Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органическая теория общества Герберта Спенсера





 

Видным представителем натуралистической ориентации в социологии был Г. Спенсер (18201903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения – в природе, в социальных и личностных феноменах. Спенсер – сторонник так называемого органического подхода к социальным фактам. В обществе, как в организме, Спенсер обнаруживает подсистемы:

· внутренняя выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»;

· внешняя несет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды;

· промежуточная ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию.

Спенсер считал, что эволюция любого организма тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом – к природе; предполагает дифференциацию органов и функций, а следовательно, и постоянное усложнение организма.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлениями социальной динамики, включающей не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются.

В естественной структуре общества Спенсер выделяет церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов. Спенсер выделял два типа общества:

· военное – основанное на принуждении и жестком социальном контроле. Централизованное управление препятствует развитию общества и ограничивает свободу составляющих его индивидов;

· индустриальное – предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля и характеризующееся большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс.

Спенсер, заимствовав некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший», он действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

 

21. «Понимающая» социология Макса Вебера

 

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главная идея Вебера – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, – нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах. В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер рассматривает отдельного осмысленно действующего индивида.

Общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Однако в отличие от крайнего индивидуализма неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов», в чем тот получает свое признание и «социально общее». Ориентация на другого – один из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в них присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Вебер выделяет четыре вида социального действия:

· ценностно‑рациональное, подчиненное сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, вне зависимости от успеха;

· целерациональное, характеризующееся ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, с учетом возможных реакций окружающих; как и в какой мере их можно использовать в своих целях;

· аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта;

· традиционное – диктуется привычками, верованиями, обычаями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

 

Date: 2015-11-15; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию