Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Предмет риторики. Становление и основные этапы развития риторики





Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е. мысльи слово.Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью.

а) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая "выучка", практическая "ловкость" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. "Предмет риторики есть речь" Зеленецкий.

б) Риторика – искусство мыслить. Основой риторики всегда были философия и этика. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в "праздноговорение".

в) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

г) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.

д) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика - искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое. Становление и основные этапы развития риторики:

I)Античность

II)Средневековье

III)Возрождение

IV)Новое время

 

 

1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);

2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);
3) средневековая европейская риторикаV-XVвв. (Ян Гус,
4) новые европейские риторики (XVI–XIX вв.);
5) неориторики (ХХв).

Кроме термина риторика есть и другие названия: ораторское искусство, красноречие, мастерство публичного выступления. Риторика это одна из самых древних наук на земле (около 2,5 лет до н.э.). Период расцвета риторики в Древней Греции. Античность характеризуется повышенным интересом к гуманитарным наукам: философии, филологии. Тогда эта наука была важна: убеждением и поиском истины. Сегодня риторика – как комплекс дисциплин, включающая лингвистический, логический, психологический, физиологический и художественный аспекты языкового мышления. Риторика Древней Греции: Первая работа по риторике появилась в Древней Греции. Предпосылка-формирование к 5 веку рабовладельческой демократии. Умение быть красноречивым оратором становиться необходимым. Появляются софисты (мудрецы) и первые платные учителя. Самый главный принцип обучения: Анализ выступлений -Слежка за выступлениями. 1)Софисты: их главный недостаток в их идее: они считали, что добиться убедительности можно так: выдвинуть самый неубедительный аргумент на 1 место, обогатив его оборотами речи. Известные софисты: Протагор, Продил. 2)Сократ-выступал против софистов. Он считал истину- божественным даром. Сократ строил школу на устной беседе, которую назвали «Сократической беседой»( умение так организовать беседу, чтобы привести учеников к истине) 3) Платон-ученик Сократа, около 387 года основал в Афинах школу (Академия платоновская). Платон интенсивно разрабатывал диалектику, закрепил понимание риторики как средства убеждения. Речь должна строиться так: вступление, изложение, доказательства, выводы 4) Аристотель По мнению Аристотеля, риторика –это наука, способная находить возможные способы убеждения, относительно каждого предмета. Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем. В 335 году Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Учение Аристотеля было универсальным, так как охватывало различные области знания. Аристотель вывел триаду: -откровенность речи -речь -получатель речи Ястность – главное в речи. Риторика Древнего Рима: Демосфен (384-322) примером своей жизни доказал, что ораторскому искусству можно научиться, с помощью анализа речи опытных ораторов. Постановка звуков путем подражания, декларации перед зеркалом. ГОРТЕНЗИЙ (114-50 гг. до н.э.) Цицерон писал: "...Форум римского народа, это поприще, где Гортензий блистал своим талантом, теперь опустошено, осиротело и забыло изысканную речь, достойную слуха римлян и даже греков". Марк Турий Цицерон – не исключил возможности говорить без подготовки, однако самой лучшей речью считал подготовленное выступление. Цицерон считал полезным переложения с греческого языка и сам этим занимался. Марк Фобель Квинтилиан (136-96 до н.э.) Он говорил, как важно развивать ораторское искусство и намечает разные пути развития: приобретение запаса предложений, долгие устные беседы при долгих письменных работах.) Переосмысление ораторского искусства. Риторика перемещается в область церкви. Византийская риторика: В эту эпоху риторика стала пониматься как искусство "украшения речи", когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя сторона, изящество, но и правильность, безошибочность. Наиболее ярким представителем византийской риторики, по мнению С.С.Аверинцева, был Гермоген. Вот перечень "идей" речи по учению Гермогена и его византийских последователей. К основным качествам речи были отнесены: ясность, высота и величавость слога, изысканность и красота, сжатость, нрав, правдивость, мощь, а к дополнительным -- чистота, отчетливость, важность, суровость, напряженность, блеск, нарастание, обильность и полнота, простота, сладостность, пронзительность и острота, приятность, вескость. Эпоха Ренессанса возродило риторическую науку и ораторское искусство по миру. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой - к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой.








Date: 2015-10-21; view: 1548; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию