Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход в исследовании глобализации





Согласно теории систем, все процессы, явления, отноше­ния могут рассматриваться как системы, обладающие той или иной структурой. В этом смысле можно говорить о всеобщем характере системности и организованности, порядке в природе и обществе.

Л. фон Берталанфи – основатель общей теории систем отмечал, что «объект, в частности система, может быть охарактеризован только через свои связи в широком смысле слова, т. е. через взаимодействия составляющих элементов. В этом смысле экосистема и социаль­ная система в той же мере реальны, как и отдельное растение, животное и человек»[1].

Использование системной методологии также предполагает системный подход.[2] Она сама системна и предполагает рассмотрение любого явления с точки зрения внутреннего строения, наличия элементов его формирующих (системно-компонентный аспект исследования).

Далее необходимо определение структуры системы, ибо это есть внутренняя форма системы, представляющая собой способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов (системно-структурный аспект исследования).

Системно-функциональный аспект предполагает исследование функционирования самой системы как взаимосвязанного целого или ее поведения и взаимодействия с внешней средой.

Системно-интегративный аспект исследования предполагает решение вопроса о факторах системности, о тех механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики данной системы, ее функционирования и развития.

Пятым аспектом в исследовании любой системы является системно- генетический или системно-исторический, если речь идет о социальных системах. Он отражает необходимость исследования системы в разрезе ее развития.

Развитием (эволюцией) называется тот путь, который проходит система с момента ее возникновения. Развитие включает в себя ряд моментов (стадий, этапов): возникновение, становление, период зрелости, регрессивных преобразований и исчезновение.

Возникновение и становление можно рассматривать как прогрессивные изменения системы, как процесс ее организации. «Становление, – отмечал Бердяев Н. А., – есть логически необходимый, неотвратимый результат соотношения бытия и небытия»[3].

Соответственно регрессивные преобразования отражают процесс дезорганизации системы. Период зрелости характеризует стационарное состояние системы, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга. Стадия регрессивных преобразований означает период, когда элементы новой возникающей системы начинают «перевешивать» элементы старой системы, идущей «к закату».

Время

 

Зрелость

Стадия регрессивных преобразований

Становление

 

Возникновение Исчезновение

 

Стадия

 

Рис. 1.1. Стадии развития системы

 

Становлению системы предшествует появление множества взаимодействующих качественно-тождественных элементов. Когда они замыкаются на себя, возникает новая система. Замыкание «на себя» означает, что качественно-тождественные элементы тесно связаны друг с другом, обслуживают друг друга, обмениваются энергией, информацией и т. д.,
и существуют уже независимо от материи их породившей. Таким образом, происходит возникновение новой системы.

В стадии становления происходит рост количества качественно-тождественных элементов. Но пространство ограничено и для того, чтобы существовать, качественно-тождественные элементы должны дифференцироваться, т. е. должны дифференцироваться их функции. В противном случае между ними разгорается борьба за выживание. И побеждает сильнейший.

Те же элементы, которые дифференцируются, начинают обслуживать определенные функции системы и ее элементов. Образуются тесные субординационные и координационные связи в системе. Она усложняется. Функции многих элементов могут реализоваться только в данной системе. Сами же эти элементы также могут существовать только в системе.

Система вступает в стадию зрелости, когда появляется настраивающий механизм, который обусловлен тем, что необходима настройка системы. Система начинает выходить из равновесия в результате превращения элементов в свою противоположность, т. е. возникают зачатки более высшей системы и она теряет динамику.

Стадия регрессивных преобразований предполагает достаточное накопление элементов новой системы, чтобы можно было говорить о возникновении новой системы по отношению к нашей системе. Но наша система продолжает существовать наряду с вновь возникшей.

Стадия исчезновения означает исчезновение нашей системы или превращение ее в элемент вновь возникшей системы.

 

Date: 2015-11-15; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию