Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках Америки: экспедиции первых мореплавателей («пионеров») и иммигранты





 

Иммигранты считаются в Америке одной из самых продуктивных катего- рий населения очевидно потому, что они переживают чаще других критические ситуации (переезды, смену языка, культуры) и все свои ресурсы мобилизуют к приспособлению жить в чужой стране, с другой культурой, приобретению нового жизненного опыта, конструктивному выходу из затруднительных ситу- аций. Подобный критический опыт связан часто с неадекватным поведением (действием «на свой страх и риск»), что становится уже собственным опытом. В случае ошибок это приводит к тому, что подобная ситуация не вызывает в бу- дущем страха и разрешается уже наработанной практикой. Накопление подоб- ного стратегического опыта чревато рисками, способствующими личностному развитию, но для этого нужны соответствующие условия, которых часто у им- мигрантов просто не бывает.

Интеграция в местные условия имеет особенности. В США нежелательно соз- дание этнических анклавов, связанных с очагами напряженности и нестабиль- ности в некоторых регионах. Поэтому является нежелательным также, чтобы ми- гранты жили обособленными группами. В этом смысле особо строгое отношение


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


проявляется сейчас к мусульманам, для которых, например, женщина - существо без прав голоса, а люди - немусульмане, - существа низшего сорта. Тем не менее в отношении ислама к мусульманам в США политкорректность сохраняется. В Америке, в отличие от ультра-правых реакционеров, которые переходят порой пределы разумного, не нападают на цветных иммигрантов, выставляющих себя политическими беженцами, не защищают и собственный народ от неконтроли- руемой экспансии и иждивенчества.

Америка всегда прежде считалась страной иммигрантов; именно бла- годаря им она была построена и стала великой. Каждый третий гражданин Америки когда-то родился в другой стране. Отцы и деды всех здесь живу- щих приехали сюда и реализовали себя именно здесь, независимо от свое- го происхождения. Русский Игорь Сикорский - создатель вертолета, - уехал в Америку в 1923 году, будучи студентом; шведский инженер Джон Эриксон

- конструктор «Монитора» к броненосцам, обивающий пороги европейских дворцов с проектом своего корабля; Джордж Истмен Кодак (Eastman Kodak), создавший первую в капиталистическом мире американскую монополию (с одноименным названием) по производству фото, оптического оборудования и материалов; Александр Белл (Aleksander Bell) - один из изобретателей теле- фона, родившийся когда-то в Эдинбурге (Шотландия) и в 13-летнем возрасте переехавший в США; маркиз Антуан де Ла Мот Кадильяк - госконец, основа- тель г. Детройта (шт.Мичиган), в честь которого была создана марка легковых автомобилей «Кадиллак», выпускаемых с 1902 года концерном «Дженерал Мо- торс»; русский писатель-фантаст Исаак Азимов, - для всех из них «американ- ская мечта» стала реальностью.

Между тем сейчас принято считать, что Америка - не страна иммигран- тов: 85% населения сегодняшних США родились на территории этих штатов. Конечно, вопрос в том, что они являются детьми, внуками и потомками ино- странцев, но называть Америку «страной иммигрантов» чисто факторологи- чески уже неверно. Утверждение, что «Америка - страна иммигрантов» рас- пространено среди «мультикультурологов», которые называют себя борцами за признание и равноправие культур всех людей, проживающих в США. Не- смотря на то, что такое утверждение существует, оно не отвечает действитель- ности. Да, в Америку устремлялись люди со времен ее открытия, как принято считать, Х. Колумбом, который был отправлен сыном Каталонского короля Хуана II-го - Фердинандом II-м, на поиски пути в Индию. В 1493 г., 3 августа Колумб, как известно, на 3-х кораблях отплыл из г. Кадиса (Испания) на Запад, наткнувшись затем (12 октября) на острова Багамского архипелага. Сам он был высококультурным и образованным человеком, а родным его языком был не итальянский, а разговорный каталонский диалект ХV-го века. Вот какова подлинная история вопроса.

Первыми же исследователями Атлантических берегов были викинги - Eric The Red, а позднее - его сын, - Leif Ericson, которые в 1000-м году из своей Скандинавии пересекли (через Гренландию) Атлантический океан и прибли- зились к восточным берегам Северной Америки под названием Newfoundland


(Ньюфаундленд). Потом уже Х. Колумб совершал свои первые экспедиции в Америку. Вторая была совершена им в 1493 году вместе с Хуаном де Леоном (Juan Ponce de Leon), когда он проплыл вдоль Мексиканского залива, уви- дев такие страны, как Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика и будущая Панама. Многие исследователи и «пионеры» из разных стран Земного Шара, которые впоследствии сделали Америку своим домом, снаряжали корабли и устрем- лялись к новым берегам. В течение пяти веков (XV - XX) были найдены пути в различные регионы страны представителями самых разных стран света. Упомянутый выше Хуан де Леон, который совершал путешествия вместе с Х. Колумбом, в 1513 году достиг Флориды, познакомившись с ее субтро- пическими красотами. Вскоре после Колумба, в 1497 году, Джон Кабот (John Cabot), с подачи английского короля Генриха VII-го, попал в Ньюфаундленд. В схожее с ним время великий Америго Веспуччи (Amerigo Vespucci) достиг Южной Америки. Тогда-то на немецкой карте этот новый континент и был впервые обозначен, как «America».

В 1510 году Васко Нунез де Балбоа (Vasco Nunez de Balboa) из Испании пере- сек Атлантику и достиг места, которое потом назвали Панамой (Panama). Он впервые показал европейцам Тихий океан с Западной стороны. В 1524 году ита- льянец Джованни де Верразано (Govanni de Verrazano), корабль которого был снаряжен королем Франциском I-м, достиг Восточной стороны Северной Аме- рики. Он исследовал области вокруг Сев. Каролины и добрался до Нью-Йорка. Французкий мореплаватель Жак Картиер (Jacques Cartier) за 8 лет (1534-1542 гг.) совершил три путешествия, исследовав St. Lawence Seaway и реку между Канадой и Америкой, которая впоследствии получила название «Северный предел». Его доклад о совершенных открытиях стал стимулом для все больше- го числа мореплавателей, среди которых, согласно источникам библиотеки г. Портленда (шт. Орегон), музея морской пехоты (Newport News, VA) и докумен- тальной киноленте под названием «America’s Explorers and Pioneers: A Teacher’s User Guide», можно отметить (наряду с перечисленными выше) еще целый ряд имен, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Так, большое влияние на открытие Америки оказали испанские конквиста- доры (conquistadors): Фердинандо де Сот, Франциско де Коронадо и упомяну- тый Васко де Балбоа. В 1539 году испанец Фердинандо де Сот (Ferdinando de Sote), пройдя через Флориду (Tampa Bay) дошел до Джорджии (Georgia), обна- ружив там поселения индейцев, а затем дорогой по реке Миссиссипи (через г. Мемфис) он и его команда продолжили свой путь в Арканзас до границы с Окла- хомой. Его основной заслугой было открытие Юго-Восточной части Сев. Аме- рики. В 1540 году Франциско де Коронадо (Francisco de Coronado) из Мексики проник в современную Аризону (Arizona) и штат Нью Мексико (New Mecsico), но не найдя богатства, сделал упор на Северо-Восточную часть Америки под на- званием Канзас (Kansas). Его экспедиция рассматривалась в научном мире, как одна из великих исследовательских работ по поиску новых земель.

Португальский мореплаватель Хуан Родригес Кабрилло (Juan Rodriguez Cabrillo) вместе с Педро Альварадо (Pedro de Alvarado) в том же году (1540)


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


двинули свою команду на север, открыв Сан Диего (San Diego Bay), о. Санта- Каталинa (Santa Catalina Island) и Монтерей (Monterey Bay). При поддержке ан- глийской королевы Елизаветы, один из выдающихся исследователей сир Фран- цисс Дракэ (sir Francis Drake), став вторым после Фернандо Магеллана лидером кругосветных путешествий, в 1577 году достиг Тихого океана в южной части Америки, открыв Сан-Франциско (San Francisco аrea). Его претензии на этот за- лив предназначались для Англии, поэтому он назвал этот регион «Новым Аль- бионом» (New Albion). Вернувшись на свою историческую родину героем, ко- ролева наградила его рыцарским званием. Французкий мореплаватель Самуэль де Чамплэйн (Samuel de Champlain) совершил (за период 1603-1633 гг.) 12 путе- шествий в Америку, открыв водные пути, которые лежат сейчас между Канадой и США. В честь него названо озеро «Champlain».

В XVII-м веке также выдающуюся роль в области новых открытий Амери- ки сыграл Генри Хадсон (Henry Hudson), который исследовал так называемый Northwest Passage - путь через весь Северо-Американский континент от Атлан- тического океана до Тихого. Свой корабль он снарядил при содействии Dutch East India Company, в 1609 году, для которой он, собственно, и работал. Первым Европейским навигатором, показавшим дорогу от Севера Америки до Мекси- канского залива, был француз Ренэ Лассаль (Rene-Robert Cavelier Sieur de La Salle). По пути своего следования он обнаружил для французов территорию под названием «Луизиана» (1684 г.), начав свое путешествие в 1679 году и обнару- жив в 1683 году озеро Мичиган вместе с рекой Иллиной (Illinois river); затем он проследовал по р. Миссиссипи к Мексиканскому заливу, но был убит людьми из своей же команды в Техасе в 1687 году.

Большую популярность получил в XVIII-м веке, небезызвестный для рус- ских любителей шуточных песен В. Высоцкого, - Джеймс Кук (James Cook). Как руководитель экспедиций на Тихий океан, он посетил экзотические острова Та- ити, Гавайи, потом двинул свой корабль под названием «Тhe Resolution» в Сев. Америку, пройдя Сиэтл, Вашингтон, Ванкувер, Британскую Колумбию, а затем, через Берингов пролив, вышел к Арктическому океану, но кроме льдов больше ничего не увидел. Вернувшись на Гавайи, он там и погиб в битве с туземцами в 1779 году. Фактически он был первооткрывателем Северо-Западной Америки для целей торговли и дальнейшей колонизации этих земель. Только в ХХ-м веке выдающийся норвежский исследователь Роальд Амундсен (R. Amundsen) в са- мом начале 1900-х годов на своем маленьком судне (the Gjoa) успешно достиг упомянутый выше «Northwest passage» через Аляску (Alaska), который после его открытия Генри Хадсоном, никогда не развивался, как коммерческий регион, хотя после Хадсона, в 1845 г. Джон Франклин (John Franklin) также обнаружил его, правда об его открытии никто не знал (America A to Z.., p. 256)

Еще один «пионер» Дэниел Бун (Daniel Boon) с помощью своего инвестора Ричарда Хэндерсона (Richard Henderson) в 1760-х годах пребывал на землях, которые сейчас имеют название Кентукки и Теннесси. Он был настолько из- вестнейшей личностью, что Джон Байрон изобразил его в своей поэме «Дон Жуан», поскольку вокруг имени Буна циркулировало много мифов и легенд,


связанных с его героизмом во время Гражданской войны. Впоследствии он ра- ботал в исполнительной власти земель, на которых жил и воевал, охотился, боролся с индейцами и т.д.

Роберт Грэй (Robert Gray), завершив кругосветное путешествие (1790-1792 гг.), направился в Колумбию, обнаружив формы границ между Орегоном и Ва- шингтоном. Его открытие положило начало для освоения территории под на- званием «Орегон» (Oregon territory). Большой вклад в изучение новых терри- торий Америки уже в ХIX-м веке внесли У. Кларк (William Clark) и М. Льюис (Merivether Lewis), которые были определены президентом Томасом Джеферсо- ном в качестве руководителей экспедиции по поиску водных коммуникаций из Миссиссипи в Тихий океан. Их путешествие оказалось более трудным, чем они предполагали, и длилось 1 год, так как путь к цели проходил через горы. Зиму они коротали с индейцами племени «Mandan», которых обеспечивали прови- зией и медикаментами, а те, в свою очередь, провели их по заданному маршру- ту через Монтану, Монтерей, Айдахо и, наконец, Колумбию - к Тихому океану. По возвращению Льюис был назначен губернатором Луизианы в 1806 году; он и пост этот держал до самой своей смерти (1809 г.).

В 1866 году капитан З. Пайк (Zebulon Pike) и его люди в южно-восточном Колорадо сделали успешную попытку достичь горы, которая называется сейчас Пик Пайка (Pike’s Peak). Тогда же он открыл реку под названием «Красная река» (Red river), но оказался на испанской территории; был арестован и экстрадиро- ван в U.S. Пайк был впоследствии убит на войне в 1812 году. Long’s Peak назван также именем его первооткрывателя Лонга (Long), который был первым бе- лым мужчиной, увидевшим высочайшие «Roсky Mountains». Лонг организовал 5 экспедиций для U.S. между 1816 и 1823 гг., сделал карты и описания мест сво- его пребывания. Он был хорошо образован и дисциплинирован, работал ранее ассистентом профессора математики в West Point. Лонг прошел 26 тыс. милль во время своих путешествий. Тем не менее, более чем другие исследователи государства, он полностью забыт историей. В противовес ему, Льюис и Кларк, открывшие Запад U.S., получили богатство и признание. Торговля, как всегда, обещала большие награды. (The Multnomah County Library, Portland, OR: www. multcolib. org/homework/explorhe; The Mariners Museum, Newport News, VA: www. mariner.org//educationalad//ageofex).

Кстати сказать, мечтающие о свободе пилигриммы, приставшие к берегам Новой Англии на грузовом судне «Мэйфлауэр» в конце 1620 года, свой дерзкий план смогли осуществить, получив разрешение поселиться на этой территории только после того, как был заключен контракт с торговой компанией в Лондо- не, которой принадлежали земли в Вирджинии. Несмотря на кабальные ус- ловия этого контракта, согласно которому пуритане обязаны были работать на компанию в течение 7-ми лет, они пустились в свое легендарное плавание. Америка представлялась большой страной, где людям, которым по душе упор- ный труд, найдется место каждому, кто стремится к свободе и благоденствию. Среди прочих иммигрантов были и такие, которые ехали сначала за золотом, поддавшись «золотой лихорадке». Для этого достаточно вспомнить литера-


 

200 глава 6 Человек в постиндустриальном обществе 201


 

турных персонажей Джека Лондона, Джеймса Купера, О’ Генри, Уильяма Пор- тера, героев кинофильмов - американских вестернов. Свое рождение поколе- ние подобных людей получило в середине XIX-го века, когда в Калифорнии были найдены первые слитки золота и первые нефтяные скважины («черное золото»). Эти люди были одиночками - первопроходцами. Именно поэтому их тоже называли «пионерами». У Дж. Купера даже есть книга под аналогичным названием. Наряду с решительностью, граничащей с отчаянностью, предпри- имчивостью и, нередко, жестокостью в борьбе с преодолением стихийных бед- ствий с коренными жителями-индейцами (native american), жизненными ли- шениями, завоеванные ими новые земли,- благодаря конкуренции,- «пионеры» превратили в цветущий, благоустроенный край. Одновременно зарождалось и новое обоснование своего поведения, граничащее с удачей, быстрым обога- щением, хотя нередко чреватое смертельными исходами и гибелью, как случа- лось с указанными выше мореплавателями-исследователями.

Вместе с тем многие из поколения переселенцев устремлялись в эту страну за свободой, как английские протестанты, бежавшие из Европы от религиоз- ных преследований и основавших позднее в Америке Новую Англию. То же можно сказать об эмигрантах из Голландии, Франции, которые лишь торгова- ли и воевали с аборигенами, готовые к преодолению любых трудностей. Свое воплощение эта новая философия, как нельзя лучше, получила в Голливуде, хотя «по жизни» она не увязывалась с пуританскими, крестьянскими до- бродетелями и моральными установками чиновничества, рассчитывающего на успех в будущем.

В 90-е годы XIX-го века началась трансформация Америки в новое обще- ство массового производства, занятое потреблением, погоней за комфортом и благополучием, - в противовес консервативным ценностям переселенцев - протестантов. Во многом этому способствовало появление рекламы (до 80-го года себя рекламировали только цирки и аттракционы). Создание крупного рекламного бюджета, который составлял 4% национального дохода, было осу- ществлено нефтяными и продовольственными концернами. Доминирование крупных концернов происходило не только в экономике, но и в общественной жизни. Большую роль здесь сыграл также и пресловутый Голливуд. Да, это был тот самый Голливуд, называемый «Фабрикой грез», который помог внушить и воплотить в жизнь «американскую мечту». Облик ее передавался и вновь прибывающим иммигрантам, наибольшее число которых в прошлом, уже ХХ-м веке, выпало на периоды бурно развивающейся экономики США, когда стране требовались дополнительные рабочие руки и мозги. Если в период де- прессии (с 1931 по 1941 гг.) иммиграция в США прекращалась и существовали даже строгие ограничения на прием новых иммигрантов, то начиная с 1960 гг. целый ряд этих ограничений был снят, а чуть позднее (за период 1971-88 гг.) в Америку на постоянное жительство прибыло более 4-х млн человек; за 1981- 90 -е гг. - более 7 млн; в 90-е годы количество резидентов США (родившихся за границей) достигало почти 20 млн человек, а в 2003 году их число увеличи- лось уже до 33,5 млн, что составляло 12% от всей популяции страны.


 

Причинами последних волн иммиграции можно считать следующие: во- первых, экономические, когда иммигранты берутся выполнять такие виды ра- бот, за которые американцы не хотят браться (это, как правило, работы с низ- кой квалификацией). С другой стороны, наоборот, иммигранты способны выполнять работы той квалификации, которую не имеют американцы (в сфере компьютерных технологий, программирования). Например, индийские специ- алисты в этом плане имеют очень хорошую подготовку в силу высокого уровня образования в их стране. В третьих, иммигранты согласны работать большее число часов, чем предусматривается законом (более 40 часов в неделю). К ним относят часто нелегальных иммигрантов, которые имеют более низкую поча- совую зарплату. В этом случае нелегалы не платят налоги, потому что работают за наличные деньги (cash). Плюсом считается и то, что иммигранты - это до- полнительные потребители, увеличивающие спрос; 12% иммигрантов воевали в Ираке, т.е. они обслуживают американскую армию.

Между тем, «американская мечта» тесно связана с покупкой собствен- ного дома, которая, по утверждению директора программы исследований

«University of Southern California» Гарри Пайнтера (Gary Painter), осуществля- ется у мексиканцев и других латиноамериканцев в среднем через 10-15 лет после прибытия в США, а у русскоязычных иммигрантов - через 3-5 лет. При- чем молодые иммигранты покупают свои первые дома гораздо раньше, чем их ровесники - коренные американцы. С точки зрения последних (в глубине души) это вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение, а то и протесты. Причины этого являния следующие: многие иммигранты не работают (или работают нелегально), сидя на вэлфере, количество которых вызывает не- хватку у самих американцев. Другая крайность: иммигранты работают, как проклятые, «отбирая» работу у коренного населения. Вместе с тем, согласно исследованию «Office of Federal Housing Enterprise oversight», иммигранты- покупатели поднимают цены на жилье по сравнению с национальными по- казателями, особенно в крупных городах (Лос-Анжелесе, Сан-Диего, Майя- ми, Нью-Йорке). Кстати, такая же тенденция наблюдается сейчас и в Англии и в России. Иногда эта «нелюбовь» к иммигрантам увязывается с другими причинами: культурными, расовыми, возрастными, касающимися образова- тельного уровня или имущественного положения, а также религии, разбав- ляя и ослабляя свою. Например, среди индусов, русских много талантливых математиков, физиков, работающих в сфере новых технологий, где высокие заработки. Поэтому, с целью подъема сферы высокотехнологических услуг, именно эти категории рабочей силы были привлечены в венчурные предпри- ятия Силиконовой долины.

В отношении иммигрантов, рассматриваемых с точки зрения потенциаль- ных трудовых ресурсов, в Америке проводится индивидуальное рассмотрение заявок. Страна дает квоты по каждой из специальностей и придирчиво отбирает желающих, предоставляя им визы, грин-карты. Например, 40 тыс. «компьютер- щиков» в 2000-м году получили рабочие визы на въезд в США. Для них выдают- ся специальные пособия; ссуды на покупку жилья; помощь с трудоустройством;


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


информация о наличии рабочих мест. Профессиональные квоты пересматрива- ются ежегодно. Итак, с одной стороны, новые культурные традиции вносят не- который разнобой в жизнь американцев, а с другой - они дополняют культуру страны; происходит ее диверсификация в плане разнообразия пищи, одежды, музыки, языка, религиозных коммуникаций.

Если говорить о коллективном портрете иммигрантского сообщества, то в первую очередь возникает вопрос о ностальгии, связанной с воспомина- ниями лет, прожитых на своей Родине, привязанностью к ней культурными традициями. Перефразируя слова знаменитого Лорки, - «Чем живет человек? Что творится у человека на душе? Где та соломинка, за которую он хватается в этом чужом мире?» - вот что такое ностальгия. У пожилых людей это за- метно в большей степени. Что касается детей или тех, кто попал в эту страну в ранней юности, то существующие установки иммиграции на обучение детей и их органическое внедрение в американское общество являются бесспор- ными, хотя многим из них в семье нередко удается сохранить культурный потенциал родителей. Ради этого последние живут в новой стране, находя для себя вполне определенный способ реализации в отношении родной куль- туры и языка. Одна из болевых точек - это и есть страх за детей и ожидание оправдания надежд на лучшую их будущность. Именно она заставляет мно- гих пережить и ностальгию, и неудобства первоначального приспособления к новой жизни на чужбине, и именно поэтому многие иммигранты старают- ся вписаться в чуждую им культуру. Вместе с тем сами американцы отнюдь не избегают контактов с выходцами из других стран, даже стран Третьего мира, чего не скажешь об европейцах, где иммиграция усложнена многими препонами, а уж в получении вида на жительство Европа не идет ни в какое сравнение с Америкой.

Говоря об эмигрантах из России, можно отметить тот факт, что они за- нимают в американской культуре, науке, инженерии и т.п. областях весьма значительное место. Здесь наши соотечественники не сталкиваются с пред- убежденностью по отношению к себе, как в некоторых других странах, где их много больше, где они, как бы, поднадоели. Русские открывают свои бизнесы, не ждут когда кто-то возьмет их на работу; преуспевают, как правило, во всех отраслях, поскольку здесь уважают личность других людей, независимо от ко- личества денег на банковском счету, цвета глаз, пигментации, а также граждан- ства и личных привычек. Общество организуется так, чтобы каждый мог наи- лучшим образом реализовать свои таланты, а не «воевать за свободу», которую каждый понимает по-своему.

Эндрю Карнеги (Аndrew Carnegie) - стальной магнат, начинал телеграфи- стом; продавец скобяных изделий по имени Кинг-Кэмп Жиллет, родившийся в штате Висконсин, ездил по стране, будучи мелким коммивояжером; Джон Дэвид фон Рокфеллер, родившийся под Нью-Йорком, изначально был бухгал- тером. Примеров тому не счесть. Даже в современной действительности эта тенденция продолжается, поэтому Америку называют «страной больших воз- можностей». Не надо далеко ходить за примерами. Три австралийских совре-


менных актера Рассел Кроу, покойный Хит Леджер и красавица Николь Кид- ман прославились в Голливуде. Киноактриса, также известная своей внешней красотой и делами, связанными с благотворительностью, - Анджелина Джоли, имея по матери французкие корни, не сходит с экранов американского ТВ.

В свою очередь, многие представители старшего поколения (начала прошло- го века) русского происхождения оказали огромное влияние на развитие амери- канского киноискусства и культуры вообще. Если взять для примера классиче- ское музыкальное искусство, то бесспорными лидерами здесь являются Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. А кто бы мог подумать, что знаменитый ком- позитор Джордж Гершвин (1898-1937 гг.) со своими классическими произведе- ниями - «Рапсодия в стиле блюз» и оперой «Порги и Бесс», - также является вы- ходцем из еврейской семьи, эмигрировавшей из России в далеком 1891-м году.

Заметный след русские эмигранты разных поколений оставили и в кинема- тографе: гениальный Андрей Тарковский, режиссеры Андрон Кончаловский (оскароносная кинолента «Поезд»), Слава Цукерман (культовый фильм «Жид- кое небо»); актеры Юлл Брин (роль Криса в известном вестерне «Великолепная семерка»), выходец из семьи эмигранта когда-то Белорусского города Вильно,

- Керк Дуглас (роль Спартака в одноименном фильме и др.), а позднее его сын

- Майкл Дуглас, сыгравший в нескольких оскароносных фильмах (знаменитый

«Уолл Стрит», в частности), Украинская кинодива - Наталия Вуд, безвременно ушедшая из жизни, к сожалению.

Русская литература занимает свое особое место в культуре Америки: Нобе- левские лауреаты Владимир Набоков (преподававший в Гарварде), Александр Солженицын, Борис Пастернак (с романом «Доктор Живаго»), поэт Иосиф Бродский. Его друг - поэт Лев Лосев, также внес свою лепту в дело пропаганды русской классической литературы за рубежом, работая в качестве преподавателя в одном из лучших колледжей Америки - Дартмуте (Dartmouth), в штате Нью- Хэмпшер. Василий Аксенов, долгое время проработавший в университете г. Ва- шингтона, успел написать в этой стране целый ряд крупных романов и эссе.

Весомый вклад в развитие балетного искусства внес Михаил Барышников, оставшийся в 1970 году в Канаде во время гастролей Ленинградского (ныне Мариинского) театра, он затем переехал в США и вскоре был принят в труппу американского балета Джорджа Баланчина (Georg Balanchin). В 1974 году он уже танцевал с русской балериной (тоже иммигранткой) - Натальей Макаро- вой, - «Баядерку». Начав с классического балета свои выступления в Америке, М. Барышников затем увлекся новым направлением танца - модерна, соеди- нив его с приемами классического балета и преуспел в этом плане, создав свое, особое искусство, подобно когда-то Дягилеву в Париже. Сейчас он успешно продолжает работать в области балета, сниматься в кино, за что снискал лю- бовь со стороны американской публики, которая тепло называет его «Миша», устраивая бесконечные овации на представлениях с его участием. В интервью с Барышниковым известного в США и за их пределами тележурналиста CNN Ларри Кинга (Larry King), причиной отъезда из России артист назвал недо- статок свободы в России, а отнюдь не деньги, как предполагал интервьюер.


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


Отец Михаила был военным, когда семья жила в Латвии. Ввод советских во- йск на территорию республики обескураживал юношу и это чувство никогда его не покидало, несмотря на то, что учиться он поехал в Ленинград. После эмиграции из России, Барышников был женат на Джессике Ланж - известной американской киноактрисе, но официальный брак его тяготил и он развелся, считая законный брак условностью. Сейчас он имеет троих детей. Старший сын занимается спортом, а еще двое детей - от женщины, с которой он жи- вет в гражданском браке. После иммиграции Михаил в России никогда боль- ше не был, считая ее экстремальной страной, но был в Латвии, где остались друзья и брат. В США он перенес 4 операции, связанные с профессиональны- ми заболеваниями ног, но несмотря на это, он организовал свою школу танца, продолжая балетную практику, занимаясь постановкой спектаклей. В Нью- Йорке, на 37- Авеню организовал некоммерческий Центр Барышникова, как место встречи людей искусства разных жанров. Основные его выступления

- это известный балет Дмитрия Шостаковича «Барышня и хулиган», балеты классические, а также современных авторов. Одна из последних работ - миро- вая премьера «Вальса-Фантазии» Алексея Ратманского на музыку Глинки, ко- торая состоялась в 2009 году в Риге. Он всегда отстаивает свою точку зрения, если при постановке русских балетов что-то противоречит «русскости». Для него не было ничего невозможного: прыжки, вращения, самые замысловатые комбинации он исполнял с невероятной дерзкой легкостью. Французский хо- реограф Роллан Пети, будучи руководителем труппы «Национальный балет Марселя», где М. Барышников танцевал Германа в балете «Три карты», говорил о нем: «Когда он танцевал, я забывал о наших спорах и делал все, что хотел он». В любом случае, как мы видим, одно остается неизменным - не важно, где и как долго ты живешь, пусть даже порой в экстремальных условиях, русский человек остается русским. Вне зависимости от гражданства и от намерения вернуться в Россию.

Русский балет на льду также сыграл свою ведущую роль в Америке, где по многу лет подряд работали такие знаменитости, как Ирина Роднина, Татья- на Тарасова, а в последние годы специалисты-педагоги Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, которые воспитали многих мастеров этого вида искусства из дру- гих стран (Японии, Китая и т.д.). Русская классическая музыка Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна постоянно звучит в Америке, будь это балет, опера, цирковое искусство, драматические спектакли или просто фести- вали, несмотря на то, что перечисленные композиторы не были иммигрантами. Русские иммигранты в США, как и иммигранты других стран, делятся на тех, кто больше верит в свое будущее и будущее своей новой страны и тех, - кто меньше. Тем не менее будущее многих русских в США вполне определенно. Же- лающих вернуться в Россию из США мало. Пока основную массу возвращен- цев составляют полулегальные эмигранты, которые не рассчитав свои силы, не смогли устроить свою жизнь в этой стране. Тех, кто процветает, на истори- ческую родину не тянет. В последнее время вообще многие русские, ставшие гражданами США, отказываются от российского гражданства, в силу усложне-


ния правил оформления русских загранпаспортов на территории США; пред- почитают ездить в Россию по визе.

Вместе с тем, многие американцы проблему миграции часто увязывают с ро- стом преступности и терроризма. Не обошли стороной и так называемую здесь

«русскую мафию», хотя этнических русских в ней попросту нет. Как правило,

- это выходцы из республик бывшего Советского Союза. По большому счету никакой «русской мафии» в Америке не существует. Это во многом надуманый жупел, как когда-то пугали многих «коммунистической опасностью» со сто- роны СССР. Самым опасным здесь преступником считался в последнее время Вячеслав Иваньков («Япончик») и тот, отсидев определенное время в американ- ской тюрьме, в июле 2004 г. был передан российским властям и помещен в СИЗО

«Матросска тишина», но ему был вынесен оправдательный приговор через год на основе вердикта коллегии присяжных. Никто из свидетелей обвинения его в убийстве не смог опознать в нем человека, якобы, убившего двух лиц турецкой национальности. Были еще отдельные личности - выходцы из новой России, работающие в «Bank of New York», которые в конечном итоге вынудили банк расплатиться за их мошенничество по отмыванию денег в сумме 38 млн долл. Вот, пожалуй, и все громкие дела, связанные с Россией.

Относительно «итальянской мафии» в США, устремившейся в Америку на рубеже 20-х годов, когда волна итальянской эмиграции набирала свою силу, вплоть до 60-х годов, действительно можно говорить много и долго. Достаточ- но вспомнить дело главаря мафиозных кланов в 60-х годах Джозефа Коломбо, который по-сути был поначалу «шестеркой» по сравнению с Карло Гамбино, Джо Банана, Джо Профаччи, не говоря уже об Аль Капоно, орудовавшем в Чи- каго, и Вито Дженовезе (1897-1969 гг.) - прототипе Дона Карлеоне из «Крест- ного отца» Марио Пьезо, а также режиссера одноименного оскароносного ки- нофильма Френсиса Копполы. Позднее, упомянутый выше Коломбо заставил считаться с собой и власти и прессу, войдя в возрасте 40-ка лет в Совет так на- зываемого синдиката, контролирующего игорные дома в Бруклине и Квинсе го- рода Нью-Йорка, оказывая влияние на принятие решений и осуществляющего кражи в аэропортах, контрабанду сигарет с Юга и многое другое. Он был убит в 1971 году чернокожим фоторепортером тремя выстрелами в упор во время очередного митинга по случаю «Итало-Американского Дня Единства», учреж- денного им же в 1970-м году.

Несколько слов следует сказать о мексиканской и латиноамериканской имми- грации, как легальной, так и нелегальной, которая почти уже смешалась с корен- ным населением, наряду с колонистами из Испании и Португалии. Испанский язык стал в Америке вторым языком после английского, особенно в южных шта- тах страны. Труд, например, мексиканцев-нелегалов, приезжающих по большей части в Америку на заработки, очень широко используется в этой стране. Они выполняют самые тяжелые виды работ, как сельскохозяйственных, так и строи- тельных, т.е. тех, которые связаны с пребыванием под палящими лучами солнца (летом), а также переноской грузов. Их еще называют здесь «красными шеями» (red neck), как и тех коренных американцев, которые работают на улице. Власти


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


часто закрывают глаза на нелегалов, поскольку их нелегкий труд нужен Америке (мало, кто из американцев согласится выполнять его), несмотря на безработицу, не исключая и периоды экономических кризисов. Кстати сказать, что среди рус- ских нелегалов - этнических русских, украинцев, белоруссов и прочих выходцев из бывшего СССР, преимущественно женщин, распространен труд по уборке помещений (крупных сетевых магазинов, ресторанов, кафе), как правило, в ноч- ные часы, чтобы не «светиться» у окружающих. Оплата их труда производится

«кэшью» и по низким часовым ставкам (например, вместо 7,25 долл. в час, офи- циально считающихся минимальной часовой ставкой в штате Огайо, они полу- чают только по 3-4 долл.) и если бы они не приезжали в Америку в поисках за- работка, цены на многие виды товаров, включая продовольствие, одежду, были бы значительно выше существующих.

Новый президент США Барак Обама в свою предвыборную программу включил специальный план по реформированию и легализации этой катего- рии работников, предусматривающий выдачу въездных виз для них на опре- деленный срок и даже возможность получения грин-карт. Эта поддержка во многом подстегнула, например, южные штаты, где много нелегалов-мекси- канцев, к голосованию за демократов на последних выборах, потому что Буш- младший ограничивался лишь обещаниями. Нельзя забывать, что подобный труд унижает человека, ставит его в неравные условия с гражданами этой страны, а менеджерам, нанимающих их на работу, позволяет паразитировать, по-существу, на рабском труде своих поднаемных работников. Легализован- ные мексиканцы и латиноамериканцы составляют также большой процент служащих в контрактной армии США, воюющих в Ираке, Афганистане и др. горячих точках планеты.

В заключение раздела - еще несколько слов о русских иммигрантах. В силу своего менталитета, связанного, нередко, с отсутствием самоорганизации, со- временные русские оказались единственной нацией, не создавшей своей диа- споры в США. Это выражается, в частности, в том, что в настоящее время им не удается построить свои церкви в Америке, поскольку они не могут собрать на это дорогостоящее предприятие деньги или даже традиционную русскую баню. Последние в Америке существуют только в трех городах: в Нью-Йорке, Майями и Детройте. Что касается православной церкви, то службы здесь ве- дутся, на двух языках (русском и английском), но как правило, в арендованных помещениях. Православные же храмы были построены давно в Калифорнии (г. Сан-Франциско и г. Сакраменто), Филадельфии (штат Пенсильвания), г. Клив- ленде (штат Огайо), Бостоне (шт. Массачусетс) и некоторых других городах, да и то на средства богатых эмигрантов из России 1-й волны (связанной с белой эмиграцией), когда русские бежали сюда через Шанхай или Европу с деньга- ми. Обусловливается это тем еще, что в этих регионах как раз и были сосре- доточены наиболее представительные русские колонии. Православная вера во многом поддерживается сербскими, македонскими и греческими храмами в Америке, которые разбросаны по многим штатам страны, а также существу- ющими православными монастырями. В последних, правда, иноками являются


монахи, родившиеся в Америке, которые, как правило, не владеют в полной мере русским языком. С одним из таких монастырей, расположенном в Запад- ной Вирджинии, можно познакомиться по документальному фильму «Little Mountain» (Reflections on Orthodox Christian Monasticism).

Указанный фильм отснят и отредактирован самими монахами-пустынни- ками монастыря Креста Господнего в Западной Вирджинии. На фоне живо- писной природы здешних мест, прослеженной в течение 4-х времен года (лето, осень, зима, весна) изображена монастырская жизнь иноков, представляющая собою уникальную документальную картину существования православного монастыря в XXI-м веке. Несмотря на то, что монашеские кельи со стороны имеют вид современных американских бунгало, напоминающих поселения национального парка, тем не менее сам монастырь представляет собой типич- ное православное строение с позолоченными крестами, куполами и прекрас- но расписанным иконостасом. Образ жизни монахов с утра до ночи проходит при свете Христовой веры, обращающей людей ко спасению. Словом Божиим, проповедью Евангелия проникнуты все молитвы, на фоне которых проходит изображение и принципы поступков здешних иноков по примеру Господа, ко- торый оставил им образец для подражания, пострадал за людей и этой жерт- венной любовью через Голгофские мучения привел к вере род человеческий. С Божией же помощью трудятся монахи на протяжении смены времен года. Весной сеют, летом выращивают урожай (кукурузы, овощей), осенью его уби- рают, заготавливают дрова на зиму, доят коз, готовят пищу, включая выпеч- ку хлеба и просфор. Уход за пасекой и разведение пчел, повседневная стир- ка, уборка территории, уход за могилами и поклонение им также являются неотъемлемой частью обязанностей, возложенных проповедью Евангелия на христианские плечи, которые своей жизнью и делами приводят людей ко спасению. Так созидается и наполняется чадами (включая местных прихожан) Церковь Христова даже далеко от России.


 



 

 

ГЛАВА VΙΙ

Date: 2015-10-18; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию