Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные факторы формирования личности, ее социализации
Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Социализация часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов. Социализация личности - это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения, происходит развитие социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества. На разных уровнях социализации действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Одни социологи исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость). Социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. Важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность этого периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. «Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Возникает ресоциализация - процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних» [2, с. 25]. В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Социальный контроль и представляет собой совокупность ценностей и норм (моральных, правовых) общества, а также санкций к нарушителям них, принуждающих к соблюдению этих ценностей и норм. В первом случае он включает в себя механизмы управления действиями, а во втором - механизмы собственно контроля. Теория социального контроля - составная часть теории девиантного поведения, изучающая механизмы противодействующие процессам девиантного поведения. Она должна соотносится как с проблемой равновесия (стабильности) общества, нормативными моделями регуляции, так и с мотивациями, связанными с проблемой конформности - девиации. Механизмы социального контроля возникают в социальной связи в семье, на улице, в школе, на работе и т.п. Именно в них происходит как социализация, так и социальный контроль. Если не установить заранее приоритеты своим ролям, ценностям, мотивам, то возможна фрустрация и аномия ценностей человека. Важным механизмом социального контроля выступают привычки, традиции, ритуалы. Они особенно действенны в ситуациях чрезвычайной социальной напряженности: болезни, безработицы, смерти, стихийного бедствия и др. Роль механизма социального контроля - своеобразного «отводного клапана» играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи, снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить над нею контроль со стороны взрослых и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. Гидденс указывает: «с взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Но у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует девиантное поведение и мотивацию» [3, с. 155]. Крайней формой социального контроля является изоляция от социальной среды, для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия людей. Тем самым они оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие, прежде всего, к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли. По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Заключение
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду. При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В социологии «личность» - это то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Используемая литература
1. Социология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002; . Адорно Т. Введение в социологию. - М.: Праксис, 2010, с. 25; . Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005, с. 155; . Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 960 с; . Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999, с. 87; . Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. - 117 с; . Кон И.С. Социология личности. - М.: Изд-во политической литературы, 1984; . Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Центр, 1997 - 160 с.: ил. с. 71; . Тощенко Ж.Б. Парадоксальный человек. - М., 2008; . Фролов И.Т. Введение в философию. - Т. 2 - М.: Политиздат, 1996, с. 264.
|