Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей-сирот





Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка может рассматриваться как особый вид практики, которая должна основываться на глубокой и точной теории, определяющей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка. Методологическую основу понимания процесса развития ребенка составляют основные положения, сформулированные в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, а так же в последующих работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Ф. Обуховой, В.И. Слободчикова и др. Анализируя концепцию Л.С. Выготского, А.Ф. Обухова подчеркивает, что именно Л.С. Выготский совершил революционный переворот в детской психологии. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики движущих сил развития ребенка, описал стадии детского развития, выявил и определил основные законы психического развития ребенка.

Опираясь на основные положения теории Л.С. Выготского, логически обобщенные и сформулированные Л.Ф. Обуховой, мы предлагаем сфокусироваться на следующих идеях, задающих ориентиры при осуществлении психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка. Поскольку центральным, ключевым понятием является "развитие", необходимо различать сущность процессов развития и роста.

Под ростом понимается процесс количественных изменений без трансформации внутренней структуры, свойств и состава, входящих в него элементов (например, рост запаса слов без изменения функций речи). Развитие характеризуется качественными изменениями, т.е. появлением новообразований, новых механизмов, новых структур (например, развитие высших психических функций, формирование произвольного внимания. изменение функций речи и т.п.) Таким образом, те или иные изменения, происходящие с ребенком, зафиксированные диагностически, не всегда и не обязательно свидетельствуют о его индивидуальном развитии. Основными признаками развития является следующие:

Дифференциация.

Разделение ранее бывшего единым элемента.

Появление новых сторон, новых элементов в самом развитии.

Перестройка связей между сторонами объекта.

Таким образом, понятие "развитие " является системообразующей категорией, то есть оно объединяет, совмещает в себе три достаточно самостоятельных процесса (В.Слободчиков, Е. Исаев 2000):

Становление - созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного. Данный процесс разворачивается преимущественно на базе естественно-природных структур.

Формирование - оформление и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца. Процесс формирования включает в себя социально-культурные структуры.

3. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного вектора; как преображение - кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствие с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека. Процесс преобразования тяготеет преимущественно к духовно-практическим структурам.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развитияППС ИР) - особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей со- участие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса созревания, роста и формирования необходимых способностей, позволяющих ребенку решать задачи возраста с опорой на собственные ресурсы.

Основная задача сопровождения - создание ситуации развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Цель психолого-педагогического сопровождения - формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. Достижение этой цели не возможно без сформированности и созревания определенных функциональных (психофизиологических) структур, обеспечивающих реализацию данных способностей.

Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В упрощенной трактовке: сопровождение может быть определено, как помощь ребенку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

Профилактика.

Индивидуальная и групповая диагностика (скрининг).

Консультирование (индивидуальное и групповое).

Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В логике медико-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития важно различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной раб оте специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Субъектом медико-психолого-педагогического сопровождения является ребенок, воспитывающийся без родительского попечения в учреждении интернатного типа. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, целесообразность индивидуального сопровождения психического развития воспитанников детского дома является совершенно очевидной. Основанием, которое позволяет объединить воспитанников детских домов и школ - интернатов в особую группу, является выраженный депривационный синдром, проявляющийся в целом ряде интеллектуальных, эмоциональных и личностных особенностей. Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением особенностей психического развития детей-сирот (И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, 1990; А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 1991; Мухамедрахимов 1999; Л.М. Шипицына и др.,1997, Л.Д. Жедунова, Н.Н.Посысоев, Е.Н. Юрасова 2000, И. Лангмейер, З. Матейчик, Боулби и др.) единодушны в том, что наиболее тяжелым и трудно компенсируемым последствием материнской депривации является отсутствие базового доверия к миру. Базовое недоверие к миру окрашивает отношения ребенка-сироты к любому взрослому негативными эмоциями, главными из которых является тревога и враждебность. Возникает порочный круг: с одной стороны, ребенок нуждается в общении со взрослым, а с другой, блокирует и прерывает значимые для него отношения. Следует отметить, что лики тревожности и враждебности могут быть различны от навязчивости "прилипания", желании любой ценой сфокусировать внимание взрослого на себе, до открытой агрессии и уходов от контакта (драки, побеги и т.п.)

Специалисты, работающие в учреждениях интернатного типа, хорошо знакомы с феноменом своеобразного оцепенения, "отупения" ребенка при выполнении тестовых заданий. Естественно, что результаты, полученные в такой ситуации, не могут рассматриваться в качестве критериев уровня психического развития ребенка. Сопровождение в контексте личностно развивающего образования определяет позицию педагога, психолога, заключающейся в организации взаимодействия с учащимися с учетом зоны ближайшего личностного, познавательного и коммуникативного развития.

Сформированная в логике психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития профессиональная позиция, характеризуется целым рядом составляющих:

Осознаваемая стратегическая цель - формирование определённых психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить в обществе с опорой на собственные ресурсы. Ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели.

Вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений, гибкость поведения.

Педагогическое и психологическое воздействия выстраивается на основе системного обобщённого знания об индивидуальных особенностях каждого ребёнка (возрастных, половых, характерологических, поведенческих и т.д.).

Терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которое рассматривается как естественная природа ребёнка, требующая оформления и организации. Владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития.

Действия взрослого направлены на поддержание дружеских, партнёрских отношений, позволяющих обеспечить ребёнку поддержку в становлении самостоятельности.

Желание ребёнка побыть вне контакта с взрослым, "дозирование" общения, воспринимаются им, как достижение, переживается легко и естественно.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что любое сопровождение психического развития воспитанников детского дома должно опираться на восстановление или формирование особого типа отношений "Взрослый-Ребенок", которые в течение длительного времени гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь.

 

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации (М. А. Иваненко).

Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. Н. Михайлова, Ю. П. Федорова, С. М. Юсфин и др.). В научной литературе определены следующие виды сопровождения: психологическое, психолого-педагогическое, медико-социальное и педагогическое.

Т. И. Чиркова обозначает сопровождение через позицию психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: включенность, содействие, участие, обеспечение. Она выделяет две модели психологического сопровождения применительно к дошкольным учреждениям: модель психологической службы поддержки и модель психологической службы сопровождения. Если поддержка ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то сопровождение - на будущее и настоящее, на использование потенциала личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества.

В психолого-педагогическом сопровождении ребенкапредусматривается обеспечение: необходимости системного сопровождения, его непрерывного характера, а также опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия.

С. А. Маркова отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:

1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);

2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;

3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;

4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;

5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений;

Педагогическое сопровождение, по мнению М. А. Иваненко, исследовавшей проблему социального развития старших дошкольников, предполагает: диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям – являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно–доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья (Баева И. А., 2002, И. В. Дубровина, 2000). Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12–24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

 

Date: 2015-10-21; view: 1451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию