Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форм собственности 5 page





--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

<2> Архив ФАС Северо-Кавказского округа.

 

Понятие публичной собственности охватывает не только собственность государственную, но также и собственность муниципальную. Таким образом, муниципальные образования также вправе безвозмездно отчуждать свое имущество, передавая его религиозным объединениям. В качестве примера может быть приведено решение Екатеринбургской городской Думы от 20 декабря 2011 г. N 86/51 "Об утверждении Положения "О порядке передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности муниципального образования "Город Екатеринбург" <1>. Положение, утвержденное данным решением, было разработано в соответствии с вышеназванными Федеральными законами "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи" <2> и установило порядок подготовки и принятия решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности муниципального образования "Город Екатеринбург". Положением (дублируя нормы федеральных законов) предусматривается, что муниципальное имущество безвозмездно передается религиозной организации в собственность или в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок. Религиозное назначение муниципального имущества определяется в соответствии с федеральным законом. Основанием для оформления договора о передаче в собственность религиозной организации имущества является постановление администрации г. Екатеринбурга. Муниципальное имущество передается на основании договора.

--------------------------------

<1> Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2011. N 224. С. 3.

<2> СЗ РФ. 2011. N 18. Ст. 2651.

 

Для получения этого имущества религиозная организация должна направить специальное заявление, а также документы, обосновывающие право на передачу муниципального имущества. Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на муниципальное имущество, заимствован из названного Постановления Правительства РФ "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи".

Органы местного самоуправления публикуют (в сети Интернет) заявление религиозной организации, проверяют документы и удостоверяются в том, что:

- объект, просьба о передаче которого была заявлена религиозной организацией, находится в собственности муниципального образования;

- объект является имуществом религиозного назначения либо предназначен для обслуживания имущества религиозного назначения или образует с таким имуществом монастырский, храмовый или иной культовый комплекс и может быть передан религиозной организации как объект религиозного назначения;

- объект не находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации;

- объект не включен в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- объект не включен в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

- объект является отдельно стоящим зданием, строением, сооружением;

- объект не подлежит передаче в государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность Свердловской области или в собственность другого муниципального образования.

Также необходимо, чтобы в отношении передаваемого объекта отсутствовали вступившее в силу решение суда, предусматривающее иной порядок распоряжения данным объектом, и установленные федеральными законами ограничения по его отчуждению из собственности муниципального образования.

Муниципальный правовой акт содержит и ряд требований в отношении религиозной организации. В частности, она должна быть зарегистрирована на территории РФ. Цель использования имущества, заявленная религиозной организацией, должна соответствовать целям деятельности, предусмотренным уставом данной религиозной организации.

По итогам рассмотрения заявления - для этого установлен месячный срок - и при наличии достаточных оснований органы местного самоуправления принимают решение о передаче муниципального имущества в собственность религиозной организации и о включении имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения либо об отказе в рассмотрении заявления религиозной организации.

В случае несогласия религиозной организации или иных субъектов с принятым решением создается специальная комиссия по урегулированию разногласий. Комиссия рассматривает заявления и жалобы граждан и организаций о нарушениях их прав или законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации муниципального имущества, а также жалобы религиозных организаций на действия (бездействие) органов администрации г. Екатеринбурга при рассмотрении заявления религиозной организации. В комиссию на паритетных началах входят депутаты представительного органа муниципального образования - Екатеринбургской городской Думы - и исполнительно-распорядительного органа - администрации г. Екатеринбурга.

Однако переход публичной собственности в собственность религиозной организации вовсе не означает прекращения действия общих ограничений права собственности, рассмотренных в предыдущих главах исследования. В частности, в отношении приобретенного имущества действует в полной мере принцип запрета на злоупотребление правами на имущество, например запрет на действия с ним, имеющие намерение причинить вред другому лицу. Более того, поскольку в большинстве своем передаваемое имущество относится к числу памятников истории и культуры, крайне важны и позитивные ограничения права собственника, в частности требование нести бремя содержания собственности надлежащим образом. Следует указать и на конституционную обязанность, содержащуюся в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Между тем нередки случаи, когда в результате ненадлежащих действий новых собственников переданное имущество уничтожалось или повреждалось: "В Борисоглебском монастыре в Дмитрове снесена крепостная башня XVII века. Сгорела деревянная церковь 1757 года в чеховском Мелихове под Москвой. Отопление Троицкого собора в Пскове нанесло вред уникальному резному иконостасу. В Новгороде Великом снесен переданный епархии памятник архитектуры - дом Передольского. Наконец, в сентябре 2002 года в костромском Ипатьевском монастыре сгорела находившаяся на территории, контролируемой монашеской общиной, деревянная церковь из села Спас-Вежи" <1>.

--------------------------------

<1> Бирюкова Т.А., Сикачев М.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

 

В связи с этим совершенно справедливо требование о том, что религиозная организация - собственник памятника истории или культуры - должна не только нести бремя содержания принадлежащего ей имущества в "обычном", гражданско-правовом понимании этого термина, но и (исходя из конституционных предписаний) предпринимать активные действия, направленные на сохранение и охрану объектов ее собственности. Содержание данных действий, как представляется, должно сводиться к следующему. Во-первых, религиозная организация должна обеспечивать необходимое финансирование объекта, связанное с поддержанием его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, в том числе направленное на его консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление объекта для использования большими группами лиц.

Во-вторых, незамедлительно извещать органы охраны объектов культурного наследия обо всех повреждениях, авариях, иных действиях или событиях, причинивших ущерб объекту и его территории или угрожающих причинением такого ущерба. В-третьих, принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также проводить необходимые работы по сохранению или восстановлению объекта. В-четвертых, религиозной организации должно быть запрещено своего рода "нецелевое" использование переданной собственности (включая земельный участок) - например: для хранения взрывчатых и огнеопасных материалов, материалов, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия или оказывающих вредное воздействие на объект собственности и т.п. В-пятых, на религиозную организацию должна быть возложена обязанность своевременно проводить работы по благоустройству территории, а в предусмотренных законом случаях - обеспечивать гражданам беспрепятственный доступ к объекту. Таким образом, можно выделить целый ряд ограничений собственника - общественного объединения, связанных с передачей ему в собственность имущества, ранее находившегося в публичной собственности.

Исходя из изложенного представляется также вполне справедливым вывод о необходимости особого контроля за сохранением и использованием такого рода объектов собственности общественных объединений. Этот контроль должен носить как государственный, так и общественный характер. Государственный контроль в такого рода случаях предусмотрен п. 5.4.10 Постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" <1>, и он, как показывает практика, реализуется достаточно эффективно. А вот общественный контроль в данной сфере, следует признать, не развит в необходимой степени. Как представляется, наиболее правильной формой общественного контроля за религиозными организациями-собственниками мог бы стать контроль со стороны местных общественных палат. Такая общественная палата могла бы осуществлять обсуждение широкого круга общественно значимых проблем, в том числе касающихся вопросов использования собственности общественных объединений, в том числе и религиозных объединений, и могла бы вносить предложения по их решению в органы государственной власти и местного самоуправления. Общественным палатам в этой сфере следует рекомендовать:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.

 

- проводить общественную экспертизу содержания объектов собственности религиозных организаций;

- обеспечивать взаимодействие между общественными и религиозными объединениями и населением, а также другими институтами гражданского общества;

- обеспечивать общественное согласие при решении вопросов использования доступа к такой собственности - это особенно актуально в ситуациях, когда на один и тот же объект собственности претендуют несколько религиозных объединений;

- привлечение населения к решению вопросов сохранения ценной собственности - объектов культурного наследия;

- направление рекомендаций органам государственной власти, местного самоуправления, религиозным объединениям.

В состав такой общественной палаты могут входить жители муниципального образования, являющиеся известными общественными деятелями или представителями политических партий, а также общественных, религиозных, профессиональных, научных, творческих и иных объединений и союзов.

К религиозным организациям и другим общественным объединениям применяются специальные правила в отношении их собственности после прекращения их существования (ликвидации). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых такая организация была создана, или на благотворительные цели. В случае же, если использование имущества такой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Весьма специфический субъект, право собственности которого (и его ограничения) связано и с его общественной природой, с одной стороны, и с его особым статусом, с другой стороны, - казачьи объединения.

Казачьи общества возникли (точнее сказать, вновь были созданы) с момента принятия Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" <1> и Указа Президента России от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" <2>. В настоящее время правовая политика деятельности казачьих обществ определяется Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <3>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 18. Ст. 572.

<2> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 25. Ст. 1429.

<3> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.

 

В некоммерческих организациях такого типа вводится дополнительное ограничение права собственности - целевой характер его использования, который обусловлен их специальной (целевой) правоспособностью. Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Целевой характер использования собственности, а также введение специального правового механизма, исключающего сохранение каких-либо прав на собственность некоммерческих организаций у ее "создателей", позволяют создать дополнительные гарантии достижения целей ее создания и обеспечить понуждение организации к осуществлению общественно значимых функций.

Одной из форм некоммерческих организаций выступают казачьи общества, и реализация определенных их создателями целевых задач позволяет не только формировать состав собственности, но и обеспечивать социальный характер ее использования.

В 56 субъектах РФ были приняты специальные законодательные акты о казачестве, в частности в Краснодарском крае были приняты: Законы Краснодарского края от 9 октября 1995 г. N 15-КЗ "О реабилитации кубанского казачества" <1> и от 5 октября 2002 г. N 539-КЗ "О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска" <2>. В других субъектах РФ действуют Закон Приморского края от 27 ноября 1997 г. N 103-КЗ "О казачестве в Приморском крае" <3>, Закон Волгоградской области от 26 мая 2000 г. N 404-ОД "О казачьих обществах, принявших обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области" <4> и др.

--------------------------------

<1> Кубанские новости от 17 октября 1995 г. N 189.

<2> Архив администрации Краснодарского края.

<3> Архив администрации Приморского края.

<4> Архив администрации Волгоградской области.

 

Казачьи общества - это формы самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества могут создаваться в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Отношения собственности казачьих обществ регулируются в порядке, установленном Федеральным законом "О некоммерческих организациях", согласно которому казачье общество может иметь в собственности или в оперативном управлении любое не исключенное из оборота имущество, в том числе имущественные права. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества.

Дополнительным пределом реализации права собственности казачьих обществ выступают цели их создания: развитие традиционных ценностей казачества и охрана общественного порядка. Целевой механизм использования собственности является необходимым пределом не только использования уже принадлежащей обществу собственности, но и создания условий ее воспроизводства (формирования). Статья 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 марта 2011 г. N 2493-П "Об утверждении концепции государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества" <1> казачьи общества на основе договоров (соглашений) оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий и решении вопросов местного значения, в том числе: в охране общественного порядка, борьбе с распространением наркотических средств и психотропных веществ и наркоманией, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, противодействии терроризму; в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности; в охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения; в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, военно-патриотическом воспитании призывников, их подготовке к военной службе и вневойсковой подготовке членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе.

--------------------------------

<1> Архив Законодательного Собрания Краснодарского края.

 

Закон Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 547-КЗ "О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае" <1> установил условия и объем социальной поддержки указанной категории лиц в случае причинения вреда их жизни и здоровью. В случае причинения члену казачьего общества телесного повреждения или иного вреда здоровью в связи с исполнением им обязанностей по несению государственной и иной службы сумма выплат из краевого бюджета составляет от 100000 руб. до 1 млн. руб., а объем дополнительных компенсаций устанавливается органами местного самоуправления. С 2008 г. в Краснодарском крае действуют краевые целевые программы поддержки и развития казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска и создающих материальную основу их социально направленной деятельности. За период с 2008 по 2013 г. общий объем финансирования программы составил 1106188,8 тыс. руб.

--------------------------------

<1> Архив Законодательного Собрания Краснодарского края.

 

Таким образом, можно констатировать, что целевое использование собственности может выступать отдельным видом самоограничения права; создает условия для выполнения социальной функции собственности и выступает гарантом ее последующего формирования.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" также устанавливает, что собственность общественного объединения охраняется законом. Однако каких-либо специальных механизмов (по сравнению с правом частной собственности) для защиты права собственности общественных объединений действующим законодательством не предусмотрено. Применяются как общие гражданско-правовые механизмы, в частности, установленные нормами ст. 12 ГК РФ, где перечислены способы защиты гражданских прав, такие как признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита права, возмещение убытков и т.п. Более подробно данные вопросы урегулированы в гл. 20 ГК РФ, посвященной защите права собственности и других вещных прав.

Меры административной ответственности за совершение правонарушений против права собственности вообще, т.е. в том числе и общественных объединений, предусмотрены гл. 7 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области охраны собственности. Так, в ст. 7.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение или повреждение имущества.

Наконец, меры уголовной ответственности применяются в случае совершения преступлений против права собственности. Целый ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <1> устанавливает ответственность за такие преступления, как кража, мошенничество, присвоение или растрата, причинение ущерба и т.п. (ст. ст. 158 - 168).

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

 

Общий порядок защиты права собственности общественных объединений, как представляется, подтверждает вывод о том, что конституционно-правовой механизм ограничения права непубличных форм собственности построен по аналогии с режимом частноправового регулирования собственности "иных форм", т.е. не относящихся к государственной, муниципальной или частной, но при этом существует и целый ряд исключений из этого "общего режима", не позволяющих отождествить конституционно-правовой механизм ограничения права непубличных форм собственности и конституционно-правовой механизм ограничения права частной собственности.

 

Date: 2015-11-15; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию