Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Календарные традиции и обряды





 

В формировании народной культуры стран Центральной Европы большую роль сыграло географическое положение на границе славянского и немецкого культурных комплексов, что нашло отражение в образовании годового цикла народных обычаев и обрядов.

Правда, зачастую заимствованные ритуалы, обрядовые действия имели лишь внешнее сходство, были иначе переосмыслены странами. Кроме того, на народный календарь также оказал влияние католицизм. Дни календаря были распределены между многочисленными святыми, которых в народе считали покровителями всех видов хозяйственной деятельности, “помощниками в семейных заботах”.

Главные заботы крестьянской семьи были о созревании зерновых и винограда, уборочных работах, о выпасе скота, благополучии человека, сохранении здоровья и силы в работе. Все это нашло отражение в обрядности праздников. В обычаях также следует отметить и вариации сроков работ, отсутствие четкого выделения лета и осени как сельскохозяйственных сезонов.

По древней традиции стран(Австрии, Германии, Швейцарии) год делится на два полугодия в зависимости от зимнего и летнего солнцестояния. Лето отсчитывалось со дня летнего солнцеворота. Единый комплекс обычаев был приурочен не к одному дню, а к целому отрезку времени(15 июня – 4 июля).

Зима у немцев по официальному календарю в XII начале XX века считалась с 22 декабря по 21 марта, т.е. со дня солнцеворота до дня равноденствия. У других германцев не было четкого членения по временам года. Разграничивались лишь две половины года, начало и конец которых определялись выгоном скота на пастбища(позднее дня Георгия – 24 апреля) и возвращением его(день Св.Мартина – 11ноября), что, видимо, объяснялось большой ролью в хозяйстве животноводства.

Наибольшее число обычаев и примет в зимний отрезок времени приходится на день Св.Андрея(30 ноября) – канун церковного Нового года. Здесь и приметы о погоде. Для этого ставят стакан доверху наполненный водой. Если за ночь вода перельется через края – сырой год, если нет – сухой. Гадали девушки о любви и браке: в полночь шли к дверям птичника и приговаривали:

Gacket der Hahn, so krieg ish en mann. (Если запоет петух, то выйду замуж.

Gacket der Hahn, so krieg ish noch kenn. Если запоет курица, то еще нет. )

О видах на замужество судили также по обилию и окраске листочков веток, поставленных в воду в день Св.Андрея и распустившихся к Рождеству.

В Тюрингии эти венки на Рождество украшают сладостями, как елку.

Одним из популярнейших праздников был день Св.Николая(6 декабря). Культ Св.Николая начал распространяться в Германии из северной Франции и Фландрии в X-XIIвв.. Св.Николай был патроном судоходства и торговли. В средневековье день Св.Николая совпал со школьным праздником, во время которого младшие ученики монастырских школ избирали из своей среды епископа(Kinderbischof). Благодаря этому день Св.Николая трансформировался в детский праздник с одариванием. В день Св.Николая выпекали сдобные фигурки с глазами-изюминками и с белой глиняной трубкой.

Укоротить играми и танцами, выпивкой и пиршествами старались ночь Св.Томаса(длинная ночь). На Томаса девушки во время изготовления особых печений(Klotzen brotbacken) выбегали на улицу и руками, измазанными тестом, обнимали плодовые деревья, чтобы они приносили много плодов.

Того, кто в этот день последним встанет с постели, опоздает в школу или на работу, дразнят чуть ли не целый год “ленивым Томасом” или же “Томасом - ослом”. На стол этому человеку вместо бутерброда клали пучок соломы и картофельные очистки. Иногда на голову надевали соломенный венок.

Рождество в Германии является неотъемлемой частью зимнего цикла празднеств. Немцы говорят: “Нет праздника больше Рождества, как нет выше гнезда орлиного”. В сочельник или “святой вечер” стараются закончить все работы по дому, т.к. наступает самое важное время в году – “Двенадцатидневье”, когда большинство работ запрещено. День накануне Рождества – постный день. Иногда его называют вечером с попным желудком: чтобы быть сильным при встрече с духами.

До появления традиционной елки, в качестве рождественского дерева были зеленые ветки, которыми украшали дома, хлев.

Время между Рождеством и днем трех королей почиталось. По мнению народа – это время, когда особенно оживлялась деятельность различных духов. По поверьям, бытовавшим у немцев, в эти дни ночами по воздуху проносился “Дикий охотник” с его свитой, а к детям являлась фрау Холле, которая одновременно карает и нерадивых прях.

Самым ярким зимним праздником Венгрии также считается Рождество или Корачонь – 25 декабря. Рождество в Венгрии считалось чисто семейным праздником: в этот день не ходят в гости. Отличительной особенностью праздника являлась магия первого дня. Считалось, сто поведение каждого члена семьи в этот день определяло его судьбу на весь год. Поэтому не разрешалось на Рождество ни просить, ни давать взаймы, ходить в старом платье, сердиться и плакать.

Обрядовые действия зимних праздников Венгрии были направлены на обеспечение благополучия семьи в наступающем году. Помимо Рождества выделен и праздник Св.Люции(13 декабря), где можно проследить много языческих элементов. Главную роль в обрядах этого праздника играли мужчины. Считалось, что если первой в этот день встретится женщина, то она с собой принесет несчастье. Также именно в этот праздник особенно велико губительное влияние на людей и скот нечистой силы

Обряды поляков характеризовались синкретизмом, присущим календарной обрядности всех европейских народов.

Таким образом, как и в рассмотренных странах Центральной Европы, так и в Польше главной функцией обрядов является забота о благополучии человека и урожае, приплоде скота, важным считалось – сохранения здоровья и силы в работе. Зимний цикл календарных праздников у поляков начинается с адвента или со дня Св.Андрея (30 ноября). Также как в Германии к этому дню приурочено много обычаев, магических обрядов, поверий. В данный период запрещались различные увеселения. Однако, отличительной особенностью польского праздника, является то, что в адвент уже ходили ряженые со звездой, водили “козу”, “бацана”(аиста) и даже пели колядки.

Много обычаев приурочено ко дню Св.Николая. Если в Германии Св.Николай был патроном судоходства и торговли, то в Польше Св.Николай Являлся патроном волков. В Мазовии в этот день пастухи специально постились, чтобы волки не таскали скот. Св.Николай являлся также и покровителем девушек на выданье и детей, спасителем утопающих.

В декабре важную роль играл праздник Св.Люции. Этот праздник, также как и в Венгрии имеет языческую основу. Но значении Св.Люции в Польше имело значительные различия. По народным поверьям – это начало нового года. Поляки считали, что в этот праздник самый короткий день и он начинает прибывать “на куриную стопу”. В этот день гадали.

Западные славяне придавали особое значение периоду со дня трех королей. Это был период близкий к зимнему солнцестоянию наиболее богатый обрядностью и целостным циклом календарных праздников. Суть этого праздника - обращение к природе умирающей и вновь возрождающейся. В течение двенадцати дней люди примечали погоду.

Рождество в Польше имеет много общего с Венгрией, в тоже время можно провести параллель и с празднованием этого праздника у славян.

Рождество в Польше начинается с сочельников и называется wigilia, wilia. Подобно нашему, сочельник называется “щедрым”. В это время(как и в Венгрии) выполнялись только необходимые работы, нельзя давать взаймы, чтобы не обеднеть, нужно простить все обиды и сохранить хорошее настроение. Аналогично празднику Св.Люции в Венгрии, в это время в Польше примечали, кто первым войдет в дом. Если мужчина – благополучие, если женщина – зло и болезни. В сочельник Св.Юзеф ходил по домам и радовал детей подарками. Также много гадали.

В семьях и сейчас поют календы традиционного содержания. Календа – это время от Нового года до дня трех королей. С первого же дня Рождества начинали хождение по домам с песнями – коледование. Первоначальное значение обычая – колядовщики должны были обойти мимо хоть один дом(Оберег деревни от удара молнии), постепенно превратилось в забаву.

Одним из наиболее веселых и буйных праздников Германии была масленица(Fastnacht). В этот день проводились карнавальные увеселения. Германцы называли масленичную неделю и отдельные ей дни как “нелепая”, “чертова неделя”, “праздник шутов”. В этот праздник нередко устраивали шествия с плугом вокруг полей, имевшие магические свойства. Такие шествия были распространены в городах. Ряженые парни тащили плуг по улицам, а если встречали девушку – заставляли и ее тащить плуг. Этот обычай трактовался так: если ряженые вместе с девушками тащили плуг, то это был штраф с достигших брачного возраста, но не вступивших в брак парней и девушек. Или же считалось, что участие молодой девушки полезно для произрастания зерен. По возможности выбирали красивых девушек.

Вплоть до ХХв. был распространен довольно странный обычай: в масленичный понедельник девушки и женщины стягивали с ног парней и мужчин сапоги и кусали их за большой палец на ноге. На следующий день делали тоже самое мужчины. Считалось, что с укусом уходят из организма укушенного все болезни и недуги. Тот, кто укусил должен одарить того, кого кусал. Полагали, что этим ему была оказана честь.

В масленичных представлениях Польши очень часто выступал конь, водили аиста, медведя, носили или водили курка(деревянного петушка).

Известным масленичным обрядом является бахус, бахунки и бахуски. Бахус – кукла, которую парни и девушки носили по всем домам. У бахуса была подружка – мужчина переодетый в женщину. С ними ходили и другие ряженые по домам и забирали девушек. Домочадцы их должны были выкупить. Середина пост – пуп поста отличали пустой похлебкой(жур). Вербное воскресенье именуется у поляков кветним, пальмовым.

Своеобразно в Германии и Польше праздновали Пасху.

В Польше Пасха называется Вельканоц. Под вечер в пасхальное воскресенье и в понедельник ходили группы молодежи, чтобы получить от хозяев выкуп – волочебне.

Волочебники носили на жерди куклу. В доме, где была девушка пели “Конопельку”, у парней пели “Буйный овес”. Весь пасхальный период от понедельника до зеленых свенток(50 дней после Пасхи) – был временем встречи весны. В это время пели веснянки, качались на качелях, били яйца. Особо богатой была обрядность зеленых свенток.

В Германии большое значение придается яйцам – символу плодородия, зародышу новой жизни. Предки Немцев клали яйца в гроб умерших. Взрослые прятали яйца в огородах, садах, а дети искали их, т.к. по представлению детей пасхальные яйца им приносит либо заяц, либо волк. Распространены игры с пасхальными яйцами(как у славян).

Любимое пасхальное блюдо – жаркое из ягненка. На Пасху в Германии жгли костры, водили хороводы вокруг старых дубов.

В народном календаре стран Центральной Европы летне-осенний цикл праздников начинался со времени летнего солнцеворота. отождествляемого раньше с днем Иоанна Крестителя – 24 июня. В Швейцарии и Австрии считали, что этот день делил год на два полугодия. После 24 июня солнце поворачивало на зиму. Так, в Швейцарии говорили: “Св.Иоанн - дверь зиме” или “Св.Иоанн поворачивает листья на другую сторону”. Главной чертой праздника являлось разжигание на возвышенностях костров – “ритуальных огней”. Названия этих огней “огни солнцеворота”, “огни Вита”, “огни Иоганиса”, “огни Петра”(в Австрии), в Швейцарии “факелы”, “соломенные жгуты”; т.е. по имени святых, чья память приходится на эти дни.

В сельской местности в подготовке к подготовке к празднику участвовали все жители, но главными действующими лицами были дети и молодежь. Среди собиравших хворост в Верхней Австрии были ряженые с черными лицами и закутанные в зеленые ветки.

Костры имели различную форму и величину.

Так в Венгрии, это был огромный костер, сложенный из хвороста, соломы на четырехугольной площадке. Костер поджигали одновременно с каждого угла. Специфической чертой праздника у венгров были длинные песни, из-за которых сложилась поговорка: “длинный как песня Св.Иоанна”, говорили, что “песня Св.Иоанна очень длинная, и что даже черт, начиная ее, никак не мог закончить и задыхался”.

В Австрии, к примеру, костер складывали срубы в несколько этажей и наверху укрепляли одно или два чучела: “ведьму”, “лесного человека”.

Прыжки через костер, песни, танцы – являлись главным составляющим праздника. Считали, чем выше прыжок, тем лучше уродятся хлеб и лен. С этим же представлением девушки шли на льняное поле, прыгали, танцевали и катались по земле нагими.

В Чехии считали, что с Янской ночи начиналось и первое купание. Святоянские дни были посвящены солнцу, побеждающему тьму. Священную функцию солнца на Св.Яна подчеркивали и некоторые запреты: нельзя в огонь бросать мусор, лить воду. После захода солнца не брать ничего в долг.

К этому дню были приурочены и обряды, связанные со скотоводством. Янскими венками украшали коров, чтобы они давали больше молока. Через дым затухавшего костра(в Австрии) прогоняли скот, больных людей. в ночь на 24 июня считали, что все происходившее приобретало особое значение, а окружающее – чудесную силу. По этой причине торопились собрать лекарственные травы и цветы.

Летние месяцы в сельскохозяйственном календаре стран Центральной Европы – время созревания и уборки хлеба, сена. Их этапы нашли отражение в народных пословицах и поговорках: “В июне коса бушует в сене”, - говорит австрийский народ. Месяцем “сена” называли июль в альпийских районах. Народные пословицы швейцарского народа говорят следующее: “Все недели от Петра(29 июня) до Бартомелея(24 июля) косят и убирают сено”. В Австрии для этого периода характерно представление о святых как о повелителях гроз. Отдельные черты заметны в образах Св.Доната и Ульриха(в Австрии), особенно Св.Петра и Павла (в Австрии и Венгрии). Образ Петра не имеет ничего общего с христианским апостолам. Петр выступал как “господин погоды ”- считалось, что он мог вызвать дождь и грозу. Также Петра считали одним из покровителей скота, защитником от хищных зверей.

Для июля месяца созревание плодов в Австрии характерно развитие культа женских покровительниц плодородия: Св.Маргариты(2 июля) в Венгрии, Св.Анны(26 июля). Этот день(Св.Анны) превратник в общественный праздник именинниц с театральными представлениями, балами, подарками. Покровителем путников считали Св.Якова(26 июля).

“Что август не сварит, того сентябрь не испечет”. Последние дни жатвы носили праздничный характер в странах Центральной Европы. Основными образами выступали “хлебный козел”, “хлебный заяц”(в Австрии и Швейцарии).

Швейцария наиболее ярка в данный период. Одновременно с сенокосом начинались и жатвенные работы. Как и в Австрии, в Швейцарии существовало много примет, действий. Так, например, в Австрии в последний день жатвы прятали петуха под глиняной миской. Нашедший его убивал, блюдо с зажаренным петухом помещали в центре праздничного стола в день окончания сбора урожая.

Следует отметить следующее(что типично для всех рассматриваемых стран): в жатве особым применением окружали последний сноп. Так в Венгрии пели “урожайные венки”, пелись урожайные песни, устраивались танцы, карнавалы фруктов.

В Чехии по окончанию жатвы оставляли на поле последние стебли собранных злаков, потому что верили, что поле потеряет способность плодоносить. Последний сноп называли баба, барбора, старый – должен быть очень большим и богато разнообразно украшен. Главные обрядовые значения при праздновании дожинок имел венок. Вили его из колосьев, добавляли полевые цветы и ленты. Венец и последний сноп с поля несли на двор хозяина и желали ему благополучия, а хозяин благодарил(давал деньги и угощения). После устраивались танцы, песни-дожинки.

В Швейцарии считалось, что дух хлебного поля скрывается в колосьях последнего снопа. Перед срезкой последних колосьев, жнец вставал на колени и молился. В Базепе срезка последнего “счастливого снопа” поручалась самой молодой жнице. Последний сноп также принято было украшать еловым деревцем(символ вечной зелени).

Известен обычай у Швейцарцев: бросать в воздух колосья из последнего снопа, как говорилось “для матери хлеба”, после чего последний сноп оставляли на поле – для бедных.

Последний день жатвы, как и молотьбы, заканчивался пирогом. Также как и в Австрии, трапеза заканчивалась жареным петухом. Петух символизировал дух поля, каждый из присутствующих должен был получить свою долю и, таким образом приобщиться к его плодородию. Завершающим праздником этого периода (в Швейцарии) был день Св.Михаила (29 сентября). Известен обычай: пускать в реку горящие свечи, установленные на дощечках, связывали в народе с сокращением дня и началом работ при искусственном свете.

В октябре и ноябре в виноградорених районах устраивали праздник окончания сбора винограда. В итало-швейцарском кантоне Тессны во время вендемии (Vendemia – последний день сбора винограда) ставился огромный чан, наполненный виноградными гроздями. Подростки прыгали и танцевали на них, топча босыми ногами.

В Австрии организовывалось веселое шествие по деревне, в центре которого была повозка. В Зальцбурге изготавливали подставку для подвешивания гроздей в виде козла, которую украшали виноградом, мишурой и яблоками.

Конец осени в странах Центральной Европы вошел как время поминовения умерших. Это связано с приближением темного и холодного времени года. Поминальными днями были: 1 ноября – день всех святых; 2 ноября – день всех душ. Принято ходить на кладбище, убирать могилы зеленью и цветами. 1 и 2 ноября открывали двери комнат, чтобы “умершие могли войти”, топили печи, чтоб “они согрелись”, растапливали на огне сало “для мазания их ран”. На ночь оставляли тарелки с едой по числу умерших.

В Швейцарии в народных легендах Св.Михаил нередко появлялся как предводитель душ умерших. Его день слыл недобрым. “Ты хочешь пасти или сторожить курицу Св.Михаила”, т.е. умереть, говорили тем, кто был неосторожным в горах.

 

Date: 2015-10-21; view: 692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию