Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные технологии





Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
Очная форма Заочная форма
1. Компьютерные симуляции На семинарах компьютерные симуляции позволяют визуально демонстрировать взаимосвязь сложных философских категорий. Так, например, при анализе гносеологии И.Канта уместно продемонстрировать, что феноменальный мир возникает тогда, когда мир ноуменов («вещей в себе») преломляется через призму пространство и времени, являющихся априорными формами чувственного созерцания.    
2. Деловые и ролевые игры Игра может проводиться в процессе проведения семинаров как по Модулю 1 «Основные проблемы философии», так и по Модулю 2 «История философии». Так, по Модулю 1 уместно организовать ролевую игру по теме «Социальная философия». Так один из обучающихся может играть роль К.Маркса, обосновывающего идею о том, что основной сферой общественной жизни является экономика, а другой обучающийся может играть роль М.Вебера, критикующего Маркса за то, что он недооценил роль духовного, религиозного фактора в развитии экономики. Возникшая при обсуждении этой проблемы дискуссия поможет обучающимся-экономистам осмыслить роль внеэкономических факторов в развитии экономики, а также осмыслить особенности развития экономики, обусловленные конфессиональными различиями. В заключении игры преподаватель и группа обучающихся оценивают убедительность аргументации оппонентов, их способность убедить в истинности своей позиции.    
3. Разбор конкретных ситуаций Данный метод может использоваться во всех темах курса. Например, характеризуя ограниченность и противоречивость обыденного мировоззрения, можно на конкретном примере показать его хаотичность и непоследовательность. В частности, мировоззренческая неопределенность современных россиян проявляется в том, что, хотя подавляющее их большинство считают себя православными, однако в то же время они обращаются к астрологам, экстрасенсам, гадалкам и т.д., что несовместимо с христианским вероучением. Анализ данной конкретной ситуации позволит прийти к важному теоретическому выводу об опасности мировоззренческой неопределенности как для отдельной личности, так и для общества в целом.    
4. Психологические и иные тренинги Данные тренинги в образовательном процессе способствуют развитию у обучающихся определенных навыков работы с людьми, что основано на понимании человеческой психологии. Данный аспект наиболее целесообразно рассматривать при анализе теории личности З.Фрейда и его последователей, когда обучающийся убеждается в том, что в каждом человеке совмещаются три человека, живущих по совершенно разным принципам: удовольствия, реальности и долга. На этом основании последователь Фрейда Э.Берн утверждает, что в каждом человеке совмещаются родитель, взрослый и ребенок, а потому, когда в общение вступают 2 человека, на самом деле взаимодействуют между собой 6 человек. И потому следует рассмотреть, при каких трансакциях общение людей обречено на конфликт, а при каких конфликтов не будет.    
5. Использование информационных ресурсов и баз данных При подготовке докладов, рефератов и иных форм выступлений обучающиеся используют информационные ресурсы и базы данных Интернета, электронный каталог библиотеки. При подготовке к зачетам и экзаменам используются также тестовые задания, имеющиеся в электронной форме.    
6. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Обучающиеся могут использовать электронный каталог библиотеки ауд.352, 355. Имеется также курс мультимедийных лекций по философии.    
7. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса, в процессе проведения лекционных и семинарских занятий используются учебно-методические разработки ведущих вузов страны с грифом УМО, МГУ, ВШЭ, СПГУ и т.д.    
8. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Данный метод используется применительно ко всем темам курса, поскольку, во-первых, философия, являясь элитарным сознанием, отражающим парадигмы массового сознания, а это определяет постоянное обращение к материалу, который рассматривался обучающимися в курсах истории и культурологи, И, во-вторых, что особенно важно для экономического вуза, специфика философского подхода к пониманию общества состоит в том, оно рассматривается как целостная системе, все элементы которой находятся во взаимодействии, что делает необходимым рассматривать влияние на экономику различных внеэкономических факторов: религиозных, политических, нравственных и т.д, что позволяет преодолеть экономикоцентризм и таким образом решить многие актуальные проблемы экономического развития. Таким образом, философия связана с общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни: социологией, политологией, правоведением, экономикой. Проблемно ориентированное изучение философии предполагает решение проблемы, как различные сферы общественной жизни влияют друг на друга и таким образом решить важный для экономической науки вопрос о внеэкономических факторах развития экономики.    
9. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Внесение проблемных вопросов на рассмотрение в группе в форме организованной дискуссии    
10. Другие Для наилучшего усвоения материала обучающиеся самостоятельно пишут краткие конспекты наиболее важных первоисточников.    

7. Дополнительный материал (словари, глоссарии)

Глоссарий по дисциплине «Философия»

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.

Автотрофность – в философии русского космизма – способность живых организмов поддерживать свое существование без поедания других организмов –путем преобразования мертвого вещества в живое; способность ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди.

Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира.

Аксиоматический метод – один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: а) формулируется система основных терминов науки; б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых по определенным правилам выводятся все другие утверждения данной теории; в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию; г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений – теорем.

Анализ – метод мысленного или реального разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.

Антисциентизм – мировоззренческая позиция, выступающая за снижение роли науки, аргументируя это негативными последствиями НТР. Они видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессимизм усиливается по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

Антропология - раздел философии, посвященный изучению человека.

Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира.

Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания (ср. теоцентризм).

Апория - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик.

Априорный - не зависящий от чувственного опыта.

Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины)

Атараксия - душевная невозмутимость в учении античных скептиков

Атеизм - отрицание существования Бога

Атман - индивидуальная душа в индийской философии

Богочеловечество – в русской религиозной философии – идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества

Брахман - душа мироздания в индийской философии или пантеистическое первоначало

Вера – (от лат. veritas) истинность; действительность, сущность. Особое состояние психики субъекта, выражающееся в твердой убежденности, несомненном доверии и надежде. Выражает ожидание осуществления желаемого. Содержание веры различно в разных областях ее функционирования, связано с предметом конкретного действия. Находит выражение в любой сфере деятельности людей.

Верификация - эмпирическая проверка суждений на предмет их истинности

Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное

Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля

Воображение (нем. Einbildungskraft) – познавательная способность (источник познания) к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком. По И.Канту «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» (Кант И. «Критика чистого разума». С. 151)

Всеединство – философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность

Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий

Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него

Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее

Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены

Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания

Дао - естественный путь вещей в древнекитайской философии

Дедукция – метод исследования, состоящий в движении мысли от общего к частному.

Идеализация – метод мысленного конструирования объекта, не существующего в действительности, но имеющего прообраз в реальном мире → идеальные объекты как отображение существенных свойств реальных объектов; процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.).

Иррациональное – принципиально недоступное рациональному познанию и постижению в рамках логического мышления, лежащее за пределами разума и несоизмеримое с его возможностями, противоположное рациональному.

Деизм - представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился

Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей

Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств

Закономерность – более широкое, чем закон, понятие. Если закон проявляет себя строго в конкретных условиях, то закономерность проявляется как взаимосвязь ряда законов.

Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм)

Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное)

Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.)

Изостения - равносилие противоположных суждений в учении античных скептиков

Индукция – метод исследования, суть которого состоит в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.

Интуиция – непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или божественной сущности при помощи прямого усмотрения.

Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами

Историософия – философское осмысление истории

Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней

Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)

Космос – в переводе с греческого – общий порядок мироздания – Вселенная, понимаемая как нечто гармоничное, прекрасное, упорядоченное

Космополитизм – идея, отрицающая национальные и государственные границы во имя единства человеческого рода, рассматривающая человека как “гражданина Вселенной”

Критерии истины – признаки истинности знания. Не существует универсального критерия истины. В истории философии в качестве признаков истины рассматривались ясность и отчетливость, показания органов чувств, мнение большинства людей, полезность, практика.

Критерии научности – это основные особенности научного познания, среди которых выделяются прежде всего: обнаружение объективных законов действительности; нацеленность на предвидение будущего; системность; постоянная методологическая рефлексия; объективная истина как непосредственная цель и высшая ценность; сложность и противоречивость процесса воспроизводства знаний; применение специфических материальных средств (приборы, инструменты и т.д.); строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Либидо – в учении З.Фрейда – бессознательное сексуальное влечение

Логика – наука о формах и законах правильного мышления

Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром

Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину

Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)

Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное)

Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального)

Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)

Метод исследования (греч. methodos –путь исследования) – способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями соответствующего объекта; это совокупность правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижения результата в данной сфере деятельности. Метод организует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных видов деятельности. При этом не следует ни недооценивать (или вовсе отвергать) роль метода и методологии в естествознании, ни преувеличивать, абсолютизировать значение метода как простого и доступного «инструмента» научного открытия. По характеру решаемых задач выделяются: алгоритмические и эвристические методы; по точности прогнозируемого результатадетерминистические и стохастические; по области примененияобщенаучные, частнонаучные и междисциплинарные; по уровням познанияэмпирические и теоретические.

Методология – философское учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности и познания.

Методология (греч. methodos –путь исследования и logos – наука) — система исходных, основоположных принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, направленность познавательной и практической деятельности.

Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также – шире – направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним

Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог

Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами

Натурфилософия (философия природы) – преимущественно философско-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Наука – форма человеческих знаний, составная духовной культуры общества; система понятий о явлениях и законах действительности; особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества.

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Научная проблема – существенный вопрос, приводящий в своем разрешении к новому знанию и/или практическому результату.

Научная революция – этап развития научного познания, связанный с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, т.е. системой идеалов и норм исследования. Выделяются три разновидности научной революции: 1) трансформация специальной картины мира без существенных изменений и норм исследования; 2) трансформация специальной картины мира с радикальным изменением идеалов и норм науки; 3) глобальная – преобразование всех компонентов оснований науки (картина мира, идеалы и нормы исследования, философские основания науки), ведущие к изменению типа научной рациональности.

Научное познание – это непрерывный процесс открытия и теоретического объяснения новых фактов. «Начать с наблюдения фактов, изменять условия, сопровождать эту первоначальную работу точными измерениями, вывести общие законы… наблюдаемых явлений, понять природу силы, вызывающей эти явления, затем дать математическое выражение этих законов – таков путь Ньютона» (Анри Ампер)

Нирвана - в индийской философии - прекращение земных рождений, воссоединение с Брахманом

Номинализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)

Ноосфера – в философии русского космизма – принципиально новая стадия мировой эволюции, когда решающей силой дальнейшего развития становится человеческий разум, целенаправленно преобразующий и совершенствующий Вселенную

«Нормальная наука» – этап развития научного знания, на котором удается выявить весь потенциал, который заложен в научных достижениях. Он протекает до того момента, пока не появляются новые факты, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями (Т. Кун).

Ноумен - в философии Канта - “вещь в себе”, то, что объективно существует, но не дано человеку ни в опыте, ни до него и поэтому непознаваемо

Общенаучная картина мира – картина мира, которая включает в себя представления о всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании). В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и, прежде всего, физическая) картина строилась сначала (с 18 в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом – квантовой механики и теории относительности (с начала 20 в.), а сегодня – на основе синергетики.

Объект - внешний по отношению к человеку мир (ср. субъект)

Объективное - существующее само по себе, то есть - вне человека и независимо от него (ср. субъективное)

Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия

Отчуждение – в учениях Гегеля, Фейербаха и Маркса – процесс отделения какого-либо творения или продукта от его творца, при котором творение становится независящим от своего создателя и враждебным ему

Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию

Парадигма – особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы означает научную революцию.

Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания

Позитивизм - философское направление второй половины XIX-XX вв., по которому философия должна отойти от метафизических вопросов и стать методологией науки

Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество)

Принцип монизма истины – один из базовых тезисов классической науки о том, относительно любого явления или процесса может быть только одно истинное суждение, а все остальные выступают либо заблуждением, либо ложью.

Принцип плюрализма истины – один из краеугольных тезисов неклассической науки, согласно которому разные описания объекта с позиции отдельных методов не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга, формируя видение разных граней, ипостасей объекта.

Психоанализ – учение З.Фрейда о человеческой психике, а также созданная им теория и практика лечения психических заболеваний, одно из направлений в психологии

Психология – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики

Развитие – тип движения, при котором происходит необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, изменение вообще.

Рациональность – признание тождества мышления и бытия, способности человека адекватно отражать реальность в категориях и понятиях своего мышления.

Рациональность научная – соотнесенность познания с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами. Рационально организованная научная деятельность в принципе руководствуется критериями доказательности и обоснованности и должна приводить к получению истинного знания.

Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания

Реализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами

Релятивизм - философское положение, по которому все в мире относительно и поэтому ни о чем нельзя высказываться определенно и окончательно

Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души

Секуляризация - идейное и фактическое размежевание светского и духовного, мировоззренческое отделение Бога от человека, религии от философии

Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум

Силлогизм - дедуктивное умозаключение

Скептицизм - философское сомнение в достоверности каких-либо положений

Соборность – в философии славянофилов – принцип сочетания личного и общего, добровольного союза людей для совместной деятельности

Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями

Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов

Социализм - учение и общественно-политическое движение, выступающее за построение общества без частной собственности, основанного на принципах справедливости и солидарности людей

Софиология – в русской религиозной философии – учение о Божественной Премудрости – главном принципе, по которому устроено мироздание

Сублимация – в учении З.Фрейда – преобразование сексуальной энергии в различные несексуальные виды деятельности

Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир (ср. объект)

Субъективизм - философская идея, по которой человек видит мир только в масштабе собственного восприятия

Субъективное - существующее в духовном, внутреннем мире человека и зависящее от него (ср. объективное)

Схоластика - средневековая философия, направленная на рациональное подкрепление религиозных догматов

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации относительно роли науки в обществе и культуре; это две противоположные мировоззренческие позиции, связанные с абсолютизацией положительных (сциентизм) или отрицательных (антисциентизм) аспектов влияния науки на культуру.

Тавтология - высказывание, в котором две части одновременно следуют друг из друга (подразумевают друг друга)

Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует

Теодицея - богооправдание - религиозно-философская проблема объяснения существующего в мире зла

Теоретические законы – законы, выводимые не путем индуктивного обобщения наблюдаемых фактов, как эмпирические законы, а с помощью творческого воображения ученых, выдвинувших некоторое умозрительное предположение – теоретическую гипотезу. Эти законы описывают поведение ненаблюдаемых объектов, например, атомов, генетического кода и т.п.

Теоретические методы – методы научного познания, опирающиеся на мыслительные возможности субъекта познания и помогающие получать знания об объекте опосредованным путем. К ним относятся: идеализация, абстрагирование, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, формализация.

Теория – система логически связанных утверждений о научных фактах или объектах; система идей, интерпретирующих некоторую область объективной реальности; наиболее развитая форма научного знания.

Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм)

Типы научной рациональности – отражают различную глубину рефлексии по отношению к сам о й научной деятельности. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки. Схематично научная деятельность выглядит как отношения «субъект – средства – объект» (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), поэтому этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Универсалии - в средневековой философии - общие понятия

Утилитаризм - идея, по которой философия должна заниматься не отвлеченными вопросами, а проблемами реальной человеческой жизни и приносить конкретную пользу (см. позитивизм и прагматизм)

Утопия - социально-философское учение, рисующее модель идеального общественного устройства (или вообще какой-либо идеальный проект)

Фальсификация – эмпирическое опровержение гипотезы (признание ее ложности).

Фатализм - идея о предопределенности всего существующего, в том числе - любой человеческой жизни (ср. волюнтаризм)

Феномен - явление - то, что воспринимает познающий мир человек в своем чувственном опыте

Философия (греч. phileo – люблю, Sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основаниях человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Философские основания науки – философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности.

Холизм – представление о явлении, вещи, совокупности вещей или явлений, где единое, цельное предшествует составным частям, организует, выстраивает, завершает эти части, сообщает им бытие, которым они сами по себе – как части – не обладают. Принцип холизма противоположен принципу атомизма в понимании реальности.

Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья

Эволюция – процесс изменения, развития

Эвристика - философский метод, при котором вместо усвоения готовых ответов человек путем размышлений должен сам находить истину

Экзистенциализм - направление в философии ХХ в., полагающее главным предметом изучения (постижения) не объективный мир, а индивидуальное человеческое существование

Экзистенция - индивидуальное существование

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях с целью получения ответов на интересующие экспериментатора вопросы. Ценность научного эксперимента состоит в его воспроизводимости, обеспечивающей объективность. Многократная повторяемость позволяет осуществлять фальсификацию и верификацию научных фактов. Виды научного эксперимента: исследовательский → новое знание; проверочный → подтверждение известного; демонстрационный → образование и просвещение.

Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт.

Эмпирические методы – методы научного познания, опирающиеся на показания пяти органов чувств и помогающие получать знание об объекте в результате непосредственного взаимодействия с ним субъекта познания. К ним относятся: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение эмпирических методов состоит в том, что они дают знание о внешних сторонах объекта; поставляют первичную информацию об объекте в виде фактов и эмпирических данных; создают эмпирический базис науки. В состав эмпирического базиса входят: факты (события, явления в конкретное время в конкретном месте); измерительные данные; статистические данные; схемы, макеты, предметные модели.

 

 

Date: 2015-12-10; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию