Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система отбора и спортивной ориентацииЦеленаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности. Спортивный отбор-длительный, многоступенчатый процесс который может быть эффективным, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности. Спортивный отбор - система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации, в определенном виде спорта. Спортивный отбор основывается на знаниях комплекса качеств (модельных характеристик), которыми обладают сильнейшие спортсмены определенного вида спорта. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Трудности спортивного отбора усугубляется тем, что надо знать не только о конечной модели чемпиона или рекордсмена, но и о том, как формировался спортивный идеал, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивного совершенствования. Знание процесса учебно-тренировочной работы позволяет более целенаправленно тренировать юных спортсменов. Очень трудно в начинающем юном спортсмене распознать будущего рекордсмена или чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера, который, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая индивидуальные темпы развития, формируют спортивные способности, развивает индивидуальные качества - талант. Проблема отбора юных спортсменов решалась комплексно, на основе педагогических, медико-биологических, психологических, социологических методов исследования. Педагогические методы исследования позволили оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей, а также уровень спортивно-технического мастерства испытуемых. На основе медико-биологических методов исследования выявлялись антропометрические характеристики, морфофункциональные особенности, состояние анализаторных систем организма, уровень развития спортсмена. С помощью психологических методов исследования определялись особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение задач, в ходе спортивной борьбы. Процесс начального отбора в спортивную школу делится на три этапа: 1 этап -предварительного отбора детей и подростков. 2. этап -углубленной проверки соответствия предварительного отобранного контингента занимающихся требованиям специализации в избранном виде спорта. 3. этап - многолетнее систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На первом этапе проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10лет с целью их ориентации на занятием или иным видом спорта. Необходимо посещать уроки физической культуры в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, школьные соревнования. Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психологические качества, необходимые для дальней специализации в определенном виде спорта. Данные полученные на этом этапе, следует использовать как ориентировочные.
Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ Таблица 3
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗАНИМАЮЩИМСЯ НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ СПОРТА Таблица 4
СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Таблица 5
Условные обозначения: 1 - незначительное влияние; 2-среднее влияние; 3-значительное влияние. 1. Второй этап отбора -углубленная проверка в течении 3-6 месяцев необходимо глубоко изучить возможности занимающихся. Задача третьего этапа отбора -многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На этом этапе осуществляется педагогическое наблюдение, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На первом этапе спортивного отбора - к участию в соревнованиях и контрольных испытаниях могут допущены дети с заключением о состоянии здоровья. В справке должно быть указано, что ребенок по состоянию здоровья допускается к участию в соревнованиях и контрольных испытаниях. На втором этапе спортивного отбора - медицинская экспертиза осуществляется врачом ДЮСШ 2 совместно с узкими специалистами. Занимающиеся подвергаются углубленному медицинскому освидетельствованию. При прогнозе спортивных достижений необходимо помнить, что высокий уровень прироста у юного спортсмена есть в некоторых случаях следствие неодинаковой быстроты биологического созревания. У медленно созревающих юных спортсменов темпы прироста в отдельные возрастные периоды могут быть меньше, чем у быстро растущих детей. Поэтому при оценке темпов прироста необходимо учитывать не только календарный (паспортный) возраст, но и биологический. Известно, что биологический возраст более тесно, чем паспортный, связан с морфологическими и функциональными показателями, является важным фактором, определяющим спортивный результат. На основе педагогических наблюдений тренер определяет способность юных спортсменов преодолевать значительные тренировочные нагрузки, возможность организма юного спортсмена к эффективному восстановлению, выявляет темпы формирования двигательных навыков, темпы развития отдельных физических качеств. Большую роль играют педагогические контрольные испытания (тесты), по результатам которых обычно судят о наличии специальных физических качеств и способностей индивида. В таких видах спорта как борьба дзюдо, каратэ- до, лыжный спорт необходима сила, быстрота, выносливость, гибкость, и во всех видах ловкость и координация движений.
|