Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы





Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Для ОФО:

Вид учебной работы Всего часов Триместры
     
Аудиторные занятия (всего)        
в том числе:        
Лекции (Л)        
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего) (СР)        
в том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы        
Контрольная работа        
Реферат        
Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)          
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)   зач. экз. (36 часов)  
Общая трудоемкость, час        

Для ЗФО:

Вид учебной работы Всего часов Триместры
     
Аудиторные занятия (всего)        
в том числе:        
Лекции (Л)        
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего) (СР)        
в том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы        
Контрольная работа        
Реферат        
Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)            
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)   зач. экз. (9 часов)  
Общая трудоемкость, час        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины

№ раздела (темы) Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
  Введение в маркетинг. Маркетинг как система Понятие и сущность маркетинга. Основные предпосылки возникновения маркетинга. Основные концепции рыночного поведения производителя: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга (маркетинг-микс), концепция стратегического маркетинга, концепция социально-этичного маркетинга, концепции индивидуального маркетинга. Маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основные понятие, на которые опирается понятие маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Цели маркетинга. Функции маркетинга. Виды маркетинга. Маркетинг как система деятельности на рынке. Направления маркетинга. Задачи системы маркетинга. Маркетинг как управляющая и управляемая система. Принципы маркетинга: принцип человекосбережения, принцип стратегического мышления, принцип инноваций, принцип глубокого и всестороннего научно-практического исследования рынка и экономической конъюнктуры, принцип сегментации рынка, принцип гибкого реагирования производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса, принцип планирования, принцип своевременного выхода на рынок, принцип перспективности действий. Целевая ориентация и комплексность маркетинга. Методические основы исследования маркетинга: общенаучные, аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний. Инструменты маркетинговой деятельности. Концепция маркетинговой информационной системы. Система внешней и внутренней маркетинговой информации. Типичные направления маркетинговых исследований. Методы сбора маркетинговой информации: кабинетные и полевые.
  Внешняя и внутренняя среда маркетинга Маркетинговая среда предприятия: микросреда и макросреда. Факторы микросреды предприятия: клиенты, конкуренты, поставщики, маркетинговые посредники и контактные аудитории. Изучение возможностей предприятия. Составляющие анализа потенциала предприятия: производство, распределение и сбыт продукции, организационная структура и менеджмент, маркетинг, финансы. Анализ возможностей предприятия по продукции, по рынкам, по отраслям, по потребителям. Факторы макросреды предприятия: демографические, состояние экономики, природные, технологии, социокультурные факторы, политические, международные. Взаимодействие предприятий с внешней средой.
  Исследование потребительского и покупательского рынка. Анализ конкурентного рынка Поведение потребителей, принципы и методы его изучения. Система личных потребностей потребителя. Факторы, влияющие на поведение конечных потребителей: экономические, социальные, демографические, природно-климатические, национально-исторические, личностно-психологические. Выявление субъектов, принимающих решение о приобретении товаров: определение роли инициатора, влияющего лица и пользователя. Отличие понятия «покупатель» от понятия «потребитель». Теории мотивации З. Фрейда и А. Маслоу. Теория мотивации факторов, решающих при покупке товаров: мотив выгоды, снижения риска, признания, удобства, свободы, познания, содействия (соучастия), самореализации. Экономические теории оценки потребительского поведения: теория предельной полезности, теория эластичности потребления и спроса. Теория рационального потребления. Моделирование поведения потребителя: модель поведения конечного потребителя и модель принятия решения о покупке, модель процесса покупки товаров производственного назначения, модель поведения потребителей на финансовом рынке. Права потребителей. Суверенитет потребителя, консъюмеризм. Закон «О защите прав потребителей». Изучение товарной структуры рынка. Классификация товарного рынка. Рынок сбыта продукции. Доля рынка. Проблематика рыночного исследования. Оценка конъюнктуры рынка. Показатели, позволяющие получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения. Основные разделы конъюнктурного обзора: оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде, прогноз основных показателей рынка, предложения и рекомендации. Емкость товарного рынка. Конкурентная среда, в которой действует фирма. Рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии. Основные разделы анализа характеристик основных конкурентов: рынок, продукт, цены, продвижение продукта на рынке, организация сбыта и распределения.
  Товар в рыночной среде. Рыночная атрибутика товара. Концепция ЖЦТ Понятие товара в маркетинге. Измерения возможностей продукта как товара: конкретный продукт, расширенный продукт, обобщенный продукт. Потребительские товары (личного пользования) и товары производственного назначения. Классификация товара: традиционные товары, услуги, нетрадиционные товары. Традиционные товары: биржевые, промышленные, потребительские. Услуги: бытовые, деловые, социальные. Нетрадиционные товары: организации, личности, места, идеи. Понятие торговой марки. Составляющие торговой марки: марочное название, марочный знак, товарный знак. Критерии выбора марочного названия: адекватность содержания, индивидуальность, надежность, практичность, легкость произношения, запоминания и узнавания, уместность а различных ситуациях. Фирменный стиль товара, элементы фирменного стиля: товарный знак, комплект шрифтов, выбранный цвет, оригинальный блок, оригинальные оформительские константы, логотип. Упаковка товара, задачи упаковки: привлечение внимания, создание образа и поддержание имиджа, сохранность товара, демонстрация социальной ответственности производителя, удобство использования, информативность. Маркировка товара, штриховое кодирование товара. Подкрепление товара: сервисное обслуживание и гарантии. Бренд товара Основные характеристики бренда: приверженность, ожидаемое качество, степень осведомленности покупателей о бренде, имидж бренда. Системный брендинг. Понятие ЖЦТ. Стадии ЖЦТ: выведение на рынок, рост, зрелость, спад. Цель маркетинга на основных стадиях ЖЦТ. Стратегическая роль товара в определенной стадии ЖЦТ. Стратегии и сценарии товаров, играющих разные роли: стратегия новатора, стратегия последователя, экономия на новациях, перманентная посредственность. Модификация комплекса маркетинга в целях продления жизненного цикла: изменение цены, изменение мест продажи товара, изменение позиционирования, использование инструментов стимулирования сбыта, изменение рекламной политики, изменение марочной политики, изменение упаковки. Модификация товара с целью привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление: улучшение качества, улучшение свойств товара, изменение дизайна товара. Модификация рынка в целях поиска новых пользователей: поиск нового сегмента потребителей, выход на новые географические рынки.
  Осуществление товарной политики, формирование ассортимента Проблемы товарной политики в России. Основные принципы формирования ассортимента: функциональный, потребительский, бытовой, ценовой. Понятие широты и глубины товарного ассортимента. Товарная номенклатура. Принципы формирования ассортимента производителем: ориентация на проблему, на материал, на технологию. Принципы формирования ассортимента торговой организации: ориентация на одну ассортиментную группу, на происхождение товара, на определенный уровень цен, на самообслуживание, на комплексное решение проблемы потребителя. Методы анализа ассортимента: анализ рентабельности товарной группы, АВС-анализ. Матрица совместных покупок.
  Концепция нового товара (услуги), процесс создания нового продукта Понятие нового товара. Процесс создания нового товара: замысел, реальное исполнение, подкрепление. Предполагаемые качества товара: физические, эстетические, символьные, дополнительные. Отличие понятия новый товар и новое изделие. Потребительская новизна товара. Метод определения новизны товара. Степени новизны: несущественная модификация отдельных параметров, не улучшающая потребительских свойств; совершенствование отдельных параметров и потребительских свойств; существенное изменение параметров и потребительских свойств; новые комбинации функций, появление новых, дополнительных функций с внесением важных технических усовершенствований; коренное качественное преобразование функций и технического принципа действия; появление качественно новой функции потребления изделия, не имеющего в сфере сбыта аналогов и прототипов. Разработка концепции нового товара. Место позиционирования в концепции нового товара. Освоение рынка новыми товарами: комплекс работ, связанных с созданием товара и подготовкой рынка к его восприятию (дорыночная стадия) и собственно внедрение нового товара в рынок (рыночная стадия). Фактор времени при разработке нового товара. Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара.
  Принцип сегментации рынка. Технология процесса сегментирования Понятие сегментирования. Сегмент рынка. Признак сегментации. Сегментирование рынка конечного покупателя и рынка юридических лиц. Метод сегментации. Процедура сегментации рынка. Понятие целевого сегмента рынка. Критерии выделения целевого сегмента. Сегментация по потребителям, ее критерии: географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегментация по параметрам продукта, ее признаки: цена, наборы дополнительных услуг, функциональные параметры, технические параметры. Сегментация по каналам сбыта. Ниша рынка, виды ниш рынка как результат: целевого маркетинга, возникновения особой ситуации на рынке, вертикального маркетинга, горизонтального маркетинга, «кустового» («пучкового») маркетинга.
  Стратегия позиционирования товара Понятие и сущность позиционирования товара. Разработка стратегий позиционирования. Матрица Ансоффа, определяющая вероятное расположение существующего и нового товара продуктов относительно существующего рынков сбыта. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ). Типы ассортиментных групп товаров: «звезда», «дойная корова», «дикая кошка» («трудный ребенок», «вопросительный знак»), «собака».
  Ценовая политика в системе маркетинга. Разработка ценовых стратегий и их реализация Понятие цены в маркетинге. Отличия экономического и маркетингового понятия цены. Детерминанты ценовой политики: цели фирмы, спрос, предписания о ценах, конкуренция, расходы фирмы. Методы формирования цен: себестоимостные, учета рыночной конъюнктуры, психологические. Адаптация цен: географическая, наценки и скидки, условия поставки и оплаты. Ценовая эластичность спроса, восприятие ценовых изменений и ответные реакции потребителей. Специфика ценовой политики в России. Ошибки и проблемы ценообразования. Цели и стратегии ценообразования. Цены в условиях конкуренции. Варианты стратегий «цена-качество». Политика высоких цен, политика низких цен, политика компенсационных цен, политика максимальных цен. Факторы чувствительности покупателей к уровню цен: эффект представления о наличии взаимозаменяющих товаров, эффект уникальности, эффект затрат на переключение, эффект сложности сравнений, эффект оценки качества через цену, эффект дороговизны товара, эффект значимости конечного результата для потребителя, эффект разделения затрат, эффект справедливости цены, эффект создания запасов. Система скидок в цене, способы установления скидок: за большой объем закупок, за внесезонную закупку, за ускорение оплаты, для поощрения продаж нового товара, при комплексной закупке товаров, для постоянных или престижных потребителей. Стратегии ценообразования на уже существующие изделия: скользящая падающая цена, долговременная цена, цена сегмента рынка, эластичная цена, преимущественная цена, цена на изделие, уже снятое с производства, цена, специально устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке, специальная договорная цена. Стратегии установления цен на новые продукты: «снятие сливок», цена внедрения нового продукта, «психологическая» цена, цена лидера отрасли, цена с возмещением издержек производства и обращения, цена престижа.
  Анализ каналов сбыта и методы распределения продукта Понятие сбытовой политики. Основные принципы деятельности в сфере распределения: целенаправленность, всесторонность, комплексность, скоординированность, системность, гибкость. Сбытовая стратегия и тактика. Понятие товародвижения. Канал распределения продукции. Преимущество использования посредников в сбытовой деятельности. Функции каналов распределения: транспортировка, «дробление», хранение, компоновка, установление контакта, создание информационных связей, принятие части риска. Уровни канала распределения. Длина и широта (плотность) канала распределения. Типы посредников. Традиционные сбытовые маркетинговые структуры: горизонтальная конкуренция, вертикальная конкуренция, конкуренция между сбытовыми каналами. Координированная сбытовая структура и ее типы: корпоративные, управляемые, договорные. Оптовая и розничная торговля. Функции оптовых и розничных торговцев. Формы субъектов оптовиков и розничных торговцев. Маркетинговые решения оптовиков и розничных торговцев.
  Методика формирования сбытовой сети Задачи сбытовой политики и пути их решения. Разработка сбытовой политики в контексте стратегии маркетинга. Формирование сбытового канала: постановка целей, анализ потребностей покупателей и требований к услугам, анализ возможных каналов распределения, анализ издержек сбыта, формулирование стратегии канала сбыта, оценка альтернативных вариантов и выбор канала распределения, мотивирование участников сбытового канала, оценка деятельности посредников и пересмотр канала распределения. Понятие товародвижения. Основные области принятия решений в системе товародвижения: информационное обеспечение, складирование товаров, поддержание товарно-материальных запасов, транспортировка. Понятие логистики, ее миссия и функции, критерии уровня качества логистической деятельности. Становление нового сбыта и торговли в России.
  Качество как важнейший фактор конкурентоспособности товара Понятие качества товара в маркетинге. Комплекс потребительских параметров товара: нормативные, сопоставимые «жесткие», сопоставимые «мягкие». Понятие конкурентоспособности товара. Оценка конкурентоспособности товара. Параметры, раскрывающие конкурентоспособность продукции: технические, назначения, эргономические, эстетические, нормативные. Проблемы подержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности.
  Анализ и оценка конкурентоспособности фирмы-производителя Понятие конкурентоспособности предприятия. Показатели конкурентоспособности предприятия: конкурентоспособная продукция, доля рынка, занимаемая предприятием, показатели инновационной деятельности предприятия. Показатели производственной деятельности: динамика товарной и валовой деятельности, производительность труда, производственные издержки и их структура, производственные мощности и динамика их изменения. Показатели маркетинговой деятельности: степень интеграции в систему управления, наличие или отсутствие специализированной службы маркетинга, ее эффективность, расходы на продвижение товара, преобладающая система товародвижения, степень конкурентоспособности продукции. Вовлеченность предприятия во внешнеэкономическую деятельность: воздействие экспорта и импорта на производственные и сбытовые показатели предприятия, динамика экспорта, динамика импорта. Финансовые показатели деятельности предприятия: рентабельность, заемные обязательства, ценовая политика, прибыльность. Модель факторов влияния на конкурентоспособность фирмы М. Портера. Основные стратегии бизнеса, позволяющие добиться конкурентных преимуществ: снижения издержек производства, дифференцияция изделий и услуг, выделение основных сегментов рынка. Анализ конкурентных возможностей предприятия. SWOT – анализ для оценки сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе. Лист оценки конкурентоспособности (систематизация результатов «4Р» - product, price, place, promotion).
  Понятие и сущность ФОССТИС Формы коммуникации: реклама, связи с общественностью (public relations), содействие продажам, сбыту (sales promotion), прямая продажа, выставки и ярмарки. Стимулирование сбыта, его методы: бесплатные образцы продуктов, свободная демонстрация и возможность проверки продукта, льготы и скидки агентам по сбыту, рассылка информационных предложений и материалов о скидках и льготах по почте, через газеты, через специализированные журналы, объявления о гарантиях возврата денег, снабжения покупок мелкими подарками, образование пакета из нескольких продуктов со скидкой, организация конкурсов и лотерей, демонстрация товара в точке реализации.
  Реклама в системе маркетинговых коммуникаций Сущность и виды маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК). Понятие и сущность рекламы. Функции рекламы и рекламистов: информативная, побуждающая, стабилизирующая. Рекламная аргументация. Виды рекламы: телевизионная, реклама в прессе, наружная реклама, транспортная реклама, радиореклама, прямая почтовая реклама (direct mail), реклама в Интернете. Планирование и бюджет рекламы. Этапы планирования рекламной кампании: анализ маркетинговой ситуации, определение целей рекламы, составление сметы расходов на рекламу и контроль за ее выполнением, выбор средств распространения рекламы, создание рекламного сообщения или текста, координация рекламы с другими методами стимулирования сбыта товара и его продажи, оценка результатов. Методы бюджета рекламы: финансирование «от возможностей», метод фиксированного процента, метод «цель-задание», метод маржинального дохода, метод учета программы маркетинга. Оценка эффективности рекламы: коммуникативная и коммерческая (торговая). Требования современной рекламы, ее особенности и тенденции в России. Характеристики рекламы в России. Закон РФ «О рекламе»
  Управление маркетинговой деятельностью фирмы. Организация службы маркетинга на предприятии Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Причины отсутствия единого подхода к определению маркетинговых функций. Формальная и неформальная организационная структура. Маркетинговый менеджмент. Функции и задачи сотрудников службы маркетинга. Организационная структура управления маркетингом. Виды организационных структур отдела маркетинга: функциональная, товарная, региональная, сегментная, смешанные организационные структуры. Интегрированный и неинтегрированный маркетинг. Место и роль маркетинговых служб в системе управления маркетингом. Управление маркетингом. Координация деятельности отдела маркетинга с другими отделами и службами предприятия. Возможные варианты развития отечественных маркетинговых структур.
  Маркетинговое планирование – цели, стратегии и средства Понятие плана маркетинга. Назначение и виды маркетинговых планов. Содержание плана маркетинга. Причины возможных неудач в маркетинговом планировании. Принципы и задачи планов в маркетинге. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга на предприятии. Процесс стратегического планирования в маркетинге. Возможные стратегии в маркетинге: увеличения рыночной доли, развития продукта, разработки новых рынков, диверсификации. Задачи маркетингового контроля. Виды контроля маркетинговой деятельности: контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта; контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат; стратегический контроль и ревизию маркетинга.
  Маркетинговая программа Понятие маркетинговой программы. Последовательность действий при разработке маркетинговых программ и стратегических планов. Основные разделы программы маркетинга: преамбула, обзор и прогноз развития целевого рынка, существующие прогнозы и трудности в работе фирмы, ее конкретные преимущества и недостатки (SWOT-анализ), цели и задачи, маркетинговая стратегия, товарная политика, политика формирования и развития каналов товародвижения, ценовая политика, политика формирования спроса и стимулирования сбыта, бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль.

 

 

Date: 2015-12-11; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию