Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Личность как объект управления и субъект управления





Лекция 3. Личность как объект управления и субъект управления

Основные понятия:

Институциональный уровень; психологический уровень; личность; социальная роль; межличностные роли; социальный статус; «Я-концепция»; потребности; установка; темперамент; способности; характер; ум; направленность.

 

Управление конкретным человеком на институциональном уровне сводится к отдаче ему установленных предписаниями распоряжений. На психологическом же уровне требуется учитывать личностные характеристики управляемого. Для того «чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, – писал К. Маркс, – надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать»[3]. Без учета личностного фактора в управлении сегодня трудно рассчитывать на эффективность управленческих действий. Человек в полной мере проявляет свои способности в коллективе, выступая в социальном качестве, в виде личности. Отсюда понятия «человек» и «личность» находятся в определенном отношении между собой.

Понятие «личность» указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства.

Понятием «личность» обозначают конкретного человека, представителя определенной социальной группы, наделенного индивидуальными особенностями, развивающимися на базе задатков.

В личности возможно выделить три основных структурных компонента и представить личность как единство: а) социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми; б) индивидуально-психологических особенностей и свойств; в) биологических структур.

Личность – явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.

Личность – это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека прикрыто «маской», которую он надевает на себя всякий раз, когда вступает в социальные контакты. Понять личность можно только через раскрытие ее ролей. Это факт гениально подметил еще В.Шекспир: «Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль».

Социальная роль – это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом различаются две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности, например, отца, сына, работника определенной службы и т.п.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, зависящих от индивидуальных особенностей членов эталонных групп. В зависимости от того, как играются межличностные роли, формируются соответствующие межличностные отношения и социальные образования. Одни люди становятся «звездами», приобретают популярность, авторитет, признание и уважение. Другие оказываются «отвергнутыми», к ним не тянутся, нередко на них даже не обращают внимание. Между этими полярностями помещаются середнячки. Часть из них в разной степени тяготеет к «звездам», часть – к «отвергнутым». Как видно, за каждым человеком закрепляется определенный социальный статус.

Хотя личность и ее социальный статус – это единое целое, тем не менее, выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем себе вопрос: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности во мнении других. В связи с этим социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает влияние на формирование у работника его личной определенности, складывание «Я-концепции».

Важность «Я-концепции» состоит в том, что на ее основе формируется чувство собственного достоинства личности. Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от уровня его собственного достоинства. Те, кто сам считает себя особенно талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда им не удается что-нибудь сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой строны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Человек с низким уровнем собственного достоинства может быть отягощен комплексом неполноценности, что следует понимать как особенности поведения человека, вызванные устойчивым представлением о своей физической, психологической или моральной ущербности.

Задача любого руководителя заключается в воспитании и поддержании чувства собственного достоинства своих подчиненных.

Это объясняется тем, что люди с высоким уровнем чувства достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют плохие склонности, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Они постоянно повышают свой уровень общего развития, добросовестно выполняют предписанные обязанности.

Феномен «Я-концепции» является как бы связующим звеном между социальными и внутренними психологическими структурами личности. В первую очередь следует назвать мотивационную систему, поскольку она пронизывает все структурные образования личности. Система мотивации включает в себя различные виды побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Главными здесь выступают потребности.

Потребностями называют психологические состояния, переживаемые человеком в виде нужды в чем-либо. Потребности пронизывают всю систему мотивации человека. Они помогают вскрыть его реальные побудительные силы. Человеку присуще многообразие потребностей. Обычно различают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относят потребность в пище, сне, одежде и т.д., к духовным – потребность в познании, труде, общении, творчестве. В процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности – на ее интересы, идеалы, установке.

Под установкой понимают психологическое состояние личности как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в отчет на воздействия внешней среды. Характерной чертой установки согласно Узнадзе является ее «внесознательный психический процесс, оказывающий, решающее значение на содержание и течение сознательной психики»[4].

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы, содержит в себе как бы алгоритм предстоящего действия личности и тем самым предопределяет будущее поведение человека. Знание закономерностей установки поможет руководителю, с одной стороны, оценить подчиненного, а с другой – воздействовать на всю систему мотивации. Факт подсознательного формирования установочных побуждений нацеливает руководителя на необходимость не только доказательств, но и различного рода тренировочных упражнений, связанных с воспитанием определенных психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи).

Характер – это совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям и самому себе. Таким образом, воздействие на характер подчиненного выражается в упорядочении его вполне определенных отношений и воздействии на эти отношения. При этом следует иметь в виду следующую дихотомию характерологических отношений:

· принципиальность – беспринципность;

· тактичность – бестактность;

· организованность – неорганизованность;

· трудолюбие – лень;

· уверенность – неуверенность;

· переоценка своих сил – недооценка своих сил;

· самокритичность – несамокритичность;

· требовательность к себе – нетребовательность к себе;

· аккуратность – неряшливость;

· бережливость – небрежность;

· жадность – расточительность.

Руководитель, вычленяя черты характера подчиненного, может сделать для себя немало полезных выводов.

Определенному типу характера часто соответствует определенный темперамент.

Согласно учению И.П.Павлова темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека, основных нервных процессов – возбуждения и торможения – и от их соотношения. Сочетание этих процессов результируется в том или ином темпераменте.

Особенности нервных процессов Тип темперамента
Сила Уравновешенность Подвижность
Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерик
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Сильный Уравновешенный Инертный Флегматик
Слабый Неуравновешенный Тормозной (эмоциональный) Меланхолик

 

Оценка людей по свойствам темперамента дает в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и отношения (эффективности управленческой деятельности). При этом следует опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше всего противопоставить активность, а эмоциональность и печаль меланхолика можно нейтрализовать неподдельной оптимистичностью. Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, т.е. на индивидуальный подход.

Необходимость этого диктуется также тем, что в силу специфики наследственной предрасположенности, развития и воспитания все люди обладают определенным набором общих и специальных способностей.

Способности – это психофизиологические свойства личности, от которых зависит динамика приобретения знаний, навыков и умений, успешность выполнения определенной деятельности. При равных внешних условиях разные люди будут овладевать знаниями, навыками и умениями разными темпами. Там, где одни «все схватывают на лету», другой тратит много сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой едва дотягивает до уровня середнячка. Есть отдельные виды деятельности, в которых успеха может достигнуть человек только с определенным набором данных. Петь могут все, но хорошо петь – только люди с музыкальными данными. Многие играют в футбол, но мастерами становятся единицы. В этом проявляется биосоциальное единство личности.

Будучи членом общества, человек выступает как личность, будучи природным существом, – как живой организм. Биологическая сторона – неотъемлемый элемент личности, поэтому она должна браться в расчет в системе управления. Учет биологического компонента помогает лучше понять как отдельные поступки, так и поведение личности в целом.

Контрольные вопросы к теме 3

1. Что характерно для управления человеком на институциональном и психологическом уровнях?

2. Что характерно для социальной роли человека?

3. Что характерно для конвенциальной роли человека?

4. Что характерно для межличностной роли человека?

5. В чем состоит сущность «Я-концепции»?

6. Какие виды потребностей характерны для человека?

7. Что является определяющими темперамента человека и каковы типы темперамента?

8. Чем определяется характер человека?

9. Каково определение способностей человека?


Date: 2015-10-21; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию