Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цикличность развития предприятия





 

Построение цикличной эволюционной модели инновационного развития предприятия основывается на нескольких предположениях:

- источником развития служат инновации;

- развитие предприятия носит как волновой, так и дискретный (импульсный) характер;

- наиболее предпочтительным параметром изменения является время, как естественный измеритель волновых процессов;

- существуют два вида воздействий: влияющие на амплитуду и влияющие на вид волнового процесса. Первый тип воздействия связан с непосредственной деятельностью. Второй тип воздействия связан с реализацией стратегии предприятия.

На рис.6 представлена циклическая модель в виде спирали развития.

 

 
 

Рис. 6. Циклическая модель предприятия в виде спирали развития

 

Общая тенденция развития направлена по оси времени. Параллельно оси времени расположены четыре оси, отражающие стадии цикла: ось A - рост, ось B - ограниченный рост, C - сокращение, D - стабилизация. Более удобно рассматривать развертку данной спирали по оси времени и параметру эффективности (рентабельности собственного капитала). На рис.10. представлена циклическая модель аналогичная спиралевидной в двухмерном пространстве. Рассмотрим данную модель более подробно.

По оси абсцисс откладывается параметр времени. Циклическая модель дает качественное описание процесса развития, поэтому более корректно использовать параметр «внутреннее время организации», чем параметр «текущее календарное время». Для каждой организации скорость протекающих процессов будет различна, однако тенденции и сущность процессов будет аналогична.

В качестве оси ординат на данном графике откладывается рентабельность собственного капитала. Наиболее точной характеристикой был бы параметр «успех предприятия», однако он является настолько общей характеристикой, что не позволяет эффективно использовать его для практических целей.

На рис.7 также отражен пороговый уровень r - средняя рентабельность в экономике или отрасли, обеспечивающая выживание предприятия.

В предлагаемой модели рассмотрены четыре цикла развития предприятия. График цикличности (рис 7) упрощенно представлен сглаженной кривой, на самом деле, развитие предприятия происходит менее гладко, однако для изучения общих тенденций, сглаженная кривая более удобна.

 

 
 

Рис. 7. Модель инновационного развития предприятия

 

Каждый цикл содержит повторяющиеся периоды - интервалы (0-A, A-B, B-C, C-D). Размах (высота цикла) зависит от менеджмента предприятия. За основу модели взято утверждение, что для исследуемого предприятия площадь под кривой (интервал A-D) фиксирована при определенных условиях, что приводит к двум вариантам развития. Первый вариант - это достижение максимального успеха (максимального размаха на графике), но в течении достаточно короткого промежутка времени. Второй вариант - сохранение стабильности в течение продолжительного периода времени. Предприятие при достижении максимальной рентабельности в более короткий промежуток времени может испытывать затруднения с оборотными средствами, производственными мощностями, квалифицированным персоналом. При достижении наибольшего периода стабильного развития на предприятия, прежде всего, окажут воздействие рыночные ограничения - конкуренция, смена продукции, изменение предпочтений потребителя.

Первый цикл модели связан с зарождением (созданием) предприятия. Наиболее вероятным условием создания нового предприятия является идея. Такая идея может быть как технической, так и организационной, финансовой, связанной с обслуживанием или с развитием предприятия. Поэтому первый цикл целесообразно назвать «идея». Основным фактором становления на цикле «идея» является подбор персонала и формирование команды, что объясняет основную стратегию развития - «кадры».

Точка A определяет начало первой стадии развития - рост. В этот момент времени предприятие имеет возможность эволюционного (экстенсивного) развития. Как правило, в интервале A-B существует зависимость между набором квалифицированного персонала и эффективностью функционирования. Вновь приходящий работник увеличивает объем продаж, объем оказания услуг и т.д. Достижение точки B будет означать, что при приеме работника предприятие начинает обосновывать причины приема. С одной стороны, достижение точки B произойдет автоматически (при достижении равновесия на данном сегменте рынка), с другой стороны, менеджмент предприятия имеет возможность регулирования, выбирая один из путей развития, описанный выше.

Вторая стадия первого цикла начинается с точки В - ограничение роста и стабилизация. На данной стадии предприятие закрепляет свои позиции на рынке, прием работников ограничен специальными требованиями, происходит тщательный отбор персонала. Воздействие внешних факторов приводит к уменьшению продолжительности стадии ограничения роста и стабилизации; а попытки продлить данную стадию за счет внутренних резервов, ограничены сложившимся уровнем затратам. Кроме того, попытки осуществить реализацию новых идей влекут за собой дополнительные затраты, что автоматически приведет к снижению рентабельности.

Третья стадия развития начинается в точке С – сокращение. Основное направление сокращения на данной стадии и данном цикле - это персонал. Особенностью третьей стадии является то, что попытка стабилизации приводит к увеличению издержек, что в следующем периоде времени значительно ухудшит результативность. Итогом стадии сокращения (точка D) является стабильное функционирование предприятия на уровне среднеотраслевой рентабельности, следовательно, действия менеджмента на стадии сокращения должны иметь четко выраженную цель в виде минимального, но работающего предприятия на уровне средней рентабельности.

Выявленные тенденции первого цикла - «идеи» позволяют сформировать рекомендации для менеджмента предприятия. Направление действий менеджмента предприятия должно совпадать с направлением развития предприятия. Попытки противодействовать происходящим процессам будут уменьшать рентабельность и сокращать продолжительность цикла. Например, на стадии роста максимальные усилия должны быть направлены на увеличение объема продаж, производства, оказания услуг. Принятие стабилизационных решений приведет к тому что, предприятие не сумеет освоить весь потенциальный сегмент рынка. Попытки ускорения развития на стадии ограничения роста приведут к увеличению издержек и сократят период стабилизации. Несовпадение направлений объективных процессов развития и действий менеджмента приведет к общему рассогласованию и потери эффективности управления в целом.

Анализ статистических данных и опросов за период с 1991 года по 1996 показал, что в среднем по России длительность первого цикла составляет 3 года (от 1,5 лет до 5 лет) и если предприятие не переходит к следующему циклу, то прекращает свое существование. Данная длительность цикла подтверждается и теорией Й. Шумпетера, так как описываемая динамика относится к коротким циклам (2 года и 4 месяца).

Второй цикл направлен на совершенствование продуктового ряда предприятия. Распространено мнение, что по итогам первого цикла необходимо искать новую идею, обеспечивающую дальнейшее развитие. Но освоение новой идеи потребует повторения первого цикла, то есть создания нового предприятия. На втором цикле содержание развития уже определено: это диверсификация, причем диверсификация продуктовая. Следовательно, предприятие может рассматривать только те идеи, которые обеспечивают процесс диверсификации. Именно на этом цикле осваивается как можно больше товаров и услуг, обеспечивающих выживание и занятие соответствующей рыночной ниши.

Первая стадия (в соответствии с рис.10 сущность стадий должна повторяться) - это рост. Для данного цикла под ростом подразумевается реализации стратегии «безразличие к продукту». Именно увеличение выпуска диверсифицированных новых товаров на стадии роста обеспечивает наилучший результат. В интервале (A-B) инвестиции в новый товар всегда приносят дополнительный доход. Достижение точки B - ограничение роста происходит по двум причинам: ограниченность собственных ресурсов и конкуренция на данных сегментах рынка. Сознательное ограничение роста может привести к увеличению длительности всего цикла при условии, что предприятие уже получило определенные конкурентные преимущества.

Вторая стадия второго цикла - ограничение роста и стабилизация связана с отбором наиболее эффективных продуктов, выпуск которых намечается. Именно на этой стадии особое внимание обращается на разработку и составление различного рода бизнес-планов, технико-экономических обоснований. Предприятие на второй стадии начинает исчерпывать собственные ресурсы и потенциал рынка, поэтому внимание должно сосредотачиваться на наиболее эффективных проектах выпуска продукции и оказания услуг.

Третья стадия второго цикла - сокращение. Под сокращением на данной стадии подразумевается прекращение производства убыточных или потенциально убыточных продуктов. Чем эффективнее предприятие будут осуществлять сокращение продуктов или услуг, тем продолжительнее длительность данного цикла. К точке D необходимо сохранить только высокоэффективные продукты и продукты-представители на определенных сегментах рынка. По завершении второго цикла, предприятие в зависимости от стратегии может сохранить существующее предприятие или провести реструктуризацию.

Третий цикл представляет собой освоение технологического потенциала (т.е. формирования технологического уклада, носителем которого являются предприятия, так как он не может существовать в пространстве сам по себе). Основной стратегией данного цикла является «безразличие к технологии» - как способности предприятия осуществлять выпуск продукции по любой из существующих технологий.

Четвертый цикл завершает развитие предприятия как однородной структуры с точки зрения организации и финансов. Стратегическая цель на четвертом цикле - формирование миниэкономики - т.е. системы, способной поддерживать развитие инноваций, используя законы рынка и в то же время защищая инновационное предпринимательство от перипетий рынка.

Анализируя данную модель, следует отметить, что она является связующим звеном между длинноволновой и краткосрочной динамикой. Во многих современных исследованиях уделяется значительное внимание изучению сигналов рынка (прежде всего в маркетинге), длинноволновой динамике, но в них отсутствует описание преобразующего элемента - предприятия, передающего сигналы рынка на уровень экономики общества через востребованные процессы, что подтверждает теоретическую необходимость данной модели.

 

Date: 2015-11-15; view: 1098; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию