Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование единого мирового пространства





 

Важной особенностью современного мира влияющего на современную геополитику является разреше­ние проблемы единого пространства и времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуника­ции. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство, политическая власть может распространить свое военное и поли­тическое влияние.

Наиболее революционными нововведениями с точки зрения их влияния на военную мощь в истории человечества можно счи­тать выведение породистых лошадей, создание парусных кораб­лей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгора­ния. Эпохи восхождения великих империй и политических объе­динений ассоциировались с крупными сокращениями транспорт­ных издержек.

Зависимость масштабов политической организации от транс­порта отчасти объясняет, почему империи, крупные государства, цивилизации в древности возникали, как правило, в бассейнах рек и по морским побережьям (Месопотамия и Древний Египет, Ин­дия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Раз­витие мореплавания и расширение морских коммуникаций вы­двинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества перед так называемыми континентальными державами.

С данной точки зрения невозможно переоценить значение Ве­ликих географических открытий середины 15 - середины 17 в. Одним из важнейших стимулов к их началу и дальнейшему раз­вертыванию стал поиск западноевропейскими купцами новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию. Не слу­чайно их взоры обратились к Атлантике именно в период, когда турецкие завоевания почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию.

Большое значение при этом имели успехи в науке и технике, в частности создание достаточных для дальнего океанского плава­ния парусных судов или каравелл, усовершенствование компаса, дальнейшее развитие географических знаний и картографическо­го дела. Особо важную роль сыграло постепенное осознание идеи шарообразности земли, что, в свою очередь, способствовало утвер­ждению мысли о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан.

Великие географические открытия имели беспрецедентные со­циально-экономические, политические, геополитические, психо­логические и иные последствия. В результате открытия и освое­ния новых торговых путей, новых стран и народов торговля при­обрела мировой характер, капиталистические отношения из евро­пейского центра стали распространяться на периферию. Более того, Великие географические открытия стали прелюдией к освое­нию мирового пространства западным миром, переселению наро­дов, формированию новых наций и государств, созданию европей­ских колониальных империй.

Существенные коррективы были внесены начавшейся про­мышленной революцией и развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в 19 в., что давало воз­можность освоить огромные, ранее зачастую недоступные конти­нентальные пространства. Железнодорожное сообщение дало воз­можность сравнительно дешево и быстро перебрасывать большие объемы грузов и огромное количество пассажиров на большие расстояния. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных импе­рий, как Германия, США, Россия.

Пожалуй, исключениями из этого правила являлись империи, созданные монголо-татарами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал Ибн Хальдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных топографических барьеров, служила для арабов эк­вивалентом моря. Города пустыни служили в качестве сво­его рода аналогов морских портов [ 3.С.216-225].

Особо важное значение с точки зрения «закрытия» земного пространства имело строительство сначала Суэцкого, а несколько позже и Панамского канала. Если первый напрямую соединил Средиземное море с Тихим океаном, то второй многократно со­кратил путь из Атлантического океана в Тихий. К тому же про­гресс в судостроении способствовал беспрецедентному сокраще­нию зависимости морского флота от капризов природы.

В результате природные факторы из стратегических преврати­лись в тактические. Покорив земные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь покорять воздушное, а затем и космическое пространство. Появление и дальнейшее развитие авиации висело существенные коррективы в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятст­вий в виде гор, морей, океанов, рек и громадных пространств, авиация с военно-политической точки зрения во многом «размяг­чила», если не стерла, линию разграничения между морскими и сухопутными державами, подорвав традиционное понимание на­ционально-государственной безопасности.

Например, 35-километровый пролив между Дувром и Кале стал для Наполеона непреодолимым препятствием на пути втор­жения на Британские острова. С появлением авиации Англия в значительной мере потеряла свои преимущества островной дер­жавы, отгороженной от возможных вторжений со стороны конти­нентальных держав Ла-Маншем.

Появление наступательных ядерных вооружений и средств доставки их в любую точку земного шара, по сути дела, элимини­ровало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее гео­графической удаленности или изолированности акваторией океанов либо иной физической преградой. Атлантический и Ти­хий океаны перестали играть роль своеобразных гигантских ес­тественных рвов, ограждающих США, да и все Западное полуша­рие от опасностей военного вторжения со стороны стран Старого Света.

В результате линия фронта в традиционном ее понимании по­теряла свою значимость. Например, во время Первой и Второй мировых войн для тех американцев, которые не были непосредст­венно вовлечены в военные действия, она проходила где-то в да­лекой Европе или Азии. Теперь уже в первые часы или даже ми­нуты после гипотетического начала войны обширные районы Америки могут оказаться объектом поражения боего­ловками, запускаемыми с какой-либо удаленной на тысячи километров точки Восточного полушария.

В современных реальностях воздушное пространство и кос­мос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяют­ся соотношения между центром и периферией, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы контроля над территорией, такие как экономические, технологические, телекоммуникационные, информационные и т.д. Сила проникновения современных технологий такова, что они делают несостоятельны­ми почти любые барьеры, заграждения, стены, занавесы и грани­цы.

Следует отметить, что именно в последние несколько десяти­летий международная система приобрела действительно всемир­ный, всепланетарный характер. В истории человечества возника­ли и исчезали многие цивилизации, но лишь в наши дни цивили­зация стала подлинно универсальной, охватив все страны и регио­ны, весь земной шар.

Для последних двух-трех десятилетий характерны процессы дальнейшего стремительного развития коммуникационных арте­рий вплоть до создания единой евразийской транспортной систе­мы, призванной теснее объединить юг и север, восток и запад кон­тинента. Ратификация Россией вслед за Ираном и Индией в мар­те 2002 г. подписанного в 2000 г. договора о создании междуна­родного транспортного коридора Север - Юг положила начало формированию евро-азиатского маршрута, проходящего в меридиональном направлении с севера на юг и обратно [3. С. 325-335].

Предполагается создание транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше до иранских портов на Каспии, оттуда до портов Персидского залива и до индийских портов. Он призван связать в единую транспортную систему ог­ромные пространства и ряд крупных регионов Южную Азию, Средний Восток и Балтику. Таким образом создается возможность направить часть грузопотоков из Евросоюза в Южную Азию через территорию евразийских государств. На севере коридор мо­жет быть поддержан системой паромных маршрутов на Талин, Ригу, Калининград, Гамбург, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки. Тем самым создается единая паромная инфраструктура Балтий­ского моря.

В Казани МТК Север — Юг пересекается с Транссибирской магистралью, что даст этому узлу возможность стягивать грузы от индустриальных центров Урала. Данный проект в случае его реа­лизации может ускорить и расширить вовлечение России и дру­гих постсоветских стран в систему мировой торговли, способство­вать их интеграции в экономическое пространство южноазиатских рынков. Согласно имеющимся расчетам стоимость доставки транзитных грузов по этому маршруту из стран Азиатско-Тихо­океанского региона и Персидского залива в страны Восточной и Западной Европы может быть снижена на 30%.

В итоге, ныне все более сгущающиеся и удлиняющиеся сети железных, автомобильных дорог и водных путей, а также опоясав­шие весь земной шар воздушные трассы, на которых все увеличи­вающиеся, беспрецедентные скорости не знают пределов, способ­ствовали невиданному сокращению расстояний, ведущему в бук­вальном смысле слова к преодолению пространства. Все это дает основание говорить о формировании единой пространственной инфраструктуры мирового сообщества.

 

 

Date: 2015-11-15; view: 578; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию