Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка Канончик О.А. Свидинская К.И





ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ 2012

 

Сборник научно-исследовательских разработок студентов

по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

на факультете психологии

Белорусского государственного педагогического университета

имени М. Танка

 

Оглавление

Психологическое влияние как коммуникация. 2

Становление отношений и создание расположения или зависимости адресата от коммуникатора. 6

Побуждение к активности адресата. 9

Заражение и внушение. 13

Времяпрепровождение, любовь, дружба в межличностных отношениях. 19

 


 

Психологическое влияние как коммуникация

 

Структура психологического влияния: кто передает сообщение; что передается; как осуществляется передача; кому направлено сообщение; с каким эффектом.

Источник влияния, тот, кто передает сообщение и направляет воздействие - Коммуникатор, Актор, Доминатор.

Сообщение, то, что передается и направляется - собственно Воздействие, Сила, Влияние.

Способы воздействия, то, как осуществляется, направляется - Канал, Средства.

Адресат, тот на кого направлено воздействие - Аудитория, Реципиент, Виктим.

Эффективность восприятия, то насколько Адресат понял, принял и изменил свое поведение. Условия, при которых понимание и воздействие возможно. Культурный контекст.

 

Разработка Канончик О.А. Свидинская К.И

 

Структура акта общения.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент).

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся друг другом.

Характеристики каналов связи общения.

В коммуникативном акте выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная. Использует в качестве знаков системы человеческую речь. Речь - система фонетических знаков, включающих 2 принципа - лексический и синтетический.

Невербальная. Бывает:

1. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика).

2. Паралингвистическая (система вокализации - тембр, диапазон, тональность голоса).

3. Экстралингвистическая (включение в речь пауз, плача, смеха).

4. Визуальное общение

- слуховая (аудиовербальная - радио);

- визуально-вербальная (письмо).

Компоненты коммуникативного акта.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте распознаются при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Классификация коммуникантов.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

1. По содержанию:

- производственные;

- практико-бытовые;

- межличностно-семейные;

- научно-теоретические;

- научно-практические;

2. По форме контактирования:

- прямые;

- опосредованные (переписка);

3. По типу связи:

- двунаправленные (письмо);

- однонаправленные (книги).

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

- высокая;

- удовлетворительная;

- незначительная;

- неудовлетворительная;

- отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

- негативный, совершенно превратно понят;

- нулевой, никак не можем понять друг друга;

- позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная личность - хочет и умеет говорить, инициативна в общении, умеет склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельная личность - интроверт.

Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

- организация совместной деятельности;

- познание людьми друг друга;

- формирование и развитие межличностных отношений.

2. Стадии доверчивого общения, его роль

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

 

открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

более корректная постановка целей и задач;

большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

более высокая мотивация деятельности.

 

Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

 

а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

 

В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.


 

Date: 2015-12-11; view: 214; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию