Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место курса в профессиональной подготовке архитектора





Курс «Всеобщей истории архитектуры» является составной частью последовательно изучаемых студентами курсов историко-архитектурного цикла.

В курсе «Всеобщей истории архитектуры» излагается материал, связанный с процессом формирования и исторического развития различных типов архитектурных сооружений в после­довательно сменявшихся эпохах мировой культуры. В дисциплине «Всеобщая история архи­тектуры» применительно к специфике архитектурного творчества используются понятия и ка­тегории философии и эстетики, как, например, «форма», «содержание», «художественный об­раз», «стиль», «пространство», «время», «прекрасное» и т.д. В курсе раскрываются композиционные проблемы архитектуры (масштаб, ритм, пропорции и т.д.) на конкретных примерах рассмотрения функ­ционально-планировочной и объемно-пространственной структуры исторических зданий и со­оружений различных типов, различных эпох и народов, применительно к основным профилирующим дисципли­нам архитектурного проектировании, рассматриваются примеры первоначального единства и последующего синтеза искусств в отдельных историче­ских памятниках различных эпох и народов.Курс «Всеобщей истории архитектуры» связан с общенаучными и инже­нерными дисциплинами. В курсе изучаются оптические эффекты при построении сооружений и ансамблей, техника возведения разного типа сооружений из различных исторических строительных материалов,что обуславливает тесную связь с дисциплиной «Архитектурное материаловедение». Курс также связан с дисциплиной «Архитектурные конструкции», так как в нем рассматриваются конструкции исторических зда­нийи и используется и ряд тем дисциплины «Теоретическая механика», когда затраги­ваются вопросы устойчивости исторических зданий, распор в купольных сооружениях и др.

Содержание курса отражает:

- многостороннее воздействие на развитие архитектуры социально-экономических политических условий жизни общества различных историко-культурных эпох; - основные этапы исторического развития архитектуры стран и народов в разные эпохи; - композиционное построение и стилистические особенности, а также системы пропор­циональных отношений, основные размеры и т.д. отдельных наиболее значительных памятни­ков архитектуры различных историко-временных периодов; - закономерности сохранения традиции в преемственном развитии архитектуры различ­ных стран и народов.

В связи с этим студент должен уметь:

- анализировать освоенные им в курсе «Всеобщая история архитектуры» композицион­ные приемы, стилистические особенности, системы пропорциональных отношений, применен­ные в изучаемых памятниках архитектуры, с целью творческого их использования в после­дующей профессиональной деятельности для современной практики и теории архитектуры; а) определять стиль конкретного архитектурного объекта; б) выявлять примененный в архитектурном сооружении композиционный прием; в) применять различные приемы профессионального архитектурного анализа; г) решать задачи практического включения исторического наследия в современную архитектурную среду; д) рисовать по памяти композиционные схемы отдельных наиболее значительных па­мятников архитектуры.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс «Всеобщая история архитектуры» состоит из введения, семи взаимосвязанных разделов и заключения.

 

Введение.

Р аскрывается сущность архитектуры как сложного общественного явления и особого вида искусства; освещается значение дисциплины «Всеобщая история архитектуры» для практической работы архитектора.

Раздел I. Возникновение архитектуры Зарождения и развития архитектуры в эпоху господства пер­вобытнообщинного строя. Рассматриваются типы сооружений первобытных общин на терри­тории Африки, Азии и Европы.

Раздел II Архитектура Древнего мира

Становление архитектуры Египта периода Древнего и среднего царства. Архитектура Египта периода нового, Позднего царства и периода эллинизма. Архитектура народов Двуречья. Древнего Ирана (эпохи Ахеменидов) и Эгейского Мира.

Раздел III. Античная архитектура В разделах рассматривается становление и развитие архитектуры в эпоху формирова­ния расцвета и упадка рабовладельческого общественно-экономического строя. Последова­тельно освещается развитие отдельных типов сооружений в архитектуре рабовладельческих государств, как древних деспотий северной Африки и Передней Азии, так и античных госу­дарств Средиземноморья - Греции и Рима. Особое внимание уделяется изучению различных архитектурных школ.

Раздел IV. Средневековая архитектура В разделе рассматриваются проблемы, возникшие перед архитектурой в эпоху господ­ства феодального уклада и их отражение в зодчестве стран восточной и западной Европы, а также феодальных государств Ближнего и Дальнего востока, таких как Индия, Китай, Япония и сопредельные страны. Значительное место отводится изучению Архитектуры эпохи возникновения буржуаз­ных отношений и образования централизованных Европейских государств.

Раздел V. Архитектура эпохи Возрождения В разделе подробно рассматривается архитектура эпохи Возрождения в Италии и ее ан­тичные, средневековые и восточные истоки. Более обобщенно изучается архитектура Возрож­дения в, странах Европы - вне Италии: во Франции, Германии, Англии и Испании.

 

Раздел VI. Архитектура барокко, классицизма и предромантическцх направлений

Освещаются сложные пути развития архитектуры XVII-XVIII - начала XIX вв. в евро­пейских странах: Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, а также в Испании, Португа­лии и странах Латинской Америки.

Раздел VII Архитектура периода эклектизма и поиски новых стилей. Раздел рассматривает общие закономерности развития архитектуры в странах Западной Европы и Америки периода домонополистического капитализма, а также периода империализ­ма до первой мировой войны; становление эклектизма - как творческого метода эпохи бессти­левого развития архитектуры.

В заключении - обобщается содержание всех перечисленных разделов и формулируются основные закономерности исторического развития архитектурных стилей в условиях различ­ные историко-культурных эпох.

2. Темы и краткое содержание

Введение

Тема № 1 (вводная). Сущность архитектуры как сложного общественного явления и особого вида искусства. Понятие о творческом методе и стиле.

1. Предмет истории архитектуры как науки, цели и задачи ее изучения. 2. Архитектура как единство социально-функционального содержания, материально-конструктивной основы и художественного образа. 3. Два типа определений архитектуры (исторических обзор). Современное понимание двуеди­ной природы архитектуры как искусственно создаваемой среды жизнедеятельности человека. 4. Особенности архитектуры как пространственно-временного искусства, архитектура и ди­зайн. 5. Творческий метод, понимаемый как система принципов, положенных в основу практической деятельности архитектора. Категория стиля и уровни его проявления в архитектуре.

Раздел I. Возникновение архитектуры

Тема № 2. Конструктивные системы и тектонические формы в архитектуре (таблица). Зарожде­ние архитектуры в эпоху палеолита

1. Раскрытие понятия «тектоника» применительно к архитектуре. Соотнесение конструкции и тектоники. Классификация и краткий исторический обзор эволюции тектонических форм.

2. Первобытнообщинный строй и условия зарождения архитектуры как вида деятельности, в связи с эволюцией пространственно-временных представлений древних людей.

Тема № 3. Архитектура эпохи неолита и бронзы.

1. Разложение первобытнообщинного строя и появление мегалитических сооружений. 2. Формирование основ тектонического мышления первобытного человека.

Раздел П. Архитектура Древнего мира

Тема № 4. Архитектура Египта периода древнего и среднего царства. 1. Социально-исторические предпосылки и основные этапы развития архитектуры древнего Египта. 2. Эволюция архитектурных форм (мастаба и жирамиды), вопросы масштабности и системы пропорций в связи с особенностями творческого метода строителей погребальных сооружений

3. Появление стоечно-балочных тектонических систем.

Тема № 5. Архитектура Египта периода нового, позднего царства и периода эллинизма.

1. Типология архитектуры Египта и место в ней храмовых сооружений. 2. Объемно-пространственная композиция египетского храма. Историческая эволюция архи­тектурного типа. 3. Проблема единства искусств в египетской монументальной архитектуре. 4. Влияние народных традиций на архитектуру жилища. Тема № 6. Архитектура народов Двуречья. Древнего Ирана (эпохи Ахеменидов) и Эгейского

Мира. 1. Строительная техника и тектонические системы в архитектуре народов Двуречья и Ирана.

2. Архитектурные типы сооружений: жилые дома, дворцы, зиккураты, многоколонные залы. 3. Зарождение и развитие объемно-пространственного стереотипа - мегарона; художественное освоение стоечно-балочных систем как предпосылка создания ордеров.

Раздел III. Античная архитектура

Тема № 7. Архитектура древней Греции архаического и начала классического периодов.

1. Социально-исторические предпосылки и основные этапы развития греческой культуры. 2. Происхождение каменных ордеров - дорического и ионического - в свете новейших научных исследований.

3. Типы греческих храмов и их эволюция.

Тема № 8. Архитектура древней Греции классического периода. 1. Условия и причины расцвета греческой архитектуры. 2. Создание общеэллинского стиля на примере построек Афинского акрополя. 3. Проблемы единства искусств, индивидуализации художественного образа, масштабности и ритмического строя. 4. Парфенон и Эрехтейон как воплощения двух разных видов архитектурной композиции («Архитектурные картины»). 5. Типология жилых и общественных зданий.

Тема № 9. Архитектура древней Греции периода эллинизма.

1. Влияние греческой культуры на страны Востока. 2. Взаимодействие греческой архитектуры и местных строительных и художественных тради­ций. Формирование на этой основе новых типов жилых, общественных и культовых зданий. 3. Изменение тектонической роли ордеров. 4. Значение греческой архитектуры для последующего развития зодчества в Европе. Тема № 10. Архитектура древнего Рима этрусско-архаического периода и времени республики. 1. Исторические особенности развития хозяйства италийских народов и; расцвет культуры ан­тичного Рима.

2. Этрусское наследие и влияние греческих достижений на развитие архитектуры древнего Рима. Римские ордера.

3. Необычайно развитая типологическая структура римской архитектуры.

4. Трактат Витрувия и его принципиальное значение для понимания историко-архитектурных процессов.

Тема №11. Архитектура древнего Рима периода расцвета империи 1. Изобретение бетона и бетонно-кирпичная техника в архитектуре античного Рима.

2. Римская арочно-ордерная ячейка и ее применение в различных типах сооружений. 3. Развитие ведущих типов римской архитектуры (жилые дома, дворцы, виллы, театры, амфи­театры, триумфальные арки, термы и т.д.).

Тема № 12. Архитектура древнего Рима периода упадка империи и утверждения христианства. 1. Постепенная феодализация хозяйства и нарастание кризисных явлений в римской культуре. 2. Дальнейшее развитие строительной техники и снижение художественного уровня римской архитектуры (обзор архитектурных типов сооружений).

3. Значение римской архитектуры для последующего развития зодчества в Европе.

Раздел IV. Средневековая архитектура

Тема №13. Архитектура Византии ранневизантийского времени. 1. Ведущее значение архитектуры как основы объединения искусств в средние века. Греко-эллинистические, римские и восточные истоки византийской архитектура. 2. Развитие конструкции купола на парусах и проблема дематериализации внутреннего про­странства (храм св. Софии в Константинополе).

3. Формирование типа купольной базилики.

Тема № 14. Архитектура Византии средне- и поздневизантийского времени. Связи с архитекту­рой Армении и Грузии. 1. Сложение крестово-купольной системы и эволюция типов культовых зданий в столичной и восточной школах зодчества. 2. Культурные связи Византии и Киевской Руси, взаимодействие традиций в архитектуре. 3. Связи зодчества Армении и Грузии с архитектурой античного мира, а также с Византией и романской архитектурой западноевропейских стран.

Тема № 15. Архитектура арабо-мусульманских стран, Ирана. Турции. Средней Азии и Азербайджана.

1. Арабские завоевания и значение их для формирования культуры Средиземноморья. Мест­ные архитектурные школы в Сирии, Египте, странах Магриба и Испании. Народные традиции в архитектуре Ирана. 2. Синтез византийских и арабских традиций в архитектуре Османской Турции. Творческий метод зодчего Синана.

3. Появление новых типов жилых, общественных и культовых зданий в Средней Азии после арабского завоевания. 4. Самобытный характер архитектуры Азербайджана.

Тема № 16. Архитектура Индии и стран юго-восточной Азии. 1. Длительное сосуществование в Индии различных религиозно-философских систем и их от­ражение в типах храмов и монастырских комплексов. 2. Объемно-пространственные стереотипы «чайтья» и «вихара». 3. Своеобразие путей развития северной и южной Индии, влияние традиций Средней Азии и Ирана в архитектуре империи Великих Моголов. 4. Консерватизм традиционных форм культуры народов Индокитайского полуострова, само­бытный характер и многообразие бирманских храмов и ступа.

Тема № 17. Архитектура Китая и Японии.

1. Общая периодизация культуры Китая и Японии. 2. Глубокие национальные традиции архитектуры Китая, тектоническая ячейка «цзянь» и объ­емный стереотип «дянь», конструкции кровель с системой кронштейнов «доу-гун». 3. Многообразие форм китайских пагод, возведенных из кирпича, дерева или металлических. Учение «фын-шуй». Сопоставление китайских и японских пагод и их связи с ландшафтнымокружением. 4. Влияние культуры Китая на архитектуру Японии. Жилища типа «синдэн» и «сёин». Теоре­тические руководства «Ин-Цзао-фа-ши» в Китае и «Кивари» в Японии.

Тема № 18. Романская архитектура во Франции, Германии и Англии. 1. Монастыри как центры духовной культуры и строительной деятельности, корпорации странствующих мастеров раннего средневековья.

2. Особенности романской конструктивной системы и тектонических форм сводчатых и ку­польных базилик, а также церквей «зального» типа. Два этапа развития романских травей.

3. Школы романской архитектуры во Франции. 4. Особенности романской архитектуры в Германии и Англии.

Тема № 19. Романская архитектура в Италии, Испании и Португалии.

1. Глубокое влияние античного наследия на романскую архитектуру Италии. 2. Античные реминисценции в композиции внутреннего пространства романских базилик и ярусных башен-колоколен. 3. Воплощение античных традиций в памятниках «проторенессанса» во Флоренции.

4. Школы романского зодчества в Испании и Португалии.

Тема № 20. Готическая архитектура во Франции, Германии, Англии и Испании.

1. Развитие городской культуры позднего средневековья в странах Западной Европы. 2. Конструкции и тектоника готического собора. Два этапа развития готических травей. Един­ство искусств в композиции внутренних пространств и внешнем пластическом убранстве собо­ра.

3. Жилые и гражданские здания. 4. Особенности готической архитектуры во Франции, Англии, Германии и Испании.

Тема № 21. Архитектура Италии периода готики в Европе.

1. Отсутствие в Италии условий для свободного развития готической композиционной и тек­тонической системы.

2. Сопоставление архитектурных форм готических ратуш и соборов Италии с аналогичными зданиями заальпийской Европы. 3. Основные достижения готической архитектуры.

Раздел V. Архитектура эпохи Возрождения

Тема № 22. Архитектура Возрождения в Италии и ее античные и средневековые истоки (раннее Возрождение ).

1. Исторические предпосылки расцвета городов средней и северной Италии. Периодизация эпохи Возрождения. Идеология гуманизма. 2. Античные, византийские, романские и проторенессансные истоки творческого метода Бру-неллески - основоположника архитектуры Возрождения. 3. Формирование типа городского дворца (палаццо) и сложение архитектурной формы этажа. 4. Поиски композиции центрально-купольных зданий в, [творчестве мастеров раннего Возрож­дения.

Тема № 23. Архитектура Возрождения в Италии (высокоё - позднее Возрождение).

1. Открытие трактата Витрувия и архитектурные теории эпохи Возрождения в Италии. Про­блема наследия.

2. Синтезирующий характер творческого метода Браманте, синтез искусств в творчестве Рафа­эля, создателей стиля высокого Возрождения.

3. Кризис гуманизма и переход к архитектуре позднего Возрождения.

 

Тема № 24. Архитектура Возрождения в Италии (позднее Возрождение) 1. Сложность и многообразие течений в архитектуре позднего Возрождения. Архитектурное творчество Микеланджело, проблема нового синтеза искусств. 2. Образование и расцвет венецианской архитектурной школы. 3. Возросшее значение науки об архитектуре, труды теоретиков архитектуры Серлио, Виньо-лы, Палладио, Скамоцци. 4. Архитектурное творчество Палладио как предшественника классицизма, черты барокко, за­метные в его поздних работах.

Тема № 25. Архитектура Возрождения в странах Западной Европы, вне Италии. 1. Национальные особенности архитектуры Возрождения во Франции, Германии, Англии и Испании. 2. Проблема взаимодействия национальных традиций и внешних влияний в архитектуре.

Раздел VI. Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений

Тема № 26. Архитектура барокко в Италии ХVII-ХVШ вв.

1. Исторические предпосылки возникновения и развития архитектуры барокко.

2. Композиционные принципы барокко в архитектуре; проблема барочного синтеза искусств. Бернини и Борромини как представители двух самостоятельных течений в барочной архитек­туре Рима.

3. Особенности местных архитектурных школ позднего барокко в Венеции, Турине и Мантуе. 4. Новое обращение к античности и преодоление барочных традиций в архитектуре Италии. Теоретическое наследие И.Винкельмана и Ф.Милициа.

Тема № 27. Архитектура классицизма во Франции XVII в. 1. Исторические условия возникновения культуры классицизма. 2. Становление классицизма в архитектуре Франции и его мастера. Догматическое и творче­ское направления классицизма, олицетворяемые Ф.Блонделем и К.Перро. 3. Проблема наследия в творчестве крупнейших мастеров классицизма - Лево и Мансара.

Тема № 28. Архитектура классицизма во Франции ХУШ - начала XIX вв. 1. Усиление барочных влияний, выразившееся в стилистическом течении рокайля. 2. Распространение просветительских идей и перелом в развитии архитектуры. Новый этап классицизма и его мастера во главе с Габриэлем и Суффло. Новаторские поиски К.-Н.Леду. 3. Теоретики архитектуры французского классицизма. 4. Архитектура времени революции и империи. Постепенный распад художественной системы классицизма. 5. Взаимосвязи западноевропейского и русского классицизма во второй половине XVIIIв.

Тема № 29. Архитектура Англии XVII - начала XIX вв., взаимодействие традиций. 1. Особенности становления и развития архитектуры классицизма в Англии. Синтез готических, барочных и классицистических традиций в творчестве К.Рэна. 2. Английское палладианство как своеобразное проявление классицизма. 3. Идеологические и теоретические предпосылки формирования типа английского жилого до­ма. 4. Устойчивый традиционализм английской архитектуры и отношение к античному наследию. Различие между общим развитием французского и английского классицизма, его историческая обусловленность. Тема № 30. Архитектура Голландии, Бельгии, Германии и Австрии XVII - начала XIX вв. 1. Своеобразие голландского архитектурного классицизма.

2. Фламандская разновидность барокко и последующий переход к классицизму. 3. Различие путей развития архитектуры южной и северной Германии. Взаимодействие бароч­ных и классицистических традиций с позднеготическими пространственными представле­ниями. 4. Школа австрийского барокко, влияние образцов французского классицизма.

Тема № 31. Архитектура Испании, Португалии и стран Латинской Америки XVII - начала XIX вв. 1. Многообразие местных школ архитектуры барокко в Испании. Влияние традиций мавритан­ского народного искусства. Последующая эволюция архитектуры от барокко к классицизму. 2. Переосмысление традиций европейской архитектуры в зодчестве стран Латинской Америки. Непреходящее значение древнейшего культурного наследия.

Раздел VII Архитектура периода эклектизма и поиски новых стилей

Тема № 32. Архитектура стран Западной Европы и Америки середины и второй половины XIX в. 1. Прогресс строительной техники и появление новых типов зданий.

2. Распад художественной системы классицизма, утверждение эклектизма. Своеобразие прояв­лений эклектизма в различных странах. Чикагская школа в США. 3. Критика эклектизма и разработка вопросов стилеобразования в трудах теоретиков архитек­туры (Земпср, Виолле ле Дюк, Рёскин, Моррис).

Тема № 33. Архитектура западноевропейских стран и США конца XIX - начала XX вв. 1. Разнообразие творческих направлений и течений в архитектуре. 2. Стиль «модерн» и его мастера в различных странах. 3. Достижения строительной техники (конструкции из железобетона). Развитие функционалистских направлений в разных странах, начало формирования тектонических форм «современ­ной архитектуры»

В заключении

Тема № 34 (заключительная). Основные закономерности исторического развития архитектуры, эволюция творческих методов, стиль и среда.

1. Стадиальный характер развития архитектурного стиля. Критерии выделения стадий стиля. Эпохи бесстилевого развития архитектуры.

2. Циклические закономерности эволюции творческих методов в архитектуре.

3. Проблемы стилорбразования в современной архитектуре.

Date: 2015-11-15; view: 1103; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию