Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XXII. Год братьев Гримм





В 2005 году выходят очередные чисто мамоновские «Звуки Му» – альбом «Сказки братьев Гримм». Углубленной почти до неузнаваемости мамонизации здесь подверглись восемь сказок реальных братьев Гримм, включая такие бестселлеры, как «Мальчик-с-пальчик», «Храбрый портняжка» и «Золушка» (более популярная обработка которой, как известно, принадлежит перу Перро). Можно предположить, что на выбор объекта интерпретации повлияло то, что любимым произведением братьев Гримм были «Норвежские народные сказки» Асбьёрнсена и Му (1842). Не исключено, что Петра Николаевича, как бывшего переводчика с норвежского, этот факт подсознательно грел.

В «Сказки братьев Гримм» вошла формально самая длинная, 14-минутная композиция «Звуков Му» «Старый Кринкранк» – жесткое, с нарастающей экспрессией повествование под зловещее гитарное щелканье. В целом, однако, Мамонов в композициях альбома по сравнению с «Мышами» и «Зелененьким» смягчает подачу, словно стремясь очистить свое творчество ото всего наносного. Почти полностью исчезают, например, громкие, напряженные вскрики. Лишними оказываются и любые атавизмы «художественного, слишком художественного»: пластинка – торжество «позднемамоновского» принципа одноаккордности, позволяющего артисту фактически полностью стереть границы между звуком и словом. Гипнотическое полязгивание струн и за тридевять земель улетающие от первоисточника морфемы звучат здесь как сигналы единой системы неуловимого назначения.

Впрочем, нет предела совершенству! Уже в 2006 году, вещая в эфире программы Александра Плющева «Серебро» на «Эхе Москвы», Петр Николаевич заявил: «Беру я свой последний альбом, который мне очень нравился, „Сказки братьев Гримм“, позавчера слушаю его, и мне не нравится уже, потому что я уже поменялся чуть-чуть, мне уже слышится пафос излишний… как может нравиться? Некоторым в тюрьме нравится».

Альбом пришелся на год тотальной «гриммомании»: одновременно выходит кинобоевик Терри Гиллиама «Братья Гримм», показ которого сопровождался мощнейшей рекламной компанией, а в качестве российского «рок-открытия года» стране преподносили самарский поп-роковый проект «Братья Грим», весьма интенсивно раскручивавшийся продюсером Леонидом Бурлаковым (экс-«Мумий Тролль»). В этом контексте набившие оскомину слова «братья Гримм» для любителей элитарного искусства звучали скорее отпугивающе. Кроме того, альбом не был поддержан театральной версией, никакой пиар-компании также не было, так что основной резонанс этот диск вызвал на локальных интернет-форумах.

Ресурс AudioStore, специализирующийся на выкладывании треков в сеть в формате mp3 для скачивания, заметил, что, «прислушавшись к мамоновской „Золушке“, мы можем уловить в ней своего рода объяснение автором причин его переезда из столицы в деревню». Портал «РОЛ» включил «Сказки братьев Гримм» в «русскую десятку 2005», поставив альбом на девятое место (первое заняла «Вендетта» Земфиры). Отметим также реплику на форуме сетевой лаборатории NetLab: «Остраненные аллюзии на сказки братьев Гримм. Мамонов продолжает нас гипнотизировать своими сказками о мире чистоты, безотходного производства и потребителей с аутсайдерами, в котором всё upside down. Everybody shout! <…> Звучание нового альбома Мамонова, как мне показалось, стало еще более электронным: местами чем-то напоминает грязновато-аналоговые запилы Mr.Oizo, а где-то мерещится влияние венской электроники с уходом в монотонное даб-журчание».

Интернет-журнал «ROCKMUSIC.RU» опубликовал рецензию внимательно следящего за творчеством позднего Мамонова Джорджа Гуницкого:

«Мир мамоновских сказок, – а вернее его авторских импровизаций на тему сказочек милейших братьев Гримм, – мрачноват, специфичен, своеобразен и напрочь не вписывается в общепринятые представления о тенденциях развития энд становления многострадальной русской роково-ролловой культуры. Забавно осознавать, что альбом „Сказки братьев Гримм“ был выпущен именно сейчас, когда появились последние пластинки таких раскрученных команд, как „ДДТ“ и „Аквариум“. Было бы нелепо и бессмысленно даже сравнивать альбомы „Пропавший без вести“, или „ZOOM ZOOM ZOOM“, или какую-нибудь иную раскрученную пластинку с мамоновскими сказками – да и вообще многое зависит от времени, места и ситуации восприятия. Однако лично мне абсурдистские в своей основе сказки, истории и игры Мамонова, которые он то поет, то декламирует на фоне крайне простого аккомпанемента, представляются гораздо более интересными, нежели многое другое. <…> Странные, конечно, эти песни-сказки. Необычайно странные. В голосе немолодого уже Мамонова иногда чувствуется некоторая усталость, но едва ли это усталость по жизни – настоящий артист и мэтр никогда и ни за что ее не проявит в творчестве своем; а с другой стороны, такие специальные и не слишком уж веселые сказки ничуть не требуют эдакого веселого, бодрого и жизнеутверждающего голоса.

Да, бесспорно, это уникальный, это ценнейший альбом, и мне кажется, что, быть может, более адекватно он будет понят и воспринят в будущем. Потому что старинные „Сказки братьев Гримм“ на свой лад повторяются в каждой новой эпохе, а Мамонов П. Н. смог увидеть персонажи этих сказочек вокруг себя, рядом с нами, в неспокойных водах нашего сумасшедшего времени…»

Из мэтров оффлайновой прессы на «Сказки братьев Гримм» наиболее основательно среагировалБорис Барабанов («Коммерсант»):

«Пока отечественная шоу-индустрия от полной безысходности задействовала все свои ресурсы для продвижения рядовой рок-группы „Братья Грим“, патриарх рок-н-ролльного хаоса Петр Мамонов под нетленной торговой маркой „Звуки Му“ готовил к выпуску новый диск под названием „Сказки братьев Гримм“ (RMG), в котором нет ни слова про ресницы и Кустурицу, зато все песни посвящены самым настоящим братьям Гримм.Фактически каждая песня – вариация на тему одной из их сказок. Странно было бы ожидать, что эти произведения окажутся иллюстрациями к известным сюжетам, скорее, это медитации на их тему, решенные в манере, знакомой по его концертам. <…> Эти треки – продолжение спора Петра Мамонова с миром и самим собой, в основном это spoken word с одним повторяющимся аккордом гитары или электронным „кольцом“, некоторые тексты трудно отличить по стилистике, например, от ответов на вопросы журналистов, так любящих допытываться у мастера, почему же он все-таки уехал жить и творить в деревню. Вот, например, строчки из „Золушки“: „…наведи чистоту, безотходное производство, никакой химии, и работай только золой, только золой, дезинфицируй только золой… Топи печь, живи в деревне – увидишь, сколько драгоценной золы. Наведи чистоту… покрой всю землю чистотой“. „Сказки братьев Гримм“, пожалуй, один из самых доступных способов войти в контакт с мирами господина Мамонова. Он отталкивается не от сюжетов сказок, но от знакомых с детства словоформ, действующих словно стежки грубой нити, связывающей опыт слушателя с одновременно мудреной и примитивной философией артиста. С методом Петра Мамонова трудно спорить, он давным-давно не нуждается ни в чьем одобрении или критике, еще труднее противиться той силе, которая втягивает слушателя в мамоновскую реальность, если автор, конечно, ставит перед собой такую задачу. Минималистичный аккомпанемент песни „Старый Кринкранк“, например, производит не менее мощный гипнотический эффект, чем какой-нибудь блюз Патти Смит».

Газета«Завтра», как и следовало от нее ожидать, увидела пластинку в более трансцендентальном ракурсе:

«Все восемь произведений имеют сказочное происхождение. Тут и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Храбрый портняжка, и король-лягушонок. Только в мамоновском произнесении сказочки теряют в сюжете, очищаются от наносного и предстают как завораживающие песни-мантры, с которыми практически невозможно вступить в связь, их можно только принять, погрузившись в транс. Это такие удивительные притчи, мораль которых не услышать, ее можно только почувствовать. Современность характеризуется уходом энергии из слова. Но мамоновское слово – между собственно речью и молчанием, оно телесно и потому обладает особой магической силой… „Сказки братьев Гримм“ достоверно показывают, что в повседневности постоянно присутствует, караулит жутковатое и манящее Иное, избежать контакта с которым невозможно. Музыка соответствующая. На пластинке даже периодически возникающая тишина музыкальна. Ткань композиций формируют обрывки звуков, шепоты, скрипы, завывания».

Не прошли мимо этой пластинки и отдельные «собратья по цеху». «Последний альбом Мамонова „Сказки братьев Гримм“ мы группой регулярно заслушиваем чуть ли не каждый день», – признавался Гребенщиков. В свою очередь, Александр Ф.Скляр назвал эту работу Петра Николаевича «лучшим рок-н-ролльным альбомом о деревне». Но эти реплики прозвучали вскользь, в контексте больших интервью мэтров русского рока на другие темы, и особого внимания на себя не обратили.

Сам Мамонов по поводу «Сказок братьев Гримм» однажды высказался в беседе с корреспондентом «Газеты.ру» Александром Зайцевым. В ответ на замечание журналиста, что этот альбом, на его взгляд, мягче, чем два предыдущих, Петр Николаевич сказал: «Да? Что значит „мягче“? <Человек может> кричать и переживать свои, так сказать, внешние сопли, когда вот ты утром встал и тебе херово и ты пошел кричать: „Ай-ай-ай, как мне нехорошо, я такой тонкий, а меня никто не понимает!“… Или спокойно оценить обстановку и посмотреть поглубже, что с тобой происходит. Как ни крути, так и остался мальчик-как-ни-крути-с-пальчик. Что кричать об этом? Вот я пытался, прилагал много усилий к своему исправлению, к своему восхождению, к лучшим в себе вещам, к чистоте… Все равно ничего не получилось. Чего об этом орать?»

О судьбе моноспектакля, готовящегося на основе «Сказок братьев Гримм», Ольга Мамонова поведала летом 2007 года в интервью «АиФ»:

«Года три назад Петр записал одноименный музыкальный альбом. Этот компакт-диск перенесен на сцену. Играет только Петр, а технически все придумал наш сын Иван.Мы работаем над постановкой два года. Осталось только вывести на сцену свет, звук. Но за аренду площадки надо платить большие деньги. Хоть бы где-нибудь нам сказали: „Сейчас лето, мы закрыты. Пожалуйста, можете репетировать“. Нет, у театральных администраторов только счетчики в глазах. Может, в какой-нибудь клуб напросимся – там люди помягче. Нам уже почти по 60 лет, а мы по-прежнему унижаемся».

XXIII. КАМБЭК ЛУНГИНА: «ОСТРОВ»

На рубеже 2006–2007 годов общественный резонанс вокруг Мамонова достиг небывалых высот: на экраны страны вышел новый фильм Павла Лунгина «Остров», где Петр Николаевич исполнил главную роль, а партнерами его стали звезды российского кино Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Согласно несколько ходульному сценарию, написанному выпускником ВГИКа Дмитрием Соболевым, стержнем фильма являлась фигура отца Анатолия – юродивого монаха, который в юности во время войны предал и расстрелял друга и много лет спустя пытается отмолить грехи. В исполнении Мамонова, однако, от ходульности не осталось ничего – главным стало другое: «Остров» позволил Петру Николаевичу идеально совместить свою религиозность последних лет с пожизненной артистической эксцентрикой. Соединение этих важнейших для него стихий-состояний дало такой мощный эффект, что весь фильм, рисковавший скатиться в вымученную проповедь, превратился в своего рода православный бенефис Мамонова. А в таком качестве «Остров» в ситуации современной ему России был неизбежно обречен на огромный успех.

Повторно сниматься у Лунгина Петр Николаевич согласился не без колебаний, лишь только получив благословение своего духовника. «Встретились мы с Пашей Лунгиным после „Такси-блюза“, я очень боялся, – рассказывал Мамонов. – Он позвонил и говорит: „Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен“. Я говорю: „Паш, не-не-не, я это… Что ты, святого старца?..“ А потом думаю: а что я своим помраченным разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка, я к нему, говорю: „Так и так, мне – святого старца, а я… вы знаете жизнь мою“. Я же исповедуюсь, все. Человек я грешный. Он говорит: „И не думайте, это ваша работа. Вперед!“»

То, что Мамонов «взорвет» картину изнутри, хитрый режиссер, скорее всего, запланировал. «Мамонова я „увидел“ сразу, – вспоминал Лунгин. – С Петей знаком много лет, видел все его театральные моноспектакли, знаю, какой путь он прошел. Понимаете, в нем всегда была юродивость. Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько себя. Когда мы снимали молитву, это был крайне интимный момент. Это не игра была – Петр молился так, как молится ежедневно».

25 ноября 2006 года состоялся благотворительный премьерный показ картины в рамках XI Международного фестиваля православного кино и телепрограмм «Радонеж», жюри которого в итоге признало «Остров» лучшим христианским фильмом 2006 года. По представлению этого жюри, возглавляемого писателем-«деревенщиком» Владимиром Крупиным, фильм посмотрел Алексий II, тут же решивший наградить съемочную группу патриаршими грамотами. Грамоту получил и Мамонов, который на церемонии награждения, прошедшей в московской рабочей резиденции Патриарха, сказал, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдет в храм, «значит, мы выполнили свою задачу».

Так же как и образ, созданный Петром Николаевичем в «Острове», сам Мамонов в жизни, являясь «ходячей рекламной кампанией фильма», нагнетал одновременно религиозное благоговение и шок. Например, в преддверии премьеры православный рокер сделал неожиданный пиар-ход, выступив с обращением к русской редакции журнала «Rolling Stone»:

«Rolling Stone на русском языке – это говно. Вы меня простите, но я правду говорю. Говно журнал: порнуха, непотребства. А когда на английском читаешь, вроде все прилично – о поп-звездах там, все понятно. На русском раз пять покупал и тут же выкидывал в мусорный ящик. Вся туфта, которая нас окружает, она вся в Rolling Stone. Я думаю, вы знаете, как название вашего журнала переводится? Перекати-поле. Ну и при чем тут все эти жвачки? Это же куст, который катится по пустынному полю, это означает в переводе „лузер“. По смыслу „лузер“ в английском языке – это не неудачник, это человек уязвимый. Человек, который отринул все, которого легко ранить. Этот человек, лузер, он не гонится за бабками. Вот что у вас за название. А теперь откройте журнал и посмотрите, что там у вас написано и какая у вас бумага. Любой человек, имеющий деньги, может что-то издать на глянцевой бумаге. А ею ведь даже жопу не вытрешь, потому что она глянцевая. Ведь как выглядели первые номера Rolling Stone? Как газета! Вот если бы вы сегодня сделали такую фишку, когда американцы от этого уже ушли, вот тогда бы я читал, мне бы было интересно…

Я вашим итальянским коллегам из Rolling Stone давал интервью. Так надо было, они о фильме Лунгина спрашивали. Спрашивали о вере православной, как жить завтра спрашивали. Не потому спрашивали, что я такой, а из-за фильма. Фильм этот о самой насущной проблеме, поскольку у человека кроме пениса есть еще религиозный орган. И если этот орган неудовлетворен, сразу начинается тоска и уныние. Потому что сегодня многие живут по схеме „развлеки меня“ – отсюда все эти смехопанорамы, безобразные круглые толстяки на экране или кровища. „Развлеки меня, покажи мне!“ Мало куска жопы – давай всю, мало жопы – давай собак. Если бы вам духовность была интересна, она у вас была бы. Может быть, лично вам, редакторам, она и интересна, а спроса на это нету или маловато его, спроса.

Фильм „Остров“ сразу семь стран купили. И неважно, как мастерски или немастерски все было сыграно. Это просто такой спокойный фильм на настоящую, хорошую, живую тему. Все живое и подлинное. Яблоко, сорванное с дерева, лучше яблока из магазина, пусть оно даже в самую лучшую упаковку завернуто. У меня сейчас такое в сумке лежит, я скоро его съем. Почему мы, русские люди, встали на путь каких-то обезьян? Почему „Макдоналдсов“ понастроили? А я объясню почему – потому что джойстик людям нужен. Люди хотят, чтобы ими управляли, им так проще. А мой путь – это сказать: „Пока, ребята!“…»Осенью 2006 года «Остров» получил Гран-при кинофестиваля «Московская премьера» и приз зрительских симпатий фестиваля российского кино в Онфлёре (Франция). На обоих фестивалях Мамонов был награжден призом за лучшую мужскую роль, а позднее получил национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Сам фильм в дальнейшем получил 6 премий «Ника» и 6 премий «Золотой орел».

В борьбе за премию национальной Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «лучшая мужская роль» Мамонов оказался впереди Андрея Чадова («Живой») и Виталия Хаева («Изображая жертву»), а Лунгин взял главный приз за лучший фильм 2006 года, обогнав в числе прочих Эльдара Рязанова. Это был своеобразный реванш Лунгина и Мамонова за 1990 год, когда они с «Такси-блюзом» в борьбе за «Нику» уступили соответственно Станиславу Говорухину и Иннокентию Смоктуновскому.

Шоком для респектабельной кинотусовки стал инцидент с вручением Мамонову национальной премии в области кинематографии «Золотой орел». Церемония проходила в первом павильоне «Мосфильма» 27 января 2007 года – спустя два дня после смерти от обширного инфаркта оператора «Острова» Андрея Жегалова. Петр Николаевич, не пожелавший подстраиваться под беззаботно-светскую атмосферу мероприятия, явился туда в замызганной вязаной кофте, потертых джинсах и грязных кроссовках. Получая приз из рук более чем прилично одетых Федора Бондарчука и Виктории Толстогановой, Мамонов произнес речь, от которой ведущие церемонии поистине оцепенели:

«Я к этому фильму отношусь спокойно, несмотря на вот этот такой некоторый нездоровый уже ажиотаж.<…> Мне кажется, что мы просто сняли хорошее, простое, честное, чистое кино. И на просто общем фоне, уж да извинят меня присутствующие, это так вот выглядит. Почему я это говорю? Не из хвастовства, ни в коем случае, а потому, что вот умер Андрюша Жегалов. Вот нашей стране такие люди что – не нужны, что ли? Конечно нужны, очень сильно. А почему мы так беспечно живем? Почему в киногруппе нет врача? Почему полчаса человек мучился, его можно было спасти, человека, он бы сейчас рядом с нами здесь стоял. Все вот это очень просто. И вот эта беспечная жизнь, она кончится тем, что все будем учить китайский язык, ребята. Почему какое-то кинцо наше, извините… Павел Семеныч, извини, ради бога… По всей стране люди рыдают, а когда в любом продуктовом магазине стоит игровой автомат, и у нас вот в Верее – я в провинции живу – человек проиграл зарплату, потом взял в банке аванс, потом дом проиграл и повесился… И сплошь и рядом, а это как-то все спокойно, это какой-то там Путин должен делать. А Путин – он маленький, худенький, чё он может? Он… он разведчик. Он там… Где мы-то с вами, где? Почему мы четыре миллиона суворовых, ушаковых, лермонтовых, пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Переходящая уже в преступление. <…> Четыре миллиона в год! Десять детишек в Беслане погибли, и все рыдают, вся страна, а четыре миллиона – нормально… Это, говорят, „плод“! Ну и так далее, все знают, каждый… Вот я не то что здесь какую-то обидку там, а просто сердце болит, правда… И у меня сын вот младший, ему 25 лет. Его внук знаете, кем будет, если так будет продолжаться? Он будет подсобным рабочим на нефтяной скважине у хозяина-китайца…»

Речь Мамонова была почти полностью вырезана из показанной Первым каналом телеверсии вручения «Золотого орла» и тут же растиражирована в Интернете. В той или иной форме ее цитировали также «Коммерсант», «Известия», «Эксперт» и другие солидные СМИ, причем по версии «Коммерсанта» Мамонов назвал Путина «хлюпеньким». «Простит ли Путин Мамонова?» – вопрошала газета «Век». Обозреватель «Известий» Ирина Петровская за речь на «Золотом орле» назвала Петра Николаевича «персоной месяца», а сетевой журнал «Бунтарь» включил это эпатажное выступление в «топ-10 бунтарских поступков 2007 года».

Общему хвалебному тону рецензий на «Остров» противостояли немногие критические голоса. Например, Лия Ахеджакова сказала: «„Остров“ Паши Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли не так убедителен <как „Возвращение“ Звягинцева>. Во-первых, там не все гладко со сценарием, во-вторых, от самого Мамонова страшно веет чем-то темным, хотя по фильму он вроде праведник… Первый раз, кстати, я видела Мамонова еще в 80-х, когда он пел в „Звуках Му“. Многие из нас были поклонниками этой группы. Когда рок в СССР был запрещен, ходили по всем этим грязным клубам. Так, однажды за кулисами я подошла выразить Мамонову свое уважение, а он ответил: „Знаете, что я вам скажу? Из всех искусств самым главным для нас является кино!“ Я была в шоке. Ведь он знал, кого он мне процитировал».

Бюджет «Острова» составил менее 2 миллионов долларов. Как утверждает Лунгин, прогнозировалось, что «отобьется» из них в лучшем случае 200 тысяч: ведь фильм представлял собой не боевик и не триллер, а некоммерческую духовную драму. Тем не менее, за четыре первые недели проката кассовые сборы по «Острову» составили 2,5 миллиона.

Абсолютно «негламурное» лицо Мамонова появлялось на обложках глянцевых журналов, ввергая их аудиторию в транс. Дело дошло до того, что топ-6 Google по запросам звезд кино за 2007 год приобрел совершенно немыслимый вид:

1. Анастасия Заворотнюк

2. Анджелина Джоли

3. Петр Мамонов

4. Джонни Депп

5. Кира Найтли

6. Орландо Блум

Популярность Мамонова «в народе» возросла неизмеримо. Интернет заполнили откровения молодых фанатов, рассказывающих, что раньше и не подозревали о существовании такого артиста, который к тому же пишет песни. Выложенные в сеть альбомы «Звуков Му» тщательно разыскивались ими и подвергались сравнительному анализу: одним больше нравились «Простые вещи», другим – «Мыши» и «Зелененький».

О том, как возросшая популярность Мамонова повлияла на его частную жизнь, весной 2007 года рассказал Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм „Остров“ получил какое-то благословение от Русской Православной Церкви, в деревню, где он живет, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие – в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в легкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжелая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал».

Date: 2015-10-21; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию