Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ленин трижды реабилитирует Малиновского 7 page* * * Нам осталось хоть в сжатой форме осветить два вопроса: 1) вопрос об участии евреев в масонском движении и 2) о русских масонах в эмиграции. И. В. Гессен в своих мемуарах, приводя известный ему фактический материал о масонах, приходит к выводу, что «безграничное влияние» и «происки», которые приписывали реакционные круги со времени первой революции «жидо-масонам», необоснованны и что прибавка «жидо» — «едва ли вообще справедлива». Гессен утверждает: «Насколько мне известно, участие евреев (в масонском движении) было редким исключением и должен признать, что принадлежность А. И. Браудо к масонству мне объяснить трудно». Действительно, он ограничивается только двумя именами масонов: А. И. Браудо и А. Я. Гальперн. К ним, вероятно, надо прибавить адвокатов Е. С. Кальмановича и М. Г. Моргулиеса. Циркулируют слухи, что Г. Б. Слиоз-берг был масоном, и быть может, в провинции, особенно в Северо-Западном крае, где возникли масонские ложи (Вильно, Витебск), среди них были и евреи. Но познакомившись ближе с составом и деятельностью масонских лож, видишь воочию, что все, время от времени получающие распространение толки о «жидо-масонстве», являются сплошной выдумкой черносотенцев, сдобренной тайной полицией. В России, особенно в годы 1915-1917, функционировало политическое масонство, но в них евреи играли самую ничтожную роль. Особняком стоит вопрос о русских масонских ложах заграницей. В 20-х годах они возникли во Франции. Из их участников наиболее известны Н. Д. Авксентьев, М. А. Осор- гин, М. А. Алданов, Ю. Делевский. В Соединенных Штатах, в Нью Йорке, существует в течение ряда лет ложа русских масонов, которая не только не законспирировала самого факта своего существования, — напротив, опубликовала небольшую книгу, посвященную памяти Н. Д. Авксентьева и М. А. Осоргина. (Masonic Club Ro&aia. Bulletin No. 1. April 1943, New York). После смерти Н. Д. Авксентьева его сменил А. В. Давыдов на посту главы русской масонской ложи в Нью-Йорке, — как будто легализировав ложу под названием Русского Гуманитарно-Философского Общества. Сам Давыдов был человек умеренных взглядов, до революции имел звание камер-юнкера, а в Париже в течение долгих лет был администратором газеты «Возрождение». О принадлежности к русскому масонству М. А. Алданова и В. А. Маклакова упоминалось в статье Л. Сабанеева в «Новом Русском Слове»,22 причем автор подчеркивает гуманитарный по преимуществу характер их восприятия масонства. В поисках информации о русском масонстве в рядах эмиграции мое внимание было привлечено к брошюрке Н. Свиткова, к которой приложен список русских масонов (на 1 января 1932 г.). То, что список тенденциозно составлен, видно хотя бы из того, что в него в качестве масонов включены все лидеры большевиков (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек, Литвинов и Свердлов, который умер в 1919 году), к ним прибавлены и секретарь Распутина, Симанович и банкир Д. Рубинштейн. Из общественных деятелей в число масонов, разумеется, включены П. Н. Милюков, П. Б. Струве, В. Д. Набоков (умер в 1922 г.), которые к масонству не принадлежали. Не стоит распространяться об этой брошюре, не заслуживающей серьезного внимания.23 В какой мере масоны, как таковые, пытаются наложить свою печать на русскую политическую эмиграцию, — трудно сказать, — хотя в начале возникновения в Нью-Йорке Лиги Освобождения Народов России, построенной на основе коалиции разных партий (эсеров, меньшевиков, народных социалистов и беспартийных из старой и новой эмиграции), казалось, что эта попытка имеет масонские источники. От этого представления пришлось отказаться, когда вследствие разногласий по вопросу об отношении к власовскому дви- жению, обнаружился раскол в Лиге, — и в то время, как А. Ф. Керенский сохранял в ней лидерство, из нее ушел М. А. Алданов при письменной мотивировочной декларации. Все же несмотря на этот эпизод в Лиге, абсолютно нельзя быть уверенным, что масоны, поскольку они существуют (законы биологии распространяются и на них!), притом в засекреченной форме, — не стремятся вмешиваться в политику русской эмиграции. 8. СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ МАСОНАМ Появление моей работы о «масонах в русской политике» на столбцах «Н. Р. Слова» (8-12 октября 1959 г.) вызвало довольно широкий резонанс. Помимо откликов в печати, я стал получать немало писем, запросов, опровержений, добавлений. Были возбуждены и новые вопросы, которые до сих пор еще остаются в тени (напр., связь русского и польского масонства) и требуют еще исследовательской инициативы. Были и дружеские письма, приветствовавшие постановку мною вопроса, принадлежащего истории, вызывающего потребность в ревизии наших привычных представлений о русской политической и общественной жизни до первой революции 1905 г., в период между двух революций, в первую мировую войну и февральскую революцию, — вопроса, по соображениям весьма неубедительного порядка искусственно снятого с порядка дня и в сущности скрытого от общественного мнения... С любезного разрешения моих друзей, Лидии Осиповны Дан и Николая Владиславовича Вольского, которым позволю себе выразить искреннюю благодарность, я привожу извлечения из писем к ним покойной деятельницы русского масонства Екатерины Дмитриевны Кусковой (которую и я имею право числить среди своих друзей). Из этих писем два относятся к периоду после первой революции и затем к освещению деятельности А. И. Гучкова. Письмо Е. Д. Кусковой к Н. В. Вольскому от 15 ноября 1955 г. «Самый трудный вопрос о масонстве. Наше молчание было абсолютным. Из-за этого вышла крупная ссора с Мельгуновым. Он требовал от нас раскрытия всего этого дела. А узнал он об этом от тяжко заболевшего члена его партии (хоть убей не помню его фамилию: на Л., народник очень известный). Мельгунов доходил до истерик, вымогал из меня (еще в России!) данных и заверял, что ему «все» известно. Я хорошо знала, что ему ничего почти неизвестно, как и Бурышкину. Потом он в одной из своих книжек сделал намек, что такое существовало. Скажу Вам кратко что было. 1) Началось после гибели революции 1905 г. Во время диких репрессий. Вы их знаете. 2) Ничего общего это масонство с заграничным масонством не имеет. Никогда ни в какой связи с ним не состояло на том простом основании, что это русское масонство отменило весь ритуал, всю мистику и прибавило новые параграфы. 3) Цель масонства: политическая. Восстановить в этой форме Союз Освобождения и работать в подполье на освобождение России. 4) Почему выбрана такая форма? Чтобы захватить высшие и даже придворные круги. На простое название политическое они бы не пошли. 5) Изменение парагафов: а) прием женщин впервые. В масонские ложи заграничные женщины не допускаются; b) отменить все эти фартуки, всю аммуницию, весь ритуал; с) посвящение состояло лишь в клятве — молчание, абсолютное. Качество: мораль, доверие, форма — ложи по 5 человек и затем конгрессы. Ложи не должны были знать о существовании других лож. Но по встречам на конгрессах можно было судить о размахе движения и его составе; d) выход опять с клятвой: никогда и никому, просто «заснуть». Таких выходов не помню, интерес к движению был огромен, и наша пробковая комната* действовала во всю. Характерная * Речь идет о кабинете в Москве С. Н. Прокоповича, обитого, чтобы не проходил шум и не мешал ему писать, пробкой. (Примечание Н. В. Вольского). особенность: я знаю двух.виднейших большевиков, принадлежавших к движению. Когда произошла октябрьская революция мы с С. Н. были уверены, что все будет вскрыто. Партия ведь не терпела тайн членов. Ничего подобного! Уверена, что эти виднейшие большевики тайну соблюли, быть может, из боязни репрессий и по отношению к себе. Людей высшего общества (князьев и графьев, как тогда говорили) было много. Вели они себя изумительно: на конгрессах некоторых из них я видела. Были и военные — высокого ранга... Почему нельзя вскрыть это движение? Потому, что в России не все члены его умерли. А как отнесутся к живым — кто это знает? Движение это было огромно. Везде были «свои люди». Такие общества, как «Вольно-Экономическое», «Техническое» были захвачены целиком. Это — рецепт Союза Освобождения. Ведь еще во время его действия в Вольно-Экономическом О-ве прочно уселись его члены. Богучарский, Хижняков — секретари, С. Н. — председатель. То же и в «Техническом Обществе». Лутугин, Бауман — в центре, в земствах то же самое. Масонство тайное лишь продолжило эту тактику. П. Н. Милюков, осведомленный об этом движении, в него не вошел: «я ненавижу всякую мистику»! Но много членов к. д. партии к нему принадлежали. Но так как Милюков был в центре политики, его осведомляли о постановлениях конгрессов. Иногда и сам он прибегал к этому аппарату: надо, дескать, провести через него то-то и то-то.Одно из правил: не обращаться за членством к людям, казавшимся непрочными в их моральном или политическом естестве. Многие кандидатуры, строго обсуждавшиеся, отвергались. Изумительно: не было там провокаторов а 1а Марков*, которого покойный Розенберг ненавидел и звал его «косоглазым лгуном» и осуждал Серг. Ник. за то, что тот привлек его к своему кабинету. Ведь и до сих пор тайна движения, тайна этой организации не вскрыта. А она была огромна. К февральской революции ложами была покрыта вся Россия. Здесь за рубежом есть очень много членов этой организации. Но все молчат. И будут молчать — из-за России еще не вымершей. Один только * Речь вдет о спрофессоре» Маркове, сотруднике «Последних Новостей», потом «генеральном секретаре в 1944-45 г.г. Союза советских патриотов в Париже». Одно время работал при экономическом кабинете С. Н. Прокоповича. Г. А. В..., как то случайно и уже под конец туда попавший, как будто пробалтывается. Но слышала об этом мельком и с ним в контакт по этому поводу не вступила. После смерти С. Н. получила несколько телеграмм — краткие: "fraternellement avec vous".. — Такой-то. Какое-то «братство» было очень ясно выражено в отношениях, хотя после Октября и разошлись во мнениях. Но личный контакт из-за этого прошлого всегда поддерживался. Писать об этом не могу и не буду. Без имен это мало интересно. А вскрывать имена — не могу. Мистики не было, но клятва была. А она действительна и сейчас по причинам Вам понятным. Много разговоров о «заговоре Гучкова». Этот заговор б ы л.* Но он резко осуждался членами масонства. Гучков вообще подвергался неоднократно угрозе и с к л ю ч е н и я. А после дела Конради, в котором он вел себя совершенно непонятно и вызвал скверные подозрения, с ним вообще старались в интимные отношения не вступать. Под конец своей жизни он близко сошелся с германским штабом и когда приезжал к нам в Прагу, совсем больной и просил оказать (fraternellment) услугу у чешского правительства, мы этой услуги не оказывали. Он знал, что мы знали о его поездках в Германию и очень запутанно об этом рассказывал. Но один раз произошел инцидент. Его принял Бенеш. И он Бенешу точно рассказал о планах Гитлера напасть на Чехию, на Россию и т. д. Бенеш знал о наших отношениях с Гучковым, спросил у нас, что это значит. Мы посоветовали ему с Гучковым дела не иметь. В следующий приезд Гучкова он его не принял. Потом — слово в слово осуществилось то, что рассказывал Гучков Бенешу и нам. Вот Вам рассказ очень суммарный. Через кого-нибудь историки, конечно, об этом узнают. Но сейчас, повторяю, писать о нем нельзя. Теперь Вы понимаете, почему здесь об этом не говорят. Маклаков, Балавинский и др. к этому движению не принадлежали. Они принадлежали к французским ложам, совершенно открытым. В Германии все это было не только открыто, но у них были свои дома, где происходили открытые заседания германских масонов. Мы, эмигранты, нередко снимали эти залы под наши собрания. * Конечно, был. Я сам это слышал от Гучкова. Примечание Н. В. Вольского. А мы с С. Н. даже жили, приехав из России, у видного герман-ского масона. От него многое узнали. Потом Гитлер все это движение стер с лица земли». Из письма Е. Д. Кусковой к Л. 0. Дан от 20 января 1957 г. ...«Всю пятницу с утра до вечернего поезда провела с Ал, Фед. (Керенским). Надо было обсудить, как поступить с упоминанием Милюковым той организации, о которой я Вам говорила... Он очень одобрил то, что я сделала: записав для архива и закрепостив на 30 лет. Он сделает то же самое. Но кроме того в своей книге, которую он пишет, он сделает предисловие, ответив на туманность Милюкова. Ответит лично за себя и от себя, не называя больше ни одного имени. Все это теперь обдуманно, и оба согласились о форме, в какой должно быть сделано осведомление. А вот болтовню следовало бы в Нью-Йорке по возможности прекратить: живы еще люди в России,. люди очень хорошие, и их нужно пожалеть»...
|