Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика студентов





Практика студентов занимает особое место в системе профессиональной подготовки. В контексте социального проектирования практику можно рассматривать как одну из технологий, обеспечивающих единый процесс социализации, профессионализации и специализации студентов в конкретных социально-экономических и производственных ситуациях. С позиций компетентностного подхода уровень образованности личности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Практика является главным условием формирования профессиональных компетенций – обобщённых социальных и профессиональных умений, навыков, помогающих решать профессиональные и жизненные задачи. Это особая форма организации образовательного процесса, сфера реальной профессиональной деятельности, пробы себя в профессии, поиска профессиональных смыслов. Она даёт возможность определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста. Знание теории и технологии будущей профессии приобретает для студента личностный смысл только в ситуации практической деятельности.

В Институте психологии, социологии и социальных отношений практика студентов проводится на основании стандартов высшего профессионального образования для соответствующих специальностей и направлений подготовки, Положения о практике в МГПУ и программ практики, разработанных в Институте и опубликованных. В Институте в течение текущего учебного года по специальностям и направлениям подготовки «Психология», «Социология», «Социальная работа», «Специальная психология», «Юриспруденция», «Конфликтология» проводятся разные виды практики на очном, очно-заочном, заочном и отделении второго высшего образования. По всем специальностям и направлениям подготовки реализуются учебно-ознакомительная, учебная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная, преддипломная практики, по специальности «Специальная психология» – комплексная и непрерывная педагогическая.

Преподаватели кафедр общей и практической психологии, социальной психологии, психологии развития и инноваций осуществляют руководство педагогической практикой, в части психологического сопровождения практики, на непсихологических факультетах и в институтах МГПУ по разным специальностям и направлениям подготовки на дневном и вечернем отделениях.

Институт как форма организации образовательного процесса в университете предоставляет значительные возможности для апробации и внедрения новых образовательных технологий в практику студентов. В качестве методологической основы разработана единая концепция практики, которая определяет особенности содержания и организации практики студентов Института. Основная цель практики – последовательная профессионализация будущих специалистов на основе принципа преемственности, заключающегося в увеличении доли самостоятельной активности студентов. К основным принципам также относятся: расширение базы практики; единство образовательного, научно-исследовательского и воспитательного направлений работы Института на практике; организация профориентационной работы в процессе практики; организация работы по активизации потребности в самопознании учащихся; связь научно-исследовательской работы кафедр с содержанием практики студентов.

Участие всего профессорско-преподавательского состава в разных видах практики дает возможность постоянно поддерживать взаимодействие с учреждениями образования и другими организациями города, обуславливает актуальность тематики научно-исследовательской работы кафедр. Примерами сотрудничества специалистов разных направлений в решении важных научно-практических проблем являются проекты, посвященные исследованиям проблем семьи и профессионального выбора молодежи. Базами практики выступают образовательные и коррекционные учреждения разных видов, социально-реабилитационный центр, центр «Дети улиц», Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Окружные методические центры, центры трудоустройства, Центр социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Аналитический центр Юрия Левады, ННЦ наркологии, ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского и другие организации; формами и методами работы – социологический мониторинг, психологическая диагностика и консультирование, волонтерское движение. Постоянными базами практик являются инновационные площадки Института.

Выполнение заданий, ориентированных на решение конкретных проблем учреждения, в сочетании с участием в исследовательских рабочих группах, побуждает студентов к поисковой активности, нахождению междисциплинарных связей, позволяет сформировать у них отношение к социальным явлениям и процессам как комплексным, требующим научного осмысления и исследования. Результаты, полученные в процессе практики, находят свое продолжение в курсовых и дипломных работах, обсуждаются на совместных студенческих научных конференциях Института. Включение научно-исследовательского компонента в задания практики имеет мотивационное значение, показывая ценность знаний, полученных в процессе обучения, для профессионального развития. Научно-исследовательская практика играет большую роль для выбора студентом траектории образования и подготовки к дальнейшему обучению в магистратуре.

В рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования в Институте поставлена задача переосмысления содержания и форм организации практики студентов. Программы практики совершенствуются на основе матрицы компетенций для каждого направления. Используютсяметоды активного социально-психологического обучения (деловые игры, дискуссии, разбор случаев, тренинги); организована психологическая поддержка студентов во время практики. Важным фактором самопознания является использование мультимедийных и видеосредств для обеспечения обратной связи и рефлексии студентов в процессе подготовки к практике. Поддерживается связь с базами практик в течение всего учебного года.

В новых условиях важнейшее значение приобретает вопрос оценки практики. Ведется работа по согласованию видов деятельности и компетенций студентов с функциями, выполняемыми профессионалами на базах практик, с целью разработки системы критериев и балльно-рейтинговых оценок.

К основным проблемам руководства педагогической практикой на факультетах и в институтах университета относятся организация взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями и изменение содержания практики на основе компетентностного подхода в соответствии со спецификой направления и профиля подготовки студентов. Цель преподавателя психологии– обеспечить в более сжатые сроки профессиональное развитие будущего педагога в плане психологической компетентности и психологической культуры. Преподаватели ИПССО, наряду с заданиями по психологическому анализу урока, психологическому портрету учащегося и коллектива, организуют консультации по вопросам общения с учащимися, учителями и родителями, повышения учебной мотивации, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Разработаны специальные задания, например, для студентов-математиков, института иностранных языков, музыкально-педагогического факультета. Руководство практикой студентов преподавателями психологического цикла обеспечивает последовательность и преемственность в раскрытии психологических проблем образования, позволяет установить доверительные отношения со студентами и тем самым осуществлять психологическую поддержку в процессе практики.

Общие задачи практики:

1.Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

2.Обучение навыкам решения конкретных практических задач.

3.Знакомство со спецификой деятельности психолога, социолога, социального работника в учреждениях разного профиля.

4.Формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

5. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами.

6. Освоение методов научно-исследовательской работы.

7.Развитие способностей к освоению новых идей в сфере научных знаний.

8.Развитие способностей к овладению новыми методиками, технологиями и формами работы.

Цель учебно-ознакомительной практики (учебной, учебно-исследовательской) – введение студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, формирование возможно более полного и целостного представления о профессии, знакомство со спецификой работы в учреждениях различного профиля.

Цель производственной практики - предоставить возможность студентам приобрести практический опыт и навыки практической работы по выбранной специальности в организациях разного типа.

Цель педагогической практики — отработка начальных предметно-методических умений, навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по психологическим и социологическим дисциплинам, формирование мотивационной готовности к педагогической работе.

Цель научно-исследовательской и квалификационной(преддипломной) практики - осуществить профессиональную деятельность специалиста; приобрести опыт работы в определенных службах, учреждениях, организациях.

Структурно практика состоит из установочной конференции, прохождения практики и итоговой конференции.

Установочная конференция – собрание студентов, выходящих на практику, с целью разъяснения её основных положений. Основные задачи вводной конференции:

1. Ознакомить студентов со спецификой предстоящей практики.

2. Довести до сведения студентов сроки прохождения практики.

3. Распределить практикантов по организациям и познакомить с руководителями практики.

4. Довести до сведения студентов перечень необходимых документов для отчётности по предстоящей практике.

5. Определить цели и задачи практики.

6. Снабдить студентов необходимыми формами отчётности.

7. Определить сроки итоговой конференции.

Итоговая конференция – собрание студентов по итогам практики, на которой они представляют отчёт о проделанной работе, состоящий из пакета документов.

Индивидуальный план составляется студентом на каждый вид практики. Его выполнение является обязательным для получения положительной оценки по практике. Индивидуальный план составляется с учетом заданий руководителя практики и с учётом специфики работы учреждения, организации, где студент проходит практику (база практики).

В течение всего периода практики студент ведёт «Дневник практики». Заполнение дневника осуществляется в конце каждого рабочего дня. Записи должны отражать содержание работы, выполненной в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений. Ведение дневника помогает студенту структурировать впечатления, накопленные в течение дня; определить наиболее острые проблемы, зафиксировать вопросы, нуждающиеся в пояснении специалистов-практиков. Материалы, собранные в дневнике, могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студентов: в написании курсовых работ и дипломного проекта; в подготовке и участии в студенческих конференциях; в осуществлении коллективных исследований.

Дневник ведётся в свободной форме, что даёт возможность студенту наиболее полно и адекватно выразить собственные впечатления, описать увиденное в течение дня. Обсуждение приобретённого опыта и встретившихся трудностей поможет студенту систематизировать накопленный в течение практики опыт.

Итоги прохождения практики оцениваются с учетом студенческих индивидуальных отчетов, дневников по практике, отзывов руководителей практики и проходят в форме защиты студентами представленных материалов. По итогам защиты студент получает зачет по практике.

Результаты прохождения практик сводятся руководителями практик в отчеты кафедры по практикам. В отчетах анализируются особенности учреждений, в которых проходит практика, результаты практик, отзывы руководителей практики из учреждений, где она проходила, выявляются проблемы и намечаются пути для их разрешения.

Полученные отзывы о студентах, проходивших практику, показывают, что студенты ИПССО подготовлены для самостоятельной практической деятельности.

Многообразие задач и видов практики, их комплексный, междисциплинарный характер являются основанием для интеграции практики с общей стратегией научно-исследовательской работы Института.

Ежегодные отчеты о практике Института содержат сведения о местах проведения всех видов практик, реквизитах и сроках действия договоов с организациями, отчетной документации, регламентирующих документах, порядке защиты практик, порядке оценивания практик.

На каждом направлении и специальности имеется специфика в формах и методах оргаизации практик в зависимости от содкржания пдготовки, но общие требования к качеству освоения практических заданий основаны на единой концепции практики Института.

Можно привести примеры баз практик по разным направлениям и специальностям:

«Психология» - ФГУ «ННЦ Наркологии Росздрав», Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический», ГБОУ Методический Центр Северного Окружного Управления Образования Департамента образования г. Москвы, ГБОУ Центр Детского творчества «Москворечье» ЮАО;

«Социология» - Всероссийский Центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Левада-центр»;

«Социальная работа» - Государственное учреждение социально-реабилитационный центр «Отрадное», ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка»;

«Специальная психология» -ГОУ д/с №1570 компенсирующего вида, для детей с нарушением речи, Школа-интернат специальный №1 (коррекционная) III и IV вида, для слепых и слабовидящих детей, Коррекционная школа-интернат № 81 VIII вида;

«Клиническая психология» - Московская областная центральная клиническая психиатрическая больница.

По всем направлениям подготовки базами практики являются мноочисленные средние общеобразовательные школы г. Москвы.

По итогам практики были сделаны следующие выводы:

 

В этом учебном году в связи с переходом на двухуровневую систему образования были разработаны новые программы и Учебно-методические комплексы практик.

К руководству практикой привлекаются опытные педагоги Института — доктора и кандидаты наук (98% - состепенью и званием).

Институт постоянно работает над расширением баз практики. Можно отметить новые базы практики, которые прекрасно зарекомендовали себя в этом учебном году: ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации». В училище работает психологическая служба в составе 8 психологов. Студенты выразили свою благодарность директору училища доктору исторических наук Касьянову А.М., всей психологической службе училища за великолепную организацию практики, за предоставленную студентам возможность приобрести профессиональные навыки работы в качестве психолога в данном учебном заведении.

ГБОУ ЦПМСС "Зеленая ветка" – ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» учрежден на основании распоряжения Правительства Москвы от 5 сентября 2008 года. В Центре работают специалисты: дефектологи, логопеды, психологи, методисты, педагоги дополнительного образования.
Центр «Зеленая ветка» работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет. На базе ЦПМСС «Зеленая ветка» работает Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия (ОПМПК). Центр «Зеленая ветка» является Окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образованияв Северном административном округе г. Москвы.

Педагогические колледжи г.Москвы: Педагогический колледж №5; Педагогический колледж №9 «Арбат»; Педагогический колледж №10; Педагогический колледж №13 им.С.Я. Маршака; Педагогический колледж №18.

В содержание работы студентов 4 курса направления 030300.62 «Психология» во время педагогической практики в колледже были включены следующие виды деятельности: проведение занятий по психологии; проведение психодиагностической работы, просветительской работы, коррекционно- развивающей работы, профориентационной работы; проведение анализа рабочих программ колледжа по «Психологии», рабочих учебных пособий и методической литературы; участие студентов ИПССО в разработке календарно-тематических планов по психологии совместно с преподавателями психологии колледж.

Педагогическая практика позволяет студентам проанализировать свой преподавательский потенциал, приобрести профессионально-педагогическую компетентность, дидактические навыки.

Наряду с расширением баз практики, ИПССО продолжает сотрудничать с базовыми организациями, с которыми сложились многолетние продуктивные деловые отношения: ФГУ «ННЦ Наркологии Росздрав»; ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1115 «Школа здоровья», ГБОУ Центр образования № 1601; Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический»; ГОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа№90 (с 7 класса); ГБОУ Методический Центр Северного Окружного Управления Образования Департамента образования г. Москвы; СРЦ "Отрадное"; ГКУЗ МО «Центральная клиническая психиатрическая больница»; ГБОУ д/с №1570, компенсирующего вида, для детей с нарушением речи; ГБОУ Специальная коррекционная школа-интернат № 81 VIII вида, для детей с интеллектуальными нарушениями и др.

Студенты целевого набора распределяются на практику в образовательные организации, которые направили их учиться по целевому направлению.

Ряд студентов ИПССО проходят практику по запросам организаций. Необходимыми условиями для получения студентом разрешения на прохождение практики по запросу является: наличие официального запроса от организации на прохождение практики с характеристикой качества работы психологической службы в организации.

Практика студентов очно-заочного обучения, заочного обучения и второго высшего образования проходит по месту их работы в соответствии с программами практик.

В соответствииис Принципом интеграции научно-исследовательской работы вуза с содержанием практики студентов, студенты всех специальностей и направлений ИПССО в период прохождения практики ведут научно-исследовательскую работу.

Студентами 4 курса направления 030300.62 «Психология» было проведено научно-практическое исследование на тему «Особенности мотивационного профиля личности студентов педагогических колледжей». Объектом исследования были учащиеся педагогических колледжей г. Москвы в количестве 70 человек в возрасте от 17 до 20 лет. Метод исследования - «Тест системного профиля мотивации» (СПМ), разработанный Б.Н.Рыжовым в 2009 г.

Студентами 3 курса направления 030300.62 «Психология» в рамках прохождения научно-исследовательской практики было проведено исследование на тему «Толерантные установки и этническая идентичность современных подростков и юношей». Были проведены диагностические методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова), «Шкала базовых убеждений» (Янов-Бульман), «Типы этнической идентичности» (Солдатова, Рыжова). Исследование проводилось с февраля по апрель 2013 г. В исследовании принимали участие подростки и юноши г. Москвы в количестве 132 человека, из них мальчики — 82 человека, девочки - 50 человек. Возраст испытуемых от 13 до 17 лет. Учебные заведения, которые принимали участие в исследовании: Суворовское военное училище, общеобразовательные школы - № 1601, №1115, №305, №1149. №183, вечерняя школа №90.

Практика формирует у студентов представление о современных школьниках, способствует развитию позитивного межличностного межкультурного взаимодействия.

В прошедшем учебном году впервые была организована производственная практика студентов магистратуры направления «Социология». В качестве итогов проведения производственной практики можно отметить следующее:

· руководство практикой проводилось в соответствии со следующими нормативными документами: положением о магистерской подготовке, федеральным государственным образовательным стандартом, положениями об академических консультантах;

· при организации практики в магистратуре важным является укрепление и развитие связей с базами практики;

· в результате организации и проведения практики были разработаны следующие методические документы: Программа производственной практики; Положения о научно-исследовательском семинаре; Требования, предъявляемые к выпускным магистерским диссертациям.

Практика предоставляет возможности для интеграции науки и образования: развивает у студентов склонности к научно-исследовательской деятельности; создает предпосылки для реализации творческих способностей студентов; расширяет теоретический кругозор; способствует популяризации научных знаний; обеспечивает профессиональный отбор талантливой молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре. Практика стимулирует научную работу преподавателей вуза.

 

5. Организация образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в ИПССО строится в полном соответствии с учебными планами.

В содержании образовательных программ предусмотрено до 50% образовательной нагрузки на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов организуется через систему самостоятельных заданий, разработанных по каждой дисциплине. Эта работа осуществляется в разных формах: работа с источниками, их устное реферирование на семинарских занятиях; самостоятельное проведение практических лабораторных работ; составление письменных рефератов по выбранным темам, выполнение творческих работ, а также выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Самостоятельная работа студентов, реферативные, курсовые работы, практика, итоговая аттестация выпускников обеспечены специально разработанными и утвержденными Ученым советом ИПССО программами и пособиями, а также всем библиотечным фондом Института.

Контроль качества освоения студентами содержания образования по специальностям и направлениям подготовки осуществляется как в период межсессионной аттестации, так и в период зачетно-экзаменационной сессии. Основные формы межсеместрового контроля (помимо собеседования со студентами на семинарских и практических занятиях): контрольные работы, рефераты и другие творческие работы исследовательского характера.

Тематика рефератов и курсовых работ по дисциплинам кафедр представлена в УМКД, актуальна и отражает основные направления науки и практики.

Перед каждой зачетно-экзаменационной сессией на кафедрах разрабатываются и утверждаются экзаменационные билеты по каждой дисциплине, соответствующие по содержанию и по уровню сложности требованиям ФГОС и ГОС ВПО. Зачетные и экзаменационные вопросы соответствуют программам читаемых курсов и направлены на выявление уровня теоретических знаний, практической подготовки и умений исследовательского характера.

Экзаменационные билеты по всем курсам составлены с учетом современного состояния науки и практики в области социальных наук. Вопросы экзаменационных билетов носят проблемный характер, подразумевают рассмотрение и анализ различных точек зрения. Содержание экзаменационных билетов включено в состав УМКД, обсуждается на занятиях и консультациях.

Для организации помощи студентам в самостоятельном освоении теоретического материала, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, по всем видам практик на кафедрах проводятся консультации.

На кафедрах ИПССО ведется работа по организации системы контроля за качеством знаний. Регулярно проводится анализ итогов успеваемости и динамики ее изменения, как по итогам сессий, так и по результатам межсессионных аттестаций. Разработан фонд тестовых заданий по всем дисциплинам учебного плана отдельно для очного и заочного отделений. Постоянно проводится работа по совершенствованию системы тестирования и рейтинговой оценки знаний студентов. В Институте разработана и апробирована компьютерная система балльно-рейтинглвлй оценки качества знаний студентов.

Каждый преподаватель Института имеет разработанные им дидактические материалы (видеофильмы, аудиоматериалы, слайды, схемы, карты, таблицы, схемы и др.).

С целью повышение качества образования используются такие средства как:

- организационно-обучающие техники – развивающие семинары, консультирование;

- разработка единой компьютерной базы данных психодиагностических методик для использования в практикумах по общей психологии, экспериментальной психологии и психодиагностике и в самостоятельной научной работе студентов и аспирантов;

- разработка аппаратурных комплексов для исследования и коррекции психофизиологических параметров, оценки работоспособности и т.п.

Профессорско-преподавательский состав активно использует возможности современных информационных технологий, мультимедийные средства в учебном процессе. Ведется создание электронных учебников по многим дисциплинам. Создается электронный фонд лекций по дисциплинам, читаемым преподавателями.

Составление расписаний учебных занятий обоснованно с позиции эффективности организации труда студентов и преподавателей. Объем недельной нагрузки студентов установлен в соответствии с ГОС, расписание занятий и сессий соответствует учебному плану. Разработка и внесение изменений в расписание занятий осуществляются в соответствии с нормативными документами по учебной деятельности ГБОУ ВПО МГПУ, расписание своевременно вывешивается на стенде для ознакомления студентов.

В Институте организован контроль выполнения учебных планов. У всех преподавателей имеются и выполняются индивидуальные планы. На кафедрах ведется постоянный контроль за выполнением преподавателем учебной нагрузки, соответствием этой нагрузки рабочим учебным планам и рабочим учебным программам. Ведутся журналы учета занятий на кафедрах и в учебном отделе Института, налажена система контроля за посещаемостью студентами учебных занятий, имеются журналы посещаемости.

Работа со студентами, имеющими задолженности, ведется регулярно методистами учебного отделаи, академическими консультантами и преподавателями. Проводятся консультации согласно графикам консультаций каждого преподавателя, имеющимся на кафедрах.

Учебно-учетная документация соответствует предъявляемым к ней требованиям. Учебные карточки студентов, справочные карточки студентов ежегодно сверяются и туда вносятся необходимые изменения или дополнения. Учет успеваемости студентов ведется регулярно, данные хранятся в электронном и печатном виде. Журнал посещаемости студентов ведется систематически. Зачетки студентов и экзаменационные ведомости оформляются четко, аккуратно, содержат все необходимые подписи. Все виды учебно-учетной документации хранятся в в строго отведенном месте.

Порядок заполнения, выдачи и учета выданных академических справок, дипломов о высшем образовании соответствует требованиям нормативных актов и законодательства Российской Федерации.

 

 

6. Кадровое обеспечение

Образовательный процесс в Институте психологии, социологии и социальных отношений осуществляется квалифицированным, профессионально подготовленным составом преподавателей соответствующих кафедр Университета.

Базовое образование преподавателей соответствует профилю преподаваемых дисциплин и требованиям государственных образовательных стандартов. Научные специальности преподавателей с ученой степенью соответствуют преподаваемым им дисциплинам. Преподаватели имеют стаж научно-педагогической деятельности (не менее 3 лет), педагогической деятельности и опыт преподавания учебной дисциплины. Возрастная структура преподавательского состава характеризуется разнообразием, имеются кандидаты и доктора наук разных возрастных категорий. Порядок избрания на вакантные должности соответствует Положению, принятому в МГПУ и строго соблюдается. Кандидатуры на замещение вакантных должностей обсуждаются на заседаниях кафедр и Ученого совета.

В 2012-20132 учебном году присвоено ученое звание доцента двум преподавателям, ученое звание профессора – одному.

В Институте не наблюдается текучести кадров, сложился коллектив преподавателей, который обновляется за счет прихода молодых кадров. Администрацией Института ведется постоянная организаторская работа по подбору и расстановке кадров, в том числе из аспирантуры.

Всего в Институте в 2012-13 учебном году работали 81 преподаватель, из них 20 профессоров, 45 доцентов,14 старших преподавателей, 2 ассистента.

Штатных – 59 человек 73%).

Количество преподавателей с ученой степенью кандидата или доктора наук – 68 человек (84%).

В Институте постоянно ведется активная работа с преподавателями, стимулирование современного стиля и качества их деятельности. Повышение квалификации преподавателей дает возможность повысить прежде всего их методологическую и теоретическую подготовку, которая рассматривается как основа, база повышения квалификации специалистов, их непрерывного образования и самообразования. Работа по профессиональному росту носит системный характер и направлена на совершенствование всех видов деятельности преподавателя.

Профессиональная компетентность преподавателя университета состоит в единстве основных составляющих его деятельности – учебной, научной, организационно-методической, воспитательной. Современный специалист должен владеть разнообразными методами, правилами профессионального общения. Исходя из этих требований администрация и ученый совет Института организуют работу по поддержанию высокого уровня квалификации сотрудников в соответствии с их статусом и должностными обязанностями. Профессорско-преподавательский состав ИПССО повышает квалификацию по всем категориям повышения квалификации: краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение. У сотрудников имеются дипломы, свидетельства и сертификаты разного уровня о повышении их квалификации. Дата последнего прохождения повышения квалификации всех преподавателей Института не превышает 5 лет.

Штатный учебно-вспомогательный состав Института (методисты кафедр и учебного отдела), специалисты, инженеры, техники, диспетчеры, лаборанты) характеризуются высокой квалификацией, длительным стажем работы в указанных должностях и полным соответствием выполняемых фунций должностным инструкциям. Все сотрудники владеют в высокой степени и используют в своей работе информационные технологии.

Качественный состав профессорско-преподавательских кадров по специальностям и направлениям подготовки может быть представлен следующими показателями

 

Циклы дисциплин Доля лиц с учеными степенями и званиями среди ППС, привлекаемого к ведению образовательной деятельности.
1. Общие гуманитарные и социально-экономические 91%
2. Общие математические и естественнонаучные 96%
3. Общепрофессиональные 98%

 

Таким образом, кадровый состав Института полностью соответствует поставленным задачам учебной и научно-исследовательской деятельности.

 

 

7. Качество подготовки

Качество подготовки студентов и выпускников Института оценивается на основе основе анализа результатов государственных экзаменов, защиты курсовых работ ивыпускных квалификационных работ, контроля усвоения студентами программного материала.

Государственная итоговая аттестация выпускников Института в 2012-13 учебном году проводилась по специальностям и направлениям подготовки:

· «Психология», специалитет (очная, очно-заочная, заочная формы обучения – полный и сокращенный сроки, второе высшее образование);

· «Психология», бакалавриат (очная форма обучения);

· «Социология», специалитетет (очная форм обучения);

· «Социология», бакалавриат (очная форма обучения);

· «Социальная работа», специалитет (очная и заочная формы обучения);

· «Социальная работа», бакалавриат (очная форма обучения);

· «Специальная психология», специалитет (очная и заочная формы обучения);

· «Юриспруденция», г..Зеленоград (очная и заочная формы обучения;

Выпуск проходил зимой («Психология», «Социальная работа», «Специальая психология», «Юриспруденция» - заочная форма) и летом, с 30 мая по 24 июля.

 

Общий выпуск в ИПССО в 2012-13 учебном году составил 427 человек.

 

Председатели Государственных Аттестационных Комиссий:

- «Психология» – Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующая лабораторией экспертизы и аттестации педагогов- психологов Управления учебно-методического сопровождения молодых педагогов-психологов ГБОУ ВПО МГППУ.

- «Социальная работа» – Павленок Петр Денисович, доктор философских наук, профессор, академик РАО, академик Международной академии информатики и Международной академии социальной работы, член Президиума УМО РФ по образованию в области социальной работы, заведующий кафедрой социологии и социальной работы факультета «Институт гуманитарных технологий» Московского государственного университета сервиса;

- «Социология» – Анисимов Сергей Алексеевич, профессор, доктор социологических наук, заместитель заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ;

- «Специальная психология» – Астапов Валерий Михайлович, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой практической психологии Московского Института Открытого образования;

- «Юриспруденция» – Минин Анатолий Яковлевич, профессор, доктор юридических наук, директор Центра контроля качества Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ;

 

Согласно отчетам председателей ГАК, Государственная итоговая аттестация в ИПССО МГПУ проводится на высоком уровне. Организация государственной итоговой аттестации по всем специальностям, порядок аттестации и процедура ведения документов полностью соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Экзаменационные материалы и темы выпускных квалификационных работ полностью соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов по специальностям и Положению ГБОУ ВПО МГПУ о выпускных квалификационных работах.

Структура и содержание билетов комплексного междисциплинарного экзамена отражают учебные планы подготовки специалиста и соответствуют программам подготовки к государственным экзаменам, разработанным в Институте.

Принцип составления экзаменационных билетов состоит в выявлении системного понимания выпускниками методологических основ науки, разностороннего характера знаний основных направлений науки, методов и методик исследования, способов практического применения полученных знаний.

Государственная итоговая аттестация включает:

Экзамен по специальности

Защиту выпускной квалификационной работы.

Структура билетов экзамена по специальности соответствует профилю обучения. Формулировки вопросов отражают фундаментальные основы и понятийный аппарат п науки, а также прикладные знания, необходимые для практической деятельности.

Для подготовки к Государственной Итоговой аттестации в Институте разработаны и утверждены на Ученом совете Программы подготовки к государственной итоговой аттестации для каждой специальности с подробным перечнем тем, списками обязательной и дополнительной литературы по темам. Программы имеются на кафедрах Института, в электронном виде доступны студентам, размещены на сайте Университета. Программы состоят из двух разделов: программы подготовки к государственному междисциплинарному экзамену и программы подготовки выпускных квалификационных работ.

В Институте имеется «Методическое пособие по подготовке и оформлению дипломных работ» (авторы - проф. Б.Н.Рыжов и доц. С.В.Львова), в котором подробно представлены требования к содержанию, структуре и оформлению работ, даются примеры и иллюстрации основных положений.

Программы подготовки к государственному междисциплинарному экзамену по специальности состоят из разделов базовым учебным курсам учебного плана, в соответствии со структурой экзаменационных билетов. Программы для всех специальностей отражают преемственность и непрерывность в подготовке специалистов в ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ.

Содержание экзаменационных билетов и темы выпускных квалификационных работ ежегодно обновляются с учетом развития науки и потребностей практики, утверждаются на кафедрах и Ученом совете Института.

Тематика дипломных работ является составной частью научно-исследовательской деятельности выпускающих кафедр. Темы в целом соответствуют приоритетным направлениям научной работы Института, связаны с задачами развития и модернизации системы образования города Москвы.

Ответы выпускников на государственном междисциплинарном экзамене по специальности демонстрируют наличие у них базовых знаний по основным направлениям науки, формирование основных компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности. Ответы представляли собой развернутый анализ поставленной проблемы, с изложением разных научных подходов и разных точек зрения на описываемые явления.

Структура дипломных работ, их оформление и содержание полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Большинство дипломных работ представляют собой законченное научно-практическое исследование, выполненное на актуальную тему.

Проблемы, рассматриваемые в дипломных работах выпускников, отражают актуальные вопросы развития социальной сферы города Москвы.

В каждой дипломной работе представлены цели и задачи исследования, сформулирована научная гипотеза, описаны методы и методики исследования. В теоретической части работы приводится обзор достаточного количества современных зарубежных и отечественных литературных источников по исследуемой проблеме. В эмпирической части анализируются и обсуждаются результаты исследования, приводится интерпретация полученных данных. В процессе выполнения и защиты дипломных работ студенты широко используют новые информационные технологии, интернет-ресурсы, методы компьютерной обработки и представления данных.

Отмечается высокий уровень требований со стороны членов Государственных аттестационных и экзаменационных комиссий при приеме государственных экзаменов и защите дипломных работ, в сочетании с доброжелательным, заинтересованным отношением к каждому выпускнику. В состав Государственных аттестационных комиссий были включены ведущие специалисты Института, отличающиеся высокой квалификацией. Критерии оценки качества ответов были представлены в программах ГИА, ясными и понятными для выпускников.

В соответствии с Положением о выпускных квалификационных работах на каждую дипломную работу были представлены отзывы научных руководителей и рецензии. В рецензиях отмечалось, что дипломные работы представляют собой самостоятельные научные исследования, имеющие практическое значение, предлагались рекомендации по внедрению полученных результатов. Отмечались новизна и актуальность проведенных исследований.

Обсуждение результатов дипломных работ проходило в творческой обстановке, рассматривались перспективы дальнейших исследований по выбранным темам.

Высокая оценка качества ответов на экзаменах и выполненных дипломных работ в равной мере относится к выпускникам очной, очно-заочной и заочной форм обучения и к студентам второго высшего образования. Результаты дипломных исследований студентов реализуются в практике работы организаций и учреждений, в которых они выполнены.

Выступления студентов в процессе защиты дипломных работ позволяют сделать заключение о том, что они в большинстве свободно владеют содержанием своего исследования, способны его излагать, убедительно отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственные выводы. Все это свидетельствует о высокой профессиональной готовности выпускников Института.

В отчетах председателей ГАК отмечен ряд дипломных работ, представляющих наибольший научный и практический интерес.

Высокое качество подготовки дипломных работ обеспечено тем, что в Институте организована работа в течение учебного года: контроль за графиком выполнения дипломных работ, утвержденным Ученым советом Института, консультации научных руководителей, организация предзащит на выпускающих кафедрах.

В 2013 году проведен первый выпуск баклавров по направлениям «Психология», «Социология» и «Социальная работа». Государственная итоговая аттестация показала, что качество подготовки бакалавров соответствует высокому уровню обучения и критериям, принятым в Институте для подготовки выпускников.

Анализ оценки качества подготовки выпускников Председателями ГАК показывает, что уровень знаний студентов по фундаментальным дисциплинам и их профессионально-методическая подготовка оцениваются высоко: студенты владеют необходимыми знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.

 

Председатели ГАК отмечают высокий уровень проведения государственной итоговой аттестации и качества подготовки выпускников в ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Согласно их заключениям, результаты государственной итоговой аттестации выпускников ГБОУ ВПО МГПУ свидетельствуют о соответствии компетентности выпускников требованиям Государственныхобразовательных стандартов.

В Институте постоянно проводится работа по и подготовке к распределению и трудоустройству выпускников очного отделения всех специальностей и направлений подготовки.

Большинство выпускников получили запросы на работу с места прохождения производственной, преддипломной, научно исследовательской квалификационной практики, положительные характеристики и отзывы руководителей учреждений, свидетельствующие о высоком качестве подготовки студентов в ИПССО МГПУ. Выпускники по специальности «Специальная психология» распределяются по месту прохождения непрерывной практики.

Подготовкв выпускных квалификационных работ начинается в процессе работы над курсовыми работами. Выполнение курсовых работ является одним из этапов профессионального и научного становления студента. Курсовые рабоботы, выполняемые на кафедрах Института, в целом характеризуются высоким качеством, их содержание соответствует содержанию дисциплин ГОС, темы актуальны и отражают весь спектр исследований по психологии, социологии, специальной психологии, социальной работе, конфликтологии. Тематика курсовых работ постоянно обновляется в соответствии с развитием науки и практики в социальной сфере. На всех кафедрах в соответствии с номенклатурой документов представлена тематика курсовых работ. Защита курсовых работ происходит на кафедрах Института.

Высокий уровень подготовки выпускников обусловлен постоянной систематической работой по контролю качества знаний в течение всего периода обучения, организованной в Институте. Большую роль играют текущий контроль успеваемости, промежуточная межсессионная аттестация и промежуточная аттестация во время зимней и летней экзаменационных сессий. Результаты и формы контроля успеваемости обсуждаются на заседанях кафедр и Ученого совета.

Для оценки качества знаний используетсясистема балльно-рейтинговой оценки с использованием Технологических карт по дисциплинам учебного плана. Система включает обязательное компьютерное тестирование во время промежуточной межсессионной аттестации. Полученные данные о рейтинге студентов демонстрируют высокие оценки качества усвоения материала учебных курсов.

 

Для оценки качества подготовки в Институте регулярно организуются собеседования, коллоквиумы, контрольные работы, тестирование знаний студентов по всем учебным дисциплинам. По блокам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных дисциплин студенты участвовали в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования.

Результаты Интернет-экзаменов по всем направлениям подготовки и специальностям показывают высокий уровень освоения учебных дисциплин студентами ИПССО.

 

Результаты интернет-экзаменов. Май – июнь 2013г. (ФЕРО 17)

Для бакалавриата повсем направлениям подготовки в рамках компетентностного подхода используется уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленная в трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок – задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».

Второй блок – задания на уровне «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Результаты выполнения этого блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.

Третий блок – задания на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-заданиями, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный (summative) характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

 

Направление подготовки: Дисциплина: Кол-во студентов в группе четвертый уровень третий уровень второй уровень Первый уровень
030300.62 - Психология Социология        
030300.62 - Психология Философия        
034000.62 - Конфликтология Информатика        
034000.62 - Конфликтология Философия      
040100.62 - Социология Философия        
040100.62 - Социология Экономика        
050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование Концепции современного естествознания      

 

Характеристика четвертого уровня обученности:

Достигнутый уровень оценки результатов обучения свидетельствует о том, что студент способен обобщать и оценивать информацию, полученную на основе исследования нестандартной ситуации; использовать сведения из различных источников, успешно соотнося их с предложенной ситуацией.

Характеристика третьего уровня обученности:

Достигнутый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент продемонстрировал глубокие прочные знания и развитые практические умения и навыки, может сравнивать, оценивать и выбирать методы решения заданий, работать целенаправленно, используя связанные между собой формы представления информации.

Характеристика второго уровня обученности:

Достигнутый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине, способен понимать и интерпретировать освоенную информацию, что позволит ему в дальнейшем развить такие качества умственной деятельности, как глубина, гибкость, критичность, доказательность, эвристичность

Характеристика первого уровня обученности:

Достигнутый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент усвоил некоторые элементарные знания по основным вопросам дисциплины, но не овладел необходимой системой знаний.

 

Специальность: Дисциплина: Кол-во студентов в группе Процент студентов, освоивших все дидактические единицы (темы) ДЕ дисциплины
030302.65 - Клиническая психология Педагогика   87% (14 из 16)
030302.65 - Клиническая психология Социология   100% (16 из 16)
050716.65 - Специальная психология Социология   88% (24 из 27)

Итоги всех видов аттестации и контроля знаний позволяют сделать вывод, что отмечается высокое качество подготовки студентов и выпускников всех специальностей и направлений подготовки Института.

 

Date: 2015-12-11; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию