Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример выполнения работы





Директор компании, специализирующейся на изготовлении и установке пластиковых окон, решил перепроектировать бизнес-процессы компании и использовать компьютерные технологии. Первым шагом, по его мнению, должна стать автоматизация системы обработки заказов клиентов. Разработчикам необходимо понять суть бизнес-процессов и предметной области. Анализ бизнес-процессов начинается с интервью, которое берет системный аналитик у директора компании. Во время беседы стенографист делает заметки. Разработчик модели изображает диаграммы, иллюстрирующие беседу. Существуют некоторые общие рекомендации для аналитиков, берущих интервью у эксперта предметной области.

· Периодически останавливайтесь и подводите итог для проверки своего понимания и знания терминологии, это поможет провести беседу на хорошем уровне.

· Стремитесь получить разъяснение всех незнакомых терминов. Не стоит бояться выглядеть незнающим. Только так можно по-настоящему хорошо оз­накомиться с процессом и изучить терминологию.

· Задавайте как можно больше вопросов. Необходимо постоянно отслеживать содержание беседы и задавать новые вопросы. Логика бизнес-процессов час­то всплывает именно в ответах на вопросы.

· Когда заходит речь о бизнес-логике, делайте пометки. Сохраняйте записи этих правил – они могут пригодиться позже. Записи нужно вести во время встреч.

· Если вы считаете часть процесса отдельной и замкнутой, выделите ее в вид отдельного бизнес-процесса. Это может облегчить моделирование. Если не пытаться представлять все части процесса как единое целое, конечная модель будет иметь более отчетливый вид.

· Возвращайте интервьюируемого к диаграммам видов деятельности. Вносите все модификации, которые он посоветует сделать.

· Лучше выяснять бизнес-логику в процессе беседы аналитика с экспертом один на один. Тогда эксперт не будет себя чувствовать жертвой перекрестного допроса. Можно обдумать возможность замены интервьюеров в процессе опроса – второй опрашивающий может внести свежую струю в интервью.

· Удостоверьтесь, что в начале записей аккуратно отмечена дата, время, место и имена участников сеанса. Не стоит в этом полагаться на свою память.

· Записывать нужно столько, сколько возможно. Для этого можно даже пригласить стенографиста. Если описывать интервью в общих чертах, то можно упустить из виду существенную информацию.

· Лучше, если записи будут вести несколько человек. Тогда один отметит то, что упустит другой. Помните, что ваши заметки могут быть частью документации. Делайте их более полными, тогда будет легче проследить развитие идеи.

· Следует ли использовать диктофон во время беседы? Когда разговор записывается, возникает соблазн не вслушиваться, ведь позже можно прослушать запись. Рекомендуется забыть о диктофоне и делать заметки, как будто его нет.

 

Создание новой модели в среде Rational Rose

Для создания новой модели в среде Rational Rose:

1) при запуске Rational Rose в окне Create New Model выберите вариант Rational Unified Process (рис. 24). В результате экран Rational Rose примет вид, показанный на рис. 22. Автоматически создается новая модель под именем Untitled;

2) сохраните модель под именем Window с помощью пункта меню File > Save.

Рис. 24. Окно выбора шаблона модели

 

Получение информации о деятельности компании

Системный аналитик (СА) в разговоре с директором компании (ДК) пытается разобраться в деятельности компании в целом.

СА: Спасибо за предоставленное время.

ДК: Рад помочь. Что конкретно вас интересует?

СА: Каковы цели деятельности вашей компании?

ДК: Основная цель – получение прибыли за счет предоставления услуг частным лицам и организациям. По заказам клиентов мы изготавливаем и устанавливаем пластиковые окна из профилей KBE, ARTEC, THYSSEN и BrUgmann.

СА: Таким образом, основным процессом является обслуживание клиента. Как обеспечивается выполнение этого бизнес-процесса?

ДК: Последовательно происходит оформление заказа, изготовление стеклопакетов и рам, доставка и монтаж окон, отделка откосов.

СА: Где берутся материалы и комплектующие?

ДК: Мы взаимодействуем с поставщиками – отечественными и зарубежными фирмами-изготовителями пластикового профиля.

СА: Как осуществляется доставка материалов?

ДК: Мы заключаем договоры с транспортными компаниями.

СА: Организует ли компания рекламные акции?

ДК: Да. Мы публикуем рекламную информацию об услугах компании в еженедельниках «Новый курс», «Омский домовой» и «Может быть…».

СА: Как осуществляется работа с клиентами?

ДК: Узнав о наших услугах, клиент звонит в офис компании по телефону, чтобы получить дополнительную информацию, или приезжает сам.

СА: Обязателен ли визит клиента или он может решить все по телефону?

ДК: Визит желателен. В офисе он может увидеть образцы оконных блоков в собранном виде, различные профили. Там он может ознакомиться с рекламными проспектами, увидеть сертификаты на нашу продукцию и услуги.

СА: Кто ведет беседу с клиентом в офисе и отвечает на телефонные звонки?

ДК: Администратор офиса. Это его прямая обязанность.

СА: Итак, клиент решил выбрать вашу компанию. Что дальше?

ДК: Дальше он согласует с администратором дату визита замерщика в свою квартиру или учреждение.

СА: Значит, вашими клиентами являются не только частные лица?

ДК: Разумеется, клиентами могут быть и предприятия, учреждения, организации. Принципиальной разницы для нас нет.

СА: День визита замерщика назначен и наступил…

ДК: Замерщик снимает размеры оконных проемов, оговаривает с клиентом тип профиля, расположение створок, наличие москитной сетки и условия отделки наружных и внутренних откосов.

СА: Настолько детально?

ДК: Да. Ведь от качества его работы во многом зависит конечный результат. А потом его данные ложатся в основу коммерческого предложения клиенту.

СА: Кто формирует коммерческое предложение клиенту?

ДК: Администратор. Завершив свою работу, замерщик приезжает в офис и передает результаты администратору.

СА: Коммерческое предложение формируется в этот момент?

ДК: Да нет, конечно же. Клиент может «сойти с дистанции» после беседы с замерщиком, и мы эту работу раньше времени не выполняем. Клиент приезжает в офис, где оформляется его заказ и производится предоплата.

СА: Давайте к процедуре оформления заказа вернемся позже и поговорим о ней более подробно. Что происходит потом?

ДК: На этом первый этап отношений с клиентом заканчивается. На предприятии компании начинаются работы по изготовлению стеклопакетов и рам. Если нужный профиль отсутствует – организуется закупка у поставщика.

СА: Это похоже на отдельные процессы. Давайте и обсудим их отдельно – с учетом мнения начальника производства и менеджера по закупкам.

ДК: Это неплохая идея.

СА: Итак, наступает день «Д».

ДК: Перед этим, как я уже говорил, клиент должен появиться в офисе и выплатить оставшуюся часть стоимости заказа. Администратор офиса принимает деньги и выписывает клиенту квитанцию.

СА: И на следующее утро…

ДК: Ну, утром или днем… Бригада монтажников привозит заготовки и материалы, монтирует окна. Бригадир подписывает у клиента акт сдачи-приемки выполненных работ. Акт составляется в двух экземплярах, один оставляется клиенту.

СА: Если у клиента имеются претензии к качеству работ?

ДК: Они оговариваются в акте.

СА: Что будет, если клиент не подпишет акт?

ДК: В этом случае гарантия на изделия и монтаж фирмой не предоставляется.

СА: Отделкой откосов занимается эта же бригада?

ДК: Нет. Здесь нужны специалисты другого профиля. Компания заключила договоры с несколькими индивидуальными предпринимателями, занимающимися отделочными работами.

СА: Как отделочники узнают о начале своего этапа работ?

ДК: По завершении монтажных работ бригадир передает администратору офиса акт сдачи-приемки выполненных работ, сообщая так об их окончании. Отделочник связывается по телефону с клиентом, оговаривает день и выполняет оставшуюся часть работ над окнами.

СА: Вы знаете, я раньше никогда не представлял себе весь комплекс обслуживания клиента в подобных компаниях. Что вы думаете о нашей диаграмме для этого процесса?

ДК: Пока мы с вами не разобрали по косточкам все шаги, я и сам никогда не обдумывал их так детально. Думаю, что на вашей диаграмме изображено все, о чем я говорил. Она удачно ­иллюстрирует мои размышления на эту тему.

 

Построение диаграммы деятельностей

Для того, чтобы создать каркас диаграммы деятельностей:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Business Use Case Model представления Use Case View в браузере;

2) выберите в открывшемся меню пункт New > Activity Diagram;

3) в браузере появится значок новой диаграммы NewDiagram, слева от имени находится пиктограмма соответствующей диаграммы UML;

4) измените имя диаграммы на Client Activity 1.

Чтобы добавить на диаграмму необходимые элементы:

1) откройте диаграмму, дважды щелкнув на ее названии в браузере;

2) щелкните левой кнопкой мыши на элементе Start State панели инструментов диаграммы, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы;

3) щелкните левой кнопкой мыши на элементе Decision, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы под элементом Start State;

4) щелкните левой кнопкой мыши на элементе State Transition (курсор примет вид черной вертикальной стрелки), щелкните левой кнопкой мыши на элементе Start State, не отпуская кнопку, проведите стрелку к элементу Decision;

5) щелкните левой кнопкой мыши на элементе Activity, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы под элементом Decision;

6) измените присвоенное по умолчанию имя NewActivity на Ответы на вопросы по телефону, и соедините стрелкой элемент Decision и этот элемент;

7) щелкните левой кнопкой мыши на элементе Text Box, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы рядом с элементом Decision, после чего в зоне, ограниченной черными прямоугольниками, введите текст «У клиента нет общей информации»;

8) поместите на диаграмму все остальные элементы;

9) для создания ссылок на другие диаграммы щелкните левой кнопкой мыши на элементе Note, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы рядом с соответствующей деятельностью, введите поясняющий текст (например, «См. диаграмму деятельностей по оформлению заказа»), привяжите комментарий к деятельности с помощью элемента Anchor Note to Item;

10) сохраните изменения с помощью пункта меню File > Save.

Все вносимые на диаграмму элементы появляются в браузере в разделе State/Activity Model пакета Business Use Case Model представления Use Case View. Диаграмма деятельности, поясняющая процесс обслуживания клиента в компании, показана на рис. 25.

 

Процедура оформления заказа представляет собой отдельный процесс. Системный аналитик (СА) беседует с администратором офиса (АО).

СА: Остановимся подробнее на процедуре оформления заказа. Итак, после выполнения замеров клиент снова должен появиться в офисе?

АО: Да. Я обращаюсь к каталогу материалов, чтобы уточнить, имеется ли на складе интересующий клиента профиль.

СА: Кто ведет каталог материалов в компании?

АО: Менеджер по закупкам. Он же непосредственно работает с поставщиками материалов.

СА: Могут ли здесь быть какие-либо трудности?

АО: Мы сотрудничаем с различными компаниями-изготовителями, следим за предлагаемыми новинками. Поэтому не делаем больших складских запасов. В сезон иногда может оказаться, что заказанного профиля на складе нет.

СА: Как разрешается проблема?

АО: Клиент может выбрать окна из имеющегося профиля. Или согласиться с увеличением сроков работ.

СА: Допустим, необходимый профиль имеется.

Рис. 25. Диаграмма деятельностей, поясняющая процесс обслуживания клиента

АО: Я формирую коммерческое предложение, рассчитываю стоимость материалов, работ, учитываю скидки, НДС и получаю, таким образом, итоговую стоимость, с которой клиент волен согласиться или не согласиться.

СА: И что же во втором случае – торг уместен?

АО: Нет. Стороны не договорились и разошлись. Хорошие окна стоят столько, сколько они стоят. Делать скидки больше заранее оговоренных мы не можем.

СА: Именно так? Но все-таки система скидок в вашей компании существует?

АО: Разумеется. Минимальная скидка в 2 % предоставляется клиенту, заказавшему два окна. Размер скидки увеличивается с увеличением объема заказа.

СА: Каким образом оформляется коммерческое предложение?

АО: С помощью компьютера. Я открываю файл с шаблоном документа, ввожу данные клиента, параметры частей заказа и их стоимость, получаю общую сумму. Файл сохраняется в каталоге. Затем документ печатается на принтере.

СА: Итак, клиент решился…

АО: В этом случае с ним заключается договор.

СА: Информация о клиентах и заказах где-либо сохраняется?

АО: Да. Я вношу эту информацию в специальную тетрадь.

СА: Каков порядок расчетов по договору?

АО: В момент заключения договора клиент производит предоплату в размере 50 % от общей стоимости заказа.

СА: Когда оплачивается остаток стоимости?

АО: За день до выезда бригады монтажников на объект. Работы по монтажу начнутся только после полной оплаты заказа.

СА: Каковы сроки выполнения работ по договору?

АО: Они определяются рядом причин. Увеличить сроки может большое количество сезонных заказов.

СА: Как же все-таки устанавливается конкретный срок?

АО: Я связываюсь с директором, который на основании имеющейся у него информации сообщает, сколько недель потребуется на проведение предварительных работ. Сроки согласуются с клиентом и вносятся в договор.

СА: Хорошо, а дальше?

АО: Стороны подписывают договор, клиент вносит предоплату. Я принимаю деньги, выписываю квитанцию об оплате. Для юридических лиц возможна оплата по безналичному расчету.

СА: Кто получает информацию о клиентских заказах и оплате?

АО: Эту информацию я передаю бухгалтеру компании.

 

Для построения диаграммы деятельностей с «плавательными дорожками», отражающей роли участников процесса:

1) создайте, как было показано выше, каркас новой диаграммы и назовите ее Client Activity 2;

2) постройте диаграмму деятельностей, показывающую процесс оформления заказа так, как было показано выше;

3) щелкните левой кнопкой мыши на элементе Swimlane панели инструментов диаграммы, затем щелкните левой кнопкой мыши в окне диаграммы;

4) измените присвоенное по умолчанию имя NewSwimlane на Клиент;

5) аналогично создайте «плавательные дорожки» с именами Администратор офиса и Директор;

6) переместите элементы диаграммы так, чтобы они соответствовали ролям;

7) сохраните изменения с помощью пункта меню File > Save.

 

Диаграмма деятельности с «плавательными дорожками», поясняющая процесс оформления заказа, показана на рис. 26.

Рис. 26. Диаграмма деятельностей с «плавательными дорожками», поясняющая процесс оформления заказа

 

Системный аналитик (СА) продолжает беседу с администратором офиса (АО).

СА: Давайте подробнее остановимся на процедуре заключения договора с клиентом. Договор является типовым?

АО: Да. Его неотъемлемой частью является спецификация, содержащая перечень материалов, работ и их стоимость.

СА: Кто занимается оформлением договора?

АО: Я.

СА: Как именно оформляется договор?

АО: Так же как и коммерческое предложение – на компьютере с помощью текстового процессора MS Word. Есть файл с шаблоном типового договора, который вручную редактируется в каждом конкретном случае – вводится номер договора, дата, данные клиента, а в спецификации – все позиции заказа.

СА: Полагаю, это не очень удобно.

АО: Да. Если бы была база данных по клиентам и заказам – договор и спецификацию можно было бы формировать автоматически.

СА: В скольких экземплярах печатается договор?

АО: В двух экземплярах.

СА: Что происходит после того, как договор напечатан?

АО: Экземпляры договора подписываются директором компании и клиентом. Один экземпляр передается клиенту, один – остается в компании.

Диаграмма деятельности с «плавательными дорожками», поясняющая процесс оформления договора показана на рис. 27.

Рис. 27. Диаграмма деятельностей с «плавательными дорожками», поясняющая процесс оформления договора

Системный аналитик (СА) беседует с начальником производства (НП).

СА: Давайте поговорим о процедуре изготовления клиентского заказа. Каков порядок действий?

НП: Администратор офиса передает мне копию спецификации к договору с клиентом, содержащей описание заказа. Я составляю план-график выполнения работ и параллельно проверяю по прайс-листу позиции заказа.

СА: С чем это связано? Возможны ошибки?

НП: Ошибки возможны, поскольку единой базы данных по материалам нет.

СА: Хорошо, что происходит дальше?

НП: Дальше я проверяю реализуемость каждой позиции клиентского заказа. Если запас материала на складе достаточен – запускаю элементы клиентского заказа в производство, если нет – откладываю выполнение и информирую об этом администратора офиса.

СА: Что происходит в том случае, когда выполнение какого-то элемента заказа отложено?

НП: Откладывается весь заказ целиком. При пополнении запаса необходимых материалов выполнение клиентского заказа возобновляется.

Диаграмма деятельностей, поясняющая процесс изготовления заказа показана на рис. 28.

Рис. 28. Диаграмма деятельностей, поясняющая процесс изготовления заказа

 

Системный аналитик (СА) беседует с менеджером по закупкам (МЗ).

СА: Как отслеживается запас материалов и его пополнение?

МЗ: Я имею доступ к базе клиентских заказов и анализирую запас материалов. Если обнаруживаю, что запас недостаточен, то формирую заказ на закупку этих материалов.

СА: Ведется ли в компании учет поставщиков?

МЗ: Необходима база данных по материалам, запасам, поставщикам. Может быть, как часть интегрированной информационной системы компании.

 

Построение диаграммы Business Use Case

Из интервью с сотрудниками компании и анализа построенных диаграмм деятельностей видно, что бизнес-актерами являются следующие действующие лица.

· Клиент – частное лицо или организация, пользующиеся услугами компании по установке пластиковых окон.

· Поставщик – отечественная или зарубежная организация-производитель материалов для пластиковых окон.

 

Для создания бизнес-актеров:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Business Use Case Model представления Use Case View в браузере;

2) выберите в открывшемся меню пункт New > Actor. В браузере появится новое действующее лицо под названием NewClass;

3) выделив новое действующее лицо, введите его имя;

4) щелкните правой кнопкой мыши на действующем лице и в открывшемся меню выберите пункт Open Specification;

5) в поле стереотипа выберите Business Actor и нажмите на кнопку ОК.

 

Чтобы добавить описания к бизнес-актерам:

1) выделите в браузере действующее лицо Клиент;

2) в окне документации введите описание: «Клиент – это частное лицо или организация, пользующиеся услугами компании по установке пластиковых окон»;

3) добавьте описания ко всем остальным бизнес-актерам.

 

Исходя из потребностей бизнес-актеров, выделяются следующие рабочие потоки бизнеса (Business Use Case):

· оформить заказ;

· закупить материалы;

· изготовить заказ;

· смонтировать окна.

Все варианты использования с точки зрения бизнес-процессов инициируются клиентом, выполняются в интересах клиента и приносят ему ощутимый результат. Результатами бизнес-процесса Закупить материалы пользуется поставщик.

 

Для создания рабочих потоков бизнеса:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Business Use Case Model представления Use Case View в браузере;

2) выберите в появившемся меню пункт New > Use Case. В браузере появится новый вариант использования под названием NewUseCase. Слева от него будет видна пиктограмма варианта использования UML;

3) выделив новый вариант использования, введите его название;

4) щелкните правой кнопкой мыши на варианте использования и в открывшемся меню выберите пункт Open Specification;

5) в поле стереотипа выберите Business Use Case и нажмите на кнопку ОК.

 

Для построения диаграммы Business Use Case:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Business Use Case Model представления Use Case View в браузере;

2) выберите в появившемся меню пункт New > Use Case Diagram;

3) выделив новую диаграмму, введите ее имя – Business Use Case Diagram;

4) откройте диаграмму, дважды щелкнув на ее названии в браузере;

5) перетащите мышью из браузера на диаграмму все действующие лица и варианты использования;

6) создайте ассоциации между бизнес-актерами и вариантами использования с помощью кнопки Unidirectional Association панели инструментов.

Модель бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиента, должна выглядеть так, как показано на рис. 29.

Рис. 29. Модель бизнес-процессов

 

Построение бизнес-объектной модели

Процедуру создания бизнес-объектной модели рассмотрим на примере бизнес-процесса Оформить заказ.

Исполнителями в этом случае являются Администратор офиса и Бухгалтер. Сущностями являются: Клиент, Заказ, Элемент заказа и Материал.

Чтобы создать классы, участвующие в реализации бизнес-процесса Оформить заказ необходимо произвести следующие действия:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Analysis Model представления Logical View в браузере;

2) выберите в открывшемся меню пункт New > Class. В браузере появится новый класс под названием NewClass;

3) выделите его и введите имя Администратор офиса;

4) щелкните правой кнопкой мыши на данном классе и в открывшемся меню выберите пункт Open Specification;

5) в поле стереотипа выберите Business Worker и нажмите на кнопку ОК;

6) создайте класс-исполнитель Бухгалтер со стереотипом Business Worker;

7) создайте классы-сущности Клиент, Заказ, Элемент заказа и Материал со стереотипом Business Entity.

 

Для создания кооперации, описывающей реализацию бизнес-процесса Оформить заказ:

1) щелкните правой кнопкой мыши на пакете Business Object Model представления Logical View в браузере;

2) в открывшемся меню выберите пункт New > Package;

3) назовите новый пакет Business Use-Case Realizations;

4) в пакете Business Use-Case Realizations создайте кооперацию Оформить заказ (кооперация представляет собой вариант использования со стереотипом «business use-case realization», который задается в спецификации).

 

Для создания диаграммы классов бизнес-объектной модели, описывающей бизнес-процесс Оформить заказ:

1) щелкните правой кнопкой мыши на созданной ранее кооперации и в открывшемся меню выберите пункт New > Class Diagram;

2) назовите новую диаграмму классов VOPC (View Of Participating Classes);

3) откройте ее и перетащите классы на открытую диаграмму;

4) создайте ассоциации между классами с помощью кнопки Unidirectional Association панели инструментов.

Диаграмма классов для бизнес-объектной модели, описывающей бизнес-процесс Оформить заказ, приведена на рис. 30.

Рис. 30. Диаграмма классов бизнес-объектной модели, описывающей бизнес-процесс Оформить заказ

Аналогично создаются кооперации Закупить материалы, Изготовить заказ и Смонтировать окна. Диаграммы классов бизнес-объектной модели, описывающие бизнес-процессы Закупить материалы и Изготовить заказ, показаны на рис. 31–32. Бизнес-процесс Смонтировать окна не представляет интереса с точки зрения построения автоматизированной информационной системы.

Рис. 31. Диаграмма классов бизнес-объектной модели, описывающей бизнес-процесс Закупить материалы

 

Рис. 32. Диаграмма классов бизнес-объектной модели, описывающей бизнес-процесс Изготовить заказ

 

Лабораторная работа № 2
Действующие лица и варианты использования

 

Date: 2015-12-10; view: 1024; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию