Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 4 Врачевание в странах Древнего Востока





III- I тысячелетие до н.э. – IV век н.э.

План

1.Медицина в Древнем Китае (сер. II тысячелетия до н.э. – III век н.э.)

2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век н.э.)

3. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)

 

1. Медицина в Древнем Китае (сер. II тысячелетия до н.э. – III век н.э.)

Китай - мощная и уникальная цивилизация, давшая миру шелк, фарфор, бумагу, компас и порох. Китайская медицина так же уникальна, т.к. традиционные приемы современной медицины сохранились в лечение тысячелетий и уже давно вышли за пределы Китая.

История развития китайской медицины, как и история государства Китая

Разделены на два продолжительных периода: 1. царский, который длился с XVIII до III до н.э., в нем отмечается преобладание устной традиции передачи знаний, 2. династический, который продолжался с III века до н.э. – III век н.э., существовала письменность, медицинские знания записывались и сохранялись.

Именно в династический период были написаны такие медицинские трактаты как «Книга лекарственных средств Шень нуна», «Классический трактат по иглотерапии и прижиганию», «Трактат о пульсе».

Китайские ученые определяли здоровье как единство и гармонию между инь (пассивной силы) и ян (мужской активности), а человека как часть природы, т.е. его гармонию с внешним миром небо – человек – земля. Отсюда болезнь рассматривалась как нарушение гармонии с внешним миром и в самом себе. В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. В соответствии с анатомическими представлениями древнекитайские врачи основным органом считалось сердце, печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь – мужества.

Высокого уровня достигла диагностика болезней. Искусство диагностики основывалась на 4-х методах: а/подробный опрос (анализ), б/осмотр (кожа, глаза, слизист), в/прослушивание звуков внутри организма, определение запахов, г/ ощупывание, включая исследования пульса. Важное место в лечении занимало учение о пульсе. Китайские врачи различали свыше 20 видов пульса по скорости, силе, ритму, характере пауз пульсовой волны. Большой вклад в развитие медицины внес Цан Гунн (267 – 215 гг до н.э.). Он вел записи, в которых была указана дата осмотра, состояние больного, назначение лечения и его результат. Это были первые истории болезни.



Следует отметить, что китайские врачи умели лечить. А некоторые методы дошли до наших дней. Особо следует отметить такие методы лечения как иглоукалывание (чжень-цзю) (по лат. акупунктура) и прижигание. Первые иглы для акупунктуры были каменными. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из камня и яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов6 бронзы, серебра, золота.

На основании длительных наблюдений философы и врачи древнего Китая пришли к заключению о том, что в организме существуют «жизненные точки». Раздражение этих «жизненных точек» регулирует процессы в организме. Таких точек врачеватели древнего Китая насчитывалось - 600.

В древнем Китае высокого совершенства достигла лекарственная терапия. Врачеватели широко использовали и дали миру такие лекарственные растения как Женьшень, лимонник, камфуга, чай, панты оленя, печень, железо ртуть. В VI веке в Китае появляются Аптекарские сады. Их появление обогатило список лекарственных средств, совершенствовалась технология их заготовки и приготовления. Расширяются фармацевтические знания и одновременно развиваются химические знания.

В частности для прижигания китайские врачи широко использовали растение, растущие и у нас - полынь обыкновенная. Еще одно направление в развитии медицины древнего Китая это профилактическое заболевание.

В классический труд «Нэй-цзим» «Канон врачей» Говорится, что задача медицины - лечить больных и укреплять здоровье здоровых. Большое значение уделяется гимнастика, массаж, гигиена, соблюдение режима качества и количество питания. Нельзя не отметить, что в Китае уже в ХП в. до н.э. пытались провести первые опыты по профилактики оспы. Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в средние века (с VI в) при дворах императоров под руководством наиболее почитаемых врачей. В этот период медицина разделилась на семь отраслей: 1) болезни взрослых, 2) болезни детей, 3) глазные и ушные болезни, 4) болезни зубов и полости рта, 5) наружные болезни, 6) наука массажа, 7) заклинания. Соответственно и врачебных специальностей было четыре – хирурги, терапевты, массажисты, заклинатели. До этого времени знания передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в древнем Китае было стесненно религиозными запретами.

Крупнейшем хирургом Китая считается Хуа То. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях, а так же прославился как искусный диагностик. Врачеватель применял наркотические средства для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства. Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Наряду с традиционными методиками китайские врачи использовали лечебную магию. Заслугой китайских медиков стало изобретение шин, создание некоторых видов протезов для замены ампутированных конечностей. Из-за частоты женских заболеваний и осложнений природах (сказывались вековые предрассудки и суеверия, такие как ограничение питания беременных, проведение родов в сидячем положении) акушерство и гинекология рано выделилась в самостоятельную отрасль медицины. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун- тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.



Широкое распространение имели инфекционные болезни. Имеются письменные указания на частые эпидемии оспы, малярии, цинга, чума и желудочно-кишечные заболевания. При лечении использовали тунговое масло (заболевания кожи), панцири черепах (цинга), растительные краски применяли при лечении малярии, заболеваний крови, ртуть (сифилис). Вопреки старым традициям появлялись обычаи направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так места будущих поселений подвергались мелиорации, улицы вымощены, вблизи источники с доброкачественной питьевой водой. Стирка белья, чистота тела было общепринятым обычаем. Самоизоляция, покидание человеком своего жилья при эпизоотии грызунов рассматривалась как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней.

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности.

Заключение.

1. Понимание организма как единое целое. Человек существует в гармонии с

природой и в самом себе как единство 2-х противоположностей :ян (муж

ские активы), инь (женский пассив).

2. Болезнь как следствие нарушения гармонии с внешним миром (Небо-Человек-

Земля) так и в самом себе (инь - янь).

3. Разработка методов обследования больного анамнез (опрос), ощупывание,

осмотр, выслуживание звуков.

4. Становление традиционной медицины (иглоукалывание -акупунктура, мокса)

(традиционная медицина) - имеет свой ареал распространения, закреплена в

памятки как письменности. Обучение по принципу наставник - ученик ~ 10-

15 лет.

 

2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век

Н.э.)

 

Формирование индийского врачевания относится к глубокой древности. В медицине древней Индии четко прослеживается три этапа: 1. индская цивилизация с XXIII – XVIII вв. до н.э., 2. ведийский период с XIII – VI вв. до н.э., 3. буддийский c V – III вв. до н.э. и классический периоды с II до н.э. – Vв н.э.

Основными источниками изучения древнеиндийской медицины являются древние литературные памятники среди которых ведущее место занимают веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна», «Законы Ману». В юридическом памятнике – законах Ману содержатся положения санитарного законодательства, положения о постановке врачебной помощи населению, правила общественной и личной санитарии и гигиены. Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, грязелечение. Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели), правильность питания.

Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Преподавание производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни. Наставникам разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. Ученики должны были иметь хорошее происхождение, молодость, здоровье, нормальные органы чувств, скромность.

В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнедробление, очищать и сушить раны. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, костные щипцы, иглы, пилы. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ. Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.

Число упоминаемых индийскими авторами лекарств весьма обширно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.

Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.

В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Общее обезболивание применялось с помощью опия, вина. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений, раны сшивали полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось большое количество лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени насчитывалось свыше 1000. Из средств животного происхождения употреблялись молоко, жир, масло, кровь, желчь животных, птиц, рыб.

Данные археологии дают достаточно полное представление о санитарном устройстве населенных мест. Почти в каждом доме были купальни, уборные. Имелись должностные лица, наблюдавшие за удалением нечистот и мусора, состоянием рынков и продуктов питания. Резко осуждалось употребление наркотиков.

Вопросы этики медицинской нашли отражения в древнейших памятниках индийской литературы – своде законов Ману (ок. 2 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и «Аюрведе». Врачебная этика Индии начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного терпения. По окончании обучения молодой лекарь знакомился с правилами врачебной деятельности, давая клятву неукоснительно их соблюдать. Кроме того он обещал быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. Профессиональные медики одевались в белое надушенное платье, коротко стригли бороду, следили за чистотой ногтей, не употребляли спиртные напитки. Они всегда носили с собой палку и зонтик, но самое главное – «избегали болтовни». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов: и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. В тоже время этот кодекс устанавливал ряд запретов в отношении оказания медицинской помощи, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Врачу надлежало одинаково относиться ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки; эти две стороны должны составлять полную гармонию.

 

 

Заключение

1. Представление о болезни как следствия нарушения

взаимодействия 3-х внутренних субстанций организма (прана,

желчь, слизь) при отрицательном воздействие 5 внешних стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля.

2. Совершенствование представлений об анатомическом строении человеческого тела.

3. Развитие оперативных методов лечения: родовспоможения,

хирургическая техника, уникальные методики лечения, в том числе «индийский способ» ринопластики.

4. Целенаправленные мероприятия по совершенствованию

предупреждения заболеваний. Первые опыты вариоляции, (методы укола руки и плеча.).

5. Становление гигиенических традиций как прообраз общей и коммунальной гигиены.

6. Создание первых общественных больниц (лечебниц) при храмах.Разработка основ практической и теоретической подготовки врачей. Основы врачебной этики.

 

3. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)

 

История цивилизации Древнего Египта насчитывает больше трех тысячелетий и насчитывает четыре эпохи и несколько периодов. Долина нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской цивилизации. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной древней Месопотамии. Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта дошедшие до наших дней это медицинские тексты, описание историков и писателей древности. Впервые о существовании медицинских трактатов в древнем Египте говориться в записи на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра. Медицинские трактаты были написаны на папирусах, часть некоторых до наших дней не сохранились, и мы знаем о них по свидетельству древних историков. Археологические исследования это изучение египетских мумий и медицинских инструментов, а также настенная живопись, надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах, заупокойных стелах.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. В древнеегипетской медицине существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним болезням, кожным, глазным, желчно-кишечным («утробные врачи») болезням, хирурги, акушерки. Роды обычно принимали на дому, хотя в крупных городах были построены специализированные дома для рожениц. Египтяне проводили операции кесарева сечения, а также имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах.

Большую роль в накоплении сведений сыграли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, обрезанию и кастрации. При лечении переломов применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевшей смолой. Египтяне знали крупные органы: сердце, почки, кишечник, мышцы.

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселение в организм злых духов умерших.

Исключительно популярной в древнем Египте была профессия зубного врача. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Лечение проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Египет считается родиной косметики. В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Они первыми ввели в употребление парик, который одевали на коротко остриженные волосы. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе с вшивостью.

Главной религиозной традицией Египта являлся заупокойный культ. Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело от разрушения – набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку это было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию системы анатомических знаний. В Египте существовали и некоторые формы организации медпомощи. При храмах были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.

Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов: в кварталах знати имелись водопроводы, канализации, бассейны. Бедняки ютились в крошечных домах. При каждом доме строились уборные в виде выгребных ям. Для борьбы с блохами полы в хижинах густо засыпались золой. Большое значение древние египтяне придавали и соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян Vв. дон.э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны вовремя служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, неслучайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.

К началу III столетия до н.э. мировая наука сосредоточилась в нескольких крупных центрах, ведущее место среди которых занимала Александрия. В разное время здесь работали Евклид, Архимед, Эразистрат, Герофил. Герофил первым отважился проводить систематические вскрытия трупов в целях изучения анатомии. В сочинении «Анатомия» им описаны строение желудочно-кишечного тракта, морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Эразистрат подробно описал желудочки и оболочки мозга, разделил нервы на чувствительные и двигательные.

Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже 3550 лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака кассии (дикая корица), граната, льняного семени, чеснока и др. Из веществ растительного происхождения такие как уксус, вино, дрожжи (ил пива), скипидар, белена и др. В лечебных целях использовались и средства минерального происхождения это сера, селитра, купорос, кислотные соединения сурьмы, микродозы меди, алебастровый порошок, уголь (как сажа со стен над очагом). Из средств животного происхождения применялись женское молоко и козье молоко, бычья и рыбья желчь, кровь различных животных. Были распространены и разнообразные лекарственные формы это припарки, примочки, пластыри, мази, пилюли. Для женщин пилюли приготавливали с добавлением меда, для мужчин без меда. Для хранения лекарственных препаратов строились городские аптеки-склады. В древнем Египте в связи с существовавшими тогда представлениями о Четырех основных Первоэлементах Мироздания – воде, земле, огне и воздухе – возникло учение о четырех основных «соках» жизни.

Таким образом, общефизиологические воззрения древнеегипетских медиков, как и теории древних врачевателей Индии и Китая, также сводились к признанию влияния конкретных качественно-определенных сил материальной природы на все без исключения проявления жизни.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризовать главные черты медицины Древнего Египта.

2. Врачебная этика в Древнем Египте.

3. Организация медицинского дела в Древней Индии.

4. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.

5. Методы диагностики и лечение в Древнем Китае.

 

Лекция №5. Развитие медицины в эпоху Раннего и Развитого Средневековья ( V – XVII вв.)

План

1. Развитие медицины и медицинских знаний в Византийской империи (395 – 1453 гг.)

2. Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)

3. Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)

4. Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)

 

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Деятели Возрождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны античности, с другой – создаваемой ими новой культуры.

В 9-11 веках центр научной медицинской мысли переместился в страны арабского халифата. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств.

 

1. Развитие медицины и медицинских знаний в Византийской империи (395 – 1453 гг.)

Медицина в Византийской империи явилась продолжением античной греческой и эллинистической медицины. Крупные врачи – ученые, жившие и работающие в Византийской империи Аэтий Амидийский и Александр Тралльский, Павел Эгинский были по преимуществу энциклопедистами, составителями больших «сводов», в которых они собрали и основные труды: «Свод» Орибазия, «Шестнадцать книг о медицине» Аэтия, «Двенадцать книг о медицине» Александра Тралльского.

Врачам-ученым Византии принадлежит большая заслуга складывания сборников, в которых они кроме своих наблюдений вмещали цитаты из произведений многих античных авторов - специалистов из медицины. Автором одного из самых известных таких сборников был Орибазий из Пергамма (326-403), дворовый врач императора Юлиана. Орибазий создал сборник "Синопсис" из 72 книг классических литературных трудов, в который вошли отдельные труды Гиппократа, Герофила, Еразистрата, Галена. Исключительное значение сборник Орибазия имеет для истории хирургии. В свой сборник он включил труды многих хирургов, таких как Антилла, Филагрия - авторов известных методов операции аневризм, которыми пользуется и современная хирургия. Из 72 книг сборника Орибазия до нас дошло лишь 17. В которых описаны слюнные железы, описаны женские половые органы.

Другой сборник дошедший до нашего времени это сборник Аеция Амидского (VI ст. н. е.) которы насчитывает 16 книг, в которых сделана первая попытка связать нервные, психические заболевания с заболеванием мозга.

Из врачей-ученых Византии самым известным был Александр Тралєсский (526-605), родом из Эфеса, врач императорского двора. Ему принадлежат труды, собранные в 12 книгах, в них описан со многими новыми деталями ряд нервно-психических заболеваний, глазные и кишечные заболевания. Среди последних более подробно описано кишечных паразитов. Он считал, что врач должен прежде всего предотвращать заболевания, выяснять причины их, на что мало обращали внимание в те времена. Назначение сильного слабительного, прижигания, массивные кровопускания - это наказание для больного, а не лечения.

Павел Эгинский был крупнейшим хирургом, им была разработана военная хирургия. В середине 9 века в Византии возникла высшая школа; наряду с философией , математикой, астрономией преподавалась и медицина. Подготовка врачей, носившая индивидуально ремесленный характер в Византии впервые стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам. Врачей готовили при монастырских и гражданских больницах. К обучению в медицинских школах допускались лишь лица, прошедшие полный курс «энциклиос педиа». Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их лечении. При изложении практических медицинских знаний и даже отдельных анатомических деталей византийские врачи существенно дополнили труды своих позднеантичных коллег. Например, в «Синопсисе» Орибазия, содержится первое упоминание о слюнных железах, более подробные сведения о женских половых органах, высказаны оригинальные представления о механизме зачатия. Важное место в развитии византийской медицины занимало медико-санитарное дело. Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. Закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров (врачей) и медико-санитарная организация в армиях. Большая роль в организации медицинской помощи, прежде всего сельского населения, принадлежала церкви. При монастырях, существовавших в Византии с 4 века, проводился прием больных, а также строились специальные помещения для стационарного лечения больных, призрения стариков и инвалидов. Крупной заслугой явилось создание первых гражданских больниц, наиболее крупные из них насчитывали по несколько сот коек. Позднее появились аптеки, как специальные учреждения. Больницы возникли из изоляторов для заразных больниц, приютов для престарелых и увечных. В соответствии с господствующим положением церкви содержание больниц сосредоточилось в ее руках. Византийские больницы послужили прототипом для создания подобных учреждений в странах Востока.

В развитие средневековой медицины Византии крупным вкладом было создание аптек. Аптечным учреждениям предписывались функции сбора лекарственных средств, вопросы связанные с их продажей, формировали взаимоотношения между врачами и их больными.

 

2. Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)

Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.

В Древней Руси существовали три формы врачевания:

1) народное врачевание – люди, которые им занимались, назывались кудесни

ками и знахарями;

2) монастырская медицина – которая получила свое распространение после

принятия на Руси христианства

3) светская или мирская медицина, появившаяся во время правления Ярослава

Мудрого. Она же носила название иноземной.

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.

До принятия христианства врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, которых боялись так как верили, что те являются посредниками между исцеляющими силами природы и человеком, и могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности.

Монастырская медицина

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра. В лавре лечили от самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение. Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения. За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии

В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

С нашествием монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской. Светская медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях.

 

3. Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)

В VI-VII вв. Большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического учения – ислам, религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622г. Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570-632гг.), родом из Мекки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину положившую начало исламскому государству.

Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и распад.

Первый период истории Халифата (632-750гг.)

Второй период истории Халифата (750-середина IX в.)

Третий период истории Халифата (IX-XIII)

В VII в. когда арабы захватили значительные территории Византийской империи и государства Сасанидов (современные Сирия, Армения, Азербайджан, Египет, Ливия, Ирак, Иран и др.), в научных центрах этих стран развивались греческая философия и греческая наука. В течении IX-X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. В современной Турции в библиотеках и частных коллекциях хранится более 5000 медицинских манускриптов на арабском, турецком и персидском языках. Авторы оригиналов – античные врачи-язычники изображаются в них в духе мусульманской традиции. Переводническая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах.«Арабские науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предание о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и «Корана» (основная священная книга ислама). Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословения Аллаха. В медицинских школах при больницах широко использовалось клиническое преподавание, теоретическая медицина преподавалась в соответствии с анатомо-физиологическими представлениями Галена. Свидетельство об окончании медицинской академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но и для получения придворных врачебных должностей и преподавательской работы. Арабы внесли большой вклад в развитие знаний от лекарственных растениях. В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках. Успешно решались врачами Арабского Востока проблемы личной и общественной гигиены. Они более детально разработали вопросы рационального питания, диетического режима для людей различных возрастов. Много внимания уделяется гигиене беременных, уходу за грудными детьми и вопросам вскармливания. Установлены строгие правила водопользования, хранения и продажи пищевых продуктов. Арабские врачи уделяли много времени изучению причин заразных болезней. Разрабатывались вопросы о передаче заразных болезней, в частности через окружающие предметы. Предлагались методы обеззараживания при помощи окуривания и изоляцию больных.








Date: 2015-12-10; view: 1050; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.05 sec.) - Пожаловаться на публикацию