Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная работа в начальной школе





РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1-4 классы

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия. В школах должны быть созданы оптимальные условия для охраны и развития нарушенного зрения.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время охрана трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие.

Один из путей реализации такого подхода к охране зрения — разработка курса активного, целенаправленного развития зрительного восприятия на коррекционно-воспитательных занятиях в начальных классах. Проведение таких занятий в сочетании со всей работой по использованию слабого зрения в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение для компенсаторного развития познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.

Предлагаемая программа предусматривает введение новых методов и технических средств, разработанных на основе современных достижений физиологии, психологии и педагогики в области исследований механизмов нормального зрения, патологии зрения, структуры зрительного восприятия, этапов развития перцептивной деятельности. Привлечение новых методов и технических средств было продиктовано необходимостью интенсифицировать стимулирующее и развивающее воздействие курса на основе внутрианализаторной и межанализаторной компенсации, сделать его комплексным и разносторонним, влияющим на все уровни анализа зрительной информации, на формирование познавательной деятельности, содержащей мотивы, побуждающие детей к зрительно-интеллектуальной активности.

Регулярные занятия по программе коррекционного курса проводятся с детьми подготовительных и начальных классов в возрасте 6—11 лет. Как показали нейрофизиологические исследования, в этот период зрительная система обладает высокой чувствительностью, а отсутствие или ограничение сенсорного опыта приводит к грубым и необратимым изменениям ее структуры и функций.

 

ПРОГРАММА

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

В курсе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, аттенционных, мнемических и мыслительных процессов.

Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения.

Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специального психофизиологического стимулятора, позволяющего варьировать характеристики изображения: форму, цвет, размер, яркость, контраст; менять условия стимуляции — адаптацию, фиксацию, частоту.

На начальном этапе в качестве стимулов используются белые и цветные диффузные вспышки разной яркости в пределах диапазона реактивности, не вызывающие зрительного дискомфорта; на втором — геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) и фигуры (листок, звезда, месяц и т.п.) белого, красного, зеленого и синего цветов. Угловые размеры стимулов варьируют от 1° до 9°. В ходе занятий определяются пороги опознания цвета и формы для стимулов разного углового размера, устанавливаются оптимальные величины стимулов, при которых осуществляется формирование предметных и абстрагированных представлений об основных информативных свойствах стимулов. На третьем этапе проводится работа по развитию восприятия основных цветов и формы изображений в условиях снижения их яркости и насыщенности, развитие дифференциальной чувствительности в трех основных областях спектра, тренировка опознания изображений при смещении точки фиксации (вправо-влево, вверх-вниз).

Подробное описание психофизиологических методик будет представлено в специальном руководстве.

Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации, развитие мышления, речи, памяти, внимания. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики можно разделить на предметную, пигментную, телевизионную, проекционную. В рамках каждой методики выполняются задания, включающие два способа действия с материалом: наглядно-действенный и зрительно-вербальный.

Предметная методика развивает зрительные представления учащихся о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Дети выполняют задания на анализ-синтез частей и опознание предметов, на обобщение их по значимым признакам. Предметная методика реализуется в игре с натуральными объектами, объемными моделями, игрушками, элементами мозаики, конструктора. В игровой деятельности объем предстает не изолированно, а в системе межпредметных отношений. Очень важна организация педагогом дидактических и сюжетно-ролевых игр, так как дети со слабым зрением не могут самостоятельно освоить большинство игр, в которых ведущую роль играет зрительное восприятие.

Один из вариантов предметной методики — моделирование из элементов объемной мозаики и конструктора. Задания выполняются по образцу при непосредственном его восприятии, по памяти, словесному описанию и по собственному представлению объекта. Все это обеспечивает развитие моторных способностей: движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, целенаправленных действий с предметами; развитие пространственных представлений и конструктивных навыков на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия в процессе решения задач на конструирование; развитие памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности детей. Обучение чтению с помощью магнитной доски при одновременном использовании зрения и осязания облегчает формирование зрительных эталонов букв и цифр, развивает пространственную ориентацию.

С целью развития простых и сложных форм зрительного восприятия используются пигментные изображения: черно-белые и цветные; контурные, силуэтные и заполненные; предметные и сюжетные. В процессе выполнения задания учащиеся анализируют рисунок, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют сходные и различные признаки, обобщают.

Детям предлагают найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, выделить лишний объект, сличить сходные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-«нелепицах», узнать изображения с замаскированным контуром. Рисунки предъявляются на расстоянии, при котором учащиеся наилучшим образом могут их рассмотреть. Это расстояние для каждого ученика индивидуально. На последующих занятиях расстояние постепенно увеличивается в пределах сохранения константности восприятия изображения.

Выполнение графических заданий способствует формированию навыков построения на плоскости (бумаге, грифельной доске) заданных рисунков, координации движений глаз и руки. Учащиеся обводят контур трафарета и копию при помощи педагога, находят неточности, пропуски деталей. В других заданиях детям предлагается дорисовать незаконченные контурные изображения, построить рисунок по сетке, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.

Применение компьютерной техники и дисплеев позволяет создать комфортные условия для восприятия. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим их предъявления (статический или динамический), освещенность перцептивного поля. Все эти параметры подбираются индивидуально. Использование дисплея позволяет обучать детей опознанию печатных знаков (букв, цифр), чтению, счету, развивать зрительное восприятие печатной информации в сочетании с развитием памяти и мыслительных операций.

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных заболеваний очень важно чередовать периоды восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз. Такую возможность обеспечивает проекционная методика (кино -и диапроекция), которая к тому же позволяет вести фронтальную работу с группой детей. Особое значение имеет кинопроекционная методика. Динамика объектов и действий в кино требует от зрителя особого внимания, умения держать в памяти детали сюжета, анализировать быстро сменяющуюся зрительную информацию, на основе которой строится понимание сюжета. Однако при снижении временной разрешающей способности зрительной системы у слабовидящих кинофильмы воспринимаются недостаточно полно и точно, а в некоторых случаях искаженно. В связи с этим рекомендуется замедленный показ специальных фильмов на тренировку скорости и качества восприятия с последующим пересказом и обсуждением сюжета.

Экскурсии как методика работы по развитию зрительного восприятия должны быть направлены на актуализацию знаний, умений и навыков, полученных на кабинетных занятиях.

Экскурсии по направленности деятельности учащихся подразделяются на ориентирование (определение расстояний до объектов, пространственных соотношений, ориентация на местности); обзорно-целевые, обобщающие знания по пройденной теме; предметно-целевые, направленные на выполнение конкретного задания (например, сбор растений, листьев, грибов и т.п.); комплексные. Экскурсии на производство знакомят с разными сферами рабочей деятельности, определяют профессиональную ориентацию учащихся.

 

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ СНИЖЕННОГО ЗРЕНИЯ

Кабинет охраны и развития низкого зрения должен быть оснащен техническими средствами и наглядными пособиями, необходимыми для реализации всех описанных выше методик развития зрительного восприятия.

Специальный фотостимулятор для работы с психофизиологическими методиками состоит из нескольких элементов. Для подачи стимулов служит экран с двумя круглыми полями диаметром 29'. Центры полей стимуляции располагаются на расстоянии 30 см напротив центров глазных яблок наблюдателя. Побородник и рама фиксируют голову в заданном положении. Источник белого света типа Е с линейным спектром излучения дает вспышку длительностью 100 мс. Стимулы формируются с помощью набора нейтральных фильтров различной оптической плотности, набора цветных фильтров, представляющих красную, оранжевую, зеленую и синюю части спектра, и набора стимульных полей различной формы (треугольник, круг, квадрат, листок, звезда, месяц, цветок, гриб и т.п.), угловыми размерами от 1° до 9°. Электронная система управляет источником света и обеспечивает подачу стимулов с частотой 1 Гц.

Применение психолого-педагогических методик требует наличия в кабинете набора различных по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенных красного, желтого, зеленого, синего цветов); набора черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; диапроектора, слайдов; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов, цветных фломастеров, карандашей.

Желательно иметь персональный компьютер с хорошим цветным дисплеем и кинематографическую установку типа КН-4 или «Русь» с возможностью изменения скорости проекции.

В кабинете должно быть оборудование, необходимое для обеспечения гигиенических условий зрительной работы (осветительные приборы, люксметр и т.п.).

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ВОСПРИЯТИЯ

Коррекционные занятия проводятся в соответствии с медицинскими показаниями и учетом требований охраны и гигиены зрения. Контрольные офтальмологические, психофизиологические и психолого-педагогические исследования проводятся до и после каждого из трех этапов развития зрительного восприятия. В психологических тестах определяется наиболее комфортное для восприятия расстояние изображений от глаз, скорость восприятия, наличие ориентировочных движений глаз. Оценивается восприятие признаков изображений: контура, яркости, цвета, черно-белого и хроматического контрастов, формы, размера, ориентации. Исследуется способность к интегрированию признаков, оценивается дискретное, фрагментарное и целостное восприятие.

На основе анализа предметного содержания вербальных описаний сложных сюжетных рисунков характеризуются особенности восприятия изображений (отрывочное, частичное, полное, достаточно быстрое или замедленное, различимость деталей, оценка перспективы), степень адекватности и дифференцированности представлений об объектах сюжета, состояние наглядно-образного мышления (способность к выделению основной темы, оценке отношений и действий, к установлению причинно-следственных связей).

С помощью кинопроекционной методики исследуются особенности формирования зрительных образов, объем восприятия и оперативная память. По специальным таблицам определяется состояние зрительной кратковременной памяти. После каждого из трех этапов активного периода развития зрительного восприятия по всем обучающим методикам даются контрольные задания. Оценка достигнутого уровня развития восприятия производится на основе сопоставительного анализа всех полученных данных.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия по развитию зрительного восприятия могут проходить в часы, отведенные для Коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог-дефектолог, получивший специальную подготовку. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме.

Офтальмолог школы наблюдает за состоянием органа зрения детей на протяжении всего курса. Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и представлений, определяемых в психологическом исследовании.

Оптимальная наполняемость группы — 4 человека. Это обеспечивает хорошее сочетание индивидуальной и фронтальной работы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. Такая длительность занятий способствует закреплению необходимых навыков, не вызывая зрительного утомления. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало утомления, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Коррекционный курс подразделяется на три этапа. Каждый этап включает задания по всем разработанным психофизиологическим и психолого-педагогическим методикам, применяемым в комплексе. Сложность и объем заданий возрастают при переходе на следующий этап. Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются контрольным методом.

Общая цель коррекционного курса — компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся. Для каждого этапа характерны определенные задачи.

На первом этапе — это развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.

На втором этапе к перечисленным задачам добавляются развитие константности восприятия, формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков. На третьем этапе основное внимание уделяется развитию восприятия сложных сюжетных рисунков, дальнейшему формированию и обогащению запаса зрительных представлений.

Содержание курса тесно связано со школьными программами по математике, природоведению, родной речи, рисованию, труду.

На коррекционных занятиях у детей формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира, которые они изучают в классе с опорой на осязательное восприятие (если они обучаются в классах для слепых).

В ходе занятий происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, развитие монокулярной и бинокулярной фиксации, глазодвигательных функций, константности восприятия. Таким образом, совершенствуется способность к обнаружению, восприятию основных информативных признаков (формы, размера, цвета, яркости, контраста), опознанию изображений. Дети знакомятся с формой изображений предметов и геометрических фигур (листок, звезда, месяц, цветок, гриб, круг, квадрат, треугольник, ромб, овал и т.п.), количественными и пространственными соотношениями (один — много, больше — меньше, равно, столько же, одинаковые — разные; длиннее — короче, толще — тоньше, уже — шире; слева — справа, здесь — там, выше — ниже, позади — впереди, близко — далеко, друг за другом, рядом, около, посередине, между, у, над, под), основными цветами. С этой целью на фотостимуляторе учащимся предъявляются белые и цветные стимулы, имеющие различную форму, размер, яркость. Комфортные условия стимуляции подбираются индивидуально. Смещение точки фиксации вверх, вниз, влево, вправо направлено на тренировку глазодвигательных функций и периферического зрения.

Учащимся предъявляются трехмерные объемные геометрические фигуры, а также предметы простой геометрической формы: мяч, кубик, обруч, тарелка, книги и т.п. Объемные фигуры и предметы сравнивают с их контурными, силуэтными, черно-белыми и цветными изображениями. Более сложные предметы и изображения раскладываются на составляющие их простые геометрические формы (например, домик состоит из квадрата и треугольника; гриб — из полукруга и овала и т.п.).

Способность к выделению элементов и составлению целого из частей развивается с помощью мозаики, состоящей из плоских квадратных элементов с частично закрашенной поверхностью. Специально подобранный набор такой мозаики позволяет создавать разнообразные цветные изображения. Для совершенствования зрительно-моторной координации используются графические задания: рисование по трафарету, обведение изображения по контуру, дополнение незаконченного контура.

Стимуляция цветными вспышками, использование предметов, натурально окрашенных муляжей, мозаики, пигментных картинок направлены на совершенствование цветоразличения, формирование абстрактных представлений об основных и промежуточных цветах, о предметных цветах, на развитие константности восприятия цвета в условиях изменения интенсивности и размера стимула.

Дети выполняют задания по нахождению объектов заданного цвета, сопоставлению предметов или их изображений, сходных по форме и различных по цвету, нахождению контурного изображения, соответствующего заданному заполненному образцу, и закрашиванию контура по образцу, по памяти, по представлению, составляют цветовые ряды, работают с цветовой матрицей. На мозаике выполняют ритмические цветные узоры, изображения с положительным и отрицательным контрастом фигуры и фона.

С целью развития представлений о размере предметов и изображений определяются равно- и разновеликие предметы, дается представление о масштабе, соотношении размера и удаленности, формируется константность восприятия размера с опорой на зрительные признаки удаленности. Предметы опознаются и группируются по признакам количественных и пространственных соотношений, представления закрепляются при рассматривании несложных сюжетных рисунков. Совершенствуется опознание изображений, предъявляемых при увеличивающемся расстоянии от глаз, развивается глазомер.

Большое внимание уделяется формированию зрительных образов и представлений об окружающем мире. Дети учатся определять обобщающие понятия и выделять натуральные объекты и их изображения, входящие в данное понятие, находить лишний объект, опознавать объект по его описанию. На сложных предметных изображениях дети обучаются опознавать объекты живой и неживой природы, данные в разных ракурсах (в фас, в профиль, в полупрофиль), выделять детали изображенных объектов. Учащиеся сравнивают объекты с их плоскостными изображениями, составляют максимально детализированные характеристики-описания объектов.

Формирование зрительных представлений о растительном и животном мире ведется по темам: «Деревья», «Кустарники», «Травянистые растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Четвероногие животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые». Проводятся игры: «Мы сажаем огород», «Мы сажаем сад», «Садовник», «Сбор урожая» и др. Детям показывают кинофильмы о природе (небольшими отрывками по 3-5 минут) с последующим обсуждением и составлением устных рассказов. Занятия предусматривают проведение экскурсий в парк, сад, огород, поле, лес. Там проводятся ориентировка на местности, наблюдения за сезонными изменениями в природе, составляются гербарии и коллекции. Рекомендуется организация выставок по темам: «Растительность нашего края», «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Декоративные растения», «Лекарственные травы», «Друзья птиц», «Лесные жители», «Хищники», «Певчие птицы», «Фауна рек и озер».

У детей формируют зрительные представления о жизни и деятельности людей, объектах быта и труда по темам: «Мой дом — моя семья», «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь»,

«Продукты питания», «Инструменты», «Транспорт», «Мой город», «Искусство», «Занятия людей». Проводятся сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Новая квартира», «Я помогаю маме», «В магазине», «У врача» и т.п.

С экрана дисплея дети читают сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки по темам: «Человек», «Еда и питье», «Одежда и шитье», «Дом», «Двор», «Дорога», «Река», «Лес», «Небо», «Погода», «Календарь», «Письмо», «Чтение», «Книга». Пересказ текстов, осмысление пословиц, поговорок, отгадывание загадок стимулируют интеллектуальную активность на основе зрительно воспринимаемой информации.

Курс включает развитие художественного восприятия, кратко знакомит с основами искусства, учит отличать художественные произведения от фотографий, понимать изображенное на картинах, различать художественную манеру. У детей формируются представления об основных видах искусства: изобразительном искусстве (живописи, графике), ваянии, зодчестве, воспитывается эмоциональное восприятие художественных произведений, любовь к искусству.

 

Date: 2015-11-15; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию