Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русское общество и революционный террорВ порядке отступления уместно здесь коснуться вопроса, какова была реакция на террор не в радикальном студенчестве или в рабочих кружках, вовлеченных в революционную и социалистическую пропаганду, — а в широких кругах общества, и либеральных, и даже далеких от либерализма. Материалы по этому вопросу должны пролить свет на ту психологическую атмосферу, в которой приходилось действовать либералам. И. И. Петрункевич в своих воспоминаниях останавливается на отношении к цареубийству 1 марта в провинции. Он пишет: «В Смоленске рассказывали, что когда весть об убийстве императора (Александра Второго) была вечером получена в общественном клубе, в первую минуту публика была ошеломлена и как бы оцепенела, но спустя несколько минут, кто-то из играющих обратился к своему партнеру: «ваш ход», игра продолжалась, и внимание сосредоточивалось не на всероссийской трагедии, а на картах»... «Может быть, некоторые возразят, что это выдумка и клевета, — продолжает Петрункевич. — Ничуть. Разве это не похоже на бал у французского посла во время коронационных празднеств, спустя несколько часов после гибели многих тысяч людей на Ходынском поле в Москве?»5 Речь идет о Ходынской катастрофе во время коронации Николая II-го. Это отношение не только к политическому террору, но и к цареубийству отразилось и в письме Исполнительного Комитета Народной Воли к Александру Третьему (от 10 марта 1881 г.), решившегося утверждать, что «даже такой факт, как цареубийство, вызывает в огромной части населения — радость и сочувствие! Да, Ваше Величество, не обманывайте себя отзывами льстецов и прислужников. Цареубийство в России очень популярно». Интересна в этом отношении запись из «Дневника» А. С. Суворина за 1887 год. Он передает свой разговор с Ф. М. Достоевским в день покушения Млодецкого на Лорис-Меликова (20 февраля 1880 г.), разговор о политических преступлениях и о взрыве в Зимнем дворце. «Достоевский остановился на странном отношении общества к преступлениям этим. Общество как будто сочувствовало им или, ближе к истине, не знало хорошенько, как к ним относиться. — Представьте себе, говорил он, что мы с вами стоим у окон магазина Дациаро и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждет и все оглядывается. Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завел машину». Мы это слышим... Как бы мы с вами поступили? Пошли ли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтобы он арестовал этих людей? Вы пошли бы? (спрашивает Достоевский Суворина). — Нет, не пошел бы. — И я бы не пошел. Почему?.. Причины—прямо ничтожные. Просто — боязнь прослыть доносчиком... Напечатают: Достоевский указал на преступников. Разве это мое дело? Это дело полиции. Она на это назначена... Мне бы либералы не простили. Они измучили бы меня, довели бы до отчаяния. Разве это нормально? У нас все ненормально, — оттого все это происходит, и никто не знает, как ему поступить... Я бы написал об этом... (Но) у нас о самом важном нельзя говорить».6 Такое же отношение к террору сохранялось в русском обществе и два десятилетия спустя. В своих воспоминаниях И. В. Гессен рассказывает, что в апреле 1902 года в вечер, когда Балмашев убил министра внутренних дел Сипягина, он, Гессен, встретился в фойе театра с Щегловитовым. «Поздоровавшись, Щегловитов спросил: Ну, что вы скажете? Я ответил: — Конечно, это ужасно. Но он перебил меня: — Ужасно, ужасно! Но поделом вору и мука!... В высших бюрократических сферах острили, что желание Сипягина увидеть перед смертью государя объяснялось желанием сообщить секрет приготовления какого-то салата, очень нравившегося царю».7 А ведь Щегловитов был не только министром юстиции, но на этом посту был вдохновителем дела Бейлиса и одно время председательствовал в Союзе русского народа. Если убийство Сипягина не вызвало в обществе особого резонанса, — личность убитого министра была незначительная, — то зато удавшийся террористический акт против Плеве был встречен с большим сочувствием в самых широких кругах. «Радость по поводу его убийства была всеобщая», — отмечает П. Н. Милюков в своих «Воспоминаниях»,8 а И. В. Гессен, подтверждая, добавляет несколько новых штрихов к этому событию. «Как ни ужасно, — пишет он, — но убийство Плеве у всех вызвало вздох облегчения, а у многих радость, и, пожалуй, прежде всего в рядах самой бюрократии, непосредственно знавшей и чувствовавшей, что, как выразился Крыжановский, с Плеве никакого дела иметь нельзя было». А Крыжановский был сам весьма реакционно-настроенный человек, которому приписывается, между прочим, идея «третье-июньского переворота», совершенного Столыпиным после разгона 2-ой Государственной Думы. Неудивительно, что при той психологической настроенности в пользу террора, которая характеризует русское общество еще в начале 20-го века, — накануне первой революции, — скрытые или явные симпатии к террору окрепли после 9 января 1905 года. Тот же Гессен, который тщательно старается регистрировать общественные проявления того времени, делится некоторыми «анекдотами», складывавшимися на фоне политического убийства Каляевым великого князя Сергея Александровича в Москве. «Великого князя разнесло на куски, оторвало голову, камни обрызганы были мозгами, и тем не менее, несмотря на весь ужас убийства, оно подало повод к новым остротам. В доме одного профессора в Москве я тогда услышал фразу: «Пришлось все-таки раз и великому князю пораскинуть мозгами». В Москве пользовался тогда успехом анекдотический городовой, который на вопрос старушки, кого убили, ответил: «Проходи, проходи, убили, кого надо!» Что уж в самом деле сетовать на общество, когда в день убийства Сергея Александровича в Петербурге состоялся обед, а после обеда царь и Александр Михайлович занимались борьбой, стараясь друг друга столкнуть с дивана»...9 Цареубийство 1 марта, к которому отнеслись равнодушно и даже сочувственно одни, вызвало в других, тоже либерально-настроенных кругах, подлинную панику и поспешный отказ от конституционных иллюзий. Недавно еще числившийся в красных А. Суворин превратил «Новое Время» в откровенный порт-пароль реакции. Другой красный Катков прославился крутым поворотом направо и призвал общество к послушанию: «Прошу встать! Правительство пришло!» Борис Чичерин, один из столпов консервативного либерализма, поддерживал правительственную акцию расправы с революционной «бандой» и свои конституционные чертежи перечеркнул законопослушной идеей «приобщения выборных от дворянства и земства к Государственному Совету». А Лев Тихомиров, один из вдохновителей цареубийства в Народной Воле, если не сам цареубийца, — в своей стоградусной эволюции «кающегося террориста» докатился до поста редактора оголтело-правых.«Московских Ведомостей». Началась эра Победоносцева, не прекратившаяся и с новым царствованием, когда Николай II, на которого одно время либералы возлагали прекраснодушные надежды, но который обескуражил общество и обессмертил себя приглашением делегации земств оставить навсегда «бессмысленные мечтания» о конституции в России. Победоносцев над Россией Простер совиные крыла... Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи Стеклянным взором колдуна... (А. Блок). 4. ВРОЗЬ ИДТИ, ВМЕСТЕ БИТЬ В создавшейся политической обстановке либеральная мысль лишилась последней надежды на то, что Россия располагает возможностью вступить на путь мирного, западного, парламентского развития. В 90-х годах цвет либеральной интеллигенции радикализировался в своих политических требованиях. Повидимому, для России не было иного пути, как пути революции, — и сближение с лагерем революции стало для либерализма неизбежным. Времена были другие: не нео-народничество, а марксизм и шедшее под его знаменем молодое рабочее движение, как магнит, притягивали к себе симпатии либеральных кругов. Молодое поколение либералов нашло свое политическое самоопределение в марксизме, ставшем властителем дум русского общества, — в направлении, казалось, открывавшем выход из тупика, куда загнал Победоносцев с своим планом «подморозить» Россию. Что, собственно, привлекало в марксизме представителей русской общественной мысли 90-х г.г.? Об этом рассказывает С. Л. Франк в своей биографии П. Б. Струве.10 Марксизм «был новой политической доктриной и политическим движением и вместе с тем новым общим направлением русской мысли... В этом качестве он был первым последовательным западничеством в России, тогда как прежние западники, начиная с Герцена, оставались как бы «славянофилами» в области социально-экономической, мечтая... об особом, отличном от Западной Европы, пути развития России». Н. А. Бердяев в «Самопознании» в более широком аспекте подает марксизм, как новое кредо широких кругов интеллигенции. «В конце 90-х годов образовалось марксистское течение, которое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции. Это был тип мало похожий на тот, из которого впоследствии вышел большевизм... В марксизме меня более всего пленил, — пишет Бердяев, — историософический размах, широта мировых перспектив. По сравнению с марксизмом старый русский социализм мне представлялся явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х годов был несомненно процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор».11 П. Н. Милюков в своих воспоминаниях говорит очень скупо о своих политических настроениях в эту эпоху. Некоторую дань увлечению марксизмом он, однако, отдал. Известно, напр., что его предисловие к «Очеркам по истории русской культуры» признавало положительное значение применения к изучению истории методов «экономического материализма» (т. е. марксизма), а в статье в «Совр. Записках», посвященной большевистскому историку Покровскому, Милюков вспоминал: «Мы вместе пережили полосу увлечения «экономическим материализмом», жаждали его применения к русской истории». Но, рассказывая в воспоминаниях о своем аресте в 1901 году в Петербурге, Милюков не упоминает о своей причастности к одной нелегальной социал-демократической попытке тех лет. Ева Бройдо в «Летописи революции», в статье о группах «Социалист» и «Рабочая библиотека», существовавших в 1899-1901 г.г., рассказывает, как участники этой группы обратились за литературным содействием к ряду сочувствующих, в том числе и к П. Н. Милюкову. «Милюков писал какую-то брошюру (не помню, на какую тему). Он был арестован одновременно с нами 29 января 1901 г. При обыске, как говорили, у него была взята эта рукопись, и ему было предъявлено обвинение в участии в «Рабочей Библиотеке» (издания которой печатались в нелегальной типографии, проваленной провокатором Гуровичем, который был связан с П. Б. Струве и другими инициаторами издания марксистского журнала «Начало»).12 Если признать случайным и эпизодическим участие Милюкова в тех или иных начинаниях марксистов, — то в отношении ряда деятелей, игравших видную роль в русском либеральном движении в начале 20 века, — надо сказать, что одно время они были активными и даже руководящими фигурами в марксизме и в социал-демократии. Особенно связан был с новым течением П. Б. Струве, — автор манифеста 1898 г. о возникновении РСДРП, участник совещания в Пскове совместно с М. И. Туган-Барановским, положившего начало с.-д. газете «Искра» под редакцией триумвирата «молодых»: Ленина, Мартова, Потресова и «стариков» из группы Освобождения Труда: Плеханова, Аксельрода и Веры Засулич, и в «Искре» Струве напечатал несколько статей. Еще раньше в 1896 г. Струве входил в делегацию русской социал-демократии на Лондонском международном социалистическом конгрессе, а в 1897 г. в за- граничном «Работнике» он писал о петербургской стачке текстильщиков. Словом, Струве был ряд лет — «свой» в марксистском лагере, даже тогда, когда он стал бернштейнианцем, ревизионистом.13 Тем не менее, несмотря на марксизм Струве и его друзей, для представителей социал-демократии с самого начала было ясно, что тут речь идет о двустороннем договоре, о соглашении двух групп. В начале 1901 года переговоры со Струве продолжались заграницей между группой «Искры» и «Зари» — с одной стороны, и «группой демократической оппозиции «Свобода» — с другой. «Свободу» представляли П. Б. Струве и В. Я. Богучарский. «Предметом договора служило издание «общеполитического приложения» к «Заре» под названием «Современное Обозрение», которое должно было выходить под совместной редакцией представителей обоих договаривающихся сторон. Проект соглашения написан Г. В. Плехановым от имени редакции «Зари» и П. Б. Струве — от имени «демократической оппозиции». Стоит остановиться на содержании этого проекта, — одного из первых соглашений между социалистами и либералами в ту эпоху. «Этот исторический документ, — подчеркивает А. Н. Потресов, — остается неоценимым свидетелем того положения вещей, которое вынуждало либеральную демократию — при ее политическом дебюте — делать попытку создать общую с революционным марксизмом литературную трибуну и искать опоры... в социал-демократии». Плеханов в своем проекте подчеркивал, что «социал-демократия всегда готова по мере своих сил поддерживать всякое, более или менее прогрессивное движение, направленное против существующего у нас порядка... Сознательные русские с.-д. всегда твердо держались того убеждения, что (революционные и оппозиционные) элементы должны идти рядом и поддерживать друг друга там, где речь идет о борьбе с общим врагом». Далее говорится, что необходимое для победы над старым порядком соглашение, втягивая в дело «легальную борьбу т. н. общества»... «составит собою политически необходимое и давно желанное дополнение к революционной деятельности социал-демократии»... Более подробно следует, — к характеристике левых, радикальных тенденций в русском либерализме, — процитиро- вать часть договора, написанного Струве. В нем автор уже не выступает ни как марксист, ни как представитель рабочего движения. Можно сказать, что эволюция Струве и его политическое самоопределение от марксизма к либерализму находит тут довольно отчетливое выражение. Но в этом документе Струве отражает настроения тех кругов либерализма, которые отдают себе отчет, что интересы успешной борьбы с самодержавием требуют союза либеральной оппозиции с социал-демократией. «Желая служить делу широкой общественной пропаганды идей свободы, — читаем мы в проекте Струве, — мы не задаемся выработкой какой-либо партийной программы, предрешающей в деталях то или другое политическое устройство нашей многоплеменной и многоязычной страны... Наше внимание будет одинаково уделено и нелегальной, т. наз. «революционной» борьбе и всем фактически осуществляемым и возможным попыткам — бороться с существующим политическим порядком вещей на его собственной почве. Мы наперед заявляем, что одной из главных задач литературного предприятия будет — политически осмысливать легальную борьбу с— превосходно организованным самовластием бюрократии... Все больше и больше укрепляющееся и у русской оппозиции и у... правительства убеждение в неразрывной исторической связи между т. н. легальной и культурной деятельностью и деятельностью, прямо и открыто направленной на изменение существующего политического порядка, является на наш взгляд важнейшим приобретением политического сознания за последнее время... Мы не отвергаем в легальной общественной деятельности неизбежности известных компромиссов, но мы будем признавать только те компромиссы, которые диктуются неуклонным стремлением скорее и прочнее завоевать для русского человека условия достойного политического существования. За этими пределами практичность переходит в нравственно презренную и политически опасную беспринципность... Наконец, мы считаем нужным подчеркнуть, что мы так же, как и соединившаяся с нами для общего дела соц.-дем. группа, признаем первостепенное политическое значение и призвание русского рабочего движения. В нем политическая мысль интеллигенции нашла себе могучего союзника, с ростом которого отныне неразрывно связаны судьбы политической свободы в России. Мы рассчитываем, что "Современное Обозрение» встретит сочувствие и поддержку со стороны всех оппозиционных элементов. Задача его — соединить все эти элементы в одном литературном предприятии, в теснейшем союзе с единственной организованной силой русской оппозиции, социал-демократией».14 А. Егоров (Мартов) рассказывает, что «договор был уже подписан, но арест Струве и его высылка замедлили осуществление плана» соглашения между с.-д. «Искрой» и либеральной оппозицией. Но были и другие причины, сорвавшие договор, — в первую очередь к этим причинам надо отнести политическое оформление земского движения в 1901-02 г.г. Некоторое значение в этом отношении имел бурный рост студенческого движения в стране. А 1 июля 1902 г. в Штутгарте под редакцией П. Б. Струве стало выходить «Освобождение» — либеральное движение обзавелось своим собственным органом печати, — заграничным, нелегально направляемым в Россию по разным адресам (в том числе и в адреса всех губернаторов). Год спустя — в июле 1903 г. заграницей была основана и организация, объединявшая земцев и радикальную интеллигенцию, — Союз Освобождения. На совещаниях в Шафгаузене и Констанце участвовали наряду с представителями земского движения И. И. Петрункевичем, Ф. И. Родичевым, кн. Д. И. Шаховским, кн. Петром Д. Долгоруким и др. представители радикальной, левой интеллигенции, — среди которых было немало недавних социал-демократов, как П. Б. Струве, С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.15 Впоследствии в Союз Освобождения включились и будущие народные социалисты — Н. Ф. Анненский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, В. Г. Короленко. Как мы видим, либеральная организация начала нового века в какой-то мере была ориентирована налево. Это сказалось и в первых выступлениях журнала «Освобождения». В № 1 журнала редакция (устами Струве) возвещала: «Пусть национальное освобождение будет открыто провозглашено общим делом отцов и детей, революционеров и умеренных. Пусть насилию, унижающему наш народ и извращающему нашу жизнь, будет брошен в лицо соединенный вызов, будет противопоставлена единая борьба. Такого вызова оно испугается, перед такой борьбой оно не устоит». В том же номере «Освобождения» появилась за подписью «сс» (П. Н. Милюков) декларация русских конституционалистов, написанная автором в имении Машук, принадлежавшем Петрункевичу в Тверской губернии. Милюков призывал единомышленников отказаться от лозунга Земский Собор и выдвинуть на своем знамени лозунги всеобщего голосования и социальных реформ. Вскоре было признано и «принудительное отчуждение помещичьей земли». Несмотря на разрыв переговоров с социал-демократией, в тактике «Освобождения» продолжала доминировать ориентация на сближение с революционным движением. В № 5 «Освобождения» мы читаем: «Если в России оппозиция считалась крамолой, то это значит, что в России нет крамолы, а есть только оппозиция. Никакого хаоса и никакой анархии революционное движение не может создать. Либерализм должен признать свою солидарность с т. н. революционным направлением». А в «Листке Освобождения» (№ 17) эта солидарность получает конкретное выражение: «Действия различных революционных и оппозиционных партий, как русских, так и заграничных (т. е. эмигрантских), будут координироваться». В одном из следующих номеров «Освобождения» Струве писал, как бы возвращаясь мысленно к переговорам с «Искрой» и «Зарей» в 1901 году: — «Русскому либерализму не поздно еще занять правильную позицию — не против социал-демократии, а рядом и в союзе с нею». С точки зрения социал-демократии, однако, уже было поздно. На том 2-м съезде РСДРП осенью 1903 года, где произошел исторический раскол на меньшевиков и большевиков, — протянутая рука либералов из Союза Освобождения не встретила ответного пожатия. По предложению Плеханова и Ленина (при возражениях Мартова) была принята специальная резолюция о журнале «Освобождение», в которой съезд «настоятельно рекомендует всем товарищам обращать в своей пропаганде внимание рабочих на антиреволюционный и противопролетарский характер того направления, которое выразилось в органе г. П. Струве».16 Таким образом, готовность «Освобождения» сохранить союз с социал-демократией оказалась обреченной. И, действительно, когда осенью 1904 года для оппозиционных и революционных групп созрела возможность «координации», о которой писало «Освобождение», и в Париже была созвана конференция «революционных и оппозиционных партий российского государства», — на ней Союз Освобождения встретил в качестве партнеров — эсеров, финских активистов, поляков, — обе с.-д фракции, меньшевики и большевики, уклонились от участия на этой конференции. Союз Освобождения был представлен кн. Петром Долгоруким, П. Б. Струве, В. Я. Богучарским и П. Н. Милюковым, — последний участвовал под псевдонимом Александров, — что потом было раскрыто в Государственной Думе Столыпиным по донесению Ратаева, осведомителем которого на конференции был Азеф. Об этой попытке «координации» по существу распространяться не стоит, — ибо от конференции у деятелей Союза Освобождения во всяком случае осталось чувство неловкости, когда выяснилось, что за кулисами ее действовали авантюристские элементы, к тому же свои революционные планы намечавшие при содействии японцев (ведь дело было в русско-японскую войну)... 5. ЛИБЕРАЛЫ «УГОВАРИВАЮТ» РЕАКЦИЮ Этой формулой можно было бы покрыть тактическую линию генерального штаба русских либералов от канунов первой революции 1905 года — через полосу думского парламентаризма и первую мировую войну — до взрыва второй революции — в феврале-марте 1917 года. Это был период политической истории — бурный и противоречивый, ката-строфический, зигзагообразный. Начался он с убийства Плеве. Милюков в своих воспоминаниях пишет: «Плеве, который боролся с земством, устраивал еврейские погромы, преследовал печать, усмирял порками крестьянские восстания, давил репрессиями первые проявления национальных стремлений финляндцев, поляков, армян... Он, который сказал Куропаткину: чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война».17 Плеве был убит социалистами-революционерами, и он, этот последний временщик самодержавия, уже не мог собственными глазами убедиться в том, как вся его охранительная политика привела к обратному результату и оказалась водой на мельницу революции. Политические последствия ухода со сцены Плеве ска-зались очень быстро. Началась «оттепель», объявлена была политическая.«весна». Ее открыли земские съезды, банкетная кампания интеллигенции. Поражения на фронте войны с Японией, вслед за студенческим (1901), крестьянским (1902) и рабочим (1903) движением предыдущих лет, оказались яр< кими зарницами, предвещавшими революцию. Либеральное движение к концу 1904 года консолидировалось и кристаллизовалось. По мере его углубления и выхода на историческую авансцену, по мере роста его популярности в широких кругах интеллигенции, среди представителей свободных профессий, — шел процесс и его политической дифференциации. Этому содействовали новые органы печати, и новые, свежие голоса, неожиданно зазвучавшие в стране, — яркие провозвестники надвинувшейся уже вплотную революции. 9 января 1905 г. открывает ее первую, причудливую, почти фантастическую страницу, когда на улицы Петербурга с петицией, формулировавшей политические требования народа, вышли многотысячные массы рабочих под руководством главы легальной организации, созданной при поощрении властей, священника Гапона (как оказалось, связанного с Департаментом полиции). Запуганный царь, под влиянием ограниченных разумом советников, ничего умней не придумал, кроме расстрела рабочей демонстрации, — одновременно расстреляв картечью и последние монархические чувства в народе. Еще до начала первой революции, в ноябре 1904 года умеренные, консервативные земцы получили возможность приступить к переговорам с правительством. Возможно, что инициатива переговоров шла сверху, из растерявшихся придворных и министерских кругов, но это дела не меняло, — ибо попытка убедить правительство пойти на уступки, вступить на путь реформ и была генеральной тактической линией влиятельной фракции либерально-настроенных земцев. С. Ю. Витте, как известно, выбрал для переговоров представителей умеренных земских элементов Д. Н. Шилова, Н. Н. Львова, А. И. Гучкова, гр. Гейдена и др. Сменивший Витте на посту премьера П. А. Столыпин, — это уже было в период 1-ой Государственной Думы, когда девятый вал первой революции уже был позади, — продолжал переговоры тоже преимущественно с умеренными либералами. Как известно, целью переговоров явилось вхождение в состав правительства представителей общественности. Последние, как правило, если не ставили прямых условий, то всегда обуславливали свое вхождение в правительство теми или другими политическими аргументами. Как в 1904 г., так и в 1905 и 1906 годах, т. е. на всех этапах переговоров, представители либералов стремились "уговорить» реакцию пойти навстречу требованиям страны, дать конституцию, созвать народных представителей, положить предел царящему — не без административного восторга — произволу, наконец, дать амнистию политическим заключенным и ссыльным, и этими прелиминарными мерами предотвратить и обуздать революцию. Переговоры оказались бесплодными. Ни одного из самых умеренных партнеров ни Витте, ни Столыпину не удалось перетянуть на свою сторону. Слово «конституция» нельзя было даже произнести, — ибо царь поставил это слово под запрет. От кандидатуры давно скомпрометированного П. Н. Дурново, как министра внутренних дел, в сферах ни за что не хотели отказаться, — между тем с ним идти в правительство никто из самых консервативных либералов не считал возможным. Картина переговоров с представителями земского съезда в Петербурге 6-9 ноября 1904 г., окончившихся в ничью, буквально повторилась осенью 1905 года по свежим следам всеобщей октябрьской политической забастовки, вырвавшей манифест 17 октября. Опять приглашались умеренные либералы, Шипов, будущий октябрист, а сейчас «конституционалист по высочайшему повелению», Гучков, граф Гейден, — последнему принадлежит тонкое определение той роли, которая отводится представителям общественности: «Нас приглашают на роли наемных детей при особах легкого поведения», — вполне понятно, что никто на такие «роли» не склонен был пойти. Неискренность, «уклончивость» манифеста 17 октября была очевидной, хотя «правда, Победоносцева за нею уже больше не чувствовалось», — пишет об этом времени Милюков в своих воспоминаниях.18 Он говорит о «двусмысленности обещаний» и об отсутствии серьезных политических гарантий. Но, приводя слова Милюкова, мы тем самым передвигаемся от консервативных либералов — к либералам радикальным. Милюков — ведь это недавно еще Союз Освобождения, Парижская конференция с эсерами, Союз союзов, сыгравший крупную роль в организации октябрьской всеобщей забастовки 1905 года. Тем не менее Милюков в этот переломный момент в русском либерализме уже представлял собой «центр», — левое крыло освободительного движения передав т. н. «Большой петербургской группе», где действовали Е. Д. Кускова, В. Я. Богучарский и др. Но к этому времени уже повелительно назревала необходимость перехода от нелегальной организации Союза Освобождения — к образованию легальной политической партии русского либерализма — «к открытой политической партии в европейском смысле слова». В октябре 1905 г. возникла конституционно-демократическая партия (ка-де), которую и возглавил Милюков. С этого момента происходит существенная эволюция и роли либерального «центра». От некогда формулированной Струве тактической задачи: «не против социал-демократии, а рядом и в союзе с нею» уже абсолютно ничего не осталось. Либеральная политика переходит к совершенно новым задачам: она ведет переговоры с правящими кругами о власти, — точнее, — она «уговаривает» реакцию... На долю П. Н. Милюкова выпала эта задача еще за несколько лет до того, как были призваны на предмет переговоров умеренные земцы, на заре его политической деятельности. В своих воспоминаниях он передает эпизод, как, сидя в заключении в петербургских «Крестах» (1902 год), он был вызван неожиданно к Плеве. «Он спросил меня в упор: что я сказал бы, если бы он предложил мне занять пост министра народного просвещения... Я ответил, что поблагодарил бы, но, по всей вероятности, от него бы отказался... — Почему же? — Потому, что на этом месте ничего нельзя сделать. Вот если бы ваше превосходительство предложили мне занять ваше место, тогда я бы еще подумал»19. Разумеется, продолжения переговоров, — если это были переговоры, а не так сказать проба пера, — не было. Но в последующие годы Милюкову, уже признанному лидеру легальной либеральной общественности, пришлось несколько раз вести переговоры и с Витте, и с Столыпиным, и — совершенно секретно — с Ф. Д. Треповым, — хотя и не занимавшим поста премьера, но бывшим представителем «второго», настоящего правительства (при царском дворе). В своих материалах «К истории русского лжеконституционализма» Милюков прослеживает различные стадии переговоров в 1905-06 г.г., в которых участвовали преимущественно умеренные, земские представители общественности, — и приходит к выводу, что все попытки «уговорить» реакцию оказались фатально обреченными в сложившейся обстановке. Он пишет: «По поводу записок Д. Н. Шилова было недавно высказано предположение, что если бы русская интеллигенция оказалась более уступчива и если бы старое земство сыграло роль умеренного центра... то весь ход русских событий мог бы сложиться иначе. Не буду отрицать вредных последствий интеллигентского максимализма... Но ведь власть не могла сговориться не только с максималистами»20. Он продолжает подбивать итоги: «Только государственное предвидение могло предупредить надвигавшуюся катастрофу. В рядах общественности это предвидение вовсе не было уж такой редкостью... Но предостережения наткнулись на... толщу непонимания и закоренелых предрассудков... Самая элементарная интрига царедворца легко одерживала верх над государственной проницательностью... Серьезный компромисс был невозможен, а несерьезный — бесполезен»21. В этом было все дело: царь и его приближенные, — а именно они, — а не Витте или Столыпин, — были решающими инстанциями в период переговоров. Они не искали сколько-нибудь серьезного компромисса ни со страной, ни с общественностью, — ни до манифеста 17 октября, ни после него. Подъем общественного движения вызвал оторопь в придворных и бюрократических кругах, оторопь сменилась испугом, когда в освободительном движении стали брать верх революционные и социалистические течения. Перед натиском октябрьской всеобщей политической забастовки, явившейся кульминационным пунктом национальной революции, царь и правительство устоять не могли и вынуждены были уступить. Однако, мера этих уступок и степень их серьезности находились в зависимости от дальнейшего хода событий. Не столько политическим сознанием или расчетом, сколько инстинктом самосохранения руководствовался старый порядок, когда, наблюдая нараставший разлад и распад в лагере революции и оппозиции, стал довольно стремительно брать назад или лишать всякого содержания сделанные уступки. Переоценивая свои силы и возможности, революция своей политикой в Совете рабочих депутатов, нерасчетливой практикой всеобщих забастовок, заранее обреченных на провал, и всем трагическим развитием, приведшим к краху московское декарбьское восстание, революция не только изолировала рабочие и социалистические круги, не только оттолкнула от се- бя симпатии либеральных кругов и вырыла пропасть между собою и обществом, — революция как бы сама вскормила и окрылила реакцию. Левое крыло либерализма, еще ориентировавшееся на соглашение с революционным движением, как бы лишилось последних политических аргументов в пользу этой ориентации. Правое крыло и центр либерализма перед лицом надвинувшегося «Ахеронта» слева (мифологической адской реки, волны которой грозили затопить все и вся...) и предчувствуя ответное наступление «Ахеронта» справа, — разнузданных и осмелевших черносотенных банд, уже на другой день после манифеста 17 октября устроивших под руководством полиции массовые погромы евреев и интеллигенции, — продолжали свою безнадежную и обреченную работу по «уговариванию» реакции. Поправение либерализма несколько позже получило свое яркое выражение в выступлении семи смиренных либералов в сборнике «Вехи», духовным вождем которого явился тот же П. Б. Струве, который в 90-х годах примкнул к социал-демократии. Вместе с группой бывших марксистов, Бердяевым, Булгаковым, Франком и др. он не только попытался возродить направление «консервативного либерализма» времен Б. Н. Чичерина, — но наиболее отчетливо обнаружил стремление к сговору с правительством П. А. Столыпина, с его политикой жестокого усмирения революции, с его великодержавными империалистическими тенденциями. В сборнике «Вехи» разочарование в освободительном движении приняло весьма экстремистские формы, выражаясь в пересмотре идейного наследия... Петра Великого и, конечно, Белинского и в «благословении» власти, оградившей вехистов от разлива революционной стихии. «Центр» либерализма так далеко не шел. Напротив, Милюков и Петрункевич провели решительное размежевание с кругом идей, одушевлявших участников сборника «Вехи». Разгон 1-ой и 2-ой Государственных Дум убедил всех, что курс на реакцию взят твердый, и попытки умеренных либералов удержать Столыпина от разгона 2-ой Думы, — бесплодные попытки перебросить мост к правительству, «уговорить» его, добиться от него какого-нибудь компромисса с Думой, — засвидетельствовали лишний раз обреченность всей политики правого крыла либералов. Вот как подвел итоги русского лжеконституционного развития один из правых кадетов, В. А. Маклаков, — один из тех, кто в переговорах с П. А. Столыпиным в последний раз до войны пытался «уговорить» реакцию, чтобы избежать рецидива революции и обеспечить для России мирное, парламентское направление. «Во 2-ой Думе, — писал он, — начала... намечаться та объективно необходимая комбинация «прогрессивного блока», которая одна могла реформировать Россию без потрясений и изменить ее облик, сохраняя в ней и порядок, и преемственность государственной власти... Для той кучки, которая хотела, чтобы государство служило только их интересам,... Первая Дума, против своего желания, вела все-таки нас к революционному взрыву, вторая же (Дума) могла от него Россию избавить. После ее неудачи все пошло по иному. Третья Дума компрометировала и Столыпина, и октябристов. Несмотря на внешний успех конституционного строя и связанный с ним расцвет экономической жизни, она вела к возобновлению старой борьбы власти и общества. Это обнаружилось в 4-ой Думе. И при третье-июньском законе результат выборов оказался другой. Страна опять явно левела, а вместе с нею и Дума. Правительство же искало спасения в еще большем повороте направо. Серьезный конфликт назревал. Он был замаскирован и отсрочен войной. Под влиянием военной опасности думские партии уже обдуманно перешли к той спасительной комбинации «прогрессивного блока», которую инстинктивно наметила 2-ая Дума. Это был новый и самый реальный шанс примирения с властью. Но с этим было опоздано. Верховная власть тогда с рельс уже сошла и летела к пропасти, ничему не внимая».22 Маклаков нас подводит таким образом к новейшей истории России, к последнему этапу, когда была сделана в слушный час попытка «уговорить» реакцию. Втянутая в мировую войну, потребовавшая от страны и народа напряжения сверхсметных сил, — Россия столкнулась с распадом всей политической системы, разъеденной распутинщиной, сухомлиновщиной, протопоповщиной. Идея объединить самые умеренные, самые лояльные элементы Государственной Думы под фирмой Прогрессивного Блока, — и таким образом поставить заслон против разлива революционной стихии, особенно грозной во время войны, — целиком принадлежала признанному лидеру либерализма П. Н. Милюкову, видевшему в Прогрессивном Блоке (1915 г.) инструмент давления на власть, способ заставить ее опомниться и пойти на необходимые реформы. Прогрессивный Блок явился последней попыткой уговаривания реакции со стороны либералов. Эта карта либерализма была бита, как и все предыдущие. Сцилла реакции повернулась спиной к либералам, и они автоматически очутились перед Харибдой революции. 6. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ПОНЕВОЛЕ Что могло быть более умеренного, нежели план объединения большинства 4-ой Госуд. Думы, — кадет, октябристов, националистов, — вплоть до Крупенского, Шульгина, Пуришкевича, на программе самых скромных политических требований, — объединения, к которому примыкали члены Государственного Совета, генералы великой войны? Пожалуй, программа эта почти ничем не отличалась от верноподданнических адресов Черниговского и Тверского земств, которые формулировал 30 лет тому назад И. И. Петрункевич. Как и тогда, как и в 90-х годах, — так и сейчас при временщиках типа Штюр-мера, не могло быть и речи ни о конституции, ни о правовых гарантиях, ни о сколько-нибудь серьезных реформах, — ни о действительной обороне на фронте. Катастрофа надвигалась неотвратимо. Старый режим, как слепая лошадь, летел в пропасть навстречу гибели. Прогрессивный Блок не мог и не хотел разделять его судьбу, и Госуд. Дума — против своей воли — стала фактором революции. В. А. Маклаков, как известно, в ряде своих мемуаров "Власть и общественность на закате старой России», «Первая Госуд. Дума», «Вторая Госуд. Дума» и в статьях, опубликованных в парижских «Современных Записках», подверг критическому пересмотру и переоценке деятельность русских либералов, особенно в полосу первой революции 1905-1907 г.г-«Партии эволюции, — писал он, — надлежало помогать власти во всех ее попытках двигаться в лучшую сторону, как бы ни было это движение незначительно». Вместо этого либералы критиковали правительство, более того, возбуждали в населении враждебное отношение к власти. Либералы, по его мнению, впадали сами в максимализм, когда выдвигали лозунги Учредительного Собрания и всеобщего избирательного права, — не говоря уже о том времени, когда они искали прямого союза с революционными социалистическими партиями. Возражения со стороны Маклакова вызывали ретроспективно и поведение либералов в переговорах с Витте и Столыпиным и отношение их к т. н. органической работе в Госуд. Думе. Нет сомнений, что в той сложной и зыбкой политической обстановке, которая господствовала в эти годы, русский либерализм порой метался между Сциллой реакции и Харибдой революции, и ни здесь, ни там не мог добиться сколько-нибудь приемлемого компромисса, и в этом смысле критика Маклаковым политики кадетской партии ухватывает какие-то объективные моменты. Но вместе с тем он несомненно не может отрицать, что Милюков прав, утверждая, что «партия в своем большинстве употребляла все усилия, чтобы спасти Россию от революции, к которой ее вели другие факторы».23 Милюков безусловно прав в своем ответе на критику Маклакова, когда, даже соглашаясь с последним, что «конституционная монархия была единственным способом мирного преобразования государства», резонно замечает, что в этом рассуждении Маклакова забыто, что «сама самодержавная власть не оставила другого пути к конституционной монархии, кроме революционного». Да в сущности в конкретном политическом плане это признает и Маклаков, когда пытается искать причины исторической неудачи либерализма. «Причиной злополучного уклона нашей новейшей истории (речь идет здесь о «войне общества с властью») было самодержавие. У него все было в руках, чтобы обойтись без войны. Примирение власти и общества, возвращение самодержавия на героический путь великих реформ — зависело тогда от него. Последний несчастный наш самодержец этого не захотел и сам начал войну со страной», — пишет Маклаков. И с особенной отчетливостью это сказалось в годы войны, когда положение пыталась исправить «спасительная комбинация прогрессивного блока». Но «с этим было опоздано, — отдает Маклаков себе полный отчет, — Верховная власть уже с рельс сошла и летела к пропасти, ничему не внимая». Какая иная политика в это время была возможна? В. А. Маклаков, вскрывая пороки и преступления либерализма, на самом деле ставит другую проблему, притом гораздо более важную. Это проблема о готовности царя и старого режима в 1906-1917 годах идти на Реформу или реформы на основе соглашения с умеренно-либеральными течениями. Наличие этой готовности царя и его окружения надо доказать, и бремя доказательства в этом отношении целиком ложится на Маклакова. Приводит ли он такие доказательства? Решается ли он, знаменитый русский адвокат, взять на себя защиту старого режима? Нет. Ибо самый умеренный либерал XX века не может взять на себя задачу — обелить старый режим, его политику, фатально заводившую в тупик страну, а двор и монархию — к распаду и гибели. Ему ничего другого не осталось, как признать в своей работе о 1-ой Госуд. Думе: «Через 10 лет революция пришла. Не либеральная общественность и не революционные партии ее вызвали. Ее подготовили непосильная тяжесть войны и ошибки потерявшей голову власти». Вопрос о том, кто вызвал русскую революцию, до сих пор еще недостаточно освещен в литературе, и в эмиграции, особенно в ее монархических и правых кругах, до сих пор господствуют самые примитивные представления и предрассудки на этот счет. Русская действительность эпохи канунов февральско-мартовской революции, казалось бы, наглядно устанавливает, что в 1914-1916 годы все политические события развивались, вопреки всяким застарелым предрассудкам и банальным представлениям о революции. Накануне февраля 1917 года никто не ожидал революции и не верил в ее близость. Сколько бы большевики ни рассказывали о «железных батальонах», которые подготовили революцию, — на деле ни у большевиков, ни у меньшевиков, ни у эсеров не было ни одного сколько-нибудь серьезного подпольного центра, который ориентировался бы на близкую революцию и который бы мог ей в какой-либо мере содействовать. Ни революционных армий у революции не было, не было у нее и вождей. Но жаждой перемены, сознанием необходимости перепрячь лошадей, — даже в годы войны, когда такая перемена была сопряжена с большим риском, — были охвачены все в России. Царский двор, распутинская шайка, несколько крайне-правых кружков, получавших субсидии от тайной полиции, — были абсолютно изолированы в стране. И нужно признать бесспорным, хотя и парадоксальным фактом, — что к революции 1917 года в России призывали не социал-демократы-меньшевики в Госуд. Думе и в рабочих группах Военно-Промышленных Комитетах, не трудовики в Госуд. Думе и не кадеты, с особенной тревогой относившиеся к революции во время войны. Но «революционерами поневоле» были все: деятели Прогрессивного блока Госуд. Думы и Госуд. Совета от Милюкова — до Пуришкевича, деятели Союза городов и Союза земств, деятели Военно-Промышленных Комитетов, весь генералитет во главе с генералом М. В. Алексеевым, многие министры царского правительства, не принадлежавшие к партии Распутина. и — великие князья. В поисках выхода из политического тупика, куда была загнана Россия, объединились не только радикальные и либеральные, но консервативные и монархические круги, — не останавливавшиеся ни перед перспективой дворцового переворота, ни перед перспективой революции. Из этого всенародного порыва и вышла февральская революция, революция национальная по своему происхождению, — хотя ее носителями явились революционеры поневоле. В. А. Маклаков, один из ретроспективных критиков либерализма и сам революционер поневоле, в одной из своих книг счел нужным выступить и в защиту либеральной формулы прогресса. «Идеи либерализма теперь не в фаворе, — писал он. — Сейчас отстаивают не «права человека, а «силу государственной власти»... Я не только не отрицал этих идей, но находил, что если бы даже должно было признать, что эпоха личной свободы в мире окончилась, и вернулось время управления сверху, или что прогресс состоит в том, чтобы человеческое общество превратить в улей или муравейник, в чем Муссолини, Гитлер и Сталин между собой солидарны, — то и в этом случае в России 20 века для таких взглядов не было почвы. Нападки на либерализм, как таковой, получили свой raison d´etre в государствах, где личная свобода все свои результаты дала и показала свою оборотную сторону... В России этого не было; она не даром была отсталой страной. Ей еще нужно было именно то, в чем многие уже разочаровались на Западе; была нужна самодеятельность личности, защита личных прав человека, ограждение его от государства. Прогресс для России был в этом». В связи с этим уместно привести и некоторые размышления Маклакова о коммунистической революции в России. «Де- лом революционеров была только октябрьская революция, — писал он. — Но их большевистская революция была вредна потому, что ее цели были России не нужны. Во славу «теории» она осуществила их силой; но такая победа полезных результатов дать не могла. И, действительно, пока еще не достигнуто ничего из того, чего октябрьская революция добивалась, — ни народовластия, ни равенства, ни господства трудящихся, ни коммунизма. В уродливой форме вернулась личная власть, привилегии «классов», хотя и других, всемогущество бюрократии, беззащитность народа и человека, т. е. все язвы старых порядков. Конечно, командные высоты оказались в руках новых людей; сложилась новая аристократия, новый двор и «угодники»; трудящиеся сделаны были полными париями; честолюбивые люди стремятся выйти в бюрократию и властвовать над народом. Новые господа своей личной судьбой могут быть и довольны; но революция ставила не эти задачи и потому не она победила. На общем несчастье выиграли только отдельные люди».24 ПРИМЕЧАНИЯ 1. И. И. Петрункевич. "Из записок общественного деятеля», "Архив русской революции», т. XXI, Берлин, 1934, стр. 96-97. 2. И. И. Петрункевич. «Из записок общественного деятеля», «Архив русской революции», т. XXI, Берлин, 1934, стр. 97. 3. В. Богучарский. «Народная Воля». Стр. 403. 4. И. И. Петрункевич. Стр. 101. 5. И. И. Петрункевич. Стр. 150. 6. А. С. Суворин. Дневник, М., 1923, стр. 15-16. 7. И. В. Гессен. В двух веках, стр. 144. 8. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. I, Н. И. 1955, стр. 224. 9. И. В. Гессен, стр. 195. 10. С. Л. Франк. Биография П. Б. Струве, Н. И., 1956, стр. 13-14. 11. Н. А. Бердяев. «Самопознание». Опыт философской автобиографии, Париж, 1949, стр. 125. 12. Е. Л. Бройдо. «Летопись революции», Берлин, 1923, кн. 1у стр. 132. 13. Л. Дан. «Около редакции «Искры» (из воспоминаний) и Г. А. «Комментарии», «Против течения», кн. 2, Н. И., 1954, стр. 57-72. 14. «Общественное движение в России в начале 20 века», т. I. Статьи А. Н. Потресова, А. Егорова (Ю. О. Мартова), Н. Череванина, стр. 615-616 и др. 15. И. И. Петрункевич, стр. 338. 16. Протоколы 11-го съезда РСДРП (1903), стр. 402-403, Москва, 1959. 17. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. I, стр. 224. 18. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. I, стр. 312. 19. П. Н. Милюков. Воспоминания, т. I, стр. 203. 20. П. Н. Милюков. Три попытки, Париж, 1921 г., стр. 83-84. 21. П. Н. Милюков. Три попытки, Париж, 1921 г., стр. 85-86. 22. В. А. Маклаков. Вторая Государственная Дума, Париж, стр. 257-258. 23. П. Н. Милюков. «Кадетский либерализм», «Совр. Записки», кн. 41. 24. В. А. Маклаков. Первая Государственная Дума, Париж. СОЦИАЛИСТЫ В РОССИИ И В ЭМИГРАЦИИ 1. ПОСЛЕ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ Нет более соблазнительной темы, и темы более жгучей,. чем тема об «истоках» постигшей Россию великой катастрофы. Пусть скептики утверждают, что история учит нас только тому, что она ничему не учит, — наша мысль то и дело возвращается к прошлому, задумываясь над тем, что было, ворошит и вопрошает историю, свидетелями, участниками, жертвами которой судьба нас поставила. По известному выражению, история — это политика, опрокинутая в прошлое, — может быть, она в таком случае способна кое-чему научить и современность?... Историческим фоном, на котором факторы революции получили питание и развитие, явилась первая мировая война. Война вызвала хаос и осложнения, страсти и нигилизм, разнуздала инстинкты разрушения, обесценила человеческую жизнь, породила настроение: все — трын-трава. Война наглядно вскрыла гнойники и язвы старого порядка. Наличие общественности в стране, Государственной Думы, городского и земского самоуправления, — всей системы нарождавшегося конституционализма могло постепенно, — быть может? — оказать воздействие на разлагающийся Двор, убить гидру распутинщины. Но война сорвала эмбрион парламентаризма, растоптала зародыши свободы. Поражения на фронтах, рост продовольственной и хозяйственной разрухи в тылу усиливали действие деструктивных элементов в стране. И старый порядок, как слепая лошадь, несся в подкарауливавшую его бездну, влача за собой еще упиравшийся народ, еще сопротивлявшуюся, хотя и явно слабеющую страну... Среди факторов русской действительности некоторую роль играла и резервная армия профессиональных революционеров, уцелевшая от событий 1905 года и как бы нарочно вскормленная старым режимом «про запас», на случай своего крушения. Люди особой психологии, отталкивавшиеся от настоящего, живущие мечтой о неопределенном, но многообещающем будущем. Правда, поколение революции 1905 года постепенно перестраивалось. Многие поняли знамения времени и отдавали себе отчет в том, что Россия уже вступила на путь политической эволюции, на путь, ведущий к демократии. Но были еще подпольщики, были тюремные сидельцы, были политические эмигранты, — для которых Россия оставалась всегда в будущем, никогда в настоящем. И когда вспыхнула война, российская вольница восприняла ее как широко распахнутую дверь в революцию. Перед войной страна еще подбивала итоги первой революции. Каковы были эти итоги? Одни считали, что революция, достигнув своей кульминации во всеобщей политической забастовке в октябре 1905 года, в скорости потерпела поражение. Это была побежденная революция. Другие, напротив, полагали, что несмотря на все свои «прыжки в сторону» (пользуясь немецким выражением), революция наметила перспективу нового свободного развития, вызвала к жизни какой ни на есть, но парламент, расширила свободу печати. «Начальство вернулось», но вернулось в другом виде: в России уже не стало неограниченного самодержавия. Двор, дворянство, бюрократия должны были потесниться, уступить некоторые свои позиции. Конечно, процесс эволюции был противоречив и зигзагообразен. В течение полутора лет свирепствовала контрреволюция, бушевал белый террор, шла вакханалия военно-полевой скорострельной юстиции. Административный восторг брал реванш на окраинах, особенно в антисемитизме и ущемлении национальных стремлений. Все, что отдавало революцией в напуганных сердцах представителей старого порядка, — даже 1-я и 2-я Государственные Думы, — подвергалось ликвидации. Строптивые элементы угонялись в Сибирь. Никак нельзя было говорить, что Россия превращается в правовое государство. Но все же: медленным шагом, робким зигзагом, — примерно с 1908 года, — наблюдался процесс пореволюционной стабилизации. Либеральные, умеренные общественные силы находили себе довольно широкое применение. Прошла полоса общественных съездов с участием радикальной интеллигенции и организованных рабочих групп. Полуявочным способом и в порядке легальности создавались организации рабочих и возникла социалистическая печать, — меньшевиков, эсеров и большевиков. Третья Государственная Дума, а затем и Четвертая, — возникшие на основе третьеиюньского государственного переворота, явились в сущности первой ступенью политического воспитания народных масс в городе и деревне. Административный произвол еще разгуливал на воле, но все же обуздывался народившимся в стране новым эффективным фактором — общественным мнением. «Темные силы» еще брали верх в органах управления и мешали складываться правовому государству, — но объективно можно сказать, что борьба за превращение России в правовое государство западного образца шла, и порой не безуспешно. Сложнее обстоял вопрос с субъективными итогами революции 1905 года. Ленин, напр., еще на весну и осень 1907 года назначал даты новых революционных вспышек, все еще рассчитывая на новый девятый вал революции и носился с партизанскими лозунгами образования боевых подпольных «троек» и «пятерок». В иных социалистических кругах, не шедших на примирение с действительностью, шла дискуссия: переживаем ли мы в России еще 1848 год, год подъема,—или мы уже въехали в 1849, год спуска с горы? Если наступил 1849 год, — тогда уже нет речи о революционной ситуации в России, — тогда наступает полоса «конституционных иллюзий». Так и не закончив дискуссии, так и не выяснив в точности, идет ли Россия в гору или под гору, — участников дискуссии стал точить червячок сомнений. Хорошо знавшие Ленина люди утверждали, что он всегда был верен пословице: береженного и Бог бережет. Почва Финляндии горела у него под ногами, и его потянуло к гостеприимным берегами Сены. 2. ОДИНОЧЕСТВО ЛЕНИНА Может быть, одним из интереснейших фактов эмиграции в годы 1908-1914, — до войны, — был малоизвестный и почти забытый факт растущей изоляции большевиков и особенно растущего одиночества Ленина, — вероятно, самой колоритной и демонической фигуры в русском революционном движении — после Бакунина. В этот период отошла от Ленина вся старая гвардия большевизма, созданная им и сцементированная им с особой хозяйской тщательностью в полосу раскола с меньшевиками на 2-м съезде РСДРП (1903 г.) и в боях 1905 года. От большевизма откалывались целые группы и фракции, — и в первую очередь группировка «Вперед» со своими разветвлениями «отзовистов» и «ультиматистов». Чтобы уяснить себе значение этих расколов, следует перечислить имена отступников, игравших большую роль в формировании большевизма: Богданов-Малиновский, Воинов-Луначарский, Базаров-Руднев, Мешков-ский-Гольденберг, Григорий Алексинский, Покровский-Домов, Сокольников-Бриллиант, Рожков, Станислав Вольский, Войтинский, Рыков, Красин, Лядов-Мандельштам, Менжинский, Лозовский, Мануильский, Владимиров, — вот имена наиболее известных тогда большевиков в России и заграницей, покинувших Ленина. Горький тоже порвал с Лениным. В связи с делом провокатора Малиновского (члена Государственной Думы), которого Ленин пытался покрыть, — ушел в оппозицию Трояновский. Отчасти с делом Малиновского возникли первые трения у Бухарина в отношениях с Лениным. С Каменевым был разрыв после ареста большевиков — членов Госуд. Думы. Надо иметь в виду, что целый ряд будущих, послеоктябрьских большевиков в годы, предшествовавшие войне и даже в первые годы войны, считали себя меньшевиками, не предвидели и не предчувствовали своей карьеры под Лениным. Троцкий, например, несмотря на свои индивидуалистические уклоны, оставался одним из ведущих меньшевиков и был в стане последовательных противников Ленина. Чичерин-Орнатский (будущий наркоминдел) был секретарем меньшевистских групп содействия заграницей. Ларин (будущий нацио-нализатор промышленности), Урицкий (будущий глава петроградской Чека), Майский и Александра Коллонтай (будущие красные дипломаты), — наконец, Антонов-Овсеенко (прославившийся в октябре штурмом Зимнего дворца), — все они были меньшевиками накануне войны, во время войны, а некоторые и позже, — и даже порой меньшевиками правого толка: ликвидаторами, потом оборонцами. Один из рабочих-эмигрантов А. С. Шаповал в своих мемуарах2 воссоздает обстановку в Париже вокруг Ленина в 1911 году: «Ленин был почти одинок»... «Как дятел какой-то Ленин говорит одно и то же», — высмеивает его Алексинский. «Тоже лезет со своим деревянным языком», — смеялся над французским языком Ленина б. большевик С.». «Ничего не понимает ваш Ленин в философских вопросах», — говорят другие большевики или полубольшевики. К этому времени на собраниях большевиков бывало всего 12-15 человек, — отмечает Шаповал. К тому же на собраниях царило «враждебное настроение против Ленина». Доходило до того, что опасались, как бы его не столкнули с трибуны. Б. Горев подтверждает воспоминания Шаповала: «Был период (приблизительно 1911 год), когда Ленин и его небольшая группа в эмиграции была почти одинока». Это одиночество возрастало с каждым годом.2 Политическая изоляция Ленина особенно подчеркнуто выглядела незадолго до войны, когда по инициативе Международного Социалистического Бюро 16-17 июля 1914 г. было созвано в Брюсселе совещание для примирения всех социал-демократических течений в России. Из видных иностранных социалистов на совещании были Вандервельде, Каутский, Гюисманс, Роза Люксембург. Почти все видные меньшевистские группировки были представлены, как и наиболее видные деятели: Плеханов, Аксельрод, Мартов, Троцкий, Чхенкели (член Гос. Думы), печатник Романов, Батурский, Триа (из России). Был и Алексинский от группы «Вперед». Большевикам очень не хотелось участвовать в одном совещании с меньшевиками да еще с целью объединения. Поэтому Ленин прежде всего решил самому не ехать в Брюссель. Об этом писал Ганецкий в «Ленинградской Правде».*3 «Ильич взбешен. Лучше бы не принимать участия. Жаль времени и денег. Но неудобно». И Ленин послал делегатов второго ранга: Инессу Арманд, Владимирского, Попова да Ганецкого (от польских социал-демократов), которые и прочитали написанную Лениным декларацию против объединения. Меж тем совещание в Брюсселе признало, что «в настоящее время не существует тактических разногласий достаточно крупных, чтобы оправдать продолжение раскола». И эту точку зрения разделяло полностью Международное Социалистическое Бюро. Война сорвала все маниловские планы и намерения. Но в сущности при противодействии Ленина эти планы и без войны не имели никакого шанса. Особенностью политической изоляции Ленина было не столько решительное отмежевание его от всех течений меньшевизма (что можно объяснять полярностью его политики и идеологии), — сколько систематический разрыв его с единомышленниками, с большевиками, в какой-либо мере расходившимися с ним, даже независимо от важности этих расхождений. Отход от Ленина большевиков продолжался и во время первой войны. Так, в 1915 году на конференции заграничных большевиков в Швейцарии вспыхнули острые разногласия между Лениным и влиятельной тогда группировкой «божийцев» (по имени городка Божи), с четверкой видных большевиков: Бухариным, Пятаковым, Евгенией Бош, Трояновским. В том же 1915 году на Циммервальдской конференции интернационалистов Ленин не только был в меньшинстве, — против «правой циммервальдской», но и в самой «циммервальдской левой» он ухитрился разорвать с Розой Люксембург и Карлом Радеком. Изоляция Ленина в большевистском лагере как раз достигла своего апогея накануне революционных событий в России, — именно в январе 1917 года Ленин подал в отставку... Очень соблазнительно продлить эти замечания и распространить их на эпоху февральской революции 1917 года. Ведь по приезде в Россию в ночь с 3 на 4 апреля Ленин тотчас же оказался в изоляции в своей собственной большевистской среде. Его лозунги социалистической революции, свержения Временного Правительства, братания на фронтах, разрыва с социалдемократией встретили всеобщее сопротивление. Когда он выступил со своими «апрельскими тезисами», Каменев отимени большинства ЦК дезавуировал его, и никто из видных боль- шевиков, — Рыков, Сталин и другие, — не был сним согласен. Ленин оставался в меньшинстве и позднее, после провала июльского выступления большевиков и обвинения в получении Лениным немецкого золота, когда скрылся в пресловутом шалаше у финской границы, вызвав острое недовольство в большевистской головке, настаивавшей на его явке на суд Временного Правительства. Изолирован Ленин был в большевистском штабе даже в октябре 1917 года, когда не имея контакта со своими единомышленниками по вопросу о восстании и никем не поддержанный, он предъявил ультиматум и грозил уходом. Та же картина изоляции повторилась спустя неделю-другую, когда все дело с восстанием повисло на волоске, ибо против восстания высказались наиболее близкие ему люди: Зиновьев, Каменев, Рыков, Шляпников, Лозовский, Рязанов, Ларин... Чем объяснить в таком случае загадку победы Ленина, от идей и лозунгов которого все отталкивались, все буквально шарахались? Ролью личности в истории, которая столь недооценивалась марксистской мыслью? Или тем, что в революции Ленин оказался человеком одержимым, мономаном, обладал железным упорством, и был единственным характером среди претендентов на власть? Или не последнюю роль тут сыграла особенность психологии большевистской среды, того слоя профессиональных революционеров-большевиков, который облыжно называли «железной когортой», но который на деле отличался бесхребетностью и беспринципностью, и авторитарностью, и склонностью к беспредельному послушанию? Как это ни покажется парадоксальным, но в большевизме издавна, — еще со времени уральских большевиков 1902-03 г., выразивших уже тогда готовность к вождизму, к подчинению личной диктатуре, — сложились предпосылки для образования слоя исполнителей с гибкой поясницей, впоследствии столь напоминавших собою готовых на все чиновников старого режима, а порой и превосходивших их своей лакейской психологией... 3. «МЫШИНАЯ ВОЗНЯ» В ЭМИГРАЦИИ Вторая эмиграция XX века, — после революции 1905 года, была немногочисленна. Вероятно, ее надо считать в несколько сот человек. Преимущественно это были вожди эсеров, меньшевиков и большевиков, которым удалось благополучно унести ноги после крушения и избежать расправы, тюрьмы и ссылки. С течением времени этот основной костяк политической эмиграции стал пополняться беглецами из сибирской ссылки. Вспомним побег в бочке с капустой такого крупного террориста, как Гершуни, или побег Троцкого, покинувшего место своей ссылки с довольно большими удобствами. Конечно, вокруг руководящих фигур эмиграции довольно скоро образовалась периферия. Одни вернулись заграницу по непривычке к русской жизни, не доверяя к тому же легальным возможностям, открывшимся после революции. Другие рекрутировались из категории «вечных эмигрантов», как были когда-то в России вечные студенты. Была также и молодежь, приехавшая учиться в заграничных университетах, сочувствовавшая социалистическим идеям и входившая в группы содействия большевикам, меньшевикам, эсерам. Как правило, многие бедствовали. В эмигрантских колониях, в центрах политической эмиграции, — а их было немало: Париж, Женева, Вена, Берн и другие, — однако, не прекращалось неизменное кружковое кипенье. Шла борьба партий, шла «мышиная возня» фракций. Меньшевики в эти годы еще входили в одну с.-д. партию с большевиками, но в рамках единой партии уже сформировались не только два течения, две фракции, но в сущности уже сложились две партии. Поэтому на так наз. пленумах Ц.К. (1908 и 1910) шла ожесточенная внутренняя борьба, получавшая вовне выражение в острой полемике, в дожде листовок и порой брошюр. Всякий, кто хотел бы ознакомиться с отравленной атмосферой тех лет, должен прочесть брошюру Ю. О. Мартова «Спасители или упразднители» (1911), — после которой станет очевидной неизбежность раскола с.-д. партии. И действительно, Мартов и Дан вышли из состава редакции официального партийного органа «Социал-Демократ», которым окончательно завладел Ленин, а в 1912 году произошел формальный разрыв между меньшевиками и большевиками. (В Вене обра- зовался так наз. Августовский Блок, которому удалось объединить почти все меньшевистские течения). Троцкий до того издавал в Вене свою газету «Правду» и долго не мог примириться с тем, что большевики у него похитили принадлежавшее ему название, а в Париже выходил меньшевистский «Голос Социал-Демократа», под редакцией Мартова, Дан
|