Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная реабилитация и работа с семьей 2 page. Одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом родителям, или лицам, ухаживающим за ним, приходится ни один раз в день





Одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом родителям, или лицам, ухаживающим за ним, приходится ни один раз в день. Эту процедуру маленькие дети конечно не любят. Чтобы максимально сгладить неприятные впечатления от действий взрослого, которых невозможно избежать, нужно соблюдать некоторые правила:

· одежда должна быть удобной и функциональной;

· старайтесь не приобретать для маленького ребенка кофточки и футболки, которые нужно одевать и снимать через голову, а также застегивать много пуговиц;

· наиболее удобны для таких случаев трикотажные боди или комбинезоны на молнии, кнопках;

· одевая ребенка, учитывайте проблемы с тонусом: выбирайте для него такую позицию, при которой спастичность выражена минимально и не возникают не контролируемые движения;

· стремитесь к тому, чтобы в процессе одевания или раздевания царила спокойная, предсказуемая обстановка, неторопливость в действиях, детям с церебральным параличом вредит суета и раздраженное поведение взрослого.

Очень часто одевая или раздевая малыша, мама лишает его возможности принимать в этом участие, не замечает, а в некоторых случаях подавляет инициативу ребенка. Это может привести к тому, что у малыша пропадет интерес и желание действовать, а в дальнейшем он будет рассчитывать только на взрослого. Необходимо всегда давать ребенку возможность самому делать все то, что с чем он способен справиться. Как бы ни были ограниченны его движения, он должен использовать и тренировать их. Если малыш взял в руки одежду, которую мама приготовила для него, стоит обратить на это внимание, позволить исследовать ее. Назовите предмет одежды, к которому ребенок проявил интерес, дайте изучить, вначале покажите, как расстегивается молния, кнопки, помогите малышу проделать это. Позже ребенок научится не только расстегивать, но и застегивать.

Ребенкасо спастической формой церебрального паралича удобно одевать и раздевать, посадив на колени взрослого спиной к нему. Ноги ребенка должны быть согнуты, бедра разведены, спина опирается о грудь взрослого. Младенца лучше одевать и раздевать, положив на бок. Если малыш лежит на спине, необходимо следить за тем, чтобы его голова была несколько выше, чем ноги.

Для ребенка с гиперкинезами подойдет позиция лицом вниз на коленях у сидящего на стуле или диване взрослого: его располагают поперек колен взрослого, голова и ноги свисают. Такая позиция уменьшит количество непроизвольных движений и в какой-то мере снимет мышечное напряжение. Ребенка постарше можно усадить на стул лицом к спинке, так ему будет легче поддерживать равновесие, к тому же появится возможность придерживаться руками за спинку, а это придаст уверенности. При этом необходимо помнить, что стопы ребенка должны иметь надежную опору (если ребенок не достает ногами до пола, рекомендуется подставить скамеечку или подходящую коробку).

Детей страдающих снижением мышечного тонуса, также можно одевать и раздевать, посадив на колени к взрослому, при этом согнутые ноги приводятся друг к другу.

Придать и поддержать физиологичную позу в процессе одевания и раздевания ребенка помогут специальные и вспомогательные средства. Угловой табурет, на который, одном случае садится мама, помещая ребенка у себя между ног спиной к своей груди, в другом случае, малыша сажают так, чтобы стопы имели опору, а мама располагается перед ним. Можно использовать клинья, валики и подушки из поролона, или крупяных наполнителей, большой гимнастический слабо накаченный мяч, стул-мешок и т.д.

Одевая и раздевая ребенка, старайтесь по возможности обеспечить ему свободу. Не пытайтесь все время служить опорой в прямом смысле старшему ребенку, то есть приучайте не облокачиваться на вас. Для этого находитесь перед ним так, чтобы между вами было пространство. Это позволит выработать у вашего чада привычку наклоняться вперед, сгибая ноги в тазобедренных суставах, в случае потери равновесия.

Невозможно дать универсального совета, каким образом приспособиться к ребенку в процессе одевания или раздевания. Необходимо наблюдать, останавливаясь на тех позициях и вспомогательных средствах, которые подходят именно для вашего случая. Главное помнить о том, чтобы не создавать ситуаций, которые могут провоцировать нарастание мышечного тонуса и непроизвольных движений. Следует стараться, чтобы поза ребенка была симметричной, а движения по возможности правильными, следует стимулировать познавательный интерес и тренировать активные целенаправленные действия, только так можно сформировать навыки самостоятельности в процессе одевания и раздевания ребенка.

Методика стимуляции моторного развития детей с ДЦП. Сроки реабилитационной работы по стимуляции двигательного развития ребенка зависят от формы и тяжести церебрального паралича, времени начала и правильного подбора лечения, включающего массаж, лечебную физкультуру, медикаментозную терапию, физиотерапию, использование вспомогательных коррекционных приспособлений. Также сроки и длительность этих этапов зависят от индивидуальных особенностей ребенка — его эмоционального фона, чувствительности, утомляемости. Значительное увеличение длительности и снижение результативности коррекционных мероприятий отмечается у детей с повышенной возбудимостью, судорогами, частыми инфекционными заболеваниями, сопутствующими соматическими заболеваниями (например, с врожденными пороками сердца), патологией зрительного и слухового анализатора.

1 этап. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно обнаружить признаки церебрального паралича, которые должны насторожить родителей и заставить их немедленно обратиться к детскому неврологу. В возрасте 2-х месяцев не ослабляется мышечный тонус в мышцах сгибателях и разгибателях — конечности приведены к туловищу и согнуты во всех суставах или напротив напряжены и разогнуты, голова и шея запрокинуты назад или повернуты в одну сторону. Ребенок не поднимает и не удерживает голову в положении на животе, лежит уткнувшись лицом в подушку, либо повернув голову в «любимую» сторону; при попытке поднять голову он весь напрягается, не опирается на предплечья, заваливается на бок. Двигательная активность ребенка значительно снижена.

Необходима помощь массажиста, специалиста по лечебной физкультуре, физиотерапевта. При помощи массажа стараются снизить и нормализовать мышечный тонус, упражнения лечебной физкультуры направлены на формирование контроля над положением головы и ее движениями, стимуляцию приподнимания и удержания головы на одной линии с туловищем. В качестве зрительных и слуховых стимулирующих раздражителей используются яркие, звучащие игрушки. Учитывая нарушения мышечного тонуса и наличие патологических установок у ребенка с ДЦП для облегчения занятий используют валики, мячи, каталки и т.д.. В положении на животе валик подкладывают под грудь ребенка, это облегчает удержание головы по средней линии и способствует ее активным поворотам в стороны. В положении на спине валик подкладывают под голову и верхнюю часть спины; при помощи мешочков с песком, валиков различного размера и формы фиксируют голову по средней линии. Для предупреждения сгибательных установок и контрактур бедер необходимо как можно раньше выкладывать ребенка на живот, фиксируя область таза мешочком с песком. У детей с мышечным гипертонусом необходимо препятствовать приведению бедер, удерживая их в разведенном положении путем «широкого» пеленания, использования специальных отводящих «штанишек» и шин. Длительность применения фиксирующих средств определяется врачом.

2 этап. Второй этап реабилитационной работы может начинаться тогда, когда дети с церебральным параличом научились удерживать голову в горизонтальном положении, однако у них не развиты или развиты слабо выпрямляющие рефлексы туловища. В положении на животе такой ребенок может приподнимать голову, но не поднимает верхнюю часть туловища. В положении на спине при небольшом подтягивании за руки отрывает голову от подушки, но не удерживает ее на одной линии с туловищем; не переворачивается со спины на живот, не удерживается в положении сидя, если его посадить и зафиксировать подушками. Мышечный тонус остается повышенным, а при атонической форме ДЦП резко сниженным. Объем произвольных движений очень ограничен. Активные движения конечностей выражены слабо, кисти рук преимущественно согнуты, пальцы сжаты, при захвате игрушек ребенок пользуется преимущественно пальцами, которые ближе к мизинцам. Зрительный контроль над движениями рук и оптическая реакция опоры рук развиты слабо. Основные задачи развития двигательных навыков на данном этапе заключаются в следующем:

1. Развитие выпрямительного рефлекса туловища и поворотов туловища (переворачивание со спины на живот и обратно)

2. Развитие опорности рук и ног из горизонтального положения, развитие оптической реакции опоры рук.

3. Стимуляция захвата предметов и развитие зрительно-моторной координации.

Массажист и методист ЛФК используют для этих целей расслабляющий массаж, лечебную гимнастику, гимнастику по методике Войта.

3 этап. Если ребенок хорошо держит голову, лежит на животе с разогнутыми руками и ногами, присаживается из положения на спине при подтягивании за руки, может поворачиваться со спины на живот, захватывать видимые предметы под контролем зрения, активно изменять позу тела, то необходимо приступать к выполнению следующих задач:

1. Развитие поворотов с живота на спину и навыка ползания в положении на животе.

2. Совершенствование функции присаживания из положения на спине при подтягивании ребенка за руки, формирование навыка самостоятельного присаживания и сидения.

3. Активизация манипулятивной деятельности и развитие кинестетических ощущений в пальцах рук.

4. Развитие реакций равновесия.

Для детей с церебральным параличом важен двигательный лечебный режим, который включает частую активную смену поз, специальные приспособления для фиксации позы, игры, прогулки. Даже при тяжелых формах ДЦП ребенок не должен длительно находиться в одном положении, его необходимо выкладывать на мат, ковер, стимулируя любую доступную ему двигательную активность.

4 этап. Обычно на данном этапе реабилитационной работы дети с церебральным параличом самостоятельно переворачиваются со спины на живот и обратно, сидят, захватывают и удерживают предметы, манипулируют ими. В связи с двигательными нарушениями данные функции могут быть развиты недостаточно или выполняться неправильно. Одни дети могут испытывать трудности в поворотах с живота на спину, другие не могут удерживать в вертикальном положении голову и спину — сидят с согнутой спиной, опустив вниз голову. Многие дети с ДЦП при ползании вперед передвигаются при помощи рук, пассивно волоча ноги, или ползают только назад, или вообще так и не овладевают навыком ползания. Необходимы специальные упражнения, направленные на:

1. Укрепление мышц спины

2. Развитие контроля над движением рук и ног в различных положениях ребенка.

3. Развитие движений ног, независимых от движения туловища.

4. Обучение возможности садится из разных положений тела и формирование устойчивого сидения.

5. Обучение вставанию на четвереньки и на колени, развитие равновесия в этих положениях и ползания на четвереньках.

6. Обучение вставанию и ходьбе с поддержкой.

7. Формирование захвата предметов с использованием большого и указательного пальцев (пинцетный захват) и произвольного отпускания предметов.

Формирование устойчивого сидения осуществляется после того, как ребенок научился присаживаться из положения на спине при помощи взрослого. Первоначально дети с ДЦП сидят с опорой на вытянутые вперед руки, по-турецки или в W-образной позе. Последнее положение не особенно полезно для детей со спастической диплегией, так как способствует приведению и внутренней ротации бедер, однако допустимо в тех случаях, когда является единственным возможным вариантом для сидения. Положение по-турецки наоборот препятствует неправильной установке нижних конечностей и является более физиологичным, в этой позе у ребенка возможно формировать реакции равновесия, производя толчкообразные подталкивания его в стороны и вперед-назад на мате или жестком диване. При тренировке сидения со спущенными ногами нужно обращать особое внимание на положении стоп ребенка - они не должны отвисать, разгибаться и поворачиваться в сторону, т.к. это может привести к фиксации стоп в неправильных установках и затруднит в дальнейшем стояние и обучение ходьбе. Для детей с ДЦП необходимо использовать специальный стул для сидения, имеющий подножку-упор, препятствующий отвисанию стоп. Колени ребенка при этом должны быть разведены под углом 20-30 градусов и для сохранения такого положения зафиксированы валиком, который помещают между бедрами. При неустойчивом сидении для фиксации спины можно использовать мячи или валики различного размера, которые кладут за спину ребенка или вдоль туловища. Также применяются фиксирующие ремни, подголовник, удерживающий голову в максимально физиологическом положении. Часто для коррекции положения головы в горизонтальном и особенно вертикальном состоянии ребенка ортопеды рекомендуют использовать удерживающие воротники Шанца различной степени жесткости. Продолжительность пребывания ребенка в таком воротнике решается врачом в каждом конкретном случае индивидуально. Если ребенок хорошо удерживает голову и спину в вертикальном положении для облегчения и стимуляции стояния можно поставить его в брусья или использовать ходунки.

При формировании функции захвата с участием большого и указательного пальцев необходима коррекция положения большого пальца. Обычно у детей со спастическими формами ДЦП большой палец плотно приведен к ладони. Желательно проводить гимнастику, направленную на расслабление кисти путем потряхивания с пассивным отведением большого пальца и противопоставлением его остальным пальцам. Также используют различные приспособления для фиксации большого пальца в этом положении. Это могут быть изготовленные из гипса или вырезанные из пенопласта слепки ручки ребенка, в которые помещают его ладонь на непродолжительное время после гимнастики или массажа или на время сна. С этой же целью используют специальные шины и повязки, фиксирующие каждый палец в среднефизиологическом положении и отводящие большой палец. Во время активных игр и манипуляций с предметами фиксирующие приспособления использовать нельзя, так как они препятствуют развитию ощущений в пальцах рук.

5 этап. Основной задачей этого этапа является стимуляция и коррекция самостоятельной ходьбы. Несмотря на то, что ребенок с церебральным параличом на этом этапе уже самостоятельно сидит, встает на четвереньки и колени, может сам изменять позу и частично контролировать положение рук и ног, вставать с поддержкой или у опоры, делать первые самостоятельные шаги, предпосылки, необходимые для самостоятельного совершенствования навыка ходьбы, развиты недостаточно. Первой причиной, тормозящей овладение ходьбой, является недостаточная сформированность выпрямительных реакций. Ребенок с трудом удерживает свое тело в вертикальном положении и если взрослые предпринимают попытки водить его за руки, ребенок перекладывает на них почти весь вес своего тела и взрослым приходится, как бы, нести его. Второй причиной является неправильная установка бедер. У детей со спастическими формами ДЦП отмечается повышение тонуса в приводящих мышцах и мышцах, поворачивающих бедра внутрь, сибателях бедер и голеней. Это затрудняет разведение бедер, в вертикальном положении они приведены, повернуты вовнутрь, что резко снижает площадь опоры, затрудняет сохранение равновесия, мешает движению ног вперед. Третьей причиной затрудняющей ходьбу является нарушение равновесия, недостаточность вестибулярного аппарата.

У детей с дискинетической формой ДЦП, в связи с колебаниями мышечного тонуса, стойкая тугоподвижность в суставах формируется реже, чем при спастических формах. При этой форме церебрального паралича чаще наблюдаются нарушения равновесия и координации движений.

Методист ЛФК разрабатывает индивидуально для каждого ребенка курс упражнений в зависимости от формы церебрального паралича. Проводится массаж и упражнения, направленные на расслабление напряженных мышц нижних конечностей, уменьшение непроизвольных движений и устранение неправильных поз. Рекомендованы упражнения по тренировке сохранения позы при быстрых изменениях положения тела лежа на спине и животе, на четвереньках, на коленях, затем в положении сидя и стоя на полу. При проведении упражнений необходимо тренировать мышечное чувство, выполняя упражнения поочередно с открытыми и закрытыми глазами, так как при закрытых глазах ребенок больше сосредоточивается на своих мышечных ощущениях. Важное место при работе с детьми отводится исходному положению тела для выполнения тех или иных упражнений. При ходьбе необходимо правильно поддерживать ребенка. Если он при ходьбе резко приводит ноги, опускает голову, втягивая ее в плечи, желательно водить его, стоя сзади, удерживая его за плечевые суставы с упором первого пальца в лопатки. В такой позе у ребенка расширяется площадь опоры, улучшается функция равновесия и облегчается движение ноги вперед. Если ребенок ходит, но неустойчиво, то с целью стимуляции и усовершенствования навыка используют ходьбу с перешагиванием через препятствия, ходьбу по невысокой скамеечке, наклонной плоскости, вдоль веревочного круга или кольца, на качающейся плоскости. Желательна ходьба на улице по разному грунту — трава, песок, галька, бугристая поверхность и т.д. Для тренировки вестибулярного аппарата полезно использовать качели. Ортопедическая коррекция предусматривает индивидуальное применение различных укладок, шин, туторов. Обувь должна быть с высоким голенищем, берцами или боковыми шинами, плотно фиксироваться на ноге ребенка. При выраженной слабости мышц спины возможно применение корсетов. Все средства ортопедической коррекции должны подбираться врачом, заменяться на новые по мере роста ребенка или изнашивания.

6 этап. На 6-этапе коррекционной работы дети с церебральным параличом самостоятельно передвигаются, однако походка остается недостаточно устойчивой. Отмечаются различные отклонения в положении головы, туловища, конечностей, руки ребенка еще мало участвуют в ходьбе.При ходьбе ребенок часто падает, теряя равновесие или наталкиваясь на предметы и не всегда может встать без поддержки. В отдельных случаях возможна ходьба по ступенькам приставным шагом с поддержкой взрослого. Несмотря на то, что дети самостоятельно передвигаются, они еще плохо ориентируются в пространстве, затрудняются в смене направления движения. Дети уже лучше захватывают и удерживают предметы, многие с противопоставлением большого пальца остальным. Однако координированные движения двумя руками еще слабо развиты, что затрудняет формирование навыков самообслуживания.

Основные задачи по развитию движений на этом этапе коррекционной работы:

1. Обогащение двигательного опыта и тренировка равновесия.

2. Дальнейшее совершенствование предпосылок, необходимых для самостоятельной устойчивой и правильной ходьбы.

3.Коррекция осанки.

4.Развитие зрительно-моторной координации.

5.Развитие предметно-практической деятельности и навыков самообслуживания.

Для детей с церебральным параличом на этом этапе коррекционной работы необходимо создавать все условия, способствующие их двигательной активности и постоянно обращать внимание на сохранение правильной позы во время ходьбы, стояния или сидения в стуле, за столом. Также полезно продолжать совершенствовать ползание в виде игровых занятий, при этом ребенок может ползать любым доступным ему способом — вперед, назад, боком, на четвереньках или без опоры на руки. Проводятся упражнения по тренировке равновесия постепенно уменьшая величину площади опоры (стояние на двух ногах, одной ноге, на носках, ходьба по узкой доске, веревочке и т.д.). Важной задачей всех упражнений является стимулирование их выполнения по речевой инструкции и воспитание способности согласовывать свои движения с движениями других детей.

7 этап. Обычно на этом этапе реабилитационной работы находятся дети 6-7 лет, но при более легких формах церебрального паралича могут быть и дети более младшего возраста. Дети ходят уже более устойчиво, поднимаются и спускаются по лестнице, некоторые могут бегать, преодолевать простые препятствия, совершенствуется ручная деятельность. Однако ходьба у детей с различными формами ДЦП имеет свои особенности, требующие дальнейшей коррекции. Дети со спастическими формами ДЦП продолжают ходить с преимущественной опорой на пальцы стоп. У детей с дискинетической и атаксической формами ДЦП при ходьбе широко расставлены ноги с преимущественной опорой на внутренний край стопы. Во всех случаях церебрального паралича затруднены тонкие движения кистей и пальцев рук. Дети испытывают значительные трудности при необходимости произвольного изменения силы, направления и скорости движений, согласованные (реципрокные) движения рук и ног развиты у них недостаточно.

Основные задачи коррекционной работы на этом этапе:

1. Коррекция ходьбы.

2. Развитие моторики рук и подготовка руки к письму

3. Развитие координации и пространственной организации движений.

4. У некоторых детей развитие и коррекция бега и прыжков (по согласованию с ортопедом и врачом ЛФК)

 

 

Методика поддержания и обеспечения мобильности ребенка-инвалида с ДЦП. Причиной двигательных проблем, возникающих при ДЦП, является нарушение контроля над движениями и позой. В результате поражения головного мозга усложняется развитие поворотов, тонких движений, удержание равновесия и т.д. Трудности, связанные с ограничением двигательных возможностей, мешают ребенку познавать окружающий мир, получать новые ощущения, общаться со сверстниками. Это накладывает отпечаток на весь ход его психического развития. Возникает вопрос: как помочь ребенку быть активным, участвовать в нормальной детской жизни, учиться самостоятельности, невзирая на нарушения?

Человеческий мозг очень пластичен, поэтому у каждого ребенка, страдающего церебральным параличом, есть возможность обучаться, воспринимая различные раздражители, поступающие из окружающей среды и от собственного организма. Для продуктивного обучения и полноценного развития необходимо поддерживать и обеспечивать его мобильность, то есть двигательную активность: смену позиций, ориентировку в пространстве, перемещение и т.д. При этом ребенок должен чувствовать себя достаточно комфортно в разных условиях и ситуациях: дома и за его пределами, на прогулке, в процессе коррекционных, развивающих занятий, выполнения физических упражнений и т.д.

Однако это сделать не просто. Одной из причин, препятствующих развитию мобильности ребенка с ДЦП, является нарушение мышечного тонуса, что формирует патологические двигательные образцы и позы, насильственные движения, проблемы с координацией, равновесием и т.д. Влияние этих двигательных образцов сохраняется надолго и мешает появлению нормальных, физиологических движений.

Одним из способов выравнивания мышечного тонуса является ношение и держание ребенка с церебральным параличом на руках. В этом случае он испытывает комфорт, чувствуя удары маминого сердца, слыша рядом с собой ее голос, ощущая ее запах и тепло (что говорит ему о надежности и предсказуемости окружающего мира), а также получает возможность дополнительной стимуляции для развития вестибулярного аппарата, способности контролировать положение своего тела и головы, коррекции нарушенной позы. Ношение и держание на руках ребенка с церебральным параличом, способствует опосредованно, через тело взрослого, формированию и развитию у него ощущения собственного тела. Находясь в непосредственном телесном контакте, малыш воспринимает схему движений другого человека, тем самым учится управлять собственными движениями и взаимодействовать с окружающим миром. Кроме того, нахождение ребенка на руках у близкого взрослого, помогает некоторым детям самостоятельно принимать правильное положение тела, опираясь на взрослого, в случае потери равновесия.

Детский церебральный паралич является сложным нарушением, поэтому задача родителей и специалистов, по возможности, научить ребенка движениям, максимально приближенным к нормальным, необходимым для реальной жизни. Возникновение физиологичных движений и поз у ребенка с церебральным параличом возможно лишь, когда суставы находятся в правильном положении друг по отношению к другу. Общая моторика и положение тела образуют единое целое. Простые движения ведут к образованию сложных действий. Развитие общей моторики ведет к улучшению контроля над положением головы и тела, положительно влияет на моторику рта. Таким образом, создаются предпосылки для психического развития и самостоятельности ребенка.

Необходимые маленькому ребенку физиологичные позы можно придать с помощью тела взрослого, но обеспечение мобильности ребенка, страдающего церебральным параличом только с помощью тела взрослого явно недостаточно. Для стимуляции и поддержания его умения сидеть, находиться в вертикальном положении, двигаться в разных направлениях и т.д. в большинстве случаев необходимо применять вспомогательные и специальные средства. Многие из них можно смастерить в домашних условиях, собственными руками, другие – продаются в магазинах или изготавливаются на заказ в специализированных мастерских. Специальные и вспомогательные средства облегчают обеспечение и развитие мобильности ребенка-инвалида.

Если приспособления подобраны правильно, то они:

во-первых, препятствуют возникновению непроизвольных избыточных движений и патологических двигательных образцов;

во-вторых, помогают нормализовать физиологический тонус и избежать патологических положений тела;

в-третьих, способствуют развитию физиологических движений и двигательной активности ребенка, освоению новых движений и поз;

в-четвертых, улучшают ощущения собственного тела, контроль над точностью движений;

в-пятых, стимулируют собственную физическую и познавательную активность ребенка;

в-шестых, препятствуют развитию контрактур и деформаций, облегчают движения, компенсируют физические ограничения ребенка, облегчают уход за ним.

Приобретая или изготавливая вспомогательные и специальные приспособления для придания ребенку физиологичной позы и обеспечения его мобильности необходимо проконсультироваться у специалиста. Он поможет родителям разобраться в многообразии имеющихся стульчиков, колясок, вертикализаторов, подушек и т.д. и сделать правильный выбор. Все эти средства должны обеспечивать ребенку стабильную опору в разных положениях, легко регулироваться, не препятствовать, а наоборот способствовать поддержанию позы и положения тела в пространстве, освоению самостоятельных двигательных навыков.

Поддержание физиологической позы и правильного положения тела ребенка-инвалида с ДЦП. Способов ношения и держания ребенка с церебральным параличом существует, на самом деле, немного. Хочется обратить внимание на то, что позы должны тщательно подбираться в каждом конкретном случае: неправильное положение ребенка на руках у взрослого, будет усугублять все нарушения, связанные с мышечным тонусом, провоцировать непроизвольные движения, что нанесет ущерб его произвольной моторике. Как мама или папа будут держать своего ребенка на руках, зависит от формы церебрального паралича, состояния мышечного тонуса ребенка, его возраста, роста, веса, физических данных и возможностей самого взрослого, а также задачи, которую ставит перед собой родитель, выбирая определенную позу. При этом ребенок должен быть активным участником процесса, а взрослому придется приспосабливаться к ситуации, условиям и, конечно, к поведению ребенка.

Как же носить и держать детей, страдающих церебральным параличом, чтобы это было безопасно и полезно? Какие позиции наиболее приемлемы для этого?

Способов ношения малыша существует гораздо больше, чем ребенка старшего возраста, например дошкольника или младшего школьника. Маленького ребенка, при любой форме церебрального паралича можно носить в позе, так называемой «в люльке», которая является наиболее удобной и физиологичной. В таком положении голова и pуки ребенка напpавлены впеpед, а ноги согнуты, pаздвинуты и повернуты наружу. Ребенок так pасполагается на руках, что его голова опиpается на мамино плечо и напpавлена впеpед, руки pебенка с помощью ее пpедплечья, также напpавляются впеpед. При этом обе подошвы пpижимаются одна к дpугой рукой взрослого. Плечо взрослого, поддерживая голову малыша, одновременно контролирует ее положение, свободной рукой мама может также придерживать головку ребенка, стремясь к тому, чтобы придать ей симметричное положение. Таким обpазом, можно деpжать pебенка, стоя или сидя на коленях, носить по комнате. Эта позиция позволяет малышу видеть и изучать окружающее пространство, тянуть руки, общаться и играть с другими членами семьи.

Малыша, который страдает спастической формой церебрального паралича и характерным повышенным тонусом мышц-сгибателей, можно держать и носить, расположив вертикально на бедре у взрослого лицом к нему. При этом ребенок прижимается всем телом к телу мамы (или другого близкого взрослого), ноги его согнуты в тазобедренных суставах, раздвинуты и повернуты наружу. Взрослый одной рукой придерживает его под ягодицы, а другой подмышку, фиксируя спину. Руками ребенок, как бы обнимает взрослого за шею (руки малыша лежат на плечах у взрослого). Такая поза позволяет носить ребенка по квартире, поворачивать его туловище. Помимо того, что у малыша расслабляются мышцы и выравнивается тонус, он может общаться с мамой, рассматривать окружающие предметы, трогать их, взаимодействовать с другими людьми. Эту же позу полезно использовать и при ношении ребенка старшего возраста с повышенным мышечным тонусом.

Date: 2015-10-21; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию