Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура аттестации студентов по учебной дисциплине

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.2.3

( место дисциплины в учебном плане )

Риторика

( наименование дисциплины)

Бакалавриат по направлению подготовки

Государственное и муниципальное управление

_____________________________________________________________

(код и наименование направления подготовки и/или профилей)

Очная

___________________________

( форма обучения )

 

Квалификация выпускника «Бакалавр»

(зарегистрировано

в Минюсте РФ 15.04.2011 N 20502)

 

Псков

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры _________________________ протокол №____ от __________20 г.

 

 

Зав. кафедрой ______________________________

(название кафедры)

_______________________(Фамилия И.О.)

(подпись)

«____»_________________________20 г.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – изучение базовых теоретических понятий и технологий эффективной речевой коммуникации, формирование культуры речевого поведения, этики служебного взаимодействия менеджера для осуществления управленческой, аналитической и консультационной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Задачи:

- сформировать у студента представление о ключевых научных понятиях представленного курса;

- ознакомить с основными принципами, методами и приемами риторики как науки и учебной дисциплины;

- привить умения и навыки риторического мастерства и культуры речевого поведения в различных сферах «делового» общения;

- обучить видам и жанрам «делового» общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности учащегося.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Б 1.2.3

«Риторика» включена в состав вариативной части гуманитарного, социального и экономический цикла дисциплин и связана с другими дисциплинами учебного плана:

- в теоретико-методическом отношении – с «Деловые коммуникации», «Связи с общественностью в органах власти»;

- «в методическом отношении – с «Инновационным менеджментом», «Этикой государственной и муниципальной службы»

- в отношении эффективного и качественного использования речевого потенциала обучаемого – с дисциплинами: «Русский язык и культура речи», «Культура делового общения», «Социальная работа и технологии социального взаимодействия».

 

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

1) Общекультурных (ОК-8; ОК-9;):

владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

2) Профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-13, ПК-31):

- способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

- коммуникативная деятельность:

умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

- умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование модуля дисциплины Содержание раздела дисциплины
Модуль 1. Риторика, ораторское искусство, красноречие   Раздел 1. Предмет изучения, цели и задачи риторики Тема 1. Терминология. Предмет изучения, цели и задачи риторики. Всеобщность языка, необходимость риторики как практического владения яркой мыслью и выразительным словом. Тема 2. Риторика как учение о речевых коммуникациях всего общества. Тема 3. Риторика как учение о совершенной речи. Качества речи: убедительность, эффективность, целесообразность, уместность, украшенность, чистота, точность и т.д. Тема 4. Ораторское искусство. Красноречие. Предмет общей и частной риторики. Раздел 2. Язык как средство речевой коммуникации Тема 1. Язык как средство речевой коммуникации. Противоположные оценки языка, его опасности и благости. Язык – речь: соотношение понятий. Тема 2. Практический язык и его синонимы в фольклоре, научной литературе и СМИ: речь — слово — уста — глаголание — общение — коммуникация – реклама. Тема 3. Красноречие истинное или ложное. Понимание слова “красноречие” в русской традиции: 1) способность хорошо, убедительно и красиво говорить и писать; 2) природное дарование. Тема 4. Качества совершенной ораторской речи в определениях риторики: убедительность, украшенность (подлинная красота речи), действенность, эффективность, уместность. Классические качества совершенной ораторской речи также: правильность, новизна, ясность, точность, чистота, благопристойность и т.д. Определения этих качеств и их примеры. Тема 5. Этические основы риторики – философская образованность и знания, этика и нравственность.  
Модуль 2. Риторика: ее истоки и возрождение. История риторического мастерства   Раздел 1. История зарождения и развития риторического мастерства Тема 1. Античная риторика. Возникновение риторики (V в. до н.э.). История древнегреческого красноречия. Риторика Аристотеля. Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора. Эллинистическая риторика (II – I вв. до н.э.). Тема 2. Развитие красноречия в Древнем Риме (краткий обзор). Марк Туллий Цицерон как судебный оратор: теория доказательства (аргументы и амплификации), теория композиции речи. Трактаты об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона. Образ оратора в трактате Цицерона «Об ораторе». Тема 3. Позднеантичная и средневековая риторика. Древнерусское красноречие.   Раздел 2. Развитие риторики на современном этапе: от «риторики» к «неориторике» Тема 1. Зарубежная и русская риторика в XIX и XX вв., развитие риторики на современном этапе (общая характеристика). Тема 2. Современная риторика как риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Тема 3. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.
Модуль 3. Деловая риторика: логическая и психологическая аргументация   Раздел 1. Деловая риторика. Предмет изучения, цели и задачи деловой риторики Тема 1. Деловая риторика и деловое общение – соотношение понятий. Тема 2. Деловая речь. Значение деловой речи в профессиональной коммуникации. Основные требования к деловой речи. Тема 3. Имидж. Восприятие себя и других. Влияние восприятия на общение. Процесс речевой коммуникации и особенности восприятия «собеседника». Восприятие себя и речь. Внутренний монолог и Я-концепция. Я-концепция и самооценка. Уверенность – неуверенность в себе. Позиция: я – ОК, ты – ОК в процессе речевого общения. Прием «гармонизирующего» диалога. Тема 3. Психотипы и речь. Умение слушать. Активное слушание. Парафраз. Запоминание. Уточнение информации. Тема 4. Управление беседой. Роль вопросов в деловом общении. Типы вопросов. Получение информации. Типы ответов. Умение выстраивать диалог в процессе делового общения. Речевые ошибки и просчеты. Тема 5. Межличностная коммуникация. Типы и структура общения. Принцип сотрудничества. Навыки эффективного речевого общения. Общение по телефону. Письменное общение. Взаимоотношения. Типы отношений. Отношение и взаимоотношение: сходство и различие. Общение на разных стадиях взаимоотношений. Речевые формулы. Тема 6. Страх и развитие уверенности в себе. «Обратная связь» и самораскрытие. Позитивная (конструктивная) критика. Методы получения «обратной связи». Как дать и как получить «обратную связь» в процессе речевого общения. Самораскрытие. Раскрытие чувств. Раздел 2. Конфликты и барьеры общения Тема 1. Барьеры общения и их преодоления. Агрессия и выход из сложных ситуаций. Тема 2. Конфликты. Причины возникновения конфликтов. Стадии конфликта. Навыки разрешения конфликта на речевом уровне. Тема 3. Коммуникация в группе, или «Как управлять группой людей». Нормы Цели. Эффективная работа. Решение проблем в группе. Формулы речевого обращения и ответа. Тема 4. Роли и лидерство в группе. Групповые роли. Лидерство. Ведение собраний. Речь лидера.  
Модуль 4. Риторика и государственная жизнь   Раздел 1. Управление государством как риторический процесс. Тема 1. Формы государства как виды риторических взаимодействий и преимущественного права на речь: монархия, тирания, аристократия, демократия, олигархия, охлократия. Их проявление в современных речевых связях. Тема 2. Виды государственной речи (их цели, содержание и осуществление в разных жанрах): совещательная (политическая, дипломатическая, деловая) речь, судебная, эпидейктическая (торжественная, праздничная, хвалебная). Раздел 2. Ораторика как форма принятия государственных решений. Тема 1. Ораторика: сущность, основные понятия. Раздел 3. Гомилетика Тема 1. Гомилетика как форма учебной и пропедевтической речи, осуществляемая в школе и церкви с развитием христианства.  
Модуль 5. Политическая риторика   Раздел 1. История политического красноречия. Тема 1. Истоки и история политического красноречия. История русского политического красноречия. Тема 2. Современное политическое красноречие. Раздел 2. Политический деятель как ритор. Тема 1. Оценка деятельности политического оратора: доверие аудитории; философская и жизненная позиция, влиятельность и эффективность речи, индивидуальность стиля и воздействие на аудиторию, богатство идей, выбор слов, характер произношения. Тема 2. Образ политического оратора и вывод слушателей о личности говорящего. Образ делового ритора России. Раздел 3. Жанры современной политической речи. Тема 1. Жанры современной политической речи: диалог, консультации, дискуссия, выступление на митинге, интервью, полемика в СМИ и др.  
Модуль 6. Эристика – диалектика – софистика. Спор и судебная речь   Раздел 1.Эристика, диалектика, софистика – сущность, основные принципы, технологии. Тема 1. Эристика – искусство спора. Цель эристики – победа в споре. Тема 2. Диалектика – искусство нахождения истины. Цель диалектики – поиск объективной истины. Тема 3. Софистика – искусство словесной манипуляции. Цель софистики – видимое следование диалектике, но победа любыми средствами. Тема 4. Ведение спора. Причины и ситуации спора. Спор – ссора – конфликт – примирение. Спор – дискуссия – полемика – диспут. Тема 5. Речевые уловки и их корректность. Классификация уловок. Запрещенные приемы спора и способы их нейтрализации.   Раздел 2. Судебная речь. Тема 1. Законы риторики и «язык права». Логическая культура судебной риторики Тема 2. Жанры судебной речи. Тема 3. Логическая структура судебной речи Тема 4. Следствие и суд. Содержание судебной речи и статусы судебных постановлений: разбор происшедшего, оценка, вынесение решения. Соотношение письменной и устной речи в современном судебном процессе. Тема 5. Образ современного судебного ритора. Построение игровых ситуаций судебной речи.    
Модуль 7. Академическое красноречие. Учебная риторика Раздел 1. Традиции академического (монологического, лекторского) и педагогического (учебного) красноречия. Тема 1. Речевые портреты русских классических ученых. Требования к образу оратора в научном выступлении: новизна, уместность, оригинальность, системность, краткость, полнота изложения предмета, оптимальность стиля. Тема 2. Книжная научная речь и специфика устных научных выступлений. Тема 3. Различие ученой и учебной речи. Учебный текст как основа учебного предмета. Отбор содержания учебных текстов. Воплощение учебных текстов в реальном учебном общении преподавателя и студентов. Тема 4. Жанры учебной речи: лекция, семинар, учебный диалог, экзамен.  
Модуль 8. Ораторика. Поздравительная речь Раздел 1. Ораторика как классический тип речи Тема 1. Ораторика (оратория) как раздел риторики и особый тип речи – соотношение понятий. Тема 2. Законы и приемы ораторики. Тема 3 Ораторика как классический тип речи государственного деятеля.   Раздел 2. Требования к содержанию и построению торжественной речи, поздравительной речи. Тема 1. Поздравительная речь: цель, содержание, стиль. История изучения поздравительной (хвалебной, эпидейктической) речи. Тема 2. Торжественная речь в ситуациях современной общественной и бытовой жизни. Торжественная речь о каком-либо событии. Разбор понятий “счастье” и “благо” как универсальных предметов всякой торжественной речи. Поздравительная речь о человеке. Образ человека как совокупность качеств или фактов его биографии (см.: Аристотель, Ломоносов, современные работы). Наведение эмоций в поздравительной речи (радость, надежда, любовь, милость). Связь в содержании речи прошлого и будущего. Способы распространения высказываний в поздравительных речах: синонимические и параллельные конструкции; фигуры повторов, создающие украшение речи и настроение в аудитории.    

 

 

(Содержание должно быть направлено на формирование объявленных выше компетенций. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

Самостоятельная работа студента ориентирована на освоение теоретических материалов по литературным источникам и на выполнение практических заданий.

На первом занятии по дисциплине «Риторика» преподаватель должен предоставить студентам материалы для самостоятельного изучения, а именно:

1) перечень основных знаний, умений, навыков, которыми студент должен овладеть по итогам изучения дисциплины (форма контроля - экзамен);

2) перечень вопросов для подготовки к экзамену;

3) список основной и дополнительной литературы.

Теоретические материалы осваиваются студентом на основе лекционного курса дисциплины «Риторика», источников основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем.

 

В основу балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая схема оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупных контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля. Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Риторика»

 

 

Процедура аттестации студентов по учебной дисциплине

«Риторика»

 

Аттестация студентов проводится по модульно-рейтинговой системе.

Аттестация студентов проводится, исходя из суммирования балов по каждому модулю, составляя в общей сумме наивысший результат – 100 баллов (см. таблица 3)

Баллы по модулям начисляются:

1) за посещаемость лекционных и практических занятий;

2) за работу на практических занятиях;

3) за самостоятельное выполнение заданий «текущего» контроля;

4) за результат итогового контрольного мероприятия.

Максимальное количество баллов при 100% успеваемости и посещаемости занятий

 

Вид контроля Форма обучения
Очная Очно-заочная Заочная
Посещаемость лекционных и практических занятий      
Работа на практических занятиях      
Самостоятельное выполнение заданий «текущего» контроля      
результат итогового контрольного мероприятия      
Всего      

 

 

Оценка “удовлетворительно” – от 35 до 51 балла.

Оценка “хорошо” – от 51 до 71 балла.

Оценка “отлично” – свыше 71 балла.

 

Вопросы к (зачету) экзамену по учебной дисциплине

Блок 1. Введение в риторику

1. Философия и ораторское искусство Древней Греции (софисты).

2. Риторический идеал Сократа.

3. «Риторика» Аристотеля.

4. Неориторика.

 

Блок 2. Законы и правила общей риторики

 

1. Общая риторика: законы и правила создания речевых произведений.

2. «Риторический канон» и современное публичное выступление.

3. Речевое событие, речевая ситуация и речевое поведение человека.

4. Цель речи и тип речевого акта. Речевой акт и его взаимосвязь с типами речи и стилями речи.

5. Виды и формы речевой коммуникации.

6. Вербальная и невербальная коммуникации.

7. Коммуникативные барьеры.

 

Блок 3.

Вопросы к зачету: Деловая риторика

1. Деловая риторикаи деловое общение. Цели и формы делового общения

2. Деловая беседа

3. Переговоры. Типология переговоров.

4. Переговоры. Подготовка к переговорам: количество участников, информация.

5. Переговоры: классификация тактических приемов

6. Переговоры. Этапы переговоров.

7. Ошибки при ведении переговоров.

8. Типы коммуникации: особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникаций

9. Мониторинг воздействия СМИ на массовую коммуникацию.

 

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

___________________ _________________ ___________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

 

Эксперты [1]:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 


[1] Экспертами могут являться специалисты со смежных кафедр, и также предприятий и учреждений


<== предыдущая | следующая ==>
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Учебная программа * Теория чисел * 2011-2012 | Количество информации. Дисциплина «Информатика и ИКТ»

Date: 2015-10-21; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию