Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре магистерской программы





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ Капустина Л.М.

"____"__________________2011 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Направление подготовки

 

Экономика

 

Автор(ы) Кожин А. В., Бортник Б. И.

 

Одобрена на заседании кафедры Рекомендована УМК института

физики и химии питания и пищевых биотехнологий

(наименование кафедры) (наименование института)

Зав. кафедрой_______ Председатель_______

(подпись) (подпись)

Н. Ю. Стожко ____ Г.Б. Пищиков ____

(Фамилия И. О.) (Фамилия И. О.)

__________________ ___________________

(Дата) (Дата)

 

 

Екатеринбург


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины «Методы системного исследования экономических процессов» являются:

- формирование у будущих магистров-экономистов современного научного мировоззрения, нелинейного стиля мышления;

- развитие у магистров-экономистов познавательной активности и самостоятельности мышления, способности быстро осваивать новые виды деятельности, повышать свою квалификацию путем самообразования;

- развитие и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Экономика».

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Методы системного исследования экономических процессов» относится к профессиональному циклу М 2 и входит в его базовую часть. Для успешного освоения программы данной дисциплины студенту необходимы базовые знания, умения, готовности, приобретенные при изучении курса высшей математики, экономической теории, физики, химии (концепций современного естествознания), философии, основ современных технологий.

Освоенная данная дисциплина должна стать базой для изучения специальных профессиональных дисциплин по программам «Экономика и управление».

 

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

 

Освоение курса должно способствовать формированию следующих компетенций:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профиля своей профессиональной деятельности;

- способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- способностью принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях;

- владеть навыками публичной и научной речи;

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать:

- общие закономерности строения и поведения сложных систем;

- принципы и возможности физико-математического моделирования процессов в экономических системах;

- системные принципы нелинейного управления социально-экономическими образованиями;

· уметь:

- использовать универсальные понятия, законы и модели экономической синергетики для решения различных задач, в том числе прикладных;

- критически оценивать информацию на основе системного подхода;

- логически верно, аргументировано и ясно определять позицию при решении профессиональных и других проблем;

· владеть:

- методами оценки достоверности результатов и точности измерений;

- методами научного нелинейного мышления;

- способностью к восприятию, обобщению и анализу информации;

- подходами нелинейного управления.

 

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДЫ

СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

 

Общая трудоемкость составляет четыре зачетных единицы 144/44 часов, в том числе:

по дневной форме обучения – аудиторных – 44 (лекций – 12, лабораторно-практических – 32), самостоятельная работа (в том числе выполнение домашних контрольных работ) – 100.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

 

4.1 Структура и трудоемкость дисциплины «Методы системного исследования экономических процессов»

 

Наименование разделов, тем Аудиторные (час) Самостоятельная работа (час) Формы текущего контроля
Лекции Лабораторно-практические
  Основные системные понятия       Глоссарий
  Особенности нелинейной динамики экономических систем       Реферат
  Обзор методов системного исследования экономических процессов       Эссе
  Энтропийные методы исследования экономических процессов        
  Исследование устойчивости рынка валового регионального продукта       Анализ ситуаций по заданию (на основе теорем А.М. Ляпунова, И.Р. Пригожина)
  Методы исследования циклических процессов в экономических системах       Рецензия моделей по заданию
  Методы исследования перехода к хаосу в экономических системах       Рецензия моделей по заданию
  Применение системного исследования для разработки стратегии управления предприятием и региональной экономикой       Итоговая работа: разработка рекомендаций по преодолению кризиса на региональном примере (проспект, сценарий, тезисы)
  ИТОГО       Экзамен

 

4.2 Содержание учебной дисциплины

 

Тема 1. Основные системные понятия.

Цель и задачи курса. История развития науки, мышления и технологические революции. Системные методы исследования процессов как основа современного научного мышления. Понятийный аппарат системного подхода. Система. Функциональная среда системы. Элемент системы. Компонент системы. Структура системы. Подсистема. Обобщенная структура системы. Морфология системы. Гомогенные и гетерогенные системы.

Классификация систем по степени взаимодействия с окружающей средой: изолированные, закрытые, открытые системы. Равновесное и неравновесное стационарное состояние. Неравновесные системы. Аттракторы. Параметры неравновесности системы: потоки и обобщенные силы. Энтропия и информация. Нелинейные системы. Бифуркация. Режимы с обострением. Неустойчивость, типы неустойчивости.

Самоорганизующиеся системы. Понятие об экономической синергетике - теории эволюции и самоорганизации сложных экономических систем.

Тема 2. Особенности нелинейной динамики экономических систем.

Универсальные принципы развития сложных нелинейных систем. Спектр устойчивых организационных структур и целенаправленность развития систем. Периодическое погружение в кризис как способ экономических систем обновить свою структуру (организацию). Многовариантность и непредсказуемость эволюции сложных систем. Необратимость развития и влияние будущего.

Параметры неравновесности экономических систем: обобщенные силы (цены) и потоки (товара, рабочей силы, капитала). Закон взаимосвязи внешних и внутренних параметров для экономических систем. Прямые и перекрестные экономические процессы. Принцип взаимности. Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности и их экономический смысл. Прямые и обратные связи в экономических системах.

Автокаталитические процессы в нелинейных химических и экономических системах. Роль нелинейной положительной обратной связи в автокатализе. Режимы развития процессов с обострением. Возможность многократного возрастания величины капитала, товара за ограниченное время.

Динамика производства товаров в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Процессы интеграции в экономике как закономерность развития и способ ускорения развития системы. Принципы объединения простых структур в сложные. Особенности нелинейного квантового синтеза частей в единое целое. Синхронизация темпов развития объединенных структур.

Скачкообразное изменение структуры нелинейных сложных систем. Элементы теории катастроф. Катастрофа сборки. Неравновесные фазовые переходы в нелинейных системах с обратными связями. Катастрофа сборки в описании неравновесных нелинейных процессов. Адаптационный и бифуркационный механизмы развития систем. Скачки. Гистерезис. Расходимость.

Эволюционно-синергетическая парадигма как новый подход к познанию кризисов, разработке инструментов управления ими. Нелинейное мышление – современный стиль научного мышления.

Тема 3. Обзор методов системного исследования экономических процессов.

Два класса методов системного исследования экономических процессов: методы формализованного представления систем (МФПС) – математические, количественные; методы активизации интуиции и опыта специалистов (МАИС) - интуитивные, качественные.

Классификация методов формализованного представления систем: аналитические; статистические; теоретико-множественные представления; логические (математическая логика); лингвистические и семиотические представления (математическая лингвистика и семиотика); графические представления. Возможности и ограниченность математических методов исследования экономических процессов. Методы дискретной математики как удобный аппарат для постановки и формализации задач принятия решений в ситуациях с большой начальной неопределенностью при исследовании сложных систем.

Классификация методов активизации интуиции и опыта специалистов: методы выработки коллективных решений; методы структуризации; методы экспертных оценок; методы организации сложных экспертиз; морфологические методы. Модификации интуитивных методов: методы типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей; методы сценариев; методы групповых дискуссий (метод анализа конкретных ситуаций, балинтова сессия, метод «635», метод метаплан, метод «за-против», метод Дельбека, метод ролей, блочные методы, метод дискуссий с разделением интеллектуальных функций). Методы типа «дерева целей», STEP и SWOT- анализ, методы портфельного анализа. Методы: ранжирование, парное сравнение, множественные сравнения, непосредственная оценка, последовательное сравнение (метод Черчмена-Акоффа), метод Неймана – Моргенштерна, метод согласования оценок; методы типа Дельфи, метод усложненной экспертной процедуры (методика ПАТТЕРН). Метод решающих матриц. Метод систематического покрытия поля, метод отрицания и конструирования, метод морфологического ящика, метод экстремальных ситуаций, метод сопоставления совершенного с дефектным, метод обобщения.

Возможности и ограниченность интуитивных методов. Качественный метод решающих матриц, как средство стратифицированного представления проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок.

Аналитические методы физической (или синергетической) экономики и экономической синергетики. Прямой метод А.М. Ляпунова в исследовании условий устойчивости экономических систем. Анализ поведения динамических экономических систем методами теории катастроф. Катастрофа сборки в описании неравновесных нелинейных процессов. Исследование качественных изменений в структуре экономических систем методом теории бифуркаций. Бифуркация Хопфа и предельные циклы. Анализ хаотических экономических процессов в детерминированных системах с помощью фазового пространства. Возможности аналитических методов в экономическом прогнозировании.

Тема 4. Энтропийные методы исследования экономических процессов.

Энтропия как функция состояния экономической системы, ее экономический смысл (количество денег в обращении). Энтропия как количественная мера условия организации системы. Энтропийный метод моделирования процессов развития производства. Производство энтропии – характеристика необратимого превращения сырья в продукцию. Импорт, экспорт энтропии в экономической системе. Градиент энтропии (цена) как экономическая сила, создающая неравновесность в системе, оказывающая воздействие на процесс развития производства.

Скорость изменения энтропии и динамика систем. Связь между потоками, ценами и скоростью изменения энтропии в экономических системах. Функция издержек как характеристика убытков системы. Принцип взаимности для рыночных процессов. Симметричная матрица коэффициентов для рынков товара, рабочей силы, капитала.

Обратные связи. Принцип обратной связи. Усиливающая обратная связь. Уравновешивающая обратная связь. Упреждающая обратная связь.

Системные эффекты в экономических системах. Эффективность. Показатель эффективности как интегративная характеристика системы. Принцип максимальной эффективности как закон развития экономической системы. Кооперативные связи между предприятиями. Эффективность кооперации. Синергетический эффект. Роль обратных связей в эмерджентном эффекте. Величина целостности. Принцип наибольшей целостности. Способы повышения целостности экономических систем.

Возможности и ограниченность энтропийных методов исследования экономических явлений и процессов.

Тема 5. Методы детерминированной динамики исследования нелинейных явлений в экономике.

Неустойчивость систем. Типы неустойчивости: в точке бифуркации, вблизи обострения. Нелинейные процессы типа автокаталитических в экономике и дифференциальные уравнения, описывающие их кинетику и их особенности. Квадратичная нелинейность, ее роль в развитии процесса.

Элементы теории режимов с обострением. Работы академика С.П. Курдюмова. Математическая модель «режим с обострением». Сверхбыстрый рост характерной величины (вещества, товара, капитала) за ограниченное время. Момент обострения. Особенности динамики систем (решения уравнений) с сильной положительной обратной связью. Причина сверхбыстрого роста величины – сильная нелинейная положительная обратная связь. Зависимость момента обострения от начального значения характерной величины (товара, капитала). Нелинейная динамика капитала – как классический пример режима с обострением из экономики («капитал на капитал», «деньги к деньгам»). Упрощенная «жесткая» модель роста капитала в режиме с обострением. Квазистационарная и взрывная стадии роста капитала. Причины неустойчивости системы вблизи обострения – различие количества денег в различных фрагментах экономической системы.

Тема 6. Исследование устойчивости рынка валового регионального продукта.

Рынок как неравновесная эволюционирующая мезоэкономическая система. Модель спроса и предложения рынка. Кривые спроса и предложения для слабо неравновесного рынка. Модель приращения капитала на неравновесном рынке. Теоремы А.М.Ляпунова для оценки устойчивости нелинейных экономических систем. Стационарное состояние рынка. Получение прибыли – неустойчивый по Ляпунову процесс.

Устойчивость линейных экономических систем в стационарном экономическом состоянии. Мезоэкономический аналог теоремы И.Р. Пригожина для слабо неравновесного рыка. Нелинейный рынок. Описание нелинейного рынка валового регионального продукта. Функция издержек для нелинейного рынка. Нелинейные процессы спроса и предложения. Кривая предложения для сильно неравновесного рынка. Катастрофа сборки в анализе устойчивости рынка до и после кризиса. Теорема 2 И.Р.Пригожина для нелинейных экономических систем (для сильно неравновесного рынка). Принцип минимальности издержек, реальность его выполнимости на примерах исследования развития легкой промышленности Свердловской области, а так же промышленности Уральского региона.

Тема 7. Методы исследования циклических экономических процессов.

Роль экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин волновых процессов в экономических системах с точки зрения синергетических теорий. Эндогенные экономические циклы в нелинейных системах и их прогнозирование методами теории бифуркаций. Теорема Хопфа о бифуркациях и ее приложение. Упрощенная модель делового цикла Д.М.Кейнса. Колебания процентной ставки и национального дохода. Модель управления запасами. Циклический характер поведения объемов запаса и ожидаемого сбыта товаров.

Тема 8. Методы исследования перехода к хаосу в экономических системах.

Исследование хаоса методом бифуркационных диаграмм. Детерминированный хаос в развивающихся экономических системах. Хаос при фазовых переходах. Динамические особенности рынка энергоресурсов. Детерминированный хаос на валютных рынках. Корреляционная размерность валютных аттракторов.

Фазовое пространство. Странный аттрактор. Анализ развития динамических систем во времени с помощью фазового пространства. Беспорядок и хаос в детерминированных системах. Хаос в конкуренции. Хаос в ценообразовании. Хаотическая динамика городов. Хаос в модели международной экономики. Хаос и экономическое прогнозирование.

Тема 9. Применение системного исследования для разработки стратегии управления предприятием и региональной экономикой.

Обобщенная модель механизма управления для самоорганизующихся систем. Механизм управления самоорганизующихся систем. Роль второго контура обратной связи. Нелинейное управление социально-экономическими системами. Синергетические принципы нелинейного управления. Правила нелинейного управления.

Концепция управления предприятием. Модель управления при анализе производственных убытков «Прибыль-убытки-затраты». Модель прогнозирования кризисов при запаздывании реакции руководителя на убытки. Модель жизненного цикла технологий. Катастрофа сборки – универсальный закон изменения состояния фирмы.

Концепция стратегического управления экономикой региона. Модель экономики региона.

 

Date: 2015-10-21; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию