Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4: Аксиология и основы методологии





Тема 1: Предмет аксиологии, ее место в пространстве физики и метафизики. Аксиология и праксиология (2 часа)

План:

1. Понимание категории «ценность». Специфика ценностного отношения к миру. Ценность и бытие, ценность и истина. Функции ценностей.

2. S есть P – критерии ценностей, где «S» – содержание, «P» – то, что называется ценностью. Поясните слова И. Канта: «Ценностные суждения не могут быть истинными или ложными» – почему?

3. Ценности и система оценок. Мировоззренческие горизонты ценностей и оценок (обыденное мировоззрение повседневности, профессиональный горизонт мировоззрения, рефлексивный горизонт мировоззрения). Ценности и цели. Как Вы считаете, что работает более продуктивно в социальном плане бытия – Историческая гибкость либо стабильность ценностных парадигм?

4. Ценность в науке и ценность в философии. Ценность и истина.

5. Аксиология и праксеология

 

Конспекты работ:

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Человек в системе раук. М., 1989. С. 332-342.

Аксиология // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. С. 25-28.

Грякалов А.А Письмо и событие: Эстетическая топография современности. С-Пб, 2004. (см. с. 28).

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Лекции по этике. М. 2000. С. 284-425.

Котарбиньский П. Праксеология. М., 1998.

Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Праксеология // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 794-795.

Пятигорский А.М. Мифы о знании: два разговора. Что есть миф? // Пятигорский А.М. Мифологические размышления. М., 1996. С. 9-16, 54-96.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. М., 1999. С. 11-65.

 

Тема 2: Становление аксиологии, ее философские проекты (6 часа)

План:

1. ХIХ-ХХ век – возникновение аксиологии как самостоятельной дисциплины. Раскрыть предпосылки возникновения «аксиологического поворота» в истории европейской мысли (см. работу Р. Коллинза).

2. «Опыты» М. Монтеня: аксиология и правоведение в эпоху классического гуманизма.

3. «Традиционные религии», их ценностно-оценочные компоненты. «Просвещенческие идеалы» – формирование ценностных установок в истории новоевропейской мысли (рационализм Р. Декарта, эмпиризм Ф. Бэкона, английский материализм и трансцендентализм И. Канта). Попробуйте самостоятельно или из текста указанного автора обосновать высказывание А. Белого «Кант — симптом смерти мысли. Представление о жизни мысли подорвано в Канте. Мысль — убила мир, "я": она — гильотина; природа есть грубая чувственность; невоплотима она; воплощенность — "природа в себе"; понятие воплощения связано с понятием "организма"; организмы непознаваемы; опознанье природы есть опознание действия прикосновения к ней математических и динамических категорий. Воплощение мысли в природе немыслимо; мысль о природе есть мысль о законах ее». Раскройте соотношение «мысль» – «ценность».

4. Дайте характеристику философских проектов аксиологии – этика, эстетика, философия культуры, философская антропология – раскройте их онтологические основания.

5. «Что мы должны делать?» – один из вопросов И. Канта, размыкающих специфику философии, вопрос об этике. Дайте краткую характеристику этического учения И. Канта.

6. Согласно Н. Гартману – «наступает в наши дни осознание новой проблемной ситуации в этике, где наконец дело вновь заходит о содержании, о субстанциальности этического бытия и небытия…» – раскройте специфику «содержательного анализа ценностей», выполненного Н. Гартманом. Почему автор критикует этику И. Канта и что есть «материальная этика ценностей»? Этика и педагогика.

7. Можно ли говорить об этическом обосновании ярких философских направлений, даже если их представителями вопрос о ценностях напрямую не был поставлен (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ З.Фрейда и К.Г. Юнга, О.Больнова и др.)?

8. Аксиологическая позиция «позднего» Л. Витгенштейна, анализ трактата «Культура и ценности».

Конспекты работ:

Белый А. О смысле познания. Минск, 1991.

Витгенштейн Л. Философские работы (ч. 1). М., 1994.(см. Предисловие, работы «Философские исследования», «Культура и ценности» (с. 407-493)).

Гартман Н. Этика. СПб., 2001.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 161-381.

Кант И. Лекции по этике. М. 2000. С. 38-282.

Коллинз Р. Социология философии. Новосибирск, 2004.

Монтень М. Опыты. М., 1995.

Монтень М. Афоризмы и сентенции. М., 2003.

Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб. 2000.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. М., 1999. С. 115-148.

 

Тема 3: Классическая и неклассическая мысль. Ницшеанская «переоценка ценностей», становление традиции (4 часа)

План:

1. Историческая определенность западной аксиологии: аксиологические проекты Стои, софистов, скептиков, «божественного» Платона и неоплатонизма. Подумать над концептом «эмпирическая аксиология», раскрыть его исторические предпосылки.

2. Социокультурные предпосылки возникновения «философии по краям». Европейская философия ХIХв. и ХХв. в становлении ценностных систем. Традиция и новаторство. Германия как законодатель ценностных приоритетов и способов рациональности. Провести сравнительный анализ специфики культурной ситуации этого времени в Германии, во Франции, в Италии, в Англии и др. европейских странах. Специфика ценностей в контексте исторической ситуации – Германия как импортер просветительской идеологии (ХIХв.) и как самостоятельная национальная мысль (ХХв.). Показать культурное состояние России в это время.

3. Концепции ценностей в работах

а). немецких просветителей и романтиков – Х. Вольф как популяризатор ценностно-оценочных идей Г.-В. Лейбница; И.Г. Гердер как провозвестник ценности национальной идеи, народного языка; Ф. Шиллер – творчество как ценность; В. фон Гумбольдт – внутренняя форма духа народа через внутреннюю форму слова; Г. Гете – жизнь как ценность; Ф. Шлейермахер – богословские идеи как ценность, откровение как «рефлексия о чувстве» и «романтическое богословие»;

б). немецких классиков – И. Кант о ценностях в «Критике практического разума» и в «Критике способности суждений»; И. Фихте – любовь к отечеству как исходный и конечный пункт полагания ценностных установок; Ф. Шеллинг – бессознательная интеллигенция закладывает ценностные ориентиры, которые потом раскрываются в жизни, в природе; Г. Гегель – ценности имеют трансцендентный характер и являются воплощением Абсолютного Духа в жизни человека; Л. Фейербах – человек есть ценность;

в). немецкий материализм – К. Маркс, Ф. Энгельс – природа как самоценность, ценностная система человеческого мира есть надстройка над материальной социальной базой;

г). концептуальный фундамент к переоценке классических ценностных отношений и систем – что переоценивается в ценности и в отношении к ним? А. Шопенгауэр – воля как ценность;, С. Кьеркегор – вера как ценность; Ф. Ницше – ценность то, что необходимо в ситуации сейчас, вопрос в том что необходимо. М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн: языковая предпосылка в формулировке ценностных стандартов. Проблема насилия формата и свободы от него.

д). мыслительные направления в «неклассический период» о ценностях (на примере одного, двух авторов – см. Ширинкина Т.Г. История зарубежной философии ХIХ – ХХ вв. Ч. 1. Омск, 2001.)

е). ценности в ситуации постмодерна (на примере одного, двух авторов – см. Ширинкина Т.Г. История зарубежной философии ХIХ – ХХ вв. Ч. 2. Омск, 2001.).

Конспекты работ:

Беньямин В. Теория искусства ранних романтиков и Гете // Логос. М., 1993. Вып. 4. С. 151-158.

Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000.

Виндельбанд В. Философия немецкой духовной жизни ХIХ столетия // Избр.: Дух и история. М., 1995. С. 294-363.

Вышеславцев Л. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология.. ХХ век. М., 1995.

Григорьева Т. П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992.

Гулыга А.В Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества. М., 1999.

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998 (сделать выборочный конспект, касающийся состояния ценностей и ценностных приоритетов в эпоху постмодернизма).

Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск, 2002. С. 802-1017.

Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

Платон «Государство» // Сочинения. В 3 т. Т. 3 (1). М., 1971. С. 364. (девятая книга «Государства», 585 (b)).

Платон «Пир» // Сочинения. В. 34т. Т. 2. М., 1993. С. 110.

Рерих Н. Живая этика. Киев, 1998.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Минск, 1993.

Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Сочинения: В 2 т., - М., 1988. Т.1.

Тиллих П. Теология культуры. М. 1995. С. 131.

Флоренский П. А. Догматизм и догматика // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М. 1993. С. 443-465.

Франк С. Л. Смысл жизни. М., 2002.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. (см. беседу с Хайдеггером и работу «Что значит мыслить?»).

Шуман А. Трансцендентальная философия. Минск, 2002. (сделать выборочный конспект работ, части монографии, касающиеся высказывания о ценностях и ценностных системах).

Эстетика немецких романтиков. М., 1997.

 

Тема 4: Аксиологическая многомерность. Идеальная и материальная специфика ценностей: проблема выбора ценностей (2 часа)

План:

1. Из высказывания Агацци Э. – «Мы имеем основания назвать ценностью некоторое совершенство, идеальную модель, некое «как должно быть», то, что направляет любое человеческое действие» – прояснить отношения материальности и идеальности в структуре ценности. Раскрыть эпистемологию отношения «ценность» – «идеальное».

2. Материальные ценности, социальные установки и идеология.

3. Национальная окраска ценности: ценности европейские, американские, российские

 

Конспекты работ:

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопр. философии. 1989. № 2. С. 27.

Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. М., 1991.

 

Тема 5: Методология: Диалектика и герменевтика как два способа понимания бытия. Топологическая рефлексия. (2 часа)

План:

1.Понимание метода в философии. Методологические единицы: категории, принципы, законы; проблема, гипотеза, концепция, способ решения, аргумент, факт (дать характеристику понятий).

2.Диалектика как методология. Диалектика Гераклита, Платона и Гегеля. Законы диалектики Гегеля.

3.Герменевтика: Средневековье, ХIХ и ХХ век. Герменевтика как онтология и способ понимания мира (см. М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Принципы герменевтики, понятие “герменевтического круга”.

4. Опыт топологической рефлексии в работах Бахтина М.М., Грякалова А.А., Подороги В., Савчука В., Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.

Конспекты текстов:

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1993.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1997.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Грякалов А.А. Поэтический язык: эстетика и опыт предела // Метафизические исследования. Выпуск12 «Язык». СПб., 1999. С. 9-21.

Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1989.

Дискуссия о диалектике в журнале “Вопросы философии” 1995. №1.

История диалектики. М., 1980.

Какабадзе З.М. Диалектика человеческого бытия. Тбилиси, 1985.

Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под. ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. Серия «Тела мысли» – СПб., 2000.

Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.

Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб., 2001.

Шлейермахер Ф. Герменевтика / / Общественная мысль. Исследования и публикации. Вып. 4. М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 (конспект одной работы сборника на выбор по заданной проблематики).

Эпштейн М., Тульчинский Г.Л. Проективный словарь. СПб., 2003. С. 414 – 417.

Литература:

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Новейший философский словарь. Минск, 2003.

История философии. Словарь. Минск, 2003.

Современная западная философия. Словарь. М., 2000.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Тема 6: Мировоззрение (2 часа)

План:

1. Понимание концепта «мировоззрение». Сравнить с мирочувствование, миросозерцание, миропонимание.

2. Принятый в классической науке шаблон «исторические типы мировоззрения». Понимание типа в качестве жизненного этапа. Проблема границ между отдельными этапами, механизмы перехода с одного этапа на другой. Возможность понимания мировоззрения вне установленных рамок и сосуществование типов в одной биографической (исторической) плоскости.

3. Мировоззрение и картина мира. Фрагментарность мира и «точка сборки» (см. работу Грякалова А.А.).

4. Категориальный уровень мировоззрения. Мировоззрение и концепция телесности.

5. Мировоззрение индивида и общественное сознание. Идеология, социальные образцы мысли и действия.

Конспекты текстов:

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1993.

Грякалов А.А. Письмо и событие. С-Пб., 2004. (см. с. 5-60).

Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под. ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. Серия «Тела мысли» – СПб., 2000.

Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.

Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб., 2001.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 (конспект одной работы сборника на выбор по заданной проблематики).

Эпштейн М., Тульчинский Г.Л. Проективный словарь. СПб., 2003. С. 414 – 417.

Литература:

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Новейший философский словарь. Минск, 2003.

История философии. Словарь. Минск, 2003.

Современная западная философия. Словарь. М., 2000.

Date: 2015-10-21; view: 504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию