Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация времени старшеклассника





 

 

Предисловие

 

Идея написания этой книги возникла у меня во время проведения уроков психологии в 10-11 классах и индивидуального консультирования подростков по их личным проблемам. За три года работы с детьми этого возраста я убедилась, что проблема организации времени теперь актуальна не только для взрослых, она коснулась и школьников.

 

Приходя на прием к психологу, дети жалуются на различные негативные переживания, связанные с нехваткой времени, с боязнью “не успеть”. Такие переживания порой приводят к общему упадку сил, снижению внимания, потере интереса к учебе, а в некоторых случаях – и к жизни.

 

Традиционное обучение не может помочь школьникам в решении такого рода проблем. Психологическая служба в школе либо отсутствует, либо представлена в лице одного единственного психолога, которому не под силу решить все школьные проблемы. В то же время нет литературы по этой теме. Много книг и пособий по организации времени издается для руководителей и бизнесменов. И почти нет книг, адресованных школьникам и тем, кто с ними работает.

 

Прежде чем приступить к работе над этой книгой, я некоторое время сомневалась, нужно ли это делать? Будет ли она кому-нибудь полезна? Поговорив со своими коллегами – начинающими психологами и теми, кто не один год проработал в школе – я убедилась, что за прошедшее время мало что изменилось в школьной психологии. Трудности, с которыми встречаются школьные психологи сегодня, напомнили мне то время, когда я сама только начинала работать в школе и радовалась любой книжке, из которой можно было почерпнуть хоть какую-нибудь информацию или идею. Мои сомнения рассеялись. Я решила описать свой опыт и изложить собственный взгляд на проведение занятий по этой теме.

 

Считаю, что обучать правильно организовывать свое время нужно уже в школе, так же, как чтению, письму, счету. Много талантливых и способных людей мало чего достигли в жизни по одной лишь причине: они не умели рационально и разумно использовать свое время.

 

Предлагаемое пособие позволит хотя бы частично решить эту проблему. В нем содержатся методические рекомендации для организации занятий, в ходе которых учащиеся получат возможность овладеть практическими навыками рационально использовать время, и эти рекомендации они смогут применять в повседневной жизни.

 

Уже в ходе работы над книгой я встала перед дилеммой: написать традиционное методическое пособие, где четко расписаны цели, содержание и методы каждого урока или просто описать то, что происходило на занятиях. Пойдя по первому пути, я рисковала получить в результате “сухую” методичку, которая вряд ли могла бы вызвать у читателя интерес и желание работать по ней. Я выбрала второй путь, ибо он позволял отразить атмосферу занятий, а также методы и приемы, позволявшие ее создать. Думаю, описанные в книге ситуации, имевшие место на уроках, диалоги и цитаты из письменных отчетов учащихся помогут понять логику построения и содержание курса.

 

Считаю необходимым сказать несколько слов по поводу содержания курса. Ничего нового я не придумывала. Информация, которую читатель найдет в книге, представляет собой авторскую переработку некоторых отечественных и зарубежных книг. Список этих книг приведен в разделе “Литература”.

 

Хочется верить, что психологи, работающие со старшеклассниками, проявят интерес к моей работе. Опыт, описанный в ней, можно использовать как для групповых, так и индивидуальных занятий.

 

 

Нет времени

 

Времени старшеклассникам катастрофически не хватает.

 

Об этом они говорят и пишут:

 

•Времени ни на что не хватает. Нужно сделать уроки, съездить в институт на подготовительные курсы, заниматься английским, а хочется еще и погулять, и почитать, и телевизор посмотреть. •Я иногда завидую своей кошке. Она никуда не спешит, лежит в тепле, и все в доме ее любят. А у меня столько дел и так мало времени, я всегда спешу и почти никуда не успеваю, за это меня ругают и дома, и в школе. •Ничего не успеваю. Много времени отнимает школа, бизнес-школа, каратэ. Отец называет меня дармоедом, так как я ничего не делаю в доме, только ем и сплю и ни в чем ему не помогаю.

 

В начале первого занятия я зачитываю эти и подобные им признания школьников. Такое вступление помогает построить беседу о быстротечности нашего времени, актуализировать проблему и дать возможность всем участникам группы высказаться о наболевшем. Сущность таких высказываний можно выразить одной фразой: “В наше время времени становится все меньше и меньше”.

 

Но неужели короче стали дни, минуты, секунды? Нет! Время – это именно та категория, по отношению к которой все мы находимся в равноправном положении. Каждому дано 24 часа в сутки, 168 часов в неделю. Каждый располагает всем временем, которое у него есть. Это обстоятельство нас всех уравнивает. Но не только это. Есть еще одно сходство – все одинаково жалуются на нехватку времени. “Нет времени” – эта фраза стала, пожалуй, символом нашей эпохи. “Ни на что не хватает времени. Позавчера не успел написать сочинение, вчера – прочитать книгу, а уже пора отдавать, сегодня не успел сделать уборку в квартире, завтрашнюю прогулку на лыжах придется отложить”.

 

Мы катастрофически не успеваем жить. Время даже не бежит, оно мчится, летит. Что же делать? Может, пора переходить на новые скорости, чтобы выиграть в этой битве за время? Современный человек постоянно стремится экономить время. В конечном счете, все, что ни изобретается, является средством экономии времени: телефон, телеграф, факс, микроволновая печь. Даже в одежде мы отказываемся от пуговиц, предпочитая кнопки, молнии, липучки. Нам некогда. Нет времени даже на ухаживания. Романтические письма, задушевные беседы, прогулки отошли в прошлое. Традицией становится выбор спутника жизни по объявлению...

 

Найти больше времени – разве не это было изначальной целью всех нововведений? Однако пришли мы к противоположному результату: живем в ощущении того, что наши дни пролетают все быстрее и быстрее, а мы мало что успеваем. И в этом все склонны винить время, но не себя.

 

1.Упражнение 1

 

Задайте себе вопрос: “Часто ли мне не хватает времени?”. Запишите ответ. Если вы ответили “Да, очень часто”, то ответьте на следующий вопрос: “Почему мне не хватает времени?”. Задание может показаться легким. Но это только на первый взгляд. Записывайте все, что приходит в голову. Задайте себе дополнительные вопросы: “Что я такое делаю такого, что в итоге накапливается груда незавершенных или неначатых дел?” “Какие мои привычки, особенности, качества этому способствуют?”

 

Когда упражнение выполнено, я читаю ответы учащихся и вместе с ними анализирую и группирую их по наиболее важным проблемам.

 

На первом месте “медлительность”, склонность откладывать выполнение нужных дел “на потом”, “тянуть резину”, на втором – неумение планировать, распределять дела во времени, на третьем – неспособность отделить главное от второстепенного.

 

Тщательный анализ ответов позволил мне выделить внутри каждой проблемы несколько тем и построить курс занятий в определенной последовательности.

 

 

Промедление как психологическая проблема

Что такое промедление

 

Основой для проведения занятий по этой теме послужила книга американского психолога Дж.Б.Бурка “Промедление. Почему вы им занимаетесь”. Все занятия строились в форме диалога, который перемежался подачей информации, заполнением анкет, выполнением упражнений с последующим обсуждением.

 

Одной из причин нехватки времени является склонностьили привычка откладывать дела, поступки, действия до какого-нибудь срока, который чаще всего неопределен. Такое поведение мы называем промедлением, а тех, кто им занимается, – промедлителями:

 

•Долго раскачиваюсь, не хочется делать то, что нужно, тяну до последнего момента. •Вместо того, чтобы делать что-то нужное, я сижу и слушаю магнитофон, играю на фортепиано или звоню друзьям. А потом, когда времени остается совсем мало, хватаюсь за все сразу, ничего не успеваю, злюсь, а иногда даже плачу.

 

Промедление приносит беспокойство по двум причинам. Во-первых, откладывание дел приводит к внешним последствиям (библиотечный штраф за просроченную книгу, двойка за четверть по литературе и т. п.). Во-вторых, промедлитель страдает от внутренних последствий, испытывая различные негативные чувства от легкой раздражительности и сожаления до отчаяния:

 

•Я долго настраиваюсь, прежде чем начать что-то делать, а потом мне не хватает времени, и я ощущаю это как потерю. •Мне ничего не удается выполнить вовремя, я все откладываю на последний момент, занимаюсь тем, что приносит удовольствие или вообще ничем. Потом приходит расплата, и я страдаю от того, что жизнь проходит зря.

 

Цикл Промедления

 

Далее я рассказываю о цикле промедления, но постепенно мой рассказ переходит в беседу. Дети начинают дополнять его примерами из собственного опыта. Они говорят о своих чувствах, мыслях, действиях во время промедления.

 

Итак, что такое промедление? Отдаляя совершение какого-то действия (написание реферата, подготовку доклада, уборку квартиры), промедлитель последовательно проходит через несколько фаз. Их можно объединить в Цикл Промедления, поскольку он повторяется каждый раз в закономерной последовательности.

 

1.“На этот раз я начну рано”. Приступая к какой-либо работе, промедлитель полон надежды, что на этот раз он начнет рано. Хотя он чувствует, что не хочет и не способен начать именно сейчас, он верит, что все начнется само собой без специальных усилий. Но время идет, и становится ясно, что этот раз ничем не отличается от предыдущего, и тогда радужные надежды сменяются мрачными предчувствиями. 2.“Скоро придется начать”. Иллюзии правильного выполнения проекта постепенно исчезают. Появляется беспокойство. Промедлитель чувствует, что нужно сделать усилие, чтобы скорее начать. Но так как крайний срок еще не виден, то некоторые надежды еще остаются, но они омрачаются мрачными мыслями. 3.“А вдруг я вообще не начну...” Время идет, промедлитель еще не взялся за дело. В голове возникают мысли одна мрачнее другой, а также картины ужасных последствий, которые могут отравить его существование:

 

а) “Нужно было начать раньше...” Такой вывод отражает чувство вины, которое постоянно сопутствует большинству промедлителей. Оглядываясь назад, они начинают сожалеть о потерянном времени.

 

б) “Я делаю все, но...” На этой стадии промедлитель начинает заниматься чем угодно, кроме избегаемого проекта:

 

•Я в таких случаях начинаю убирать в своей комнате, могу сделать даже перестановку мебели. •Ремонтирую утюг, мамин фен, разбираю и снова собираю все электроприборы – в общем, делаю все, чтобы только не садиться за книги. •Еду навестить бабушку, к которой не ездила и не хотела ездить полгода. •Стираю и глажу на всю семью. •Занимаюсь с младшим братом английским.

 

Итак, промедлитель начинает делать менее обременительную работу, от которой уклонялся раньше. Это помогает утешиться мыслью: “По крайней мере, я хоть что-то делаю”. Иногда отвлекающая деятельность кажется настолько продуктивной, что промедлитель начинает верить, что он продвигается в своем деле: “Убираешь в комнате и думаешь, что когда все будет чисто и на своих местах, то уже ничего не будет мешать писать сочинение”. Однако со временем становится ясно, что дело не сдвинулось с места.

 

в) “Я ничему не могу радоваться”. Иногда, пытаясь отвлечься от неприятных мыслей о незавершенном деле, промедлитель старается занять себя чем-нибудь приятным:

 

•Играю в компьютерные игры. •Читаю детективы, фантастику. •Иду гулять с любимым. •Иду в гости к друзьям, чтобы хоть как-то развлечься; когда я с ними, я забываю обо всем.

 

Но как бы промедлитель ни старался отвлечься, тень незавершенных дел отравляет ему отдых, поэтому любое удовольствие меркнет из-за чувства вины.

 

4.“Надеюсь, никто не заметит”. По мере приближения крайнего срока все острее промедлитель начинает чувствовать стыд. Он не хочет, чтобы кто-нибудь узнал о его затруднениях, и изобретает способы скрыть свою бездеятельность.

 

Вот к каким “уловкам” прибегают старшеклассники:

 

•Делаю вид, что усердно занимаюсь: раскладываю на столе все нужные и ненужные книги, конспекты, а потом беру интересный детектив, обворачиваю его в газету и читаю. Родители меня не трогают. •Я просто нагло вру, говорю, что все нормально, что все будет сделано вовремя. •Пропускаю уроки. •Прикидываюсь больной. •Стараюсь не встречаться с учителем, которому нужно сдавать зачет.

 

5.“Со мной что-то не в порядке”. Время идет, благие намерения начать рано не осуществились. Усиливается внутреннее напряжение, растет беспокойство, которое сменяется все более пугающими страхами. Промедлитель может решить, что он лишен чего-то основополагающего, что есть у всех – самодисциплины, смелости, способностей, таланта. Ему кажется, что другие смогли бы это сделать и делают. 6.“Окончательный выбор – делать или не делать”. Здесь принимается решение, по какому пути идти: делать или не делать.

 

Путь первый: не делать. Возможны два варианта завершения этого пути.

 

а) “Я не могу это сделать”. Напряжение стало невыносимым. Завершить работу в оставшееся время невозможно. Промедлитель думает: “Я не могу этого более выносить” – и отстраняется.

 

б) “К чему беспокоитьс?”. В этом варианте, взглянув на все, что осталось сделать, он говорит себе: “Уже поздно. Как ни старайся, как ни упирайся, ничего уже не поможет, а раз так, то незачем беспокоиться”. Он видит, что опять провалил дело, и больше ничего не предпринимает.

 

Путь второй: делать!

 

а) “Не могу больше медлить”. К этому времени напряжение настолько усилилось, что у промедлителя нет больше силждать ни минуты. Ничего не делать оказывается для него хуже, чем предпринять действия, и он начинает.

 

б) “Оказывается, все не так плохо, почему я не начал раньше?” Наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Будучи даже очень трудным, оно все равно продвигается, а это огромное облегчение. Временами работа доставляет промедлителю удовольствие, и он иногда начинает даже сожалеть по поводу всех беспокойств, которые пришлось пережить: “На самом деле, я мог бы радоваться, занимаясь этим делом, я мог бы разделаться с ним гораздо быстрее, ну почему я не начал раньше?”

 

в) “Только бы успеть в срок!” Конец работы уже близок. Времени осталось так мало, что тратить его на проверку, уточнение, улучшение сделанного – непозволительная роскошь. Промедлителя беспокоит только одно – сумеет ли он вообще завершить дело, его уже не заботит мысль о том, насколько хорошо это можно было сделать.

 

7.“Никогда больше не буду откладывать”. Когда проект либо отброшен, либо завершен, промедлитель испытывает облегчение, расслабляется в изнеможении. Наконец-то можно отдохнуть. Сама идея пережить все это заново кажется отвратительной, и он дает себе обещание...

 

На этом месте я делаю паузу, и мои внимательные слушатели заканчивают фразу за меня:

 

•Все, больше этого не повторится. Никогда больше не буду откладывать. В следующий раз начну вовремя. •А что происходит, когда наступает этот следующий раз? – задаю я вопрос. •Опять все сначала. •Увы, несмотря на всю искренность и решительность клятв и обещаний, промедлители обнаруживают, что повторяют этот цикл вновь и вновь. •А почему? •Действительно, почему? – переадресовываю я вопрос группе.

 

Почему мы занимаемся промедлением?

 

Несмотря на все страдания и напряжение, которое старшеклассники испытывают на протяжении всего Цикла Промедления, они продолжают с неизменным постоянством откладывать дела, тянуть до последнего срока. Можно предположить, что есть нечто, вынуждающее их медлить, или они получают от этого какие-то выгоды.

 

Упражнение 2

 

Закончите предложения:

 

“Меня заставляет откладывать дела...”

“Промедление дает мне...”

 

Вот окончания первой фразы:

 

“заниматься промедлением заставляет меня только лень, у меня очень слабая сила воли”, “моя несобранность, отсутствие интереса”, “не знаю, по-моему, это происходит автоматически”, “меня заставляют заниматься промедлением мой телевизор и улица”, “ничто не заставляет, это происходит само собой, и я ничего с этим не могу сделать”, “страх, что у меня не всегда все получается так, как я хочу”, “то, что предстоит сделать, кажется слишком масштабным и требует больших усилий”, “мысль о том, что, если не буду промедлять, то появится еще больше дел, и все время будет занято”.

 

А вот так старшеклассники заканчивают второе предложение:

 

“кроме неприятностей, промедление мне ничего не дает”, “побольше побыть свободным”, “отведенное для работы время использовать для получения удовольствия”, “моральное право обвинить “жизнь”, “это возможность отдохнуть и накопить сил”, “можно развлечься и заняться приятным делом, а если я не буду откладывать, то придется заниматься только тем, что не нравится или неприятно”, “отодвинуть трудные дела и делать то, что уже умеешь”, “выгоднее быть ленивой, чем получить отрицательный результат”.

 

Анализируя свои ответы, подростки делают выводы, которые записывают на доску. Вот что получается: во-первых, промедление стало привычкой, образом жизни для многих, и поэтому часто даже не осознается. Во-вторых, откладывание – это привлекательная стратегия борьбы с трудностями:

•Промедление дает мне возможность освободиться от неинтересных и трудных дел. Я знаю, потом мне будет трудно, но зато сейчас я отдохну, а там будь что будет. Главное, мне сейчас не трудно.

 

В-третьих, когда ты полностью зависишь от взрослых (родителей, учителей), промедление становится надежным способом, с помощью которого дети могут оказывать на них влияние и сопротивляться, оттягивая выполнение задания или не делая его вообще:

•Я откладываю дела, тяну резину, когда злюсь на родителей за то, что они заставляют меня заниматься этим насильно. •Промедление мне дает надежду на то, что есть возможность это дело не совершать.

 

В-четвертых, в тех случаях, когда школьные занятия кажутся неинтересными или слишком примитивными, промедление помогает превратить скучную работу в соревнование, чтобы проверить, какое наименьшее количество времени требуется для ее выполнения:

•Это дает мне острые ощущения и удовольствие, что я все-таки успел. •Иногда это возможность порадоваться за себя, так как за короткий срок все сделано.

 

Написав эти выводы на доске, я поворачиваюсь к группе. Некоторое время мы смотрим друг на друга молча. Вижу на лицах некоторых учащихся удовлетворение от сознания, что не все так уж плохо.

•Да, промедление может служить хорошим прикрытием ваших слабых сторон, – говорю я. – Да, оно дает возможность хотя бы какое-то время почувствовать себя в безопасности. Но многие люди, которым в школьные годы удавалось выкручиваться с помощью промедления, оказывались разочарованы, когда эта стратегия не срабатывала в дальнейшем. Взрослая жизнь предъявляет больше требований и требует высокой ответственности. Склонность к промедлению мешает людям проявить все, на что они, по их мнению, способны. Они терпят неудачи в учебе, работе, в личной жизни. В некоторых случаях им так и не удается достичь того, о чем они так горячо мечтали. Таким образом, привычка медлить оказывается тюрьмой, а не игрой, и освобождение может оказаться очень трудным.

 

Кодекс промедлителя

 

•Выгоднее быть ленивым, чем получить отрицательный результат. •Меня заставляет откладывать дела страх, что у меня всегда все получается не так, как я хочу.

 

Эти и другие признания подростков указывают на то, почему они выбирают промедление в качестве одной из главных защитных стратегий. По мнению психолога-исследователя Дж.Б.Бурка, они отражают образ мыслей, который лишь укрепляет склонность молодых людей к отсрочкам. Эти мысли порой настолько глубоко проникают в сознание, что позволяют назвать их Кодексом Промедлителя:

•Я должен быть совершенным. •Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий. •Я все должен делать сам. •Мне не вынести проигрыша. •Я превращусь в работомана. •Если я сделаю что-то хорошо, я всегда и все должен буду делать хорошо. •Если я преуспею, кому-то это не понравится. •Я могу причинить себе вред.

 

Убеждения, вошедшие в Кодекс Промедлителя подростков, – это, по сути, самообман. Нереалистичные мысли делают невозможным преодоление неизбежных трудностей повседневной жизни и удерживают молодых людей от развития.

 

Как помочь им осознать этот самообман? Подробного рассказа о Кодексе Промедлителя и о том, что стоит за каждым из входящих в него убеждений, недостаточно. Занятия на эту тему нужно построить так, чтобы главными действующими лицами стали сами учащиеся. Для этого я использую Анкету, которая помогает старшеклассникам осознать свои установки и, следовательно, сделать первый шаг по преодолению привычки медлить.

 

Идея составить эту анкету возникла у меня, когда я работала в Бизнес-школе с пятнадцати-шестнадцатилетними подростками. Молодые люди, посещавшие мои занятия, отличались высоким уровнем притязаний. В своих мечтах о будущем они видели себя преуспевающими бизнесменами, юристами, журналистами. Так, одна из девушек откровенно написала: “Стараюсь всегда быть первой”, а ниже подробно и обстоятельно ответила на вопрос, почему она откладывает дела.

 

Беда этих ребят заключается в том, что, стремясь к высоким достижениям, они, как правило, не осознают, что временами могут допускать ошибки, что им будет не хватать специальных знаний, умений, способностей. Следовательно, им трудно будет перенести напряженность и разочарование, если эти цели окажутся недостижимыми. Но прямой разговор об этом с подростками не приведет к осознанию ими истинных мотивов своего поведения, поэтому я использовала анкету.

 

Анкета

 

1.Представьте себе, что прошло несколько лет, вы получили образование и работаете в крупной торговой или промышленной фирме. Вас считают хорошим специалистом в своей области, и вы намерены и далее делать карьеру. К вам обратились с просьбой написать статью в журнал или газету на тему, в которой вы достаточно компетентны. Вы согласились, написали статью и принесли ее в редакцию. Каким, по вашему мнению, будет результат: (выберите один вариант ответа):

 

а) вашу статью включат в верстающийся номер;

 

б) статью примут, ее напечатают в ближайшее время, но с доработками, которые сделает профессиональный журналист;

 

в) вам вернут статью на доработку, попросят изменить стиль, добавить новые факты, примеры;

 

г) вам вернут статью из-за ее несовершенства.

 

2.Представьте, что вы разбираетесь в автомобилях и получили место в фирме, которая занимается их продажей. За неделю к вам обратилось 12 человек по поводу покупки автомобиля. Вы продали следующее количество автомобилей:

 

а) 12;

 

б) 10;

 

в) 5;

 

г) 2.

 

3.Вы на дискотеке или вечеринке, где собрались ваши знакомые, друзья. Среди танцующих вы замечаете человека, который вам симпатичен и с которым давно желаете познакомиться. Вот это удача! Чем закончится вечер?

 

а) вы попросите кого-нибудь из своих друзей представить вас, познакомитесь, договоритесь о встрече;

 

б) вы потанцуете, пообщаетесь, обменяетесь телефонами;

 

в) вы только потанцуете;

 

г) вы так и не осмелитесь сделать шаг к сближению.

 

4.Вам предстоит написать сочинение или реферат. Вот вы уже за столом. Перед вами чистая тетрадь. В процессе работы замечаете, что испытываете затруднения. Вам трудно выразить свои мысли на бумаге, подобрать нужные цитаты. Ваши действия:

 

а) продолжаете заниматься, делаете записи и трудитесь до завершения;

 

б) убираете тетрадь и книги в стол и идете заниматься менее трудными и приятными делами.

 

5.У вас есть возможность избежать сдачи экзамена. Для этого нужно самостоятельно найти оригинальные решения 15 задач. В ходе работы вы замечаете, что не все задачи поддаются решению. Ваши действия:

 

а) вы обращаетесь за помощью к более сильному однокласснику;

 

б) просите у учителя консультацию;

 

в) пытаетесь объединиться с другими учащимися, которые тоже желают получить зачет “автоматически”;

 

г) продолжаете самостоятельно искать решение, как бы трудно это ни было.

 

6.Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

 

а) соглашаетесь;

 

б) отказываетесь.

 

7.У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

 

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

 

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

 

8.Вы на учебном занятии в мало знакомой группе. Преподаватель задает аудитории вопрос, на который, как вам кажется, вы знаете ответ. При этом вы:

 

а) высказываетесь, даже если не совсем уверены, что попадете в точку;

 

б) отвечаете только тогда, когда обратятся лично к вам;

 

в) предпочитаете промолчать, послушать, что говорят другие, даже если знаете ответ.

 

9.Вы откладываете дела потому, что:

 

а) хотите подумать, сосредоточиться, чтобы затем, все взвесив, приступить к их выполнению;

 

б) отсрочки дают время на дела, которые более приятны и больше нравятся;

 

в) считаете, что если сделаете все сразу, то обязательно появится что-то еще, и свободного времени так и не будет;

 

г) считаете, что, даже если начнете рано, все равно будете заниматься этим делом весь срок и не будет времени на отдых.

 

10.В группе идет обсуждение какого-то проекта. У вас, как вам кажется, есть оригинальные предложения. Вы:

 

 

а) высказываете свое предложение сразу;

 

б) молчите, так как не уверены, что ваше предложение понравится другим, его сочтут неверным;

 

в) молчите, так как не хотите высовываться, выделяться;

 

г) не высказываетесь, так как думаете, что проект может кому-нибудь не понравиться и его могут высмеять, раскритиковать.

 

Анализ ответов на вопросы анкеты будет проводиться на занятиях, посвященных обсуждению причин промедления (см. гл. “Стремление к совершенству” и “Боязнь успеха”).

 

Страхи возраста

 

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому “внутреннему критику”, который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

 

Боязнь провала

 

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

 

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

 

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

 

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

 

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

 

Самооценка = Способности = Продуктивность

 

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

 

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

 

Представим ситуацию, в которой старшеклассник готовится к защите своего реферата по истории на зачетном уроке. Он напряженно работает над своим выступлением, а оно оказывается не столь выдающимся, как ему этого хотелось. Он будет разочарован, ведь для него это означает, что он никчемный, ни на что не годный человек. В такой ситуации на помощь приходит промедление, которое нарушает равенство между способностью и продуктивностью. Теперь продуктивность уже не равна способностям, так как были приложены не все силы. Следовательно, независимо от конечного результата, связь между самооценкой и способностями сохраняется.

 

Таким образом, если доклад не получил высшей оценки, докладчик может себя успокоить такой рационализацией: “Если бы я начал раньше готовиться, то мог бы выступить гораздо лучше.” Но если ему удастся преуспеть даже вопреки промедлению, то появляются дополнительные основания для самодовольства: “Какой я молодец. Представляю, как блестяще я мог бы выступить, если бы потратил больше времени на подготовку”.

 

Легче обвинить себя в неорганизованности и лени, чем признать свою неспособность, низкую ценность, ведь именно этого промедлители боятся больше всего. А отсрочки уничтожают этот страх и поддерживают веру человека в то, что его способности превышают уровень достигнутого:

 

•Когда удается выполнить работу за короткий срок, растет вера в себя и свои силы. •Меня заставляет заниматься промедлением неуверенность в том, что я смогу сделать порученное дело хорошо.

 

Стремление к совершенству

 

Часто люди, склонные к промедлению, стремятся к совершенству и становятся перфекционистами, даже не осознавая этого. Обычно они предъявляют к себе нереалистичные требования, а затем, когда не могут им соответствовать, чувствуют себя поверженными. Обескураженные, они отступают от своих требований путем промедления.

 

Перфекционисты, склонные к промедлению, придерживаются нескольких убеждений, которые, будучи сами по себе благородными и даже разумными, все же способны сделать жизнь таких людей мучительной и проложить дорогу скорее к продлению, чем к достижению успеха.

 

Убеждения перфекционистов входят в Кодекс Промедлителя. Анализ ответов на вопросы 1-7 Анкеты позволяет выявить у участников группы склонность к префекционизму. Занятия, на которых обсуждается Кодекс Промедлителя, проводятся в коммуникативной логике. Обязательным на каждом из них введение новой информации, ее обсуждение, анализ результатов анкетирования и письменных упражнений.

 

“Я должен быть совершенным”

 

Стремление к совершенству проявляется не столько в безукоризненном поведении, сколько в нереалистичной позиции. По утверждению психолога Дэвида Бернса, люди с высоким уровнем достижений не становятся неисправимыми перфекционистами. Выдающийся ученый, знаменитый артист, преуспевающий бизнесмен знают, что временами могут допускать ошибки, промахи, и это приведет их к временному снижению продуктивности. Стремясь к высоким целям, они в то же время способны перенести разочарования из-за того, что эти цели не всегда оказываются достижимыми.

 

В противоположность этому, перфекционист, склонный к промедлению, обычно ожидает от себя большего, чем следует. Так начинающий писатель уверен, что первые же его наброски будут напечатаны. Торговец рассчитывает каждого покупателя склонить к покупке. Юноша от первого знакомства ждет назначения свидания. Отвечая на вопросы Анкеты, подростки с перфекционистскими наклонностями выбирают варианты а), б), реже в). Здесь, в школьной аудитории, сидя в кругу своих сверстников, они глубоко убеждены в том, что способны с первого раза написать статью, достойную публикации, продать 12 автомобилей и с ходу очаровать понравившуюся девчонку. Они горячо спорят, пытаясь доказать это самим себе и психологу, совсем забыв, что двумя занятиями раньше, выполняя Упражнения 1 и 2, признавались:

 

•Ставлю перед собой слишком сложные задачи, а потом мучаюсь, откладываю, тяну время, а иногда так ничего и не делаю. •Меня заставляет откладывать дела ложное представление, что смогу это сделать и что лучше меня никто это не сделает.

 

В результате такие идеальные представления и высокие стандарты, которые, казалось бы, должны мотивировать людей на достижения, часто становятся недостижимыми и мешают их попыткам.

 

Здесь можно задать старшеклассникам вопросы на размышление:

 

•Позволяют ли ориентиры, которые вы себе устанавливаете, продвигаться вперед, или они так высоки, что только расхолаживают вас и заводят в тупик? •Что случится, если вы выполните задание посредственно?

 

“Посредственность вызывает презрение”

 

Человеку с такой внутренней установкой невыносимо сознание собственной ординарности, и он стремится превратить все свои дела в выдающиеся. Но поскольку ошибки и промахи являются неизбежной составляющей человеческого существования, человек, полагающий, что “посредственность вызывает презрение”, может найти утешение в промедлении. Когда посредственные или обыкновенные результаты можно оправдать спешкой в последний момент, человек остается при своем убеждении, что потенциал его был велик, дело только за его реализацией. Промедление помогает посредственности казаться временной, превращая ее в случайный результат ненапряженных усилий:

 

•Лучше не делать вообще, чем как попало. •Мой папа часто говорит: “Не умеешь – не делай”.

 

“Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий”

 

•Когда дело сложное, я откладываю его на другой день. •Если сразу не получилось, то я могу все бросить и потом долго себя уговаривать доделать до конца. •Я откладываю трудную и сложную работу, на которую нужно много сил и сосредоточенности.

 

Перфекционисты убеждены в том, что если человек выдающийся, то все дела, даже сложные, должны даваться легко. Обучение должно быть игрой интеллекта, творческие идеи должны течь непререывным потоком. Используя для сравнения такие невероятные образцы, человек, которому предстоит потрудиться над решением какой-то задачи и приложить усилия, начнет чувствовать себя плохо:

 

•Я откладываю дела, которые у меня не получаются (задачи по химии), потому что начинаю злиться, расстраиваться. Если я сразу не отложу, то потом буду чувствовать себя полной тупицей.

 

Убеждение в том, что все следует схватывать на лету, приводит многих промедлителей к остановке. Их разочарования, связанные с необходимостью напряженно работать, удерживает их от усилий, нужных, чтобы справиться с материалом и овладеть им. Вместо этого они уклоняются от работы с помощью отсрочек. Подросткам следует напомнить,что невозможно чему-либо научиться, если не переносишь незнания.

 

“Я все должен делать сам”

 

Перфекционист считает, что все должен делать сам. Принять помощь или попросить совета – для него это значит проявить слабость и признать свою некомпетентность. Он не допускает мысли о том, что у него не может быть ответа на все вопросы или что он не способен со всем справиться сам. Даже когда принять помощь будет более эффективно, перфекционист предпочитает страдать в изоляции. Он боится, что кто-то (учителя, друзья, близкие) станут думать о нем хуже, поскольку его выдающиеся способности будут поставлены под сомнение (см. вопроc 5 Анкеты). Когда ноша становится слишком тяжела, промедление становится для него единственным источником облегчения. Будучи неспосбным все сделать сам, он прибегает к отсрочкам.

 

“Мне не вынести проигрыша”

 

Прежде, чем начать рассказ о промедлителях с такой внутренней установкой, напомню содержание 6 и 7 вопросов Анкеты. Речь в них шла о возможном участии в викторине и игре-конкурсе.

 

Упражнение 3

 

Представьте себе описанные ситуации и подумайте:

 

•Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах? •Какие отрицательные переживания могут вами овладеть? •Как это повлияет на ваше решение? •Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

 

На первый взгляд кажется, что многим промедлителям не присущ дух соперничества. Их отсрочки выводят их из соревнования. Но так ли это на самом деле?

 

Многие перфекционисты так не любят проигрывать, что стремятся избежать любой деятельности, которая может вовлечьих в соревнование с другими. Они “предпочитают проигрывать” и медлят до тех пор, пока не убедятся, что провал неизбежен, воображая, что могли бы выиграть, если бы вовремя вступили в соревнование. В основе идеи “не выношу проигрывать” лежит более глубинное убеждение: “Я никогда не должен проигрывать”. Те, кто в это верят, могут путем промедления защищать себя от столкновения с реальностью своего несовершенства. Они не могут проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвуют в гонках. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть.

 

Если человека может удовлетворить только совершенство, то это значит, что он обречен на постоянные разочарования. Совершенство – это идеал, от которого отказываются с трудом. Даже если на рациональном уровне старшеклассники соглашаются, что стандарты перфекционизма нереалистичны и препятствуют развитию, им все равно трудно принять тот факт, что ни сейчас, ни в будущем они не смогут быть совершенными.

 

 

Избавление от паралича перфекционизма

 

Упражнение 4

 

Выберите одно из тех дел, выполнение которых вы откладываете, так как не уверены, что сможете справитьсяс ним отлично. Представьте, что вы сделали его не так идеально, как это требовалось. А теперь ответьте на вопросы:

 

•Что случится, если обнаружится, что вы выполнили его не отлично, а посредственно? •Что вы предвидите, кроме общего ощущения обреченности? •Какие, с вашей точки зрения, события могут последовать? •Насколько все будет плохо? •К каким самым неприятным последствиям это может привести?

 

Проследите всю цепь событий от несовершенного выполнения проекта до окончательной катастрофы. Напишите все отрицательное, что может с вами случиться.

 

Перфекционисты часто мыслят в терминах катастрофы. Они берут небольшое событие, например, такое как ошибка, и преувеличивают его последствия, пока они не становятся ошеломляющими. На отдельное происшествие они порой реагируют так, будто это начало крушения всей жизни.

 

Ожидание катастрофы парализует человека, особенно когда оно безымянно и неопределенно. Поэтому следует четко сформулировать эти безымянные страхи, которые преследуют промедлителя. Это легко сделать с помощью приведенного выше упражнения.

 

Когда все страхи обозначены и последовательность их возникновения определена, я предлагаю учащимся следующие задания.

 

Упражнение 5

 

Прочитайте свои записи, подробно просмотрите всю цепь событий, начиная от неуспешно завершенного проекта и до окончательной катастрофы (то есть того самого страшного события, которое может произойти). Переверните лист и на другой стороне запишите через дефис два этих события. Прочтите, что у вас получилось? Что вы можете сказать по этому поводу?

 

Реакции старшеклассников бывают самые разные. Одни с недоумением смотрят на свои листки, затем на меня. Другие весело хохочут и читают вслух свои записи. И действительно, между первой и последней записями – большая разница, иногда такое сравнение даже абсурдно. Например: “провал зачета по физике” – “никто не возьмет замуж”. Выполнив это упражнение, многие наконец начинают осознавать, что смешно на основе одного проявления несовершенства предчувствовать общее крушение. Нет прямой зависимости между посредственным ответом на зачете по физике и судьбой.

 

Если в группе сложилась доверительная атмосфера, подростки охотно делятся своими страхами, обсуждают реальные и воображаемые последствия несовершенного поведения. Если же желания говорить о себе нет, я использую беспроигрышный прием – псевдорассказ о своем вымышленном знакомом – перфекционисте, склонном к промедлению. Я подробно рассказываю о его жизни, отношениях с друзьями, родителями. Описываю ситуацию, в которую он попал из-за своей пагубной привычки медлить. Все, что я о нем говорю, очень похоже на то, что переживают и с чем сталкиваются мои слушатели каждый день. Описав своего вымышленного героя, предлагаю подумать, как бы он ответил на вопросы упражнения 5.

 

Старшеклассники охотно включаются в обсуждение, ведь это не про них, а про кого-то. Совершенно очевидно, что они приписывают вымышленному мною промедлителю свои собственные страхи и последствия, которых боятся сами.

 

Ценность таких занятий заключается в том, что они позволяют подросткам осознать следующее:

 

Чаще всего нарисованные в воображении картины ужасающих последствий непропорционально раздуты, из-за чего несчастье кажется таким близким, что человек оказывается парализован и не способен ни к какой деятельности.

 

Такой тип катастрофического мышления крайне губителен, если человек не осознает, чем он занимается.

 

Можно научиться отстраняться и трезво оценивать свои предчувствия и определять “неизбежность роковых последствий”.

 

Подводя итоги занятия, даю совет: “В следующий раз, когда заметите, что начинаете скатываться в паралич перфекционизма, попробуйте проиграть ваш сценарий худшего случая для этой ситуации. Возможно, когда вы это проделаете, то сможете напомнить себе, что ваши фантазии – это и есть ваши страхи, и они почти наверняка преувеличены”.

 

 

Боязнь успеха

 

В противоположность промедлителям, стремящимся к совершенству, существует другая категория людей, которые прибегают к промедлению для того, чтобы, наоборот, избежать успеха. Таких среди подростков немало. Поэтому уместно задать им следующие вопросы:

 

•Случается ли, что вы снижаете темп, когда дела идут хорошо? •Смущаетесь ли вы, когда получаете одобрение? •Как вы реагируете на комплименты и похвалу? Вызывают ли они у вас настороженность и тревогу? •Бывает ли так, что вы отказываетесь предпринять какое-то действие, даже если уверены в успехе? •Что преграждает вам путь и заставляет отступить? •Может быть, вы боитесь оказаться слишком успешными?

 

Успех, в чем бы он ни выражался, неизменно предполагает встречу с неизвестным, а это вызывает у подростков страх. Поэтому они могут оттягивать момент подачи заявления для поступления в лицей, пока не станет слишком поздно, откладывать тренировки перед соревнованиями, медлить с подготовкой к занятиям или олимпиаде по английскому языку, уверяя, что оценки и победа для них не самое важное.

 

Рассмотрим некоторые из тех личностных страхов, которые вынуждают подростков рассматривать успех как то, чего следует избегать, а промедление – как способ избежать успеха.

 

“Если я сделаю что-нибудь хорошо,

то всегда должен буду все делать хорошо”

 

За этим убеждением стоит страх не оправдать сложившееся у окружающих мнение о себе. Это подтверждает и выбор некоторыми подростками варианта в) в ответе на 8-й вопрос Анкеты. Так, один слушатель бизнес-школы признавался: “Если я решу задачу новым, оригинальным способом, то каждый раз, когда меня будут вызывать к доске, мне нужно будет придумывать что-нибудь новое, так как все (одноклассники и преподаватель) будут этого ждать”. Таким образом, считая, что в будущем не сможет оправдать ожиданий окружающих, он, зная решение сейчас, в настоящем не пытается его предложить.

 

“Я превращусь в работомана”

 

Одна из наиболее распространенных причин, которая вынуждает подростков заниматься промедлением, это беспокойство о том, что, если они перстанут слоняться без дела и примутся за работу, то им уже никогда не придется побездельничать и насладиться отдыхом. Они боятся, что, каким-то образом, против своей воли, они превратятся в работоманов и им придется проводить бесконечные часы в одиночестве, занимаясь напряженным трудом.

 

Упражнение 6

 

Задайте себе вопрос: “Что произойдет, если я начну выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом?” Подумайте и запишите все ответы, которые вам придут в голову.

 

Иногда письменных ответов не получается. Подростки сразу начинают говорить о том, что, по их мнению, произойдет. И чаще всего звучат вот такие высказывания:

 

•Если я все буду делать вовремя, то у меня никогда не будет свободного времени. •Дел всегда так много: уроки, уборка, в погреб за картошкой ходить надо. И если их все делать, то гулять и отдыхать будет некогда. •Если я делаю сразу без раскачки одно, то меня сразу попросят сделать еще что-нибудь, и так без конца. А если я всегда буду занят, так можно всех друзей потерять.

 

Очень редко можно услышать противоположное мнение: что если перестать откладывать и начать вовремя выполнять дела, то это поможет увеличить количество свободного времени. Получается, что работа сама по себе может завладеть человеком и превратить его в автомат, хочет он того или нет.

 

Здесь следует попросить подростков спросить самих себя:

 

•Почему я должен утратить возможность выбора? •Что мешает ограничить время, отводимое на выполнение работы, с тем, чтобы осталось время для отдыха и развлечений?

 

“Если я преуспею, кому-то это не понравится”

 

Прежде, чем объяснять подросткам, как это убеждение может быть связано с их привычкой откладывать дела, медлить, предлагаю им задуматься вот над такими вопросами:

 

•Случалось ли вам скрывать свою удачу (в учебе, спорте, творчестве) потому, что вы не хотели, чтобы это кого-то задело? •Может быть, вы отказывались воспользоваться предоставившейся возможностью преуспеть в чем-то из боязни, что это может отдалить вас от друзей и близких? •Было ли такое, что вы, даже выполнив все задания, преносили срок сдачи зачета, если ваши друзья еще не были готовы? •Или вы держали в секрете от друзей, что получили “отлично” за письменную работу, тогда как они, несмотря на свои старания, получили по три балла? •Может быть, вы озабочены тем, что новости хорошие для вас могут не понравиться другим?

 

Конечно, в некоторых случаях держать свой успех при себе – это просто проявление учтивости. Но некоторые промедлители используют более крайние меры, чем просто уменьшение своих достоинств, чтобы пощадить чувства других. Достижение в учебе, спорте, творческой деятельности или личной жизни большего успеха, чем у друзей, родственников, вызывает у некоторых людей такое чувство вины, что они прибегают к промедлению, чтобы разрушить свой успех. Похоже, они чувствуют, что должны наказать себя за то, что они оказались в числе “имущих”, а не среди “неимущих”.

 

Доказательство тому – рассказ ученика 11 класса, который провалил вступительные экзамены в лицей при техническом университете: “Учеба в лицее меня привлекала возможностью затем поступить в университет на льготных условиях. Я был уверен, что хорошо подготовлен, что моих знаний и способностей достаточно, чтобы сдать экзамены и пройти по конкурсу. Но все равно провалился и почувствовал облегчение. Все мои друзья, с которыми я учился с первого класса, оставались в обычной школе. Я боялся, что если я уйду в лицей, то они не будут со мной встречаться, что мы потеряем связь. Поэтому почти не готовился накануне экзаменов и не набрал нужное количество баллов”.

 

•Часто мы беспокоимся, что наш успех заденет других людей, тогда как на самом деле они более сильны и великодушны, чем мы предполагаем. Возможно, ожидание критического отношения к своим достижениям связано не с реальностью, а с искажением в собственных представлениях. А может быть, нужно просто верить, что большинство людей способны по-настоящему радоваться успехам своих друзей и близких, ничуть не ощущая ущемленности и обиды.

 

“Я могу причинить себе вред”

 

Люди с такой установкой боятся, что, получив желаемое, будут потом за это наказаны. Они боятся, что успех поместит их в центр внимания, а там, будучи замечены, они окажутся беззащитными перед нападками. Кто-нибудь начнет оспаривать их правоту или подвергнет критике. А они не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы оказать сопротивление.

 

Вопросы к группе:

 

•Часто ли вы отказывались от возможности проявить свои способности, таланты, из-за страха быть раскритикованным, осмеянным? •Какие возможности вы упустили?

 

Вот что удалось выяснить:

 

•Не участвовал в выставке технического творчества. •Побоялся быть капитаном команды в телевикторине. •Не стала посылать статью о родном городе на конкурс. •Хотел участвовать в олимпиаде по химии, но не хватило смелости встать и предложить свою кандидатуру, послали другого, а я знаю, что он не сильно хотел.

 

Завершая разговор о причинах, толкающих человека на путь промедления, я обращаюсь к своим подросткам с такими словами:

 

•Теперь, после того, как вы проанализировали свое поведение, многие из вас перестанут связывать промедление просто с ленью, недисциплинированностью, несобранностью. Теперь вы согласны, что в большинстве случаев прибегаете к промедлению не случайно, а потому, что испытываете один или несколько страхов из перечисленных. Вы можете опасаться вызвать презрение, если результаты вшей деятельности окажутся не столь выдающимися, вас будет сдерживать страх превратиться в рабочую машину, задеть кого-то или подставить себя под удар.

 

Во всех этих страхах звучит общая тема – глубинное убеждение, что придется выбирать между любовью и успехом.

 

Если вы станете неисправимым работоманом, кто согласится с вами дружить? Если вы не будете успешным, кто захочет вас полюбить? (“Кому я такой нужен?”) Если же вы окажетесь чересчур успешным, кто примет вас за своего?

 

И снова вопросы для размышления:

 

•Как вы пришли к выводу, что успех оттолкнет от вас людей? •А может быть, это только ваши фантазии? •Вспомните ситуации, в которых вы прибегали к промедлению

из-за боязни успеха. Попытайтесь отстраниться и взглянуть на них объективно. Если что-то внушает вам страх, то еще не значит, будто это истинно. Если вам удастся усомниться, что от вас отвернутся при первых же признаках успеха, то вы сможете с удивлением отметить и другое. Найдутся люди, которые не будут использовать ваш успех, чтобы решать, остаться или уйти.

 

Однако некоторых может задеть ваше продвижение. В этом случае вам придется поставить перед собой вопрос: можете ли вы следовать дальше, несмотря на их обиду или даже уход? Достаточно ли у вас сил, чтобы обойтись без их поддержки? Не думайте, что в такой ситуации вы совершено беззащитны. Если у вас хватило сил и мужества сделать первый шаг, то хватит и на то, чтобы измениться и приспособиться к новым обстоятельствам и достичь лучшего.

 

Что мы имеем и что мы теряем

 

•Промедление – это поведение, которое формируется на определенных основах, многие из которых мы обсуждали на предыдущих занятиях. В каком-то смысле оно вам хорошо послужило.

 

Упражнение 7

 

Объединитесь в группы по 4 человека, подумайте и попытайтесь в течение 5 минут составить список положительных сторон промедления.

 

Через 5 минут прошу представителя из каждой группы ознакомить со своим списком остальных участников занятия.

 

Упражнение 8

 

Теперь каждой группе предстоит сообщить отрицательные стороны промедления, составить их список и ознакомить с ним всех присутствующих.

 

После того, как оглашены все “плюсы” и “минусы” промедления, прошу сравнить, какой список длиннее.

 

Цель этих упражнений – помочь подросткам осознать, насколько несоизмеримы выгоды, которые дает промедление, с его последствиями. Задача психолога на данном этапе состоит в том, чтобы, используя полученную от подростков информацию, суметь противопоставить положительные стороны промедления отрицательным. Это повлечет за собой изменение поведения. Я делаю это следующим образом.

 

•В каком-то смысле, – говорю я, анализируя составленные списки, – промедление хорошо вам послужило. Оно защитило вас от осознания некоторых неприятных вещей, касающихся вашей личности. Оно помогло вам избавиться от неприятных, пугающих чувств. Оно обеспечило вам оправдание вашего бездействия и дало возможность заниматься легкими, приятными делами. Но несмотря на созданный им “комфорт”, вам пришлось за это расплачиваться. Давайте посмотрим, чем.

 

Вы умеряли свои старания в школе и на спортивной площадке, на сценических подмостках и в учебной аудитории, вы наложили запрет на естественное и спонтанное выражение своих мыслей, вы удерживали себя от риска, отказывались воспользоваться представленными жизнью возможностями, не говоря уже о разорванных отношениях, чувствах обиды, тревоги и отчаяния. Что произошло бы, если бы вы на самом деле отказались от промедления и столкнулись бы лицом к лицу со своими страхами? Какую опасность представляет для вас осознание собственных ограничений? Действительно ли вы будете наказаны, если выскажете свое мнение?

 

Вы способны начать борьбу с промедлением?

 

Как избавиться от промедления?

 

•Недостаточно выявить природу промедления, необходимо найти средства избавления от него. Промедление, как мы убедились, – это сложное и многоплановое явление, требующее для искоренения широкого спектра методов. Рекомендации и упражнения, которые будут предложены во второй части курса, представляют ценность только для тех, кто решился наконец изменить свою жизнь. Если Вам надоело страдать от привычки тратить время впустую и сидеть на диете изгоя, видя, как другие достигают большего, то пришло время все это изменить.

 

Вы сможете радикально перемениться, если Вы того действительно желаете и готовы пожертвовать теми грошовыми привилегиями, которые дает промедление. Чтобы добиться положительных перемен в себе, надо прежде всего поверить, что эти перемены возможны. Затем необходимо сильно захотеть отказаться от порочного стиля поведения в пользу более эффективного. И наконец, надо быть готовым затратить определенные усилия, пережить возможные мелкие неудачи, чтобы тактика изменения собственной жизни принесла долговременный успех.

 

Задача не из легких, но, подобно восхождению на гору, она решается постепенно, шаг за шагом. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья от психолога.

 

Моя цель – помочь вам преодолеть препятствия на пути к полнокровной жизни, уверенности, успеху. Каждый получит только то, что заработал сам. Выбор за вами.

 

Опасности улучшения

 

Промедление мешает многим людям и ломает их планы, поэтому перспектива уменьшить отсрочки и добиться желаемых результатов кажется для них очень привлекательной. Однако часто люди не осознают, что если они окончательно избавятся от промедления, то те страхи и предчувствия, которые удалось спрятать, скорее всего вырвутся на свободу и предстанут во всей своей красе.>

 

Упражнение 9

 

Подумайте вот о чем. Если вы освободитесь от промедления, с какими новыми проблемами или ситуациями вам придется столкнуться, и с которыми вам сейчас бороться не приходится? На несколько минут задумайтесь над этим вопросом. Попытайтесь сформулировать хотя бы три опасности, с которыми придется встретиться. Пусть вас не смущает кажущаяся надуманность возникающих вариантов.

 

Вот некоторые ответы:

 

•Меня будут заставлять делать то, что раньше я никогда не делала, например, работать на даче, готовить. •Придется взять на себя новые обязанности, и я не смогу заниматься тем, что интересно лично мне, а сейчас я как будто занят учебой, бизнес-школой. •У меня не будет времени на общение с друзьями, и я могу остаться одна. •Если я освобожусь от промедления, то придется учиться многому заново. •Придется менять свои привычки, от чего-то отказываться, к

чему-то приспосабливаться, а это трудно и на это уйдет много времени. •Придется самому решать трудные задачи и вообще много делать самостоятельно, а сейчас мне часто помогает брат. •Если я все буду делать вовремя, то тогда у меня не будет радости в жизни, потому что когда я успеваю сделать что-нибудь за короткое время, то настроение поднимается.

 

Эти опасности улучшения дают некоторые ключи к пониманию того, почему так трудно вырваться из Цикла Промедления. Будучи четко сформулированными, они показывают направление, в котором необходимо совершенствовать свою личность.

 

Сферы промедления

 

•Редко найдется человек, который бы откладывал дела во всех сферах своей жизни. Некоторые люди медлят лишь в одной определенной области, в остальном у них все в порядке. Даже если вы считаете себя ужасно ленивым и неорганизованным, все равно трудно поверить, что промедление овладело каждой гранью вашего существа.

 

Упражнение 10

 

Определите сферы, в которых вы прибегаете к отсрочкам, и те, где вы успеваете вовремя. Для этого воспользуйтесь перечнем занятий, сгруппированных по 5 категориям: учеба, самообслуживание (забота о себе), отношения с окружающими, домашние обязанности, личное развитие.

 

1.Учеба

 

•посещение уроков •выполнение домашних заданий •чтение литературы по программе •конспектирование первоисточников •подготовка к зачетам •написание рефератов •посещение консультаций •участие в работе факультативов •подготовка к семинарским занятиям •возврат книг в библиотеку

 

2.Самообслуживание (забота о себе)

 

•занятия физкультурой •снижение веса •соблюдение личной гигиены (мытье, уход за телом) •уход за волосами (стрижка, прическа) •соблюдение режима сна и питания

 

3.Отношения с окружающими

 

•разговоры с друзьями по телефону •своевременные ответы на письма •отправление открыток и поздравлений •выбор подарков для родственников и друзей •приглашение гостей домой •визиты к родственникам •письма родственникам •своевременное появление на общественных мероприятиях (собраниях, вечерах отдыха, концертах) •организация вечеринок •просьба о помощи или поддержке •разрыв не устраивающих вас отношений •выражения благодарности и признательности

 

4.Домашние дела и обязанности

 

•уборка квартиры •подготовка квартиры к зиме (утепление окон) •участие в ремонте квартиры •содержание в порядке своего письменного стола •наведение порядка в шкафу для одежды •уборка постели •уход за цветами (полив, мытье) •прогулка с собакой •обслуживание и своевременный ремонт бытовой техники •покупка продуктов •мытье посуды •помощь в работе на даче

 

5.Личное развитие

 

•хобби, любимое занятие •посещение спортивных секций •прогулки на лыжах в выходные дни •чтение для себя •посещение театров •участие в работе творческих кружков

•Теперь, когда задание выполнено, можно убедиться, что каким бы всеохватывающим ни казалось промедление, при ближайшем рассмотрении оно оказывается избирательным.

 

Просмотрите свои списки и ответьте на следующие вопросы:

 

•Что отличает дела, которые вы откладываете, от тех, которые вы делаете вовремя? •Что вы откладываете чаще – мелкие заботы или наиболее важные дела? •Занятия, которые вы откладываете, относятся к сферам, где вы компетентны, или к тем, где у вас недостает опыта, знаний? •Насколько отсрочки мешают вам в каждой из этих сфер? (Вы относитесь к ним спокойно или переживаете?)

 

Стиль промедления

 

Люди медлят по-разному. Одни могут целыми днями читать умные книги, углубляя свои знания, так и не решаясь пойти на дискотеку или вечеринку. Другие же, наоборот, все время тратят на развлечения, ходят в гости или принимают гостей у себя вместо того, чтобы сесть за учебник.

 

Упражнение 11

 

Чем занимаетесь вы, когда откладываете нужные дела? Отметьте все, что вспомните, включая и типичные занятия, и самые неожиданные. Вот ответы:

 

•Я могу долго сидеть или лежать, стоять, ходить, ничего не делая вообще, наконец, собравшись что-нибудь сделать, начинаю ощущать, что я устала, заболела, уснула. •Играю в компьютерные игры. •Просто слоняюсь по дому. •Смотрю в окно. •Объедаюсь. •Хожу по магазинам. •Навожу порядок в своей комнате. •Начинаю довязывать то, что забросила давным-давно. •Помогаю маме по хозяйству. •Мечтаю о будущем, а потом звоню кому-нибудь и рассказываю о своих мечтах. •Не все занятия, вошедшие в этот список, можно считать бесполезными, поэтому важно определить, когда уборка, наведение порядка в комнате необходимы, а ко

Date: 2015-11-15; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию