике полученные ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.

Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части.

1-я фаза – передача и изучение студентами информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы студенты изучили его самостоятельно.

2-я фаза – имеет целью формирование у студентов умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.

3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.

4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.

5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.

6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.

Метод активного диалога предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.

Наиболее целесообразна следующая методика проведения семинара этим методом.

Подготовительный этап.

В период подготовки (за 7–10 дней до семинара) во время самостоятельной работы определяются докладчик, содокладчик и определяются руководители инициативных групп по каждому вопросу. Каждый руководитель заранее готовит выступление на 5–7 минут, раскрывающее актуальность и значение рассматриваемого вопроса, основные его проблемы. Определяется состав экспертной группы в составе двух человек для учета выступлений и выставления индивидуальных оценок.

В этот период назначается также студент, который будет вести семинар. В его обязанности входит:

соблюдение регламента времени, отводимого на каждый вопрос;

руководство обсуждением вопроса (кому предоставить слово для отчета, обеспечение порядка и дисциплины при обсуждении вопроса);

оказание помощи каждой группе, отвечающей на допросы, и др.

Основной этап.

Проведение семинара начинается вступительным словом преподавателя. После этого желательно заслушать и обсудить доклад, а также заслушать оппонента. Затем преподаватель определяет состав инициативной группы по первому вопросу. После определения состава группы он вместе с ведущим семинара занимает свое место за двумя столами лицом ко всей аудитории.

Ведущий предоставляет слово для 6–7 минутного выступления руководителю

группы, а затем вопросы по сути первого вопроса семинара, а инициативная группа отвечает на них.

Эта часть семинара является наиболее важной. Каждый участник не только задает вопросы, но и выдвигает свои гипотезы, спорит, доказывает свою правоту, неоднократно обращается к записям лекций и учебных пособий для уточнения своих знаний и нахождения более убедительных и точных аргументов.

Таким образом, главным и основным требованием к организации работы на таком семинаре является следующее: студенты должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими.

Говоря о методике постановки вопросов и ответов на них, необходимо отметить, что задающий вопрос может обращаться не ко всем, а к конкретному человеку в инициативной группе. Если этого нет, то ведущий регулирует равномерное распределение вопросов между членами группы.

По истечении времени, отведенного на вопрос, ведущий предоставляет слово преподавателю, который делает заключение по вопросу (раскрывает, что составляет суть данного вопроса, указывает, на что обратить особое внимание, дает ответы на вопросы, не получившие должного освещения, и т. д.).

Затем таким же образом обсуждаются все последующие вопросы семинара.

Заключительный этап:

подводятся итоги семинара;

заслушивается выступление экспертной группы и руководителя семинара с оценкой работы каждого обучаемого;

проводится анкетирование студентов;

ставятся задачи на самостоятельную работу.

Необходимо отметить, что проведение семинара методом активного диалога требует определенной подготовительной работы и постоянного совершенствования методики. Проведение семинара данным методом позволяет достичь цель только при условии комплексного использования различных элементов методов активного обучения.

Метод «круглого стола» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.

Целевое назначение метода состоит в:

обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью

видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;

введение в практику принципа «свободного микрофона»;

создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:

Вариант «А»:

– краткое вводное слово ведущего;

– заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»;

– постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;

– развертывание дискуссии;

– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

Вариант «Б»:

блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;

уточнение порядка и характера работы;

ответы по существу поставленных вопросов;

заслушивание мнения выступающих из аудитории;

нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

Вариант «В»:

показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);

представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;

подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;

дискуссирование;

нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «КС» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы «КС», высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность студентов.

Организационно-деятельностная игра в отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к овладению заданными функциями ролевого поведения, имеет целью – решение проблемной задачи теоретического уровня и развитие рефлексивного компонента творческого мышления.

Данный метод предполагает следующую методику проведения занятия. При этом может быть использовано несколько вариантов в его осуществлении:

I вариант. На занятии преподаватель разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой из них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После чего дает 15–20 минут для выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного

вопроса студентам не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на

поставленный вопрос.

После истечения установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы.

Причем вначале обсуждается вопрос, который готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить внимание. Только после того, когда решены все задачи, следует перейти к обсуждению второй проблемы и т. д.

II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, преподаватель на самостоятельной подготовке предлагает каждому студенту выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На обдумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю.

Собрав информацию, преподаватель отбирает из нее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе для подготовки ответа.

На семинарском занятии он организует обсуждение данных по проблеме по уже изложенной выше методике.

Таким образом, умелое применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов.

2.Конспект лекций дисциплины «Управление технологиями»

(модуль 1 «Технологии и экономика». Промежуточная аттестация - зачет)

 

Тема «Технология»

1. Общее описание сферы управления «Технологии»

2. Сущность понятие «технологии»

Date: 2015-12-11; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию