Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования





(«Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь» № 19/20 от 2006 г.)

 

Решение приоритетных задач учреждений, обеспечивающих по­лучение общего среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспита­тельного процесса. В соответствии с Положением о социально-педа­гогической и психологической службе учреждения образования, ут­вержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42, главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС) учреждения образования является необходимость своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Для реализации данной цели от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой.

Деятельность педагога-психолога в рамках СППС учреждения образования должна быть направлена на повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения их успешной социализа­ции, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав учащихся, пре­дупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

- изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в про­цессе обучения и воспитания;

- пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении учащимися школьных факторов риска утраты здоровья;

- реализация программ преодоления учащимися трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социа­лизации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

- своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

- ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении учащихся;

- содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков, необходимых для успеш­ного обучения, воспитания и развития;

- оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

- создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет специфиче­ские особенности.

Так, на этапе дошкольного образования важны диагностика ран­него развития, содействие развитию познавательной сферы, конструк­тивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию, коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обу­чению в школе.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной шко­ле являются: определение готовности ребенка к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитив­ного отношения к школе; развитие самостоятельности и самооргани­зации, развитие творческих способностей.

В базовой школе важны психологическое обеспечение адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогиче­ском коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формирова­нии жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.

В старших классах специфика психолого-педагогической дея­тельности заключается в оказании помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в реше­нии экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетент­ности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости среди учащихся.

К основным направлениям деятельности педагога-психолога отно­сятся: психолого-педагогическая диагностика; здоровьесберегающая деятельность; коррекционно-развивающая работа; психолого-педагоги­ческое консультирование; социально-психологическое обеспечение управленческих процессов; психологическая профилактика и просве­щение; методическая работа.

Целью психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индиви­дуального стиля познавательной деятельности и др. Мероприятия ука­занного направления проводятся в соответствии с планом работы уч­реждения образования.

В работе педагога-психолога основными являются следующие три диагностических минимума.

Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения детей в школе. В результате диагностического исследования педагогом-психологом выявляются учащиеся, у которых ослож­нен процесс адаптации к школе. Проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей таких учащихся для выделения групп, находящихся в социально опасном положении; учащихся с повышен­ными интеллектуальными способностями, имеющих особенности в обу­чении и развитии, с целью их психолого-педагогического сопровож­дения или определения индивидуального образовательного маршрута для них.

Второй психодиагностический минимум проводится педагогом-психологом в два этапа — в 4 и 5 классах. Основная цель диагностики в 4 классе — мониторинг процесса обучения, уровня обученности и характера личностного развития учащихся для организации профи­лактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогиче­ских рекомендаций педагогам средней школы. Целью диагностики в 5 классе является содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в пе­риод перехода из начального звена в среднее.

Третий психодиагностический минимум осуществляется в период допрофильной подготовки учащихся с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат осно­ванием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические мероприятия с коллективами учащихся и отдельными учащимися могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач учреж­дения образования, а также в случаях необходимости индивидуальной коррекционной работы, подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

Все диагностические мероприятия с учащимися, не достигшими 16-летнего возраста, могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. По достижении 16 лет — с согласия самих учащихся. Форму получения указанного согласия определяет учреж­дение образования.

Ряд диагностических мероприятий, таких, как диагностика соци­ально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными учреждения образования.

Основной целью здоровьесберегающей деятельности являются формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в со­хранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью изучения соответствия режима учебных занятий, методов преподавания, струк­туры урока, условий внешней среды возрастным особенностям уча­щихся; информирование классных руководителей, педагогов-предмет­ников об особенностях здоровья, работоспособности, о типе высшей нервной деятельности учащихся. На основании данных мониторингов педагог-психолог выделяет группы учащихся для организации после­дующей психолого-педагогической работы с ними.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной актив­ности, эмоционального состояния, управления стрессом.

Важной составляющей в работе педагога-психолога является работа по психологической профилактике вредных привычек, пагубно влияю­щих на состояние здоровья детей.

Коррекционно-развивающая работа предполагает создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг, в том числе направление к соответствую­щим специалистам.

В рамках данного направления педагог-психолог учреждения образования на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социаль­ного, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной и консультативной поддержке. Педагог-психолог мотивирует уча­щихся и их родителей на посещение проводимых им коррекционно-развивающих мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их заме­няющих (до 16 лет, после 16 лет — с согласия самого н/л).

Более того, педагог-психолог, располагая сведениями об учрежде­ниях, организациях и специалистах, оказывающих специальные меди­цинские, психологические, психотерапевтические услуги, может на­правлять туда учащихся на консультации или в коррекционные груп­пы, работающие в социально-педагогических учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. При этом педагог-психолог должен взаимодействовать с указанными специалистами. А именно, на основании полученных от специа­листов рекомендаций планировать систему мер для педагогов и клас­сных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учащимися при непосредственном психологическом сопро­вождении. При отсутствии возможности оказания ребенку психоло­гической коррекционно-развивающей помощи в условиях ЦКРОиР (например, в силу территориальной удаленности центра) педагог-пси­холог школы может совместно со специалистами ЦКРОиР составить развернутую коррекционно-развивающую программу и реализовывать ее самостоятельно, обращаясь по мере необходимости в ЦКРОиР за методической помощью.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классных коллективах, содействие преодолению кризисных периодов и крити­ческих ситуаций в жизни учащихся (например, переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психоло­гических игр, малых тренингов с классными коллективами, индиви­дуальных коррекционно-развивающих занятий и консультаций.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Педагог-психолог осуществляет коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учрежде­ния и организации, оказывающие специализированную психологиче­скую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, пе­дагог-психолог учреждения образования может вести коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.

Психолого-педагогическое консультирование заключается в ока­зании помощи учащимся подросткового и юношеского возраста, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, соци­ализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений, носит ха­рактер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отно­шению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

Консультации для родителей организуются педагогом-психологом по проблемам учащихся, например информирование о школьных труд­ностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками; о характере оказания помощи в подготовке до­машних заданий и т.п., а также по вопросам становления ответствен­ной родительской позиции.

С педагогами педагог-психолог может проводить работу в форме психолого-педагогических консилиумов по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальных консультаций — в случае возникновения проблемных ситуаций профессионального и личностного характера, выступать посредником между педагогами и родителями.

Целью принципиально важного направления деятельности педа­гога-психолога, каким является психопрофилактика и просвещение, является развитие психолого-педагогической компетентности (психо­логической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п.

Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения пе­дагогического диагностического мероприятия и т. п.

Мероприятия с учащимися по данному направлению работы организуются на классных часах, в шестой школьный день, с родителями — на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбо­ра темы являются ситуация в образовательной среде данной школы, психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обу­чения, психологические аспекты трансформации образования.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога учреждения образования.

Педагог-психолог учреждения образования должен постоянно изу­чать и обобщать опыт социально-педагогической и психологической работы, накапливать методические материалы для организации учеб­ного и воспитательного процесса и предоставления возможности их ис­пользования педагогическими работниками, классными руководителями, руководителями методических объединений, педагогами социальными.

Методическая работа включает сотрудничество педагога-психолога с заместителями директора школы по вопросам реализации постав­ленных перед учреждением образования задач, в том числе — уча­стие в составлении плана работы школы; совместно с педагогом соци­альным — разработка психологически адекватных программ воспита­тельного воздействия; участие в подготовке вопросов на заседания предметных методических объединений.

По запросу администрации учреждения образования педагог-пси­холог выполняет психологический анализ мероприятий.

В рамках социально-психологического обеспечения управленческих процессов педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продук­тивности управленческой коммуникации в системах администрация - учителя, администрация – учителя – учащиеся, учителя - учащиеся.

Педагог-психолог должен осуществлять поиск и апробацию форм и обеспечивать эффективное деловое и досуговое взаимодействие классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социаль­ных и педагогов-организаторов.

О своем плане работы, а также о системе взаимодействия с клас­сными педагогами и учителями-предметниками педагог-психолог ин­формирует членов педагогического коллектива.

Общее руководство деятельности СППС, в том числе и педагога-психолога, осуществляет руководитель учреждения образования, координацию деятельности — заместитель руководителя по воспита­тельной работе.

Методическое руководство и координацию психологической работы педагогов-психологов учреждений образования в районе (городе) осуществляют педагоги-психологи регионального социально-педагогиче­ского центра (при наличии).

В районе (городе) целесообразна организация коррекционных групп учащихся по различным направлениям. План проведения организа­ционных групп и их тематика составляются в соответствии с потребно­стями района (города) с учетом потребностей региона.

Рекомендуются следующие направления по организации коррекционных групп:

- для младших школьников: эмоционально-поведенческие нарушения (агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность, синдром двигательной активности и т.п.); коммуникатив­ные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать и под­держивать контакт со сверстниками и взрослыми и т.п.); коррекция познавательной сферы;

- для подростков: коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркоти­ки, алкоголь и т.п.); эмоционально-поведенческие нарушения; подготовка волонтеров для работы со сверстниками;

- для старшеклассников: тренинг целеполагания, профессионального и личностного самоопределения;

- для родителей: тренинг «Эффективный родитель» и др.

Основными документами педагога-психолога являются: план ра­боты на год, утвержденный руководителем учреждения; планы рабо­ты на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении; график работы; аналитические отчеты о работе за год; индивидуальные пси­ходиагностические материалы (в отношении учащихся); отчеты и ана­литические материалы о реализации программ психологической под­держки и планов оказания помощи конкретным категориям обучаю­щихся, воспитанников, родителям; журнал учета консультаций обуча­ющихся, воспитанников, родителей, педагогов; перечень психологических методик, используемых в работе.

Date: 2015-11-15; view: 2307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию