Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 14. Использование в речи фразеологизмов





 

Упражнение № 157. Подберите синонимы-фразеологизмы к данным словам, используя слова для справок.

Далеко, неожиданно, живет в достатке, не заметить чего-либо, близко, тревожить, точно, быстро, мучить, безобидный, честно, наказать, восхвалять, вместе, мало.

Слова для справок: денег куры не клюют, упустить из виду, бередить душу, выматывать душу, как снег на голову, у черта на куличках, буква в букву, не ус­пел глазом моргнуть, как из-под земли вырос, положа руку на сердце, намылить шею, рукой подать, на скорую руку, мухи не обидит, петь дифирамбы, рука об руку, сломя голову, как кот наплакал.

Упражнение № 158. Подберите синонимы-слова или свободные словосочетания к данным фразеологизмам.

Ветер свистит в карманах, души не чаять, не разлить во­дой, дело табак, выносить сор из избы, дойная корова, душа нараспашку, китайская грамота, держать в ежовых рукавицах, ни гроша за душой, со скрипом, сесть в ка­лошу, ума палата, звезд с неба не хватает, олух царя небесного.

Упражнение № 159. Перепишите, выбирая верный вариант фразеологизма.

1. Биться (как рыбе об лед — как рыба об лед). 2. Денег (куры не поклюют — не клюют). 3. Держать себя (в руках — на руках). 4. На заре жизни — на зорьке жизни. 5. Не в своей тарелке — не у себя в тарелке — не со своей тарелкой. 6. Семимильными шагами — семисильными шагами — семинильными шагами. 7. Уморить червячка — заморить червячка. 8. Ушел несолоно хлебавши — ушел несолоно похлебавши. 9. Дело табак — дело в табак. 10. Как сыр в масле катается — как сыр в сметане катается. 11. Под самым носом — на самом носу. 12. Расправить крылья — распрямить крылья — раскрылить крылья. 13. Выросла занятость — возросла занятость. 14. Черепашьим шагом — черепашьими шагами.

Упражнение № 160. Отметьте и откорректируйте предложения с ошибками в составе фразеологизмов.

1. Зайди ко мне во что ни стало бы то. 2. И он пошел куда глаза смотрят. 3. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 4. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живет нехотя. 5. И отправился Иванушка за двадцать семь земель искать невесту. 6. Он обещал, что будет беречь подарок, как зрачок глаза. 7. Елена так много успела сделать за день, что к вечеру сбилась с ноги и уснула. 8. Ребята работали засучив рукава. 9. Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым? 10. Эта удача поддала ему жара. 11. А зачем ты лез в это дело, на боку припека, кто тебя совал? 12. Ах, это не Савелий Ильич, ну, слава ты господи! 13. Люди уже говорят, что свинью подложил, по чужим костям на печь влезет. 14. Сын во всем следовал за стопами отца. 15. У самой от страха глаза на лоб лезут. 16. После этого случая он сомкнулся в самом себе. 17. Что мы знали? Сидели за восьмью замками и ждали чего-то. 18. Верочка пялилась на него во все глаза, положив подбородок на фортепьяно. 19. Его кидало в жар при мысли, что вот занесут холеру в его усадьбу. 20. Да ведь это просто галиматья, сапоги всмятку! 21. Не мудрствуя долго, приведу цитату из Вашего отчета. 22. Хотя был он не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Упражнение № 161. В отрывках из произведений И. Ильфа и Е. Петрова укажите фразеологизмы, определите их экспрессивную окраску и стилистическую роль в контексте. Особо выделите фразеологизмы, преобразованные писателями. Назовите использованные ими приемы фразеологического новаторства (обновление семантики фразеологизма, его двуплановое осмысление, проявление необразного значения фразео­логизма, расширение или редукция его состава, замена компонентов в устойчивом сочетании, контаминация нескольких фразеологизмов и др.) и дайте им оценку.

1. Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок... Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро! 2. «Правильно, — приговаривал Остап, — а теперь по шее. Два раза. Так. Ничего не поделаешь. Иногда яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу... Еще разок... Так. Не стесняйтесь. По голове больше не бейте. Это самое слабое его место». 3. Аппетит приходит во время стояния в очереди. 4. Аппетит уходит во время еды. 5. Один экземпляр телеги внутреннего сгорания даже построили. Телега была как телега. Только внутри ее что-то тихо хрюкало. Или хрюндило, кто его знает. 6. «Время, — сказал он, — которое мы имеем, это деньги, которых мы не имеем». 7. Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья нужно ковать, пока они горячи. 8. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством. 9. — Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руки. – Так протяните ноги, старый дуралей! – закричал Остап. – Вы не протягивали руки? – Не протягивал. – Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет. 10. – В моем доме, — сказала она грозно, — пожалуйста, не становитесь ни на какие колени! 11. Солнце быстро катилось по наклонной плоскости. 12. Ахиллесова пята видна сквозь продранный носок.

Упражнение № 162. Укажите случаи использования фразеологизмов без учета их семантики. Отметьте другие ошибки. Исправьте предложения.

1. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. На торжественной линейке, посвященной празднику «Последнего звонка», Виктор сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы проводить в последний путь своих старших товарищей». 2. Мы долго ждали, когда наши фигуристки пробьют окно в Европу. 3. Час сборной пробил – в субботу начался последний этап ее подготовки к чемпионату мира, который стартует менее чем через месяц — 16 апреля. 4. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест. 5. Гордиев узел свекловодов — формирование необходимой густоты стояния рассады. 6. У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 7. Жизнь у моей мамы не из легких, а теперь еще болезни... Но она всегда находила силы встать на ноги. 8. Командиры и солдаты диву дались: каким манером враг, никем не замеченный, мог пройти версты четыре полем и почти сесть на шею нашим. 9. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить. 10. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать: «Спасибо ее устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!» 11. Наш мастер —человек, который не равнодушен к тому, что плохо лежит. 12. Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке. 13. Я высказал свои критические замечания по поводу новой работы драматурга, но это мое личное мнение, и если кто-нибудь со мной не согласен – что ж, как говорится, да будет им земля пухом!

Упражнение № 163. Укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправ­данная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение (или сокра­щение) его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, контами­нация элементов разных сочетаний), исправьте ошибки.

1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. — Нам пора, — сказала Марина. — Как пора? Ведь ни зги не брезжит! Да и подводы вязнут по колено в грязи. – А кто учил нас не торчать на достигнутом? 3. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. 6. Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу. 7. Приве­денные показатели играют мало места для нашей экономики. 8. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов. 9. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 11. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий.

 

Date: 2015-10-18; view: 2267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию