Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь к герою времени: лирика, драма, роман





 

Что бы Лермонтов ни писал – поэму, драму, роман, – все обретает смысл, одушевляется, объединяется мощной лирической стихией.

В историю русской театральной культуры Лермонтов вошел лишь одной пьесой – «Маскарад». Но лермонтовский путь с редкой очевидностью демонстрирует роль драмы и театра в решении важнейшей задачи новой русской литературы – создание образа героя времени. Поэзия начала XIX века обрела личностный характер, и это позволило ей стать почвой всей последующей нашей литературы (Жуковский: поэзия – «опыты сердца», à Пушкин включает в мир лирических переживаний едва ли не все области жизни).

Но это только начало пути. Нужно познать человека социального, в кругу его отношений с современниками, с обществом. Лирика в силу своих родовых черт: обобщенности, отсутствию сюжета повествовательного типа, сосредоточенности на переживании и размышлении в ущерб изображению действительности и связей между людьми – была ограничена в передаче конкретного, зримого облика современного человека. Эту задачу выполнила драматургия (Грибоедов «Горе от ума»), создав образ героя времени благодаря слиянию лиризма и драматического действия: лирическая стихия проявилась вовне, в контактах и столкновении с другими людьми.

 

Подобно русской литературе в целом, Лермонтов двигался от лирики к драме, но сохраняя теснейшую связь с лирической стихией своей поэзии. От драмы Лермонтов, как и вся наша литература, пришел к роману. Школой романа стали драматургические опыты.

«Маскарад» – первое большое произведение Лермонтова, которое он счел завершенным и решил сделать достоянием публики, выбрав для этого сцену (прямой опыт). Следовательно, Лермонтов осознавал это произведение как программное.

(Существовало три редакции.

1-я редакция (3 акта): смерть Нины.

2-я редакция (4 акта): введен образ Неизвестного (мститель Арбенину), который должен восстановить попранную справедливость.

3-я редакция (5 актов, драма «Арбенин»): Нина жива.

По мнению Б.М. Эйхенбаума, образ Неизвестного очень неорганичен. литературовед считал, что этот образ навязан Лермонтову цензурой. Но доминирует точка зрения, что подлинная редакция – вторая. Арбенин – как вариация демонического героя-мстителя.)

 

Лермонтовская поэзия стояла за героями «Маскарада» и прежде всего питала монологи Арбенина, укрупняя фигуру светского игрока до масштабов «героя безвременья».

После «Маскарада» Лермонтов снова возвращается к прозаической драме – «Два брата» (1835–1836). Здесь уже содержаться многие мотивы лермонтовских романов: незаконченного «Княгиня Лиговская» (1836) и «Герой нашего времени».

Пьеса «Два брата» важна как шаг на пути к окончательному формированию «героя времени». Расщепленность сознания и вообще душевного мира Печорина, ставшая в «Герое нашего времени» основой философской рефлексии, здесь пока еще персонифицирована в образах героев-братьев – и похожих, и смертельно враждующих друг с другом: доверчивого и доброго Юрия, жестокого и скептичного Александра. Исповедь Александра повествует о постепенном умирании тех сторон его души, которые так привлекательны в его брате Юрии: «Да!.. такова была моя участь со дня рождения… все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было… но их предполагали – и они родились <…> Я был готов любить весь мир – меня никто не любил – и я выучился ненавидеть… Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с судьбой и светом. Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубину сердца… они там и умерли». Здесь легко узнать монолог, обращенный к княжне Мери в эпизоде так называемой «исповеди Печорина». Но в пьесе процесс гибели лучших черт личности объясняется семейной несправедливостью, судьбой нелюбимого сына. В исповеди Печорина ситуация получает обобщающий смысл, речь идее т о влиянии общества на формирование героя.

До сих пор идет спор об искренности исповеди Печорина. Параллель с пьесой, где монолог Александра однозначно исповедален, указывает на усложненность в и дения и понимания героя в романе Лермонтова.

Печорин превращает свою жизнь в некий философский эксперимент, который должен выявить возможности человеческой воли и границы этих возможностей. Но поставлен этот эксперимент в виде спектакля. Особенно ориентирован на сцену «Журнал Печорина». Герой строит свои отношения с людьми по законам театра, сам сочиняя пьесу и стремясь разыграть ее на сцене жизни, вовлекая в свою игру других людей, которые и не подозревают, что участвуют в этом спектакле.

В «Журнале Печорина» это театрализованное восприятие жизни иногда проглядывает в комментариях героя к своим поступкам (Печорин – Вернеру («Княжна Мери»): «Завязка есть! <…> об развязке этой комедии мы похлопочем!»; «Finita la comedia!» – театрально восклицает он после гибели Грушницкого, и эта фраза похожа на улыбку-гримасу, о которой простодушно поведал Максим Максимыч, рассказывая о гибели Бэлы). Искренность Печорина: разве актер лжет в своих признаниях на сцене?

Но реальная жизнь сопротивляется Печорину-режиссеру, судьбы людей, вовлеченных им в свои спектакли, постоянно вырываются из-под его власти, а задуманная комедия оборачивается трагедией.

 

Грибоедов в «Горе от ума» и Пушкин в «Евгении Онегине» создали тип героя времени. Герой Грибоедова – «герой изнутри», в комедии нет места для авторского обсуждения. У Пушкина слиты два момента: и процесс создания и комментарии к нему, но душевная жизнь Онегина приоткрывается лишь в отдельные моменты.

Лермонтов пишет свои драмы, стремясь объективировать героя, включить его в социум, стремясь одновременно сохранить его лирическую суть, и в известной мере это удается лишь в «Маскараде» за счет наполнения реально-бытовых сцен философско-символическим подтекстом. Следующий этап – роман Лермонтова. Философский подтекст реально-бытового, местами даже бытописательного пласта одухотворяет повествование в «Герое нашего времени», спаяв цепочку разножанровых повестей в единство философско-психологического романа.

Герой времени уже создан предшественниками Лермонтова, и главным становится рефлексия по поводу героя, его критика и обсуждение. Внешний облик Печорина предстает как маска, вступающая в сложные отношения с внутренним содержанием личности. Лермонтов стремиться приподнять эту маску.

В романе есть соотношение личности автора с личностью героя, лирическое по существу. В «Герое нашего времени» рассказ об интеллектуальных исканиях и душевной жизни героя гармонически уравновешен в сжатом и насыщенном повествовании, пронизанной образной символикой лермонтовской лирики.

В русскую литературу Лермонтов вошел как величайший лирик и как основатель русского психологического романа, для которого стала характерна поэтичность при трезвой остроте анализа.

Работа Лермонтова-драматурга утвердила этот изначальный лиризм и способствовала органичному включению его в ткань прозы.

 

Проблема целостности романа «Герой нашего времени»

Date: 2015-12-10; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию