Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должна ли организация представлять в налоговый орган сведения о выплатах, которые освобождены от налогообложения согласно ст. 217 НК РФ (ст. 230 НК РФ)?





 

С 01.01.2011 налоговые агенты должны представлять в инспекцию сведения о доходах физических лиц, суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Данные сведения нужно представлять по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. Указанным документом установлено, что сведения о суммах перечисленного в бюджет НДФЛ налоговый агент должен отражать в отношении сумм налога, которые исчислены с доходов физических лиц, полученных начиная с 2011 г.

Решением ВАС РФ от 30.03.2011 N ВАС-1782/11 было отказано в признании частично недействительным данного Приказа. ВАС РФ указал в том числе на обязанность налоговых агентов представлять сведения об исчислении и удержании, а также о перечислении в бюджет НДФЛ применительно к конкретному физическому лицу.

Согласно ст. 230 НК РФ (в ред. до 01.01.2011) налоговые агенты были обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах исчисленного и удержанного налога.

Как до, так и после такие сведения необходимо подавать в инспекцию по итогам налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Об этом говорится в ст. 230 НК РФ. В ст. 226 НК РФ указано, что налоговыми агентами являются организации, от которых налогоплательщики получили доходы, в связи с чем они обязаны исчислить, удержать и уплатить налог.

О том, имеет ли статус налогового агента организация, которая осуществляет выплаты, освобожденные от налогообложения по ст. 217 НК РФ, и, следовательно, должна ли она представлять сведения согласно ст. 230 НК РФ, в гл. 23 НК РФ не сказано.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что при получении физическими лицами доходов, освобожденных от НДФЛ (ст. 217 НК РФ), организация не признается налоговым агентом и не должна представлять сведения по форме 2-НДФЛ. Такой же вывод сделан в работе автора. Есть судебные акты, где указано, что сведения о доходах физических лиц обязаны представлять только те налоговые агенты, которые выплачивают физлицам доходы, исчисляют, удерживают НДФЛ и перечисляют его в бюджет, а организации, которые осуществляют выплаты, освобожденные от налогообложения по ст. 217 НК РФ, данные сведения представлять не должны.

Ранее налоговые органы выражали иное мнение: организация, осуществляющая освобождаемые от налогообложения по ст. 217 НК РФ выплаты, должна представить в инспекцию сведения об указанных доходах. Есть судебные акты, подтверждающие данную точку зрения.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. По выплатам, которые в соответствии со ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения, представлять сведения не нужно

 

Письмо Минфина России от 08.05.2013 N 03-04-06/16327

Разъясняется, что при выплате физическим лицам доходов, не превышающих 4000 руб., организация не признается налоговым агентом (п. 28 ст. 217 НК РФ). В этом случае компании не должны представлять в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ, поскольку данная обязанность установлена ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 05.09.2011 N 03-04-06/1-202

Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-04-06/6-18

Письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155

Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-04-06/6-4

Консультация эксперта, 2012

 

Письмо Минфина России от 02.03.2012 N 03-04-06/9-54

Минфин России указал, что при выплате дохода, освобожденного от налогообложения согласно ст. 217 НК РФ, организация не является налоговым агентом. Следовательно, представлять сведения о таких доходах в налоговый орган не нужно.

 

Письмо Минфина России от 18.02.2011 N 03-04-06/6-34

Финансовое ведомство указывает, что Налоговый кодекс РФ не обязывает лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять сведения о доходах, полученных от них физическими лицами. Эта обязанность установлена только для налоговых агентов. Поэтому организация, выдавшая физическому лицу подарок стоимостью менее 4000 руб., сведения о таком доходе представлять не должна.

 

Письмо Минфина России от 17.09.2009 N 03-04-06-01/237

Финансовое ведомство разъяснило, что при оплате организацией обучения работников и их детей, освобожденного с 1 января 2009 г. от обложения НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ, организация не признается налоговым агентом и не обязана представлять сведения о данных доходах. Такая обязанность установлена ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.

 

Письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14851

Разъясняется, что, если сумма доходов, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ, которые выплачены работнику организации, не превышает в налоговом периоде 4000 руб., организация не должна представлять сведения о таких доходах.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2011 по делу N А36-6476/2009

Суд установил, что организация выплатила бывшим работникам материальную помощь в размере, не превышающем 4000 руб. на каждое лицо. Исходя из этого обязанность по уплате налога в бюджет у организации отсутствовала. Следовательно, привлечение ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о выплаченных доходах неправомерно.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2009 по делу N А33-8418/2008

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2008 N Ф04-5698/2008(11737-А81-41) по делу N А81-884/2008 (Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3780/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ

Суд установил, что организация выплатила материальную помощь бывшим работникам, которые уволились в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в сумме, не превышающей установленного размера (ст. 217 НК РФ). На этом основании суд пришел к выводу, что компания не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц, освобожденных от налогообложения.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.2008 N Ф04-3698/2008(6798-А27-29) по делу N А27-9879/2007-6 (Определением ВАС РФ от 05.11.2008 N 12980/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-2003/2008(2378-А27-34) по делу N А27-8373/2007-2

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2007 N Ф04-5459/2007(37143-А27-32) по делу N А27-112/2007-2

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2006 N Ф04-5196/2006(25502-А03-40) по делу N А03-22958/05-31

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2007 по делу N А65-6777/2006

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 по делу N А55-3823/2006-10

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2005 N А49-1582/05-113А/13

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А66-1551/2004

Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2007 N Ф09-6857/07-С2 по делу N А60-19246/06

Постановление ФАС Уральского округа от 06.03.2007 N Ф09-1182/07-С2 по делу N А07-18578/06

Постановление ФАС Уральского округа от 07.11.2006 N Ф09-9786/06-С2 по делу N А76-20304/05

Постановление ФАС Уральского округа от 16.10.2006 N Ф09-4288/06-С7 по делу N А60-32655/05

Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2006 N Ф09-7946/06-С2 по делу N А60-6267/06

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2006 N Ф09-2882/06-С2 по делу N А60-2472/06

Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2006 N Ф09-6337/05-С2

Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2006 N Ф09-6148/05-С2

Постановление ФАС Центрального округа от 06.11.2007 по делу N А09-6171/06-29-12-29

Постановление ФАС Центрального округа от 08.06.2006 по делу N А35-1803/05-С3

 

Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2009 N Ф09-983/09-С2 по делу N А07-3903/2008-А-ААД

Суд указал следующее: поскольку организация выдавала физическим лицам призы и подарки, стоимость которых не превышала размеров, установленных п. 28 ст. 217 НК РФ, она не является налоговым агентом по отношению к данным лицам и не обязана представлять в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 по делу N А05-10210/2007

 

Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2009 N Ф09-3585/09-С3 по делу N А76-25640/2008-45-786

Суд указал, что при выдаче работникам подарков стоимостью менее 4000 руб. организация не обязана исчислять и удерживать НДФЛ, а также представлять сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

 

Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2007, 12.04.2007 N КА-А40/2260-07 по делу N А40-50655/06-108-236

Суд указал, что стоимость призов, не превышающая установленного п. 28 ст. 217 НК РФ размера, является доходом, не облагаемым НДФЛ, поэтому организация не признается налоговым агентом и не обязана представлять сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2006 N Ф04-920/2006(20351-А70-7) по делу N А70-13033/20-05

 

Постановление ФАС Центрального округа от 15.08.2007 по делу N А68-АП-115/13-06

Суд указал, что организация, которая выдала подарки бывшим работникам, вышедшим на пенсию, не обязана представлять сведения о выплаченных им доходах.

 

Позиция 2. По выплатам, которые в соответствии со ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения, представлять сведения нужно

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 N 28-11/102052

Налоговое ведомство отмечает, что организатор стимулирующих лотерей (розыгрышей и рекламных кампаний), который выплачивает их участникам выигрыши в размере не более 4000 руб., должен представить в инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 07.02.2005 N 21-11/7016

В Письме отмечается, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговый агент обязан представить в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах в виде подарков (независимо от их стоимости), полученных налогоплательщиками за истекший налоговый период.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 по делу N А82-2813/2008-20

Суд указал, что организация, выдавшая сотрудникам подарки, а также материальную помощь бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию, является налоговым агентом и должна представлять сведения о доходах указанных лиц. При этом неважно, что данные суммы освобождены от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2006 по делу N А38-443-17/118-2006

Суд указал, что организация, которая выплатила материальную помощь бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию, признается налоговым агентом. Следовательно, она должна представить в налоговый орган сведения о полученных этими лицами доходах независимо от того, облагаются ли они НДФЛ или освобождены от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2006 по делу N А43-2596/2006-30-102

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2006 по делу N А06-3897У-4-13/05

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что он не обязан представлять в инспекцию сведения по доходам, не подлежащим налогообложению, поскольку контроль за правильностью исчисления налогов включает в себя в том числе проверку обоснованности отнесения тех или иных выплат к необлагаемым доходам.

 

Куда необходимо представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленного подразделения российской организации: по месту нахождения обособленного подразделения или по месту учета головной организации (п. 2 ст. 230 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 31.12.2015 (включительно). С 01.01.2016 согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в отношении физлиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений, в налоговый орган по месту нахождения этих обособленных подразделений. Налоговые агенты - организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанный документ (в частности, в отношении физлиц, получивших доходы от их обособленных подразделений) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).

 

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ по общему правилу налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации (указанные в п. 1 ст. 226 НК РФ), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

По данному вопросу есть четыре точки зрения.

Позиция, выраженная Минфином России, ФНС России, УФНС России по г. Москве, заключается в том, что сведения по форме 2-НДФЛ представляются по месту нахождения обособленного подразделения. Есть судебные акты и консультации авторов, из которых следует, что обособленное подразделение вправе подавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту своего учета.

Ранее финансовое ведомство разъясняло, что сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ должны представляться в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Имеются разъяснения ФНС России и УФНС России по г. Москве, подтверждающие данную позицию. Есть судебные акты и авторские консультации, в которых сделаны аналогичные выводы.

В то же время позиция УФНС России по г. Москве заключается в том, что организация может подать сведения о доходах физических лиц как по месту нахождения головной организации, так и по месту учета обособленного подразделения. Есть авторы, поддерживающие данную позицию.

Также есть позиция ФНС России, согласно которой крупнейшие налогоплательщики вправе представлять сведения по форме 2-НДФЛ либо по местонахождению обособленного подразделения, либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения

 

Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35

Финансовое ведомство отметило, что обязанность налоговых агентов по представлению сведений по форме 2-НДФЛ корреспондирует с обязанностью уплачивать совокупную сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную с физических лиц. Поэтому сведения о доходах физических лиц - работников обособленного подразделения должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения такого подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17

Письмо Минфина России от 04.12.2012 N 03-04-06/8-341

Письмо Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222

Письмо Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-06/8-103

Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-04-08/8-58

Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-04-06/3-348

Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-229

Письмо ФНС России от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@

Консультация эксперта, 2012

 

Письмо Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230

Из Письма следует, что если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, поставлена на учет по месту нахождения одного из таких подразделений, то сведения о доходах она должна представлять по месту учета этого подразделения по аналогии с обязанностью по уплате налога. Если же организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, справку 2-НДФЛ она должна представлять по месту учета каждого такого обособленного подразделения.

 

Письмо Минфина России от 12.10.2010 N 03-04-06/3-251

Указывается, что сведения о полученных физическими лицами процентах по вкладам представляются в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения, которое заключило договор банковского вклада и выплатило такие доходы.

 

Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/55

Разъясняется, что сведения о доходах работников обособленных подразделений должны быть представлены в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения, куда перечисляется НДФЛ с доходов таких работников.

 

Письмо Минфина России от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224

Финансовое ведомство указало, что сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть представлены в инспекцию по месту нахождения того подразделения, в которое перечисляется НДФЛ. Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация может встать на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ). По месту нахождения этого же подразделения следует подавать и справку по форме 2-НДФЛ. Если обособленное подразделение не имеет отдельного баланса, то соответствующие сведения представляются по месту его учета либо головной организацией, либо ее представителем (в том числе обособленным подразделением, имеющим отдельный баланс).

 

Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-04-06-01/26

Финансовое ведомство разъяснило, что организация - налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, представляет сведения о доходах физических лиц по месту нахождения компании, а ее обособленное подразделение - по месту своего нахождения.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244

Письмо ФНС России от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4817

Письмо ФНС России от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344

 

Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2

Финансовое ведомство разъясняет, что если обособленное подразделение производит выплату доходов своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен представлять интересы самой организации в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то налоговым агентом признается само обособленное подразделение и оно должно подавать справки 2-НДФЛ по месту своего учета.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/4

Консультация эксперта, 2007

 

Письмо ФНС России от 07.02.2012 N ЕД-4-3/1838

Налоговое ведомство указало, что сведения о доходах физических лиц обособленных подразделений, в которые переведены сотрудники, нужно представлять в налоговые органы по месту нахождения таких подразделений. Если обособленное подразделение закрылось, то сведения о доходах физических лиц можно представить в инспекцию по месту учета головной организации.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 14.03.2006 N 20-12/19597

В документе указано, что налоговые агенты имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях через своего уполномоченного представителя (на основании доверенности). В этом случае обособленное подразделение вправе представлять в налоговый орган справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по месту своего учета (п. п. 1 и 4 ст. 26 НК РФ).

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Порядок заполнения и представления формы 2-НДФЛ ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2007, N 5)

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26) по делу N А70-5541/7-2008

Суд, проанализировав положения ст. ст. 19, 83, 230 НК РФ, пришел к выводу, что представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц обязано обособленное подразделение организации по месту своего нахождения.

 

Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2006 N КА-А40/5048-06 по делу N А40-75676/05-109-445

Суд указал, что представлять сведения о доходах физических лиц должно обособленное подразделение по месту своего учета.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2011

 

Консультация эксперта, 2013

По мнению автора, непредставление организацией, применяющей УСН, сведений о доходах работников обособленного подразделения по месту его учета неправомерно.

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 24.12.2008

Автор указывает на возможность представления организацией сведений о доходах физических лиц по месту нахождения обособленного подразделения, но предупреждает, что в этом случае возможны споры с налоговыми органами.

Аналогичные выводы содержит:

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 16.03.2007

 

Позиция 2. Сведения о доходах физических лиц должны представляться в налоговый орган по месту учета головной организации

 

Письмо Минфина России от 13.11.2006 N 03-05-01-04/312

Финансовое ведомство отмечает, что сведения о доходах должны быть представлены по месту учета головной организации. Исчислять же и уплачивать налог она должна как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 13.11.2006 N 03-05-01-04/311

Письмо Минфина России от 23.01.2006 N 03-01-10/1-14

Письмо ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132

Письмо УФНС России по г. Москве от 16.01.2007 N 28-11/02739

Статья: Право обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс и расчетный счет, а также наделенного полномочиями по выплате своим работникам заработной платы, по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, на представление сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета ("Налоговый вестник", 2007, N 8)

Консультация эксперта, 2007

Статья: Учет в обособленных подразделениях ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 5)

 

Письмо Минфина России от 27.12.2005 N 03-05-01-04/402

В документе указано, что сведения о доходах физического лица, с которым обособленное подразделение заключило договор гражданско-правового характера, необходимо представлять по месту учета головной организации.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 22.06.2005 N 03-05-01-04/198

Статья: Ответственность за совершение налоговых правонарушений (Окончание) ("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3)

 

Письмо ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@

Налоговое ведомство, ссылаясь на Письмо от 21.02.2007 N ГИ-6-04/135@, указало, что сведения по доходам, которые получают работники обособленных подразделений российских организаций, следует подавать в налоговые органы по месту постановки на учет головной компании. Причем решение о том, кто представляет эти сведения, принимает головная организация.

 

Письмо ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@

Налоговые органы указывают, что сведения по форме 2-НДФЛ могут представить как головная организация (за всех работников, включая сотрудников обособленных подразделений), так и обособленные подразделения (за своих работников), но только по месту нахождения головной организации.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 24.01.2008 N 18-06/01353@

Статья: Представление налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц за 2007 г. ("Аудиторские ведомости", 2008, N 2)

Статья: Коротко: обзор писем и разъяснений фискальных органов от 26.03.2007 ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 4)

Статья: Налогообложение организаций, имеющих обособленные подразделения ("Бухгалтер и закон", 2007, N 9)

Статья: О налоге на доходы физических лиц ("Налоговый вестник", 2008, N 1)

Консультация эксперта, 2007

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888

Указывается, что сведения о доходах работников обособленных подразделений могут представляться налоговым агентом по месту налогового учета либо головной организации, либо обособленных подразделений, наделенных полномочиями по исполнению части обязанностей налогового агента. Если сведения о доходах физических лиц представлены за организацию в целом по месту учета головной компании, подавать сведения по месту учета обособленных подразделений не нужно.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2005 N 21-11/46394

В документе разъясняется, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна представлять сведения по месту своей регистрации на всех сотрудников, в том числе и работников обособленных подразделений.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2008 по делу N А05-6798/2007

Суд, сославшись на п. 9 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9, указал, что сведения о доходах работников обособленного подразделения нужно представлять по месту постановки на учет головной организации, поскольку обособленное подразделение организации не является участником налоговых правоотношений. Кроме того, п. 2 ст. 230 НК РФ не предусматривает возможности подавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту учета обособленного подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2006 N Ф08-2791/2006-1181А по делу N А32-57478/2005-58/1508

 

Консультация эксперта, 2008

По мнению автора, сведения по форме 2-НДФЛ должна представлять в налоговый орган головная организация по месту своего учета.

 

Консультация эксперта, 2007

По мнению автора, если представительство иностранной организации производит выплату зарплаты сотрудникам своих обособленных подразделений, то сведения по форме 2-НДФЛ оно должно представлять по месту своего учета.

 

Статья: Налогообложение обособленных подразделений: проблемы остаются (Окончание) ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 11)

Автор указывает, что сведения по форме 2-НДФЛ на всех работников нужно представлять по месту учета головной организации, если начисление зарплаты, расчет и удержание налога производятся централизованно.

 

Позиция 3. Сведения о доходах физических лиц можно представлять по местонахождению как обособленного подразделения, так и головной организации

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888

Налоговый орган разъясняет, в какую инспекцию налоговый агент должен представлять сведения о доходах работников обособленных подразделений. Такие сведения можно подать либо в инспекцию по месту учета головной организации, либо в налоговые органы по месту учета обособленных подразделений, наделенных полномочиями по исполнению части обязанностей налогового агента. При этом, если сведения о доходах физических лиц представлены за организацию в целом по месту учета головной компании, подавать их по месту учета обособленных подразделений не нужно.

 

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.01.2010 N 20-15/3/4619

Налоговый орган разъяснил, что налоговый агент обязан представить сведения 2-НДФЛ либо в целом по организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 10.04.2009 N 20-15/3/034845@

Консультация эксперта, 2011

 

Консультация эксперта, 2012

Автор указал, что организация, имеющая обособленное подразделение, вправе представить сведения по форме 2-НДФЛ по месту нахождения головного офиса по всем сотрудникам организации в целом либо по месту нахождения головного офиса и по месту нахождения обособленного подразделения.

 

Статья: Агент доложит о доходах (Горохов С.) ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 13)

По мнению автора, сведения о доходах сотрудников организация может представить в инспекцию как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее обособленного подразделения, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит никаких ограничений по этому вопросу.

 

Позиция 4. Крупнейшие налогоплательщики вправе представлять сведения по форме 2-НДФЛ либо по местонахождению обособленного подразделения, либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика

 

Письмо ФНС России от 28.01.2015 N БС-4-11/1208@

В Приложении к документу указано, что крупнейшие налогоплательщики вправе сами выбрать способ представления сведений о доходах физических лиц - сотрудников обособленных подразделений: непосредственно в налоговый орган по месту нахождения такого обособленного подразделения либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Лица, не относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют сведения по форме 2-НДФЛ по доходам сотрудников обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения.

 

Можно ли привлечь налогового агента к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию инспекции сведений об учете доходов, выплаченных физическим лицам, если он их не составлял (ст. 230 НК РФ)?

 

До 01.01.2011 п. 1 ст. 230 НК РФ для налоговых агентов была предусмотрена обязанность вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной Минфином России. При этом последняя форма налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (1-НДФЛ) была утверждена на 2003 г. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.

С 01.01.2011 учет таких доходов налоговые агенты должны вести в регистрах налогового учета по самостоятельно разработанной форме.

За непредставление налоговым агентом документов и (или) сведений в инспекцию в установленный срок п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрен штраф в размере 200 руб. (до 02.09.2010 - 50 руб.) за каждый непредставленный документ.

Однако Налоговый кодекс РФ не разъясняет, подлежит ли налоговый агент ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если он не представит истребуемые налоговым органом документы в связи с тем, что они не составлялись.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых сделан следующий вывод: если карточки учета по форме 1-НДФЛ налоговый агент не вел, организацию нельзя привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку в инспекцию представляются документы, имеющиеся в наличии.

В то же время есть работы авторов, в которых выражено противоположное мнение: если при проведении проверки организация по требованию налогового органа не представит карточки учета по форме 1-НДФЛ, на нее будет наложен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Организацию нельзя привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление затребованных сведений по форме 1-НДФЛ, если такие документы не велись

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу N А65-27027/2007

Суд установил, что налоговый агент не представил карточки по форме 1-НДФЛ, поскольку они не велись. При этом в инспекцию были поданы справки по форме 2-НДФЛ, содержащие те же сведения. Суд указал: организацию нельзя привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку документы не велись, а из положений ст. ст. 93, 126 НК РФ следует, что представлять в налоговый орган надо именно документы, которые имеются в наличии. Кроме того, суд отметил, что в соответствующий период обязанности составлять документы по форме 1-НДФЛ законодательными актами о налогах и сборах не предусматривалось.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2009 N Ф04-3651/2009(9139-А45-34) по делу N А45-16096/2008-64/264

Суд признал недействительным решение инспекции о привлечении организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений по форме 1-НДФЛ. Суд указал, что вины налогового агента в совершении налогового правонарушения нет, поскольку документы не велись, а значит, реальной возможности представить их в инспекцию не было.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2007 N Ф04-3114/2007(34378-А45-32) по делу N А45-11409/2006-36/351

Суд установил, что инспекция привлекла организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ. Он отметил, что условием для применения ответственности является наличие истребуемых документов. Исходя из этого, суд признал действия налогового органа неправомерными.

 

Позиция 2. Организацию можно привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление затребованных сведений по форме 1-НДФЛ, если такие документы не велись

 

Статья: Карточка 1-НДФЛ: налоговый регистр по НДФЛ ("Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)

По мнению автора, организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении проверки инспекция затребует документы по форме 1-НДФЛ и выяснится, что они налоговым агентом не велись.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: НДФЛ: особенности заполнения карточки 1-НДФЛ (Начало) ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5)

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49 ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2008, N 8)

Статья: Особенности заполнения карточки 1-НДФЛ (Начало) ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7)

Статья: Претензии со стороны налоговых органов к плательщикам ЕСН и налоговым агентам по НДФЛ ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4)

 

Можно ли привлечь налогового агента к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию инспекции сведений по форме 2-НДФЛ, если он их не составлял (ст. 230 НК РФ)?

 

С 01.01.2011 налоговые агенты должны представлять в инспекцию сведения о доходах физических лиц, суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. Такие сведения нужно подавать в инспекцию по итогам налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Об этом говорится в ст. 230 НК РФ.

Решением ВАС РФ от 30.03.2011 N ВАС-1782/11 было отказано в признании частично недействительным данного Приказа. ВАС РФ указал в том числе на обязанность налоговых агентов представлять сведения об исчислении и удержании, а также о перечислении в бюджет НДФЛ применительно к конкретному физическому лицу.

В силу данной нормы НК РФ (в ред. до 01.01.2011) налоговые агенты обязаны были представлять в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ. Такая форма была утверждена Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.

За неподачу налоговым агентом в установленный срок документов и (или) сведений в инспекцию п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. (до 02.09.2010 - 50 руб.) за каждый непредставленный документ.

При этом Налоговый кодекс РФ не разъясняет, подлежит ли налоговый агент ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае непредставления по требованию инспекции документов в связи с тем, что они не составлялись.

Официальной позиции нет.

Существуют примеры судебных решений, в которых отмечается, что ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ применяется, только если запрашиваемые у налогового агента документы имеются в наличии и есть реальная возможность их представить. Есть работа автора, в которой выражено аналогичное мнение.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2008 по делу N А29-5357/2007

Суд установил, что затребованные документы отсутствовали у налогового агента по причине их несоставления. При этом предприниматель был привлечен к ответственности за неподачу сведений по форме 2-НДФЛ по требованию налогового органа, а не за непредставление их в срок, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ. Суд указал, что ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, применяется, только если запрашиваемые документы имелись в наличии и была реальная возможность их представить в указанный срок. Исходя из этого, суд признал привлечение налогового агента к ответственности по ст. 126 НК РФ неправомерным.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Суд решил ("Главная книга", 2008, N 11)

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2007 N Ф04-3114/2007(34378-А45-32) по делу N А45-11409/2006-36/351

Суд установил, что налоговая инспекция привлекла организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок справок о доходах физических лиц. Он указал, что условием для применения ответственности является наличие истребуемых документов, в связи с чем признал действия инспекции неправомерными.

 

Date: 2015-10-21; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию