Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 15.ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ





 

Упражнение № 164. Перепишите, выбирая из скобок верный вариант. Мотивируйте свой ответ.

1. Беспокоиться (о детях — за детей). 2. Упрекать (во лжи — за ложь). 3. Удивляюсь (его словам — его словами). 4. Превосходство (над — перед) ними. 5. Уверенность (в правоту — в правоте). 6. Алчный (до денег — к деньгам — на деньги). 7. Тревожиться (о родных — за родных). 8. Беспристрастный (своими суждениями — в своих суждениях). 9. Бесполезные (для нас — нам) советы. 10. Бравировать (грубостью — грубость). 11. Главенствовать (над — перед) членами семьи. 12. Гордиться (сыном — за сына). 13. Дискутировать или дискуссировать (вопрос о путях развития науки — о роли личности в истории). 14. Жажда (славы — к славе). 15. Иммунитет (к оспе — против оспы). 16. Командующий (армией — армии). 17. Курировать (работу — работой) практикантов. 18. Скучать (за домом — по дому).

Упражнение № 165. Укажите, от слов с каким значением образованы следующие формы множественного числа. Составьте словосочетания с данными словами.

Зубы — зубья, корпусы — корпуса, корни — коренья, ордены — ордена, проводы — провода, счёты — счета, токи — тока, тормозы — тормоза, тоны — тона, цветы — цвета.

Упражнение № 166. От следующих существительных образуйте форму родитель­ного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Упражнение № 167. Образуйте, там, где это возможно, общеупотребительные формы женского рода от следующих существительных мужского рода. Приведите возможные варианты разговорных или просторечных форм.

Артист, врач, спортсмен, грек, минометчик, кореец, доктор, вахтер, индеец.

Упражнение № 168. Перепишите, исправляя грамматические ошибки.

1. Коту Матроскину хотелось купить две коровы. 2. Мальчонке нравилось пускать бумажный змей. 3. Необходимо оздоровить этим летом пятьдесят четыре студента. 4. Лена мечтала встретить в лагере две одноклассницы. 5. Каждое письмо должно найти свой адресат. 6. Сегодня в телескоп отчетливо можно увидеть Сатурна.

Упражнение № 169. От следующих существительных образуйте форму имени­тельного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание - а или - ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

Упражнение № 170. Перепишите, раскрывая скобки. Аргументируйте свой выбор.

1. Вижу красив(ые,ых) кон (и, ей), деревянн(ые,ых) стол(ы,ов), красн(ые, ых) роз(ы, роз). 2. В зоопарке мы кормили животн(ые, ых). 3. Мы не заметили (этот, этого) атташе. 4. В магазине мы встретили Петин(ого) дяд(я, ю). 5. В этом отделе иностранные туристы приобрели матреш(ки, ек), а также друг(ие, их) кук(лы, ол) в национальной одежде. 6. В этой лаборатории изучают насеком(ые, ых), растения, микроорганизм(ы, ов), бацилл(ы), микроб(ы, ов), вирус(ы, ов), бактер(ии, ий). 7. Встретить (две подруги — двух подруг), купить (пять книг — пятеро книг), отсутствует (четыре студента — четверо студентов). 8. Закопать труп(а), похоронить покойник(а), пугаться мертвец(а). 9. Изобразить в романе отрицательн(ый, ого) персонаж(а). 10. В этой группе автомобилей выделяют два (двух) основн(ые, ых) тип(а, ов). 11. К сожалению, мне пришлось увидеть эти (этих) два (двух) неприятн(ые, ых) тип(ов) еще раз, когда я давал свидетельские показания.

Упражнение № 171. В следующих предложениях найдите и исправьте ошибки в образовании и употреблении видов глагола.

1. Все свои чувства к возлюбленной Пушкин влаживал в свои стихи. 2. Почему ты так часто простужаешься? Закаливаться надо! 3. На Петровну не раз накладывали взыскания за недостачу. 4. Цветы для Инны он всегда ложил на крыльцо. 5. В детстве меня часто заподазривали во всяких проделках. 6. По субботам мы с друзьями уславливаемся идти в баню. 7. Это повторительное упражнение сосредотачивает наше внимание на различных орфограммах. 8. Развитие науки обуславливает технический прогресс. 9. Нельзя без оснований опорочивать кого бы то ни было. 10. Мой дед не раз удостаивался правительственных наград. 11. Кошку-воровку мы так и не словили. 12. Другого такого певца в нашем дворе не сыскать. 13. Девочки гонялись за цыпленком и споймали его. 14. Мы всегда детально анализироваем ошибки, допущенные в сочинениях. 15. Мне целый век не удалось здесь побывать, где зреет гроздь.

Упражнение № 172. От следующих существительных образуйте все возможные формы множественного числа, распределив их по двум группам в зависимости от стилистического значения.

Бункер, год, гроб, дьякон, директор, доктор, профессор, сторож, катер, инструктор, инспектор, корм, короб, прожектор, редактор, слесарь, токарь, отпуск, том, тополь, ястреб.

Упражнение № 173. Найдите предложения, в которых деепричастия употреблены неверно. Устраните обнаруженные ошибки.

1. Даже умеревши, я не буду спокоен. 2. Вечерами, жгя костры, девки и парни пели песни. 3. Зайдя во флигель, учитель зажег свечу. 4. Скрестивши могучие руки, Герасим слушал барыню. 5. Отошедши от окна, он помолился и присел к столу. 6. Снявши голову, по волосам не плачут. 7. Барышни, бережа прически и платья, расселись по каретам. 8. Погрязши в долгах, он все равно продолжал брать взаймы. 9. Матвей свалился на землю, рыдая и биясь головою. 10. Берегя память о любимой, он спрятал пожелтевшее письмо. 11. Не имевши нужных знакомств, она вышла в люди. 12. Ткя каждый вечер, Татьяна мечтала о новой встрече. 13. Громко свистя, парень зазывал к себе покупателей. 14. Еще раз толкнув дверь, он вошел в избу.

Упражнение № 174. В следующих предложениях найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Все изложение материала в книге сделано предельно кратко, учитывая бюджет времени ученика. 2. Прочитав сочинение, мне думается, что тема раскрыта. 4. Пользуясь логарифметической линейкой, расчет производится быстро и легко. 5. Быстро одевшись и умывшись, он полетел на всех парусах в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 6. Приехав на Кавказ, нас встретила прекрасная погода.

Упражнение № 175. Укажите и откорректируйте предложения, в которых допущены грамматические ошибки, связанные с употреблением причастий.

1. Из женских образов, встречающихся в творчестве Тургенева, самый запоминаю­щий — образ Аси. 2. К нам, будущим педагогам, обратился ректор университета. 3. Дождь, постепенно утихаемый, барабанил по крышам. 4. Ученики, придущие на первый урок с опозданием, отправятся к директору. 5. След, отпечатающийся на мокром песке, подсказал мне дальнейший путь. 6. Выступавшие скулы придают лицу сходство со статуей. 7. Маяковский рассказывает о нападении Антанты на нашу страну, вооруженной до зубов. 8. Упадшие багряные и желтые листья напоминали пестрый ковер. 9. «Я талантлив!» — восклицал он, ведомый комиком за кулисы. 10. К сожалению, вместо ожиданной знакомой поляны, увидели совершенно другие, нам не известные места. 11. Товарищи, кто следущий? 12. Он говорил о порядках, господствующих ранее в этом учреждении. 13. Студенты, напишущие слабо контрольную работу, должны будут ее переписать. 14. Каждый студент, пожелавший бы отдохнуть в летнем лагере, должен подать заявление в профком. 15. Прочитанный доклад для учащихся 11-х классов о творчестве И. Бунина вызвал большой интерес. 16. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Упражнение № 176. Прочитайте и откорректируйте следующие предложения, записав исправленный вариант. Выполните их анализ с точки зрения коммуникативной эффективности.

1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 2. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. 3. Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода. 4. По независящим причинам от ЦТ мы не можем продолжить передачу. 5. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 6. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830». 7. Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен. 8. Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом. 9. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными своими родителями. 10. Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожим на этого, ничем не отличающихся от других людей мальчишку. 11. На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом. 12. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. 13. Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 14. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. 15. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

Упражнение № 177. Прочитайте и откорректируйте следующие предложения, записав исправленный вариант. Выполните их анализ с точки зрения коммуникативной эффективности.

1. Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое понижение температуры и гололед. 2. Правительство с размахом решило провести праздник труда. 3. По росту числа поклонников с компьютером может сравниться лишь молодежная пресса. 4. Пахнуть бензином больше не будут московские автозаправочные станции. 5. В связи с юбилеем в первой части мы вас познакомили с лучшим спектаклем Пушкина театра для детей и молодежи «Открытое пространство» «Маленькие трагедии». 6. А здесь на несколько часов автомобильную артерию, связывающую север и юг Кузбасса, длиной более двухсот километров, перекрыли всю. 7. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием. 8. Социологическое изучение журналистов продолжается. 9. Встретить знаменитостей из Петербурга приехали журналисты. 10. Зерна поджариваются обязательно на глазах у гостей в глиняной печке. 11. Мы остновились, чтобы выяснить названия мест, где были совершены нападения на людей, и их точные даты. 12. Проблема приспособления городской среды для инвалидов назрела давно. 13. Время от времени в сопровождении своего заместителя шеф полиции Вашингтона откладывает в сторону другие дела и направляется в вечернюю поездку по центральным кварталам американской столицы. 14. Проникновенный, глубокий разговор вызвало мудрое слово о происходящих в сегодняшней культуре процессах выдающегося драматурга В. Розова. 15. Продается коляска для новорожденного синего цвета.

Упражнение № 178. Прочитайте и откорректируйте следующие предложения, записав исправленный вариант. Выполните анализ с точки зрения коммуникативной эффективности.

1. Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. 2. «Записки охотника» И.С. Тургенева интересны тем, что в этом про­изведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. 3. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. 4. Для правильного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. 5. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, скверах. 6. Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день.

Упражнение № 179. Прочитайте и откорректируйте следующие предложения, записав исправленный вариант. Выполните анализ с точки зрения коммуникативной эффективности.

1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 2. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов. 3. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 4. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей-классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. 5. В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. 6. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. 7. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.


Date: 2015-10-18; view: 4136; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию