Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование единого мирового пространства
Важной особенностью современного мира влияющего на современную геополитику является разрешение проблемы единого пространства и времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство, политическая власть может распространить свое военное и политическое влияние. Наиболее революционными нововведениями с точки зрения их влияния на военную мощь в истории человечества можно считать выведение породистых лошадей, создание парусных кораблей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгорания. Эпохи восхождения великих империй и политических объединений ассоциировались с крупными сокращениями транспортных издержек. Зависимость масштабов политической организации от транспорта отчасти объясняет, почему империи, крупные государства, цивилизации в древности возникали, как правило, в бассейнах рек и по морским побережьям (Месопотамия и Древний Египет, Индия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества перед так называемыми континентальными державами. С данной точки зрения невозможно переоценить значение Великих географических открытий середины 15 - середины 17 в. Одним из важнейших стимулов к их началу и дальнейшему развертыванию стал поиск западноевропейскими купцами новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию. Не случайно их взоры обратились к Атлантике именно в период, когда турецкие завоевания почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию. Большое значение при этом имели успехи в науке и технике, в частности создание достаточных для дальнего океанского плавания парусных судов или каравелл, усовершенствование компаса, дальнейшее развитие географических знаний и картографического дела. Особо важную роль сыграло постепенное осознание идеи шарообразности земли, что, в свою очередь, способствовало утверждению мысли о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. Великие географические открытия имели беспрецедентные социально-экономические, политические, геополитические, психологические и иные последствия. В результате открытия и освоения новых торговых путей, новых стран и народов торговля приобрела мировой характер, капиталистические отношения из европейского центра стали распространяться на периферию. Более того, Великие географические открытия стали прелюдией к освоению мирового пространства западным миром, переселению народов, формированию новых наций и государств, созданию европейских колониальных империй. Существенные коррективы были внесены начавшейся промышленной революцией и развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в 19 в., что давало возможность освоить огромные, ранее зачастую недоступные континентальные пространства. Железнодорожное сообщение дало возможность сравнительно дешево и быстро перебрасывать большие объемы грузов и огромное количество пассажиров на большие расстояния. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являлись империи, созданные монголо-татарами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал Ибн Хальдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных топографических барьеров, служила для арабов эквивалентом моря. Города пустыни служили в качестве своего рода аналогов морских портов [ 3.С.216-225]. Особо важное значение с точки зрения «закрытия» земного пространства имело строительство сначала Суэцкого, а несколько позже и Панамского канала. Если первый напрямую соединил Средиземное море с Тихим океаном, то второй многократно сократил путь из Атлантического океана в Тихий. К тому же прогресс в судостроении способствовал беспрецедентному сокращению зависимости морского флота от капризов природы. В результате природные факторы из стратегических превратились в тактические. Покорив земные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь покорять воздушное, а затем и космическое пространство. Появление и дальнейшее развитие авиации висело существенные коррективы в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятствий в виде гор, морей, океанов, рек и громадных пространств, авиация с военно-политической точки зрения во многом «размягчила», если не стерла, линию разграничения между морскими и сухопутными державами, подорвав традиционное понимание национально-государственной безопасности. Например, 35-километровый пролив между Дувром и Кале стал для Наполеона непреодолимым препятствием на пути вторжения на Британские острова. С появлением авиации Англия в значительной мере потеряла свои преимущества островной державы, отгороженной от возможных вторжений со стороны континентальных держав Ла-Маншем. Появление наступательных ядерных вооружений и средств доставки их в любую точку земного шара, по сути дела, элиминировало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее географической удаленности или изолированности акваторией океанов либо иной физической преградой. Атлантический и Тихий океаны перестали играть роль своеобразных гигантских естественных рвов, ограждающих США, да и все Западное полушарие от опасностей военного вторжения со стороны стран Старого Света. В результате линия фронта в традиционном ее понимании потеряла свою значимость. Например, во время Первой и Второй мировых войн для тех американцев, которые не были непосредственно вовлечены в военные действия, она проходила где-то в далекой Европе или Азии. Теперь уже в первые часы или даже минуты после гипотетического начала войны обширные районы Америки могут оказаться объектом поражения боеголовками, запускаемыми с какой-либо удаленной на тысячи километров точки Восточного полушария. В современных реальностях воздушное пространство и космос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяются соотношения между центром и периферией, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы контроля над территорией, такие как экономические, технологические, телекоммуникационные, информационные и т.д. Сила проникновения современных технологий такова, что они делают несостоятельными почти любые барьеры, заграждения, стены, занавесы и границы. Следует отметить, что именно в последние несколько десятилетий международная система приобрела действительно всемирный, всепланетарный характер. В истории человечества возникали и исчезали многие цивилизации, но лишь в наши дни цивилизация стала подлинно универсальной, охватив все страны и регионы, весь земной шар. Для последних двух-трех десятилетий характерны процессы дальнейшего стремительного развития коммуникационных артерий вплоть до создания единой евразийской транспортной системы, призванной теснее объединить юг и север, восток и запад континента. Ратификация Россией вслед за Ираном и Индией в марте 2002 г. подписанного в 2000 г. договора о создании международного транспортного коридора Север - Юг положила начало формированию евро-азиатского маршрута, проходящего в меридиональном направлении с севера на юг и обратно [3. С. 325-335]. Предполагается создание транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше до иранских портов на Каспии, оттуда до портов Персидского залива и до индийских портов. Он призван связать в единую транспортную систему огромные пространства и ряд крупных регионов Южную Азию, Средний Восток и Балтику. Таким образом создается возможность направить часть грузопотоков из Евросоюза в Южную Азию через территорию евразийских государств. На севере коридор может быть поддержан системой паромных маршрутов на Талин, Ригу, Калининград, Гамбург, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки. Тем самым создается единая паромная инфраструктура Балтийского моря. В Казани МТК Север — Юг пересекается с Транссибирской магистралью, что даст этому узлу возможность стягивать грузы от индустриальных центров Урала. Данный проект в случае его реализации может ускорить и расширить вовлечение России и других постсоветских стран в систему мировой торговли, способствовать их интеграции в экономическое пространство южноазиатских рынков. Согласно имеющимся расчетам стоимость доставки транзитных грузов по этому маршруту из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Персидского залива в страны Восточной и Западной Европы может быть снижена на 30%. В итоге, ныне все более сгущающиеся и удлиняющиеся сети железных, автомобильных дорог и водных путей, а также опоясавшие весь земной шар воздушные трассы, на которых все увеличивающиеся, беспрецедентные скорости не знают пределов, способствовали невиданному сокращению расстояний, ведущему в буквальном смысле слова к преодолению пространства. Все это дает основание говорить о формировании единой пространственной инфраструктуры мирового сообщества.
|