Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания (рекомендации)





3.1. Методические указания по изучению дисциплины

1. Силенко С.В. Философия. Планы семинарских занятий. Ростов-на-Дону. Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2001.

2. Богданова О.А. Философия. Методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004.

3. Воронкова О.В.,Силенко С.В. Философия. Планы семинарских занятий. Ростов-на-Дону. Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2008.

 

3.2. Методические указания по выполнению

практических (семинарских) работ

 

При подготовке к семинарскому занятию следует начать с изучения конспекта лекции, затем перейти к чтению соответствующего раздела учебника, и только затем приступать к изучению дополнительной литературы.

В изучении курса существенную помощь Вам могут оказать материалы УМК по философии, где представлен сокращенный курс лекций, содержащий материал изучаемых тем, а также дан список основной и дополнительной литературы по курсу.

При подготовке к семинарскому занятию следует опираться на методические указания:

Планы поведения занятий с указанием последовательности изучаемых модулей, тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью задач, обсуждаемых на семинаре дан в разделе 2.1 Рабочей программы курса.

Список литературы для подготовки к семинарским занятиям дан в рабочей программе п.2.4.

 

3.3. Методические указания по выполнению

курсовых работ/проектов и рефератов

 

Реферат – вид самостоятельной работы. Самостоятельность студента при выполнении реферата проявляется в том, что на основе разнообразных информационных источников – монографий, статей, информационной сети ИНТЕРНЕТ – он излагает свое понимание темы, формирует свой взгляд на решение проблемы. Слово «реферат» буквально означает краткое изложение, обзор научных текстов. В высшей школе реферат – итог работы студента с источниками по определенной проблеме. Реферат состоит из Введения, основной содержательной части, заключения, списка литературы. Объем реферата может колебаться от 12 до 24 страниц компьютерного набора.

Во введении формулируется проблема исследования, обосновывается ее актуальность, определяется степень ее разработанности, а так же цели и задачи работы. В основной части выделяются разделы: обычно это 2-3 главы, в которых могут быть выделены параграфы. Заключение – это подведение итогов исследования, краткое резюме и выводы, к которым пришел автор. При написании реферата необходимо правильно оформлять ссылки, а так же список литературы и других информационных источников. Студенты, написавшие лучшие рефераты, могут принять участие в научных конференциях.

 

Тематика рефератов по курсу:

1. Философское мировоззрение как стратегия свободного самоопределения личности.

2. Философия как методология научного мышления.

3. Роль античной философии в формировании европейского типа культуры.

4. Проблема человека в философии Сократа и Платона.

5. Учение Аристотеля о политике и современность.

6. Аристотель – великий систематизатор античного мировоззрения.

7. Философия Аристотеля и христианское мировоззрение.

8. Христианский идеал человека.

9. Проблема человека и бога в философии средних веков.

10. Особенности арабской философии средних веков.

11. Проблема источников зла и греховности в мире средневековой философии.

12. Философско–политические проблемы эпохи Возрождения.

13. Проблема человека в философии Ренессанса.

14. Проблема человека в философии Р. Декарта.

15. Проблема рационального и иррационального в философии Нового времени.

16. Немецкая классическая философия как вершина европейского рационализма.

17. Этика И. Канта и современность.

18. Г. Гегель и диалектический метод мышления.

19. Проблема человека и мира в философии Фейербаха.

20. Философское учение Маркса об историческом процессе.

21. Анализ марксистских идей социалистического переустройства общества.

22. Теория воли в философии Шопенгауэра.

23. Кризис европейского рационализма в европейской философии ХХ века.

24. Проблема сверхчеловека в философии Ф. Ницше и кризис личности в современной западной культуре.

25. Учение Фрейда и современность.

26. Э. Фромм о проблеме свободы.

27. Проблема человека в философии экзистенциализма.

28. Экзистенциализм и проблема свободы.

29. Русский космизм.

30. Специфические особенности русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.

31. Русская идея в философии конца XIX – начала XX века.

32. Проблема человека в философии Ницше.

33. Проблема свободы в философии Н. Бердяева.

34. Религиозно-философские концепции Древнего Китая.

35. Философские учения Древней Индии.

36. Материальное и идеальное в философской онтологии.

37. Философское представление о движении, пространстве и времени.

38. Диалектика бытия и всеобщие законы развития.

39. Философия науки: проблемы и противоречия.

40. Методология исследовательских программ Имре Лакатоса.

41. Парадигмальная философия науки Томаса Куна.

42. Познание: основные проблемы и исторические варианты.

43. Теория «отражения» в гносеологии: за и против.

44. Проблема человека в философии.

45. Природное и социальное в человеке.

46. Сознание и бессознательное в структуре личности.

47. Проблема смысла жизни в философии.

48. Философия техники: прогнозы и предостережения.

49. Свобода и необходимость в историческом процессе.

50. Социальная антропология как сфера философского знания.

51. Взаимодействие цивилизаций: возможные сценарии будущего.

52. Россия: поиск цивилизационной идентичности.

53. Перспективы развития философии в XXI веке.

54. Православная гносеология и ее альтернативы.

55. Христианское понимание совершенства человека и его альтернативы.

56. Православное учение об истине.

57. Православная антропология.

58. Духовная жизнь в свете Православия. Исихазм.

59. Православие о силах души и их взаимодействие.

60. Проблема сознания в Православии.

61. Болезнь духа как основа психических расстройств.

62. Рациональность и вера.

63. Духовные ценности как ориентиры бытия.

64. Проблема индивидуальной свободы и истины.

65. Содержание и сущность духовного бытия.

66. Современные концепции бытия.

67. Философия науки: смысл и основная проблематика.

68. Духовные проблемы современности.

69. Религия и культура: проблема взаимоотношения.

70. «Новый человек» Нового Завета и «новый человек» модерна и постмодерна.

71. Наука и мировоззрение.

72. Методы научного знания.

73. Проблема достоверности в науке.

74. Критерии научности.

75. Плотский, душевный и духовный человек.

76. Синергия (синергетика) в её истинном понимании и искаженном.

77. Метафизика в её истинном понимании и искаженном.

78. Духовные проблемы современного образования.

79. Православное отношение к научному образованию.

80. Постмодерн как идеология глобализма.

81. Место человека в системе постмодерна.

82. Особенности человека в свете модерна.

83. Философия культуры: её проблематика и значение.

84. Религиозное и научное понимание мира.

85. Человек, общество и государство в глобализованном мире.

86. Постиндустриальное общество: проблемы и вызовы.

87. Постиндустриализм и культура. Культура и природа.

88. Особенности русской религиозной философии.

89. Философия западничества и славянофильства.

90. Философия модерна и постмодерна (сравнительный анализ).

91. Религия и право.

92. Право и мораль. Проблема взаимоотношений государства и церкви.

 

3.4. Методические указания по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа представляет собой весьма важную составляющую успешного изучения курса «Философия», поскольку позволяет решать следующие задачи:

- ознакомиться с текстами первоисточников;

- сформировать способность к самостоятельной постановке проблем и их решению;

- делает возможным овладеть эвристическим методом мышления, то есть способностью формировать собственную оригинальную точку зрения на происходящее, что является необходимым условием сопротивления любым попыткам манипулирования сознанием.

Для успешного освоения дисциплины необходимо правильно спланировать время, что предполагает следующие моменты:

Во-первых, необходимо после каждой лекции прорабатывать не менее одного часа текст лекции, делая акцент на тех положениях, которые для Вас недостаточно понятны.

Во-вторых, необходимо приступить к изучению литературы, рекомендуемой к семинарским занятия, по которой необходимо написать в тезисной форме конспекты.

В-третьих, после изучения литературы необходимо выделить те положения, которые остались не до конца ясными, отметить их и обратиться к преподавателю за разъяснениями.

Всего к семинару следует готовиться не менее 4 часов.

В изучении курса существенную помощь Вам могут оказать материалы УМК по курсу «Философия», где не только представлены темы, изучаемые в данном курсе, но и дан учебник, в котором в краткой конспективной форме изложено содержание изучаемых тем, а также дан список основной и дополнительной литературы по курсу.

При подготовке следует опираться на методические рекомендации: Богданова О.А. Философия. Методическое пособие по самостоятельной работе для студентов всех специальностей. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004.

3.5. Методические указания по прохождению практики

Не предусмотрено учебным планом.

4. Контроль знаний (тесты, образец билета, вопросы для экзамена, зачета)

4.1. Текущий контроль знаний

Вопросы для промежуточного контроля знаний (коллоквиума) по 1 модулю «Предмет философии. Основные этапы ее становления»:

1 вариант.

1. Предмет философии. Специфика философского знания.

2. Мифология как исторически первый тип мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Религиозно-философские учения Древнего Китая.

5. Проблема человека в учении Сократа.

6. Учение Платона.

7. Особенности формирования средневековой философии. Патристика. Учение А. Августина.

8. Эмпиризм Ф. Бэкона.

9. Философия И. Канта.

10. Иррационализм А. Шопенгауэра.

11. Философия марксизма.

12. Проблема личности в учении З. Фрейда.

2 вариант.

1. Основные этапы становления философского знания.

2. Религия как исторический тип мировоззрения.

3. Социальные функции философии.

4. Религиозно-философские учения Древней Индии.

5. Особенности формирования Античной философии.

6. Учение Демокрита.

7. Философия Аристотеля.

8. Особенности формирования средневековой философии. Схоластика. Учение Ф. Аквинского.

9. Рационализм Р. Декарта.

10. Иррационализм Ф. Ницше.

11. Философское учение Г. Гегеля.

12. Основные проблемы экзистенциальной философии.

 

Тесты для промежуточного контроля знаний к 2 модулю «Становление онтологии как учения о бытии. Движение, пространство и время как формы самоогранизации бытия»:

 

Вариант 1.

Концепция бытия, признающая один тип реальности:

£ плюрализм

£ дуализм

£ анархизм

£ монотеизм

£ монизм

Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

£ Гераклит

£ Парменид

£ Демокрит

£ Фалес

£ Сократ

Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

£ Гераклит

£ Парменид

£ Эмпедокл

£ Фалес

£ Демокрит

Элейский мыслитель - автор знаменитых апорий -...

£ Ксенофан

£ Парменид

£ Демокрит

£ Диоген

£ Зенон

Представители номинализма в средневековой философии:

£ Уильям Оккам

£ Фома Аквинский

£ Иоанн Дунс Скот

£ Аврелий Августин

£ Тертуллиан

£ Пьер Абеляр

£ Иоанн Росцеллин

Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

£ скептицизм

£ стоицизм

£ агностицизм

£ гуманизм

£ рационализм

Существующее независимо ни от чего другого:

£ сознание

£ интенция

£ атрибут

£ модус

£ субстанция

Атрибутами материи считаются:

£ пространство

£ движение

£ форма

£ запах

£ вкус

£ цвет

£ время

Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояния:

£ пространство

£ движение

£ качество

£ количество

£ время

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:

£ отрицания отрицания

£ переход количественных изменений в качественные

£ единство и борьба противоположностей

£ закон сохранения и превращения энергии

£ закон естественного отбора

Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

£ субъективный

£ объективный

£ диалектический

£ последовательный

£ непоследовательный

Метафизическое суждение о пространстве и времени:

£ пространство и время существуют независимо от материи

£ пространство и время неразрывно связаны с материей

£ пространство и время существуют в единстве друг с другом

£ пространство связано, а время не связано с материей

£ пространство не связано, а время связано с материей

 

Вариант 2:

Онтология - это раздел философии о...

£ закономерностях познания

£ структуре общества

£ нравственных нормах

£ особенностях поведения

£ сущем в мире

Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает

£ дуализм

£ монизм

£ скептицизм

£ релятивизм

£ агностицизм

Истинным бытием по Платону является:

£ мир вещей

£ материя

£ космос

£ человек

£ мир эйдосов

Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию:

£ Сократ

£ Платон

£ Аристотель

£ Пифагор

£ Гераклит

Пифагор утверждал, что...

£ все состоит из атомов

£ бытие есть единая неделимая сущность

£ все понятия заключены в самом человеке

£ бытие и небытие неразрывны

£ мир есть гармония чисел

Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии...

£ реализм

£ номинализм

£ догматизм

£ универсализм

£ концептуализм

Бога и мировое целое отождествляет:

£ пантеизм

£ деизм

£ политеизм

£ монотеизм

£ атеизм

Дуалистическая философия характерна для...

£ Декарта

£ Бекона

£ Руссо

£ Беркли

£ Канта

Автор высказывания: "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его":

£ В. Ленин

£ Г. Гегель

£ Л. Фейербах

£ Э. Гуссерль

£ Ф. Ницше

"Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания":

£ эстетика

£ этика

£ диалектика

£ синергетика

£ метафизика

Категория философии, характеризующая единство качества и количества:

£ сущность

£ всеобщее

£ следствие

£ действительность

£ мера

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:

£ переход количественных изменений в качественные

£ единство и борьба противоположностей

£ отрицания отрицания

£ закон сохранения и превращения энергии

£ закон естественного отбора

 

Вопросы для промежуточного контроля знаний (контрольная работа) к 3 модулю «Становление гносеологии как теории познания»:

1 вариант:

1. Основные подходы к вопросу о познаваемости мира: скептицизм, агностицизм, релятивизм.

2. Теория познания Аристотеля.

3. Критический рационализм К. Поппера. Принцип фальсификации.

2 вариант:

1. Основные гносеологические концепции в истории философии.

2. Теория познания Платона.

3. Эмпиризм как философская программа познавательного процесса.

3 вариант:

1. Проблема субъекта познания.

2. Теория познания А. Августина.

3. Рационализм как философская программа познания Нового времени.

4 вариант:

1. Основные виды и формы знания.

2. Проблема познания в философии Ф. Аквинского.

3. Герменевтика как методология познания гуманитарных наук.

5 вариант:

1. Понятие истины в философии. Ее основные характеристики.

2. Теория познания И. Канта.

3. Сущность феноменологической программы в гносеологии.

6 вариант:

1. Предпосылки формирования гносеологии как философской теории познания.

2. Критерии научности знания.

3. Философия позитивизма.

7 вариант:

1. Основные концепции истины в философии.

2. Сенсуализм в философской традиции. Полемика о «врожденных идеях».

3. Эмпирические методы познания.

8 вариант:

1. Критерии истины в философии.

2. Проблема объекта познания.

3. Специфика познания в концепции логического позитивизма. Принцип верификации.

9 вариант:

1. Структура научного познания.

2. Классическая и неклассическая рациональность.

3. Философия науки Т.Куна.

10 вариант:

1. Философия науки как область социально-гуманитарного знания.

2. Критический рационализм И. Лакатоса.

3. Теоретические методы познания.

 

Тесты для промежуточного контроля знаний к 4 модулю «Социальная философия»:

 

1 вариант:

Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов:

£ политическое

£ экономическое

£ правовое

£ религиозное

£ общественное

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

£ этика

£ эстетика

£ эпистемология

£ гносеология

£ онтология

Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о...

£ целенаправленности истории

£ цикличности исторического процесса

£ неподвижности основных характеристик истории

£ неизменности общественного бытия

£ бесцельности истории

Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

£ свободы

£ независимости

£ равенства

£ человека

£ общества

Учение о "коллективном бессознательном", определяющем социальное поведение людей развивал:

£ Юнг

£ Фрейд

£ Адлер

£ Фромм

£ Хорни

Интерес, прямо определяющий место человека в системе экономических отношений:

£ политический

£ правовой

£ производственный

£ экономический

£ нравственный

Мыслитель, отрицавший целостность и единство всемирной истории, наличия в ней "постоянного и всеобщего":

£ Тойнби

£ Ясперс

£ Маркс

£ Вебер

£ Шпенглер

Процесс, при котором созданные людьми предметы, организации порабощают человека:

£ отчуждение

£ порабощение

£ подавление

£ отвлечение

£ контроль

Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг:

£ политическая

£ экономическая

£ правовая

£ духовная

£ социальная

Глобальные проблемы человечества связаны с...

£ взаимодействием общества и природы

£ взаимодействием социальных общностей людей

£ антропосоциальными проблемами

£ взаимодействием общества и государства

£ повышением уровня культуры народонаселения

£ становлением информационного общества

2 вариант:

Время возникновения социальной философии как теоретически оформленной системы философских воззрений на существование и развитие общества:

£ 20-40 г. XIX в.

£ кон. XVIII в.

£ 40-60 г. XIX в.

£ 60-80 г. XIX в.

£ нач. XX в.

Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации - это социальная..

£ стратификация

£ философия

£ динамика

£ статика

£ мобильность

Крупный социальный философ эпохи Возрождения:

£ Макиавелли

£ Лютер

£ Кальвин

£ Коперник

£ Галилей

Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

£ германский

£ восточный

£ западный

£ греческий

£ римский

Русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу:

£ Чижевский

£ Циолковский

£ Гумилев

£ Мечников

£ Вернадский

Материальное производство, духовное производство, политика, право, мораль относятся к...

£ социальным системам

£ системам неживой природы

£ биосистемам

£ виртуальным системам

£ системам отсчета

Сознание людей, как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности:

£ личностное

£ индивидуальное

£ коллективное

£ классовое

£ общественное

Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования:

£ политическая

£ экономическая

£ духовная

£ производственная

Форма демократии, основанная на концепции прав человека:

£ либеральная

£ эгалитарная

£ органическая

£ партийная

£ производственная

Сторона социального познания, раскрывающая особенности познания общественных явлений:

£ онтологическая

£ аксиологическая

£ антропологическая

£ социологическая

£ гносеологическая

 

4.2. Итоговый контроль знаний

Тесты для итогового контроля и подготовки к зачету:

Вариант 1.

Концепция бытия, признающая один тип реальности:

£ плюрализм

£ дуализм

£ анархизм

£ монотеизм

£ монизм

Истинным бытием по Платону является:

£ мир вещей

£ материя

£ космос

£ человек

£ мир эйдосов

Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма:

£ Сократ

£ Платон

£ Демокрит

£ Эмпедокл

£ Аристотель

Вера в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно:

£ анимизм

£ магия

£ тотемизм

£ религия

£ фетишизм

Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

£ чарвака

£ джайнизм

£ буддизм

£ брахманизм

£ вишнуизм

Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для...

£ обоснования догматов веры

£ развития частных наук

£ построения основ общества

£ утверждения гуманистических идеалов

£ постижения сущности прекрасного

Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:

£ Возрождение

£ античность

£ средневековье

£ Просвещение

£ Новое время

Мировые религии:

£ христианство

£ ислам

£ иудаизм

£ даосизм

£ индуизм

£ синтоизм

£ буддизм

Эпоха Нового времени в философии начинается с... в.

£ XV

£ XVI

£ XVIII

£ XIX

£ XVII

Критик материалистического сенсуализма в XVII веке:

£ Джордж Беркли

£ Джон Локк

£ Дэвид Юм

£ Дени Дидро

£ Томас Гоббс

Автор высказывания: "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его":

£ В. Ленин

£ Г. Гегель

£ Л. Фейербах

£ Э. Гуссерль

£ Ф. Ницше

Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию:

£ Сократ

£ Платон

£ Аристотель

£ Пифагор

£ Гераклит

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:

£ отрицания отрицания

£ переход количественных изменений в качественные

£ единство и борьба противоположностей

£ закон сохранения и превращения энергии

£ закон естественного отбора

Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

£ этика

£ эстетика

£ эпистемология

£ гносеология

£ онтология

Русский философ XIX в., считавший религиозную веру выше разума:

£ Соловьев

£ Федоров

£ Флоренский

£ Вернадский

£ Чижевский

Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

£ свободы

£ независимости

£ равенства

£ человека

£ общества

Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

£ иррационализм

£ рационализм

£ субъективизм

£ эмпиризм

£ механицизм

Учение о "коллективном бессознательном", определяющем социальное поведение людей развивал:

£ Юнг

£ Фрейд

£ Адлер

£ Фромм

£ Хорни

Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает

£ гедонизм

£ кинизм

£ эгоизм

£ альтруизм

£ платонизм

Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков:

£ абстрагирование

£ аналогия

£ индукция

£ дедукция

£ анализ

Элементарная форма чувственного познания - это:

£ восприятие

£ суждение

£ умозаключение

£ гипотеза

£ ощущение

Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояния:

£ пространство

£ движение

£ качество

£ количество

£ время

Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира:

£ технологизация

£ институциализация

£ виртуализация

£ гуманизация

£ глобализация

Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов:

£ политическое

£ экономическое

£ правовое

£ религиозное

£ общественное

Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

£ мировоззренческая

£ методологическая

£ прогностическая

£ критическая

£ аксиологическая

£ социальная

£ гуманитарная

 

Вариант 2.

Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает

£ дуализм

£ монизм

£ скептицизм

£ релятивизм

£ агностицизм

Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:

£ античность

£ средневековье

£ Возрождение

£ Просвещение

£ Новое время

Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений:

£ тотемизм

£ фетишизм

£ анимизм

£ магия

£ религия

Автор высказывания: "Одно и то же есть мысль и бытие...":

£ Парменид

£ Сенека

£ Гераклит

£ Анаксагор

£ Анаксимен

Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер:

£ Платон

£ Сократ

£ Аристотель

£ Диоген

£ Гераклит

Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

£ брахман

£ атман

£ дхарма

£ карма

£ прана

Христианство возникло в...

£ II в. до н. э.

£ I в. до н. э.

£ II в. н. э.

£ III в н. э.

£ I в. н. э.

Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии...

£ реализм

£ номинализм

£ догматизм

£ универсализм

£ концептуализм

Бога и мировое целое отождествляет:

£ пантеизм

£ деизм

£ политеизм

£ монотеизм

£ атеизм

Хронологические рамки эпохи Возрождения -... вв.

£ XIV-XVII

£ XI-XVI

£ XIV-XVIII

£ XV-XVIII

£ XVI-XVII

Термин "возрождение" означает восстановление интереса к...

£ античности

£ первобытности

£ язычеству

£ средневековью

£ христианству

Учение о бытии:

£ онтология

£ гносеология

£ логика

£ диалектика

£ аксиология

Существующее независимо ни от чего другого:

£ сознание

£ интенция

£ атрибут

£ модус

£ субстанция

Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

£ человек

£ Бог

£ природа

£ космос

£ общество

Социально-политические мыслители XVII века:

£ Т. Гоббс

£ Д. Локк

£ Г. Лейбниц

£ Б. Спиноза

£ И. Ньютон

Основатель антропоцентрического рационализма:

£ Р. Декарт

£ Т. Гоббс

£ Ф. Бекон

£ Б. Паскаль

£ Б. Спиноза

Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

£ германский

£ восточный

£ западный

£ греческий

£ римский

Русский философ XIX в., разработавший религиозно-идеалистическую систему:

£ Соловьев

£ Герцен

£ Бакунин

£ Огарев

£ Чернышевский

Основная проблема, рассматриваемая Н.Федоровым в его учении:

£ бессмертия

£ познания

£ сознания

£ бытия

£ природы

Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:

£ скептицизм

£ гностицизм

£ эклектицизм

£ агностицизм

£ экзистенциализм

Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:

£ анализ

£ абстрагирование

£ аналогия

£ индукция

£ дедукция

Форма рационального познания:

£ гипотеза

£ ощущение

£ восприятие

£ представление

£ интуиция

Суждение, обосновывающее идеалистическую философию:

£ вещи соответствуют идеям

£ идеи соответствуют вещам

£ вещи и идеи не соответствуют друг другу

£ вещь соответствует форме

£ форма соответствует вещи

Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации - это социальная...

£ стратификация

£ философия

£ динамика

£ статика

£ мобильность

Функция философии, подвергающая все сомнению:

£ критическая

£ мировоззренческая

£ методологическая

£ прогностическая

£ аксиологическая

£ социальная

£ гуманитарная

Вариант 3.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положения в мире изучает:

£ философия

£ онтология

£ гносеология

£ этика

£ антропология

Совокупность верований и обрядов, в основе которых - вера в возможность воздействия на людей, предметы, явления окружающего мира сверхъестественным путем:

£ магия

£ тотемизм

£ религия

£ анимизм

£ фетишизм

Античный философ, сформулировавший принцип "мера всех вещей - человек...":

£ Горгий

£ Продик

£ Сократ

£ Анаксагор

£ Протагор

Классический период древнегреческой философии... в. до н. э.

£ V

£ VII

£ VI

£ III

Человек - часть природы, и, как всякая природа, состоит из атомов, - считал...

£ Демокрит

£ Сократ

£ Платон

£ Аристотель

£ Эпикур

Науку о природе Аристотель называл... философией

£ второй

£ первой

£ третьей

£ четвертой

£ пятой

Индивидуальное духовное начало в индийской философии - это...

£ атман

£ брахман

£ дхарма

£ карма

£ прана

Вера противопоставлялась в средневековье...

£ умению

£ разуму

£ чувству

£ желанию

£ эмоциям

Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела:

£ Августин Блаженный

£ Фома Аквинский

£ Авиценна

£ Абеляр

£ У. Оккам

Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа:

£ русская средневековая

£ немецкая классическая

£ марксистская

£ западноевропейская христианская

£ античная

Характерная черта Ренессанса:

£ антропоцентризм

£ теоцентризм

£ космоцентризм

£ природоцентризм

£ наукоцентризм

"Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах", - утверждал...

£ Гельвеций

£ Ламетри

£ Вольтер

£ Дидро

£ Руссо

Онтология Б. Спинозы:

£ дуалистическая

£ плюралистическая

£ монистическая

£ сенсуалистическая

£ механистическая

Причины возникновения вида заблуждений ''призраки рода", по Бекону:

£ особенности воспитания

£ особенности индивидуального развития

£ особенности социальной жизни

£ слепой веры в авторитеты

£ несовершенство органов чувств

Философ, определявший всемирную историю как "разумное, необходимое обнаружение мирового духа":

£ Платон

£ Кант

£ Гегель

£ Аристотель

£ Фейербах

Учение о развитии в его наиболее полном виде:

£ метафизика

£ эклектика

£ идеализм

£ педагогика

£ диалектика

Последователи марксистской философии:

£ Г. Плеханов

£ К. Аксаков

£ Ф. Ницше

£ В. Дильтей

£ К. Леонтьев

£ П. Лафарг

Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает знание, которое полезно и практически применимо:

£ корреспондентская

£ прагматистская

£ конвенциалистская

£ когерентная

£ очевидная

Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

£ скептицизм

£ релятивизм

£ агностицизм

£ дуализм

£ плюрализм

Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

£ абстрагирование

£ синтез

£ аналогия

£ индукция

£ дедукция

Автор концепции структуры научных революций:

£ Гуссерль

£ Витгенштейн

£ Лакатос

£ Кун

£ Поппер

Категория философии, характеризующая внешнюю форму существования предмета, его обнаружение:

£ сущность

£ причина

£ явление

£ следствие

£ случайность

Материальное производство, духовное производство, политика, право, мораль относятся к...

£ социальным системам

£ системам неживой природы

£ биосистемам

£ виртуальным системам

£ системам отсчета

Сознание людей, как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности:

£ личностное

£ индивидуальное

£ коллективное

£ классовое

£ общественное

Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности:

£ методологическая

£ мировоззренческая

£ прогностическая

£ критическая

£ аксиологическая

£ социальная

£ гуманитарная

 


Date: 2015-12-10; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию