Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





 

 

«Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить».

Цицерон

 

1. Понятие и значение юридической риторики

Изучение этой темы необходимо начать с усвоения задач курса «Юридическая риторика». Далее необходимо усвоить понятия: юри­дическая риторика, речевая культура юриста, судебное красноречие, качества воздействующей речи.

В Древней Греции сложилась теория красноречия. Она включала пять классических вещей:

1. Нахождение — систематизация содержания речей и используемых
в них доказательств.

2. Расположение — деление речи по композиционным частям.

3. Словесное выражение – украшение речи, использование тропов
и фигур речи.

4. Запоминание.

5. Произнесение.

В современном понимании риторика — это наука об искусстве пу­бличного выступления. Слово «риторика» означает «ораторское искус­ство». Таким образом, риторика — это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.

Юридическая риторика — это комплекс знаний, умений и навыков-юриста по подготовке и произнесению судебной речи, а также исполь­зование риторических знаний во время проведения бесед и консуль­тирования доверителей и участия в проведении переговоров.

Один из важнейших вопросов, какими качествами должен обла­дать человек, чтобы стать оратором. Ответ на этот вопрос нам дает М.В.Ломоносов:

К приобретению искусства красноречия требуется пять следующих следствий:

1. Природные дарования (душевные и телесные).

2. Наука (познание нужных правил, которые показывают подлин-
ный путь к красноречию).

3. Подражание авторов — в красноречии славных.

4. Упражнение в сочинении.

5. Знание других наук.

По мнению Цицерона, судебному оратору необходимо следовать четырем принципам:

Говорить ПРАВИЛЬНО,

ЯСНО,

КРАСИВО,

И СООТВЕТСТВЕННО СОДЕРЖАНИЮ.

Поскольку после изучения курса мы ожидаем, что Вы сможете ис­пользовать полученные риторические знания в процессе делового юридического общения, то мы считаем необходимым самостоятельное чтение и анализ судебных речей, а также подготовку и произнесение на семинарских занятиях самостоятельных монологов, диалогов, этапов интервью, консультирования, ведения деловых переговоров и речей в судебных прениях.

А.А. Волков выделяет следующие виды словесности:

1. Фольклор.

2. Документ.

3. Дидактичекская литература.

4. Историческая литература.

5. Художественная литература.

6. Ораторская проза (судебная, политическая, показательная, про-
пагандистская, академическая) — один из важнейших источников
образования ритора, ибо на образцах ораторской прозы вырабаты-
вается искусство аргументации.

Ораторская проза — вид литературы, так как она представляет собой обработанные записи ораторских речей. Часто опубликованное произ­ведение содержит то, что ритору не удалось сказать. Изучение оратор­ской прозы обогащает познания ритора, представляет образцы стиля.

7. Философская литература

8. Научная литература

9. Техническая литература

10. Эпистолография (письма и послания).

11. Юридическая проза — особый и значительный вид словесности.
Юридическая проза, обладающая собственным типом терминологии
и собственной техникой аргументации, содержит нормы права, их
философское и практическое обоснование.

12. Публицистика.

13. Духовная словесность.

 

Начнем с того, что ознакомимся со всеми видами монологической речи:

1. Описание — изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения.

2. Повествование — изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделя­ющее позиции участников общении.

3. Рассуждение — обоснование представления говорящего о пред­мете посредством доводов, с которыми получатель высказывания со­глашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

Фактура, форма (диалогическая или монологическая), как и стро­ение текста, задаются типом его содержания.

«Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, использовать все, что встречается человеку в жиз­ни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом».

Цицерон.

После изучения первой темы Вы должны усвоить следующие рито­рические термины: риторика, риторические приемы, семантика.

2. История русского судебного красноречия

«Три задачи у судебного оратора: доказать, усладить, скло­нить на свою сторону».

Цицерон

 

Чтобы усвоить указанную тему, Вы должны будете изучить речи знаменитых русских судебных ораторов и, что самое главное, почув­ствовать особенности их выступлений в суде.

Необходимо понять, что введение в России с 1864 года суда при­сяжных, основанного на принципе гласности, и адвокатуры стимули­ровало создание и развитие судебного красноречия. Основоположни­ками судебного красноречия стали П. С. Пороховшиков, написавший «Искусство речи на суде», и А. Ф Кони, создавший многочисленные. труды по юридической риторике, такие как «Советы лекторам», «Нрав­ственные начала в уголовном процессе».

Изучая судьбу каждого из них, Вы сможете понять, как формиро­валось, развивалось и оттачивалось их ораторское мастерство. Так, например, Анатолий Федорович Кони (1844-1927) был не только вы­дающимся судебным оратором, но и теоретиком риторики, литерату­роведом, почетным академиком изящной словесности.

Образованный юрист, отмечал Кони А. Ф., должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального.

Судебным оратором Кони рекомендовал безоговорочно выполнять три условия, которые остались важны и сегодня:

«1. Нужно знать предмет, о котором ты говоришь, в точности и под­робности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства.

2. Нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкос­тью, богатствами и своеобразными оборотами, причем к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы...

3. Наконец,... нужно не лгать... искренность по отношению к чув­ству и к делаемому выводу или утверждаемому положению должна составлять необходимую принадлежность хорошей, т.е. претендующей на влияние речи».

Известный в дореволюционное время адвокат О.О. Грузенберг в одном из писем, адресованных А. Ф. Кони, писал 30 декабря 1923 года: «Вы создатель русского судебного слова и в то же время творец таких форм его, что не многим удалось не то, что сравниться, но даже близко подойти к ним».

Еще при жизни Кони отмечали, что подражать эти речам невоз­можно, но учиться можно и нужно.

Обратите внимание на речи известного адвоката Федора Никола­евича Плевако, о котором А. Ф. Кони говорил, что «это был человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение», особенно внимательно изучите места, где он дает психологический анализ действий подсудимого, и попробуйте сделать это самостоятельно.

Судебные речи многих талантливых адвокатов являются образцом мастерского владения словом, сочетающегося с правильной подготов­кой речи, умелым использованием и искусным анализом доказательств и обстоятельств дела.

Изучив тему, Вы узнаете речи одних из самых известных ора­торов эпохи судебной реформы 1864 г. — А. Ф. Кони, «короля рус­ской адвокатуры» В.Д.Спасовича (речи его отличались четкостью умозаключений и тщательным анализом всех обстоятельств дела), Ф. Н. Плевако («Содержанием и формой своих речей Плевако соз­давал настроение слушателей, тонко воздействуя на аудиторию. Как правило, речи Плевако были кратки и остры, стилизованы под простую, непринужденную беседу. В ситуациях практически безнадежных для защиты он умел найти такой довод, который оказывался решающим для исхода дела. Плевако уделял главное внимание психологическим факторам. Он считал, что логика ло­гикой, а судят люди, и доказать не значит убедить. В его судебных речах преобладали выразительные риторические приемы, созда­ющие эмоциональную атмосферу сочувствия к подсудимому. Тем самым защитник добивался для него снисхождения». В. Шейнов), П.А.Александрова (его речи считались остроумными, строго ло­гическими и подчеркнуто деловыми), С.А.Андриевского (его речи можно сравнить с исследованиями очень талантливого психолога, знание жизни, личности и причин, приводящих людей на скамью подсудимых, делали его речь убедительной, ясной и пронзительно точной), А.И.Урусова (речь его, построенная на безупречной ло­гической схеме, на детальном исследовании значимости каждого довода, при этом обрамленная яркими эпитетами и неповторимыми сравнениями, запоминалась и оставляла неизгладимый след).

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грацией изложения; третий — преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый — по­следовательностью и ясностью изложения и т. д. Каждый из них гово­рит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты». В.Г. Белинский.

На семинарских занятиях по этой теме Вам необходимо будет про­демонстрировать самостоятельный анализ судебных речей.

 

3. Изобразительно-выразительные средства языка

«Невозможно вызвать у слушающего ни скорби, ни ненависти, ни стра­ха, ни слез, если все эти чувства, какие оратор стремится вызвать, не будут выражены им, лучше сказать, выжжены им в его собственном лице». Цицерон.

Осваивая эту тему, Вы должны понять, что правильное и своевре­менное использование изобразительно-выразительных средств языка позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставлен­ных коммуникативных задач.

Обратите внимание на таблицу.

 

КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРАТОРА НА СЛУШАТЕЛЯ
ЗВУКОВЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАНТОМИМИКА
ЯЗЫК ГОЛОС ЖЕСТЫ
  ИНТОНАЦИЯ ПОЗЫ, МАНЕРЫ
  ПАУЗЫ ВЗГЛЯД
  АРТИКУЛЯЦИЯ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
  ДИКЦИЯ МИМИКА
  ТЕМБР ТЕМП РЕЧИ
  ГРОМКОСТЬ  
  МЕЛОДИКА  

 

Начнем с изучения требований, предъявляемых к речи юриста.

ПРАВИЛЬНОСТЬ (чистота) состоит не только в следовании фоне­тическим, орфографическим, грамматическим и лексическим нормам русского литературного языка, но и в таком подборе выразительных средств языка, что они согласуются друг и другом.

ЯСНОСТЬ слога означает, что слова и обороты определены в зна­чении и употреблении, что автор умеет строить обозримые фразы, избегает двусмысленных выражений, а фраза запоминается и легко воспроизводится.

ТОЧНОСТЬ — соответствие между словами и мыслью автора.

УМЕСТНОСТЬ — соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданиям аудитории.

ЛЕГКОСТЬ — достигается простейшим способом выражения.

ЖИВОСТЬ — достигается быстрой сменой образов.

ГАРМОНИЧНОСТЬ — означает соответствие планов выражения и содержания высказывания ритмической мере, которая соотносит объемы целого и частей фразы.

СВЯЗНОСТЬ речи — единая логико-смысловая конструкция фразы, создается применением специальных слов-связок «и», «следователь­но», «наконец».

ОБЪЕМНОСТЬ речи — представление предмета во многих планах или перспективах. Объемность является наиболее эффективным сред­ством построения образа.

Прежде чем понять, что делает речь образной и выразительной, усвойте условия, способствующие этому:

— интерес оратора к тому, о чем он говорит,

— уважение оратора ко всем, к кому речь обращена,

— знание особенностей языковых стилей и типов личностей, к ко­торым речь обращена,

— определение собственного риторического идеала,

— постоянная тренировка речевых навыков,

— умение оценивать свою речь и речь оппонентов.

Читая и анализируя речи известных русских ораторов, Вы увидите, что все они уделяли огромное внимание образности своих выступле­ний, виртуозно использовали выразительные средства языка.

Что делает речь яркой, выразительной, а значит, образной? Помо­гают говорящему специальные риторические приемы, включающие изобразительные и выразительные средства языка, называемые тро­пами и фигурами, а также фразеологическое выражения, поговорки, пословицы, крылатые слова.

Начинать изучение темы нужно с усвоения понятий: фразеологизмы, риторические (фигуры, тропы.

Вы убедитесь, что фразеология богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями, об­условленными ее внутренними свойствами, которые и составляют специфику фразеологизмов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только пред­мет, но и его признак; не только действие, но и его обстоятельства.

Фигуры речи — особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность, образность и эмо­циональность речи, степень ее воздействия на адресата. Например, прием повтора, антитеза, инверсия, риторический вопрос, ритори­ческое восклицание, риторическое обращение и др.

Вам нужно будет запомнить, что троп — это оборот речи, употре­бление иди выражение в переносном значении, образное выражение. Например — метафора, эпитет, сравнение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, парадокс, ирония, намек.

Особое значение мудрецы придавали метафоре. «Важнее всего для оратора — быть искусным в метафорах, только этого нельзя перенять у другого; это признак таланта». Аристотель.

Важное значение принадлежит и эпитетам.

Прочитайте пример эпитетов слова «вопрос» и задумайтесь, сколько оттенков оно приобрело.

«Абсурдный, банальный, безобидный, безответственный, бес­смысленный, бестолковый, бесхитростный, бесцеремонный, бы­стрый, въедливый, глубокий, глубокомысленный, глупый, голо­воломный, двусмысленный, деловой, дежурный, дерзкий, детский, дикий, едкий, естественный, задиристый, заковыристый, законный, замысловатый, затасканный, затруднительный, избитый, каверз­ный, конкретный, короткий, крамольный, курьезный, ласковый, легкий, лукавый, мудренный, наводящий, навязчивый, наглый, наивный, неожиданный, оскорбительный, откровенный, открытый, пошлый, праздный, принципиальный, провокационный, простой, профессиональный, прямой, пустой, пытливый, разумный; резон­ный, риторический, скользкий, сложный, смелый, стандартный, стереотипный, странный, тактичный, традиционный, трафаретный, тривиальный, трудный, тяжелый, унизительный, упрямый, хитрый, цепкий, шаблонный, шутливый, щекотливый, щепетильный, эле­ментарный, ядовитый, ясный».

На семинаре по этой теме Вы должны будете продемонстрировать, что умелое украшение ораторской речи позволяет сделать выступление не только профессионально грамотным, убедительным, но и насыщен­ным элементами эстетики, превратить выступление в искусство.

Для этого нужно употреблять цитаты. Напомню, что

ЗАИМОСЛОВИЕ – высказывание, представляющее позицию ав­торитетного лица, собирательного образа.

ЦИТАТА — отличается от заимословия тем, что в ней точно пере­даются слова конкретного лица. Используется цитата различным образом:

— как подтверждение авторитетом,

— пример,

— иллюстрация,

— аргумент к человеку,

— довод в различных аргументах.

АЛЛЮЗИЯ — подобна цитате, но содержит намек на определенное лицо или произведение употреблением характерного слова, выраже­ния или факта.

«Вообще тропы и фигуры тогда только составляют красоту, когда непринужденны, невыисканы, как будто ненарочно, сами собою встре­чаются и, по- видимому, неизбежны: в противном случае они для сло­ва — бремя». Н.Ф. Кошанский.

После изучения темы Вы должны усвоить следующие риториче­ские термины: метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитеты, антитеза, инверсия, повтор.

 

4. Техника речи. Методы преподнесения материала

«Наиболее понятным в языке бывает не само слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым произносится ряд слов, — короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за му­зыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть все то, что не может быть написано». Ф. Ницше.

Приступая к изучению темы, Вы. прежде всего, должны получить представление о технической стороне звучащей речи:

— о постановке речевого дыхания,

— о воспитании и развитии речевого голоса,

— о выработке хорошей дикции, т.е. ясного и четкого произношения каждого гласного и согласного звука, слов и фраз в целом.

Помните, что техника речи — составная часть культуры звучащего слова, прикладная наука о правильном произношении и наиболее полной выразительности речи. Она представляет комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелоди­ческого строя речи, дающих возможность оратору воздействовать на аудиторию в нужном эмоциональном направлении.

Слушая лекторов, Вы поймете, что техника речи — это звуковой портрет оратора.

Дикция — это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов.

Публичная речь характеризуется еще темпом и ритмом — это очень важные характеристики речи.

Сила звука — это интенсивность звуковых колебаний, которая свя­зана с их амплитудой.

Тембр — окраска голоса, определяемая количеством дополнитель­ных тонов (обертонов).

Темп — это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом.

Интонация — комплексное средство языка, включающее мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу.

Мелодика — изменение высоты тона голоса на протяжении вы­ступления.

Существуют мелодики завершенности, вопросительная мелодика и мелодика незавершенности.

Логическое ударение — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании.

Пауза — перерыв в звучании.

Ритм – чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразитель­ности, легкости усвоения.

Обратите особое внимание на то, что к интонационно-выразительным средствам речи относится и логическое ударение — усиление голо­са на том слове во фразе, которое судебный оратор хочет подчеркнуть, придать ему большее значение, логические паузы, отделяющие один речевой акт от другого, формирующие высказывание, помогающие уяснить его смысл.

Очень важный вопрос в изучении юридической риторики — как готовиться к выступлению. И мы вновь обращаемся к наследию древ­них.

Подготовку к речи Цицерон подразделял на 6 этапов:

1. уяснить предмет речи, провести сбор материала,

2. расположить найденное по порядку. Наиболее внушающие факты расположить в Начале и конце речи, факты меньшей значимости по середине,

3. «облечь и украсить все словами» за счет выразительных средств языка,

4. «укрепить речь в памяти»,

5. «закончить речь с достоинством и приятностью»,

6. определить-ритм, в котором будет произноситься речь.

И еще нам с Вами важно знать, чем мы можем удержать внимание аудитории. Ответ на это дает А.Ф. Кони:

— краткостью,

— быстрым движением речи,

— кратким освежающим отступлением.

«Красивые жесты — не только украшение для ораторского слова, они нередко заменяют, иллюстрируют, оттеняют его. Только холодные, бесстрастные, а может быть, неубежденные ораторы могут говорить, как монахи, с руками, смиренно сложенными на груди, убежденные, вдох­новенные ораторы говорят всем существом своим, влагают в речь не только душу, но и тело». Н.Абрамова.

После изучения темы Вы должны усвоить следующие риторические термины: артикуляция, орфоэпия, интонация, речевое дыхание, дикция, логическая пауза и логическое ударение.

 

5. Интервьюирование

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слу­шать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Л.Н. Толстой.

С изучения этой темы Вы начинаете знакомиться с видами делового общения в юридической практике, а самое главное, с риторически­ми особенностями, используемыми юристами для достижения целей делового общения.

Интервьюирование переводится на русский язык как «беседа, со­беседование».

Вам, прежде всего, необходимо будет усвоить, что под интервьюи­рованием посетителя понимается собеседование с целью получения информации, имеющей правовое значение.

Знание некоторых коммуникативных особенностей партнеров по общению должно содействовать достижению целей делового обще­ния.

Главным условием выступает стратегическое представление целей общения и знание основных типов коммуникабельности людей, к которым относятся доминантность, мобильность, ригидность, ин-тровертность.

Доминатный собеседник стремится завладеть инициативой в обще­нии.

Мобильный собеседник — легко входит в разговор, говорит охотно и много.

Ригидный собеседник — тяжело вступает в общение, но четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен.

Интровертный собеседник — не стремится владеть инициативой, скромен.

Начиная изучение этой темы, помните, что необходимым условием диалога является существование потребности и обязательно желания в общении между юристом и доверителем.

Установлению контакта могут воспрепятствовать личностные ка­чества участников общения. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство доверия и симпатии, способные на эмо­циональный отклик.

На семинаре Вы должны будете продемонстрировать, что для пра­вильного проведения интервьюирования необходимо:

1. знать и понимать вопросы юридической этики, основными из которых является уважительное отношение к личности обратившегося и к его проблеме, доверительность и конфиденциальность отношений между адвокатом и обратившимся;

2. знать и использовать риторические способы построения беседы и ее этапов:

1) подготовка к интервьюированию,

2) представление юриста,

3) изложение клиентом своей проблемы,

4) выяснение характера правовых проблем клиента, установление хронологии событий,

5) резюмирование,

6) завершение интервью;

3. уметь использовать риторические приемы постановки вопро­сов;

4. знать и принимать во внимание психологические аспекты про­ведения собеседования;

5. понимать отличия интервьюирования от консультирования.
«Ясность — главное достоинство речи». Аристотель.

Date: 2015-10-21; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию