Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 21 Ранняя проза А.П. Чехова





Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы.

Литература

1. Балухатый С.Д. Ранний Чехов // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 84-160.
2. Венцлова Т. О Чехове как представители «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 35-44.
3. Громов М. Чехов. М., 1993.
4. Ильюхина Т.Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие: Учебное пособие. Кемерово, 2002.
5. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
6. Катаев В.Б. Чехов // Русские писатели: Биобиографический словарь: В 2 Ч. М., 1990. Ч. 2. С. 381-391.
7. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
8. Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова // Роскин А. А.П. Чехов. М., 1959. С. 77-87, 193-219.
9. Секачев Е.В. Рассказ А.П. Чехова «Счастье» // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Таганрог, 1999. С. 64-72.
10. Сухих И.Н. О системе жанров в раннем творчестве Чехова // Вестник ЛГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1987. Вып. 4.
11. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 34-67.
12. Чудаков А.П. Юмористика 1880-х гг. и поэтика Чехова // Вопросы литературы. 1986. № 8. С. 153-167.
13. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига. 1976.


Тема № 22
Своеобразие чеховской прозы конца 1880-х – начала 1890-х гг.
(«Степь», «Огни», «Припадок», «Дуэль»)

Художественные искания писателя в конце 80-х годов. Стилевое и жанровое разнообразие созданных в «переломном» 1888 году произведений: «аллегорический» («Без заглавия», «Пари»), «натуралистический» («Спать хочется») рассказ, повесть, сочетающая лирическое и эпическое начала («Степь») и т.д. Новая эстетическая позиция («Огни»). Своеобразие авторской позиции в произведении. Различные подходы к интерпретации «Огней». Повесть А.П. Чехова «Степь» в современном литературоведении: варианты интерпретаций. «Степь» как «лирическая эпопея», «повесть о русской земле» (М. Громов). «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х годов. Образ степи как модель пространственного построения чеховских сюжетов («Шампанское», «Огни»). Оппозиция «человек и мир» в произведениях со «степным» сюжетом. Философский сюжет «Степи» как «констатация несостоятельности любых человеческих представлений о мире», с одной стороны, и лирическое утверждение неустранимой «потребности в разрешении разлада между человеком и миром», с другой стороны (Н. Разумова). Скептицизм и вера А.П. Чехова: рассказ «Припадок». Диалог А.П.Чехова и Д.С. Мережковского («Припадок» и «Смерть»). «Дуэль» и русская классическая романная традиция.

Литература

1. Бердников Г.П. А.П. Чехов. М., 1984.
2. Громов М. Чехов. М., 1993.
3. Джексон Р.-Л. Время и путешествие: метафора для всех времен // Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века. М., 1993.
4. Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в «толстом» журнале. Повесть «Степь» // Ars philologiae. СПб., 1997. С. 246-275.
5. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература ХIХ века и христианство. М., 1997. С. 48-55.
6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
7. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.
8. Разумова Н.Е. «Степь» Чехова: варианты интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. 1998. Т. 266.
9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994. С. 151-191.
10. Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература. 1983. № 5.
См. также литературу к практическому занятию по прозе А.П. Чехова.


Тема 23
Пьеса А.П. Чехова «Иванов»

Пьеса «Иванов» как творческая «лаборатория» Чехова-драматурга. История создания произведения, ранние редакции пьесы. Новый в русской драматургии герой – «обыкновеннейший человек». Поэтика имени главного героя. Своеобразие конфликта пьесы. Ироническое пародирование и отрицание «традиционных» характеристик главного героя со стороны других персонажей, а также дискредитация внешнего действия, поступка героя как способа объективной оценки его. Основные аспекты комического в пьесе: комизм алогичности, сходства, повторения, необоснованных претензий (В.Катаев). «Иванов» как ироническая драма (С. Козлова). Иванов и две культурно-бытовые сферы жизни в пьесе. Эмоциональная тональность изображения интеллигентской, дворянской и полубуржуазной, мещанской среды. Способы создания напряженно-драматической и снижено-бытовой, фарсовой тональности в пьесе. Почему Вл. Немирович-Данченко назвал первый акт «Иванова» ноктюрном? Звуковой строй пьесы. Своеобразие художественного пространства и времени. Лейтмотивность как важная сюжетно-композиционная особенность пьесы. Своеобразие финала. Пьеса «Иванов» и западноевропейская «новая драма». Чехов и «театр абсурда» (механизм комических алогизмов).

Литература

1. Зингерман Б.И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 201-248.
2. Катаев В.Б. «Иванов»: русский Гамлет? лишний человек? // Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. С. 121-149.
3. Козлова С.М. Традиции жанра иронической драмы (Опыт типологического исследования: «Иванов» А.П.Чехова и «Утиная охота» А. Вампилова) // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С. 85-94.
4. Скафтымов А.П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А.П. Нравсвенные искания русских писателей. М., 1972. С. 436-456.
5. Су Не Лиеде. Чеховский водевиль и «театр абсурда» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 89-99.
6. Субботина К.А. Чехов и театр абсурда (К проблеме восприятия творчества А.П. Чехова на Западе) // Филология. 1995. № 4.
См. также литературу к практическому занятию по драматургии А.П.Чехова.


Тема № 24
Пьеса А.П. Чехова «Чайка»

Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П.Чехова 1890-х годов. Децентрализация системы персонажей и равнораспределенность конфликта «Чайки». Отсутствие фабульной целеустремленности как следствие процесса «романизации» драмы. Композиционный принцип парности (или дуэтности) как прием поэтики внешне ослабленного сценического действия. Структура «подводного», лирического сюжета, выводящего изображение за рамки семейно-бытовой драмы. Сюжетно-композиционные функции символов в пьесе. Центральный образ-символ чайки. Значение пространственных категорий для выражения драматической идеи (образы дома, сада, озера, эстрады). Художественный смысл приема «сцена на сцене». Своеобразие художественного времени в пьесе. Циклический характер «лирического сюжета». Чеховский принцип «концентрации впечатления» в финале пьесы. Жанровая природа «Чайки». Чехов и Художественный театр.

Литература

1. Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. М., 1985. С. 12-31, 159-205.
2. Головачева А.Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П. Чехова 1890-х годов: Автореф. дисс…. канд.филол.наук. Л., 1985.
3. Гушанская Е.М. Слово и поступок в сюжете «Чайки» как особенность чеховской поэтики // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980.
4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.
5. Камянов В. О чеховской драматургии // Камянов В. Время против безвременья. М., 1989. С. 165-187.
6. Паперный З.Г. «Чайка» А.П.Чехова. М., 1980.
7. Салынский Д. Пространственные образы драматургии Чехова // Художник, сцена. М., 1978.
8. Собенников А.С. «Чайка» А.П.Чехова // Проблемы метода и жанра. Томск. 1986. Вып. 13. С. 215-233.
9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994.
10. Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992.
См. также литературу к семинарскому занятию.

Date: 2015-11-15; view: 715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию