Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность и структура исторического процесса





Одной из важнейших проблем социальной философии, относящихся к вопросам социодинамики, является проблема направленности исторического процесса; социальной философии эта проблема досталась в наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта проблема решается в двух основных вариациях;

1) нелинейные концепции;

2) линейные концепции.

Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели.

В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени.

Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок.

В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение техногенного общества. Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации, унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы интегративного характера.

На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.

Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс – это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

36. Философия общества: критерии социальности и социальная реальность. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы. Как бы там ни было, общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующая между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают установленный характер, и само общество представляет как совокупность общественных отношений. Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяют каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально классовых, национальных, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системно-образующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Мы неоднократно встречаемся с понятием социальной реальности. Социальная реальность есть что-то такое, что можно увидеть, понять, изучить. Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать. При этом он выделяет факты морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества, и духовные, нематериальные факты – "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективные или общие сознания. Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма. Представители первого направления уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды. Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении. Следовательно, социальная реальность обладает и субъективными (оценочными) и объективными, материализованными показателями, например разделение труда, национальные и демографические общности.

Date: 2015-12-10; view: 932; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию