Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос





 

Первые люди, Адам и Ева, были созданы непорочными и невинными. Но недолго они оставались святыми и непорочными, какими их создал Бог. Первый грех в раю, когда люди не послушались Бога, вкусили запрещенного плода.

Чем дальше, тем больше грешили люди. Каин убил брата своего Авеля.

При Ное люди так развратились, сделались такими грешниками, что Бог наказал их всемирным потопом, в котором потонули все люди, кроме Ноя и его семейства.

И после потопа люди жили не так, как угодно было Богу. Даже сын Ноя Хам за непочтение к своему отцу был проклят. Не угодно было Богу, когда люди задумали строить вавилонскую башню для того, чтобы прославиться, а может быть и затем, чтобы спастись на ней, если бы Бог захотел за грехи людей наказать их новым потопом. А нечестивые жители городов Содома и Гоморры! какое страшное наказание постигло их!

Исав не дорожит отцовским благословением и продает его за чечевичную похлебку младшему брату своему Иакову, которого хочет потом убить.

Десять сыновей Иакова продают брата своего Иосифа.

Израильтяне делают себе в пустыне золотого тельца и молятся ему; во время странствования по пустыне ропщут на Бога, Который делает им столько добра.

Поселившись на земле обетованной, евреи забывают Бога, молятся и приносят жертвы идолам, медным и каменным истуканам.

Еще далее: первосвященник Илий балует своих сыновей.

Саул не слушается ни Бога, ни пророка Самуила.

Давид велит убить бедного Урию, чтобы отнять у него жену.

Авессалом бунтует против отца своего Давида и хочет отнять у него царство.

Соломон берет себе в жены язычницу, и сам делается язычником, молится и приносит жертвы идолам.

А как были нечестивы и порочны Ахав и жена его Иезавель?!

Короче: чем далее, тем хуже, злее, порочнее становились люди. Бога совсем забыли и заповедей Его не исполняли, делали, что только хотели.

И чего не делал Милосердный Бог, чтобы исправить грешных людей и не дать им погибнуть!

Он Сам являлся людям, разговаривал с ними и учил их, что должны они делать, как должны жить, чего Он желает от них. Припомните: Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Давида, Соломона и других. Со всеми этими людьми беседовал Сам Господь.

Посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните Авраама, когда он приносил в жертву сына своего Исаака. Для спасения Лота Бог послал в Содом ангелов. Ангел путешествовал с Товиеq. Ангел был с тремя отроками в разожженной печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами.

Посылал Бог к людям и пророков. Они учили людей жить по заповедям Божьим. Они объявляли людям волю Божью. Бог открывал пророкам, что будет впереди, они предсказывали будущее, например, говорили людям, что их за грехи Бог накажет голодом, болезнью или другим каким-нибудь несчастьем. Пророкам Бог дал благодать, особенную силу делать чудеса, например: исцелять больных, проходить и других проводить по дну глубокого моря или реки, как по сухой дороге, и разные другие чудеса. Припомните, что вы слышали о Моисее, Илии, Елисее, Ионе. Но, кроме этих, было много и других пророков.

Но ничего не помогало. Люди и знать не хотели Бога, не обращали внимания на то, что говорили им пророки, не исправлялись, жили все хуже и хуже, грешили все более и более. Пророков, которых посылал к ним Бог, обижали, осмеивали, выгоняли и даже убивали. Добрых, благочестивых людей, которые помнили, любили и слушались Бога, становилось все менее и менее.

Грешников, которые забывают Бога и не слушают Его, ожидают различные несчастия на этом свете, в здешней жизни и, что еще страшнее, наказание на том свете, в будущей жизни. Грешники будут посланы в ад, где будут мучиться вечно, т.е. мучениям их никогда не будет конца.

Но Бог любит людей, так любит, что и сказать нельзя, больше, чем вы любите своих родителей, братьев, сестер и друзей, даже больше, чем вас любят родители. Милосердный Бог жалеет бедных, несчастных грешников, которые за своb грехи должны будут мучиться в аду. Но они не слушают ни ангелов, ни пророков, живут худо, грешат, не хотят исправиться: нужно наказать их. Что же делает Господь, чтоб спасти грешников?

Вот как это было. Слыхали ли вы о Святой Троице? Слыхали. Некоторые из вас даже знают и молитву: «Пресвятая Троица»... Что же такое Троица? Перекреститесь, сотворите на себе крестное знамение. Какие слова вы произнесли сейчас, когда крестились? Так когда вы крестились, вы говорили: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Кого же вы называли Отцом, Сыном и Святым Духом? Бога. Но ведь Бог один? Как же вы единого Бога называете и Отцом, и Сыном, и Святым Духом? Бог один, нет другого Бога, кроме истинного Бога, в Которого мы веруем, Он троичен в лицах, т.е. у Него три лица. Первое лицо — Отец, второе — Сын, третье лицо Дух Святой. Вот эти три лица единого Бога и называются «Пресвятою Троицею».

Чтобы спасти грешников, Бог Отец не жалеет Своего возлюбленного Сына, посылает Его на землю. Сын Божий тоже любит людей и жалеет грешников. Он не отказывается, охотно идет на землю и делается человеком. У Него такое же тело, такая же душа, как и у других людей. Только одна разница между Ним и другими людьми: все люди грешны, а Он безгрешен и Свят. Сделавшись человеком, Сын Божий учит людей, как они должны жить, чтобы угодить Богу. Сколько Он делает на земле добра и чудес! А Сам терпит бедность, гонения, притеснения. Наконец, Он страдает и умирает за грешников. Сын Божий и говорит Богу Отцу: «Не наказывай грешников, накажи Меня вместо них, Мне так жалко людей, Я их так люблю, что готов за них пострадать и умереть».

Бог Сам и через пророков очень часто напоминал людям о том, что Сын Божий придет на землю и спасет людей. Так, Адаму и Еве обещал Бог, что от жены родится Спаситель, Который победит дьявола и спасет людей («семя жены сотрет главу змея»). Аврааму, Исааку и Иакову обещал Бог, что в их потомстве родится Спаситель мира.

Пророки также предсказывали о Спасителе мира. Иаков предсказал, что Христос родится в потомстве сына его Иуды. Иаков же и пророк Даниил предсказали время, когда родится Спаситель. Пророк Михей указал, в каком городе родится Спаситель. Пророк Исайя предсказал, что Спаситель родится от Девы, будет страдать. И другие пророки также предсказывали о Спасителе.

Для чего же? Для того, чтобы люди ждали Спасителя и узнали Его, когда Он придет на землю спасти нас грешных.

 

АНГЕЛ ГАВРИИЛ ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННИКУ ЗАХАРИИ И ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО У ЗАХАРИИ РОДИТСЯ СЫН ИОАНН

 

В то время, когда царем в иудейской земле был Ирод, — жил в городе Хевроне священник Захария. У него была жена — Елизавета. Захария и Елизавета были праведные, благочестивые люди. Они любили Бога и старались исполнять Его святые заповеди. Усердно они просили Бога, чтобы Он дал им дитя, так как, дожив до старости, они не имели детей. Захария и Елизавета думали, что у них совсем не будет детей, и сильно тосковали об этом. Ведь добрые, послушные дети — радость для родителей.

В Иерусалиме был храм. В этом храме священники совершали жертвы, которые народ приносил в храм, и учили, как должны жить люди по заповедям Божьим.

Вот, однажды пришла череда Захарии служить пред Богом в храме. По порядку службы он должен был войти в святилище, чтобы покадить. Захария вошел. Вдруг явился ему ангел и стал по правую сторону алтаря кадильного. Захария испугался.

«Не бойся, — сказал Захарии ангел, — Бог услышал твою молитву, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном. Ты будешь радоваться и веселиться, и многие возрадуются о его рождении. Он будет велик пред Богом. Не будет пить вина и никакого хмельного напитка. Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Многих из сынов израилевых он обратит к Господу Богу. Как пророк Илия, он будет ревностен и силен, самые развратные и упрямые послушаются его и исправятся. Он приготовит людей к принятию Господа».

«Почему же я это узнаю? — сказал Захария ангелу. — Я уже стар, и жена моя очень пожилая женщина».

Ангел отвечал Захарии: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан сказать тебе эту радостную весть. А ты, за то, что не поверил мне, будешь нем, не будешь говорить до тех пор, как сбудутся слова мои».

Народ стоял пред завесою, которая отделяла святилище, ждал, скоро ли выйдет Захария, и удивлялся, отчего он так долго не выходит.

Наконец, Захария вышел. Он хотел прочитать молитву и благословить народ, но не мог. Язык не слушался, и Захария, сколько ни бился, не мог сказать ни слова. Только знаками показывал он народу, который догадался, что ему было видение.

Так немым Захария и возвратился домой к жене своей Елизавете.

Сам же Захария молился и просил у Бога детей, а когда явился ему ангел Божий и сказал, что у него родится сын, Захария не поверил. Между тем он, как священник, должен был поверить, что Бог и в старости может дать детей. Ведь ему было же известно, что Аврааму было 100, а Сарре 90 лет, когда им Бог дал сына — Исаака.

 

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

 

Наконец, наступило время, назначенное ангелом, и Елизавета, жена Захариb, родила сына.

Как же обрадовались Захария и Елизавета, что Бог услышал молитву их. Теперь никто не попрекнет их тем, что Бог, верно, в наказание не дает им детей. Услышали родственники и соседи, что у Елизаветы родился сын, пришли поздравить ее и радовались вместе с нею.

В восьмой день следовало обрезать младенца и дать ему имя. Как назвать ребенка? Соседи и родственники говорят: «Назовите его Захариею». «Нет! — говорила Елизавета, — я хочу, чтобы назвали его Иоанном». Те говорят: «Что за охота тебе назвать своего сына Иоанном? У вас и в родне-то нет Иоанна; назовите же его Захариею, как зовут отца. Лучше спросим отца. Ему, верно, приятно будет, если ребенка назовут в честь его Захариею». И стали знаками спрашивать Захарию, как бы он хотел назвать своего сына. Немой Захария спросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Все удивились.

Но еще более удивились и даже испугались, когда Захария вдруг стал говорить.

Как был рад Захария! У него родился сын, и сам он теперь владеет языком, может говорить, как прежде.

И Захария исполнился Святого Духа, стал благодарить и благословлять Господа Бога и предсказывать о младенце, что он будет великим пророком и предтечею Господним.

Все рассказывали друг другу о том, что у Захарии и Елизаветы на старости родился сын, и немой Захария стал опять говорить. Слух об этом пошел по всей иудейской земле. Все удивлялись, благодарили Бога и говорили: «Что будет из этого ребенка?»

 

РОЖДЕСТВО, ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ

 

В иудейском городе Назарете жили муж с женою. Мужа звали Иоакимом, жену — Анною. Это были благочестивые люди, которые любили Бога, делали добро и заботились о том, чтобы угождать Богу. Но одно было у них горе. Дожили они до старости, а детей у них не было. Евреи верили, что у кого много детей, тот хороший, праведный человек, и его любит Бог. У кого же не было детей, про тех думали, что это грешники, на которых Бог гневается и за их грехи не дает им детей. Добрым супругам, которые ничего худого за собою не знали, приходилось иногда выслушивать от других упреки и насмешки. Тяжело и скучно им было подчас, и они горько плакали. Усердно молились они Господу и просили у Него детей. Анна дала обещание: «Если у меня родится дитя, отдам его на служение Господу».

И Милосердный Бог услышал молитву Иоакима и Анны. У них родилась Дочь, Которую назвали Марией. Очень радовались эти благочестивые люди, от всего сердца благодарили они Господа.

Благочестивая Анна не забывала своего обещания посвятить дитя на служение Господу. И лишь только Мария научилась ходить и говорить, лишь только минуло Ей три года, Анна исполнила свой обет. Трехлетнюю Дочь свою, Марию, она привела в храм. Там встретил Ее сам первосвященник с девицами, которые воспитывались при храме. В храме и была Мария оставлена своими родителями, жила и воспитывалась там до тех пор, как выросла большая. В храме учили Ее закону Божию и женским рукоделиям: прясть, ткать и шить. Богоизбранная Отроковица пред всеми своими сверстницами (ровесниками) отличалась благочестием, кротостью и смирением. Она любила молиться Богу и читать священные книги. Была трудолюбива, особенно любила шить одежды, которые надевают священники во время богослужения, — ризы. Такая Святая была Дева Мария, так любил Ее Бог, что и пищу приносил Ей ангел Божий.

Исполнилось Пресвятой Деве Марии четырнадцать лет. Воспитание было окончено, и Ей нельзя было более оставаться при храме. Родители Ее, Иоаким и Анна, уже умерли, и Мария осталась сиротой. Идти замуж Она не хотела. Она хотела служить одному Богу, жить для одного Господа и дала обещание никогда не выходить замуж, а всегда оставаться Девицею. Позволить молодой Девице жить одной священники не решались.

И вот, Пресвятую Деву обручили Иосифу. Иосиф был восьмидесятилетний старец, вдовец, имел взрослых детей. Он заменял Ей отца. Иосиф был беден и занимался плотничеством.

Поселясь в его бедном жилище, Пресвятая Мария занималась домашним хозяйством и рукоделием, свободное же время посвящала молитве и чтению священных книг.

Иосиф и Мария были из рода царя Давида. Однако, будучи царского происхождения, Иосиф не стыдился ремесла плотника, а Пресвятая Дева Мария, не имея служанки, Сама справляла все домашние работы.

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

 

Через полгода после того как архангел предсказал священнику Захарии, что у него родится сын, тот же архангел Гавриил был послан в Назарет к Пресвятой Деве Марии, жившей в доме Иосифа.

Пресвятая Дева читала книгу пророка Исайи, именно то место, где пророк говорит о рождении Спасителя от Девы. Пренепорочная Мария, по смирению Своему, не считала Себя достойной быть Матерью Господа. Она думала только про Себя: «Как бы Я желала быть бы хотя служанкою у этой Благословенной Девы, от Которой родится Спаситель».

И вдруг является архангел и говорит Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Увидев ангела, Пресвятая Дева Мария смутилась и подумала, что значит такое приветствие? «Что это он называет Меня Благодатною, Благословенною?»

Ангел сказал: «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога (Бог особенно возлюбил Тебя за Твои добродетели). Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». Вот какую радостную, благую весть принес Пресвятой Деве Марии ангел. Он сказал Ей, что от Нее родится Спаситель, Сын Божий, Который вечно царствует на Небе и Который будет Царем над всеми верующими, благочестивыми людьми.

Удивилась Пресвятая Дева и сказала ангелу: «Как же это будет, когда Я не знаю мужа? Как же от Меня родится Сын, когда Я не замужем?»

Ангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя, и Ты родишь Сына Божия».

«Я раба Господня. Пусть будет со Мною, как ты сказал». И отошел от Нее ангел.

Чрез несколько времени Иосиф вздумал расстаться с Мариею. И вот является ему во сне ангел и говорит: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою: ибо родившееся в Ней от Духа Святого. Родит же Сына, и ты назовешь Его Иисусом, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Береги, почитай Марию, от Нее родится Спаситель».

Имя «Иисус» значит «Спаситель». «Христос» — «Помазанник». Христос — Царь Неба и земли, Пророк — Он учил людей и предсказывал будущее. Он и Священник — принес Себя в жертву за грехи всех людей, пострадал и умер на кресте.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Помните Иакова, который у своего старшего брата Исава за чечевичную похлебку купил отцовское благословение? Как он шею и руки закутал козлиным мехом, чтобы казаться косматым, как Исав, и вместо Исава получил благословение от своего отца Исаака.

Этот Иаков, когда умирал, тоже благословил своих сыновей. Одному из них, Иуде, Иаков сказал, что из племени иудиного будут цари в народе еврейском до тех пор, пока из его же племени родится Спаситель мира. А когда в народе еврейском уже не будет царя из племени иудиного, тогда и следует ждать Спасителя.

Бог говорил устами Иакова, и пророчество его сбылось. Цари иудейские: Давид, Соломон и другие были из племени иудиного.

Но иудейскую землю завоевали римляне, и римский император дал иудеям царя Ирода. Ирод не был потомком Иуды, не был даже иудей, родом из земли, которая называлась Идумеею.

Римскому императору Августу захотелось узнать, сколько у него подданных, какое у них имение, сколько кому лет, много ли годных в солдаты. Для этого он велел сделать народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, откуда родом.

Иосиф и Мария жили в Назарете. А так как родиною их был Вифлеем — небольшой и небогатый городок верстах в десяти от Иерусалима, то они и пошли туда, чтобы записаться там. Пришли в Вифлеем поздно вечером. В это время по случаю переписи в Вифлеем собралось много народу, и было тесно.

Иосиф и Мария недалеко за городом нашли пещеру, в которую пастухи иногда загоняли на ночь овец. Она была пуста. Иосиф и Мария так устали с дороги, что рады были и этому пристанищу, только бы не остаться под открытым небом, совсем без ночлега.

Иосиф и Мария вошли в пещеру и решились ночевать в ней.

Ночью в этой пещере от Преблагословенной Девы Марии родился обещанный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.

Царь Неба и земли, Сын Божий родился в пещере, где было сыро и холодно. Спеленали Его и положили в ясли. Жестко и неспокойно было лежать там Младенцу.

 

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТЫРЕЙ

 

В ту самую ночь, когда родился Господь наш Иисус Христос, в поле недалеко от Вифлеема пастухи стерегли стада, смотрели за своими овечками, чтобы они не разбежались и чтобы их не украли воры и не съели дикие звери. Ночь холодная. Пастухи развели огонь и греются около него. Темно, чуть-чуть во тьме ночной мелькает слабый свет от небольшого костра, около которого сидят пастухи.

Вдруг светло делается вокруг пастухов и пред ними является ангел Божий. Пастухи испугались.

«Не бойтесь, — сказал им ангел, — я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Теперь родился в городе Давидовом (т.е. в Вифлееме) Спаситель, Который и есть Христос Господь. И вот по чему вы можете узнать Его: вы найдете в яслях спеленутого Младенца».

В эту же минуту открылось небо и на небе явилось много светлых ангелов, которые пели: о том, что на земле мир, потому что Бог простил людей, примирился с ними. Бог показал, как Он любит людей, послав к ним Своего возлюбленного Сына.

Ангелы отошли на небо. Сделалось опять темно. Пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Бог». И тотчас же пошли они в Вифлеем. Там в пещере, которая была им знакома, потому что в ней приходилось иногда ночевать, пастухи нашли праведного Иосифа, Пресвятую Деву Марию и Божественного Младенца, лежащего в яслях.

Пастухи упали на колени и поклонились Ему. Они рассказали, как явились им ангелы и славословили родившегося Спасителя. С благоговением слушал Иосиф рассказ пастухов, а Пречистая Матерь замечала каждое слово и все слышанное Ею старалась сохранить в сердце Своем.

На дороге и возвратясь домой, в свою деревню, пастухи рассказывали всем, что они видели ангелов и родившегося Спасителя.

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Прошло восемь дней с Рождества Христова, и над Младенцем Иисусом совершено было обрезание и дано Ему имя Иисус, потому что ангел при благовещении Деве Марии, а потом Иосифу во сне предсказал, что родившегося Господа назовут Иисусом.

У евреев был закон, чтобы всякого первенца, т.е. старшего сына, чрез сорок дней после рождения родители приносили в храм и посвящали Богу. При этом приносилась жертва. Богатые приносили ягненка, а бедные двух молоденьких голубков или пару горлиц. Голуби продавались тут же в храме и были дешевы, их мог купить и бедняк.

Когда родившемуся Иисусу исполнилось сорок дней, Иосиф и Мария понесли Его в храм.

Иосиф и Мария были бедны, у них не было ягненка. Они принесли в жертву пару голубей.

В Иерусалиме в это время жил один богочестивый человек по имени Симеон. Ему Бог обещал, что он не умрет до того времени, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был очень стар. Он только одного и просил у Бога — увидеть Спасителя и умереть. И вот Дух Святой открывает Симеону, что Спаситель, Которого он так ждал, уже родился, что Его принесут в храм. Симеон там встречает Иосифа и Марию, которые принесли сорокадневного Иисуса. Он с благоговением берет Божественного Младенца на свои слабые старческие руки и говорит: «Теперь, Владыко, Ты по Своему обещанию дашь мне умереть спокойно, потому что я своими глазами видел Спасителя, Которого Ты послал для спасения всех людей, Который прославит народ израильский».

Иосиф и Мария удивлялись тому, что говорил этот старец, а Симеон продолжал: «Вот об этом Младенце будут спорить: одни уверуют в Него и спасутся, другие соблазнятся и погибнут. И Ты, Пречистая Матерь, будешь страдать, как будто Тебе Самой пронзили сердце мечом».

Тут же была престарелая вдова Анна. Ей было уже восемьдесят четыре года. Замужем она была только семь лет, а когда овдовела, то вела самую благочестивую жизнь: постилась, все время проводила в храме, чуть не жила в нем, так любила молиться Богу. За то Бог наградил благочестивую Анну. Она была пророчица, Бог открывал ей будущее. Анна тоже подошла и славила родившегося Господа.

Так вот, Сретением называется встреча Спасителя в храме Симеоном и Анною.

 

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

 

Пред Рождеством Христовым явилась особенная, светлая звезда. Эту звезду заметили персидские мудрецы. Так как в это время ожидали, что придет Христос Спаситель, то эти мудрецы, или волхвы, и подумали, что это Его звезда, что Он родился. Звезда двигалась, волхвы пошли за нею: куда звезда, туда и они. Звезда привела их в Иерусалим. Волхвы знали, что Спаситель родится в иудейской земле, но они думали, что Он непременно будет царем. Поэтому они и стали спрашивать в Иерусалиме: «Где родившийся Царь иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Дошло до Ирода, что какие-то люди из дальней земли пришли в Иерусалим и спрашивают, где родился Царь иудейский, говорят, что они видели и звезду, которая должна явиться пред Его рождением, и что звезда эта привела их в Иерусалим.

Сильно испугался Ирод, сильно встревожились жители Иерусалима. Вы знаете, что Ирод был не царского рода, даже не иудей. Он подумал: «Этот настоящий царь отнимет у меня царство и прогонит меня». Жители боялись: «Начнут воевать два царя: настоящий Царь иудейский с Иродом; беда нам: разорят и сожгут наши дома, разграбят наше имение, перебьют и нас, и наших жен, и детей».

Тотчас же созвал к себе Ирод первосвященников и ученых иудейских и спрашивал у них: «Где должен родиться Христос?» Те отвечали: «В Вифлееме иудейском».

Тогда Ирод велел тайно, чтобы никто не знал, позвать к себе волхвов. Он подробно расспросил у них, давно ли явилась звезда. Это он спрашивал для того, чтобы узнать, давно ли родился Христос.

Когда волхвы рассказали Ироду, он отпустил их и сказал: «Ступайте! Хорошенько разузнайте о Младенце и когда найдете, расскажите и мне. И я хочу поклониться Ему».

Вышли волхвы из Иерусалима. Чудная звезда опять пред ними, ведет их, приводит в Вифлеем и останавливается как раз над тем самым домом, где был Младенец. Иосиф и Мария в это время из пещеры переселились в дом.

Обрадовались волхвы, вошли в дом. Упали пред Младенцем Иисусом и поклонились ему, как Царю и Богу. Они принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Ладан — это смола, которую достают из одного дерева. Смирна — тоже смола, только из другого дерева. И ладан и смирна хорошо пахнут.

А иудейские ученые тоже знали, где должен родиться Христос. Они прямо сказали Ироду, что это произойдет в Вифлееме иудейском, о чем давно предсказано пророком Михеем.

Они знали и пророчество Исайи, который предсказал, что Христос родится от Девы. Им известен был и пророк Даниил, который предсказал, в каких годах должно ждать Спасителя. Все это записано в священных книгах. А ведь ученые еврейские знали эти книги чуть не наизусть: недаром же они и назывались книжниками. Им даже сказали, что Христос уже родился, — и они поленились сходить поклониться Ему. Потому что Христос родился в бедности, а они не такого ждали Христа; им хотелось, чтобы Христос родился царем, чтобы и самим царствовать с Ним.

Собрались волхвы домой и по дороге хотели зайти в Иерусалим к Ироду, чтобы рассказать ему все, что они видели и слышали в Вифлееме, но им ночью во сне явился ангел и сказал, чтобы они не заходили к Ироду в Иерусалим, а возвратились в свое отечество другою дорогою.

 

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

 

Когда волхвы ушли из Вифлеема в свое отечество, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Иосиф сейчас же встал, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет.

Иосиф ведет осла, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на Своих пречистых руках Младенца Иисуса. Ночь. Кругом пустыня. Страшно. Того и жди, что из-за скалы выскочат дикие звери и растерзают и путников и животное, или нападут жестокие разбойники, отнимут последнее у этих бедняков, пожалуй, и убьют еще. И говорят, что в самом деле на Иосифа и Марию напали разбойники и хотели ограбить и убить их. Только один из разбойников был добрее своих товарищей. Ему жалко было убивать этого слабого старика, беззащитную молодую Матерь и прекрасного Божественного Младенца. Он уговорил своих товарищей не убивать их.

Разбойники послушались своего доброго товарища, не тронули их.

 

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

 

А Ирод ждет не дождется, скоро ли вернутся из Вифлеема волхвы, придут к нему и расскажут все, что они успели узнать о Младенце Иисусе.

Много прошло уже времени, давно бы, кажется, следовало волхвам быть в Иерусалиме, а их нет. Видит Ирод, что волхвы обманули его.

И решил он послать в Вифлеем воинов и велел им убивать там всех мальчиков, которым было меньше двух лег. Ирод надеялся, что в числе этих детей попадет и будет убит и Христос.

У злого господина и слуги бывают большею частью злые. У жестокого и бесчеловечного Ирода и солдаты жестокие. Они входят во все дома, ищут во всех углах, не спрятан ли где-нибудь ребенок, и без всякой пощады убивают всякого мальчика, которому на их взгляд не больше двух лет. Все плачут в Вифлееме. Плачут матери. Плачут бедные малютки от испуга и боли. Матери защищают детей, прижимают их к своей груди, не желая их выпустить из рук. Солдаты отталкивают матерей, хватают малюток за что попало: за ручку, за ножку или за головку и убивают их на глазах матерей. Одному отрубят голову, другого разрубят пополам, иного возьмут за ноги и ударят головою об угол стены. Везде кровь, везде обезображенные трупы малюток с оторванными руками и ногами. Давно ли матери держали этих прекрасных малюток на руках, ласкали их, прижимали к своей груди и любовались ими. А теперь? Несчастные матери, у которых отняли и убили их малюток, рвут на себе волосы, ломают руки, раздирают на себе одежду. Другие в беспамятстве не знают, куда броситься; бегут из города на высокие утесы и там проливают горькие слезы о своих погибших детях. Везде, не только в Вифлееме, но и в окрестностях его, на горах и на полях рыдание и стон.

Там убито было четырнадцать тысяч невинных младенцев.

...Уже не за то ли так страшно наказал Бог жителей Вифлеема, что они не были милосердны к бедным, не давали приюта странникам, не сжалились над путниками, в темную, холодную ночь отказали в ночлеге престарелому, едва двигавшему от усталости ноги Иосифу и Пресвятой Деве; не дали приюта, можно сказать, Самому Христу, родившемуся в эту ночь в холодной и сырой пещере?

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАЗАРЕТ

 

Правосудный Бог наказал Ирода за его злодеяния. Скоро после того, как он дал бесчеловечное приказание избить вифлеемских младенцев, его постигла тяжкая болезнь. Его тело покрылось нарывами, в которых копошились черви, так что Ирод был заживо съеден червями. Вот как мучился тот, кто мучил и убивал других. Никто не жалел Ирода, все желали только одного — чтобы поскорее умер этот злодей.

Но Ирод не столько страдал от болезни и червей, сколько от угрызений совести. Вот тут-то во время болезни и пред смертью он вспомнил все свои злодеяния, тут-то он вспомнил и о тех невинных младенцах, которых велел убить.

После смерти Ирода ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю израильскую, потому что умерли те, которые хотели погубить Младенца».

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в землю израильскую.

Пресвятой Деве Марии очень хотелось жить в Вифлееме, где родился Сын Ее, но там царствовал Архелай, сын Ирода, такой же злой и жестокий, как и отец. Иосиф побоялся идти в Вифлеем, и, получив во сне откровение, пошел с Пресвятой Девою Мариею и Младенцем Иисусом в город Назарет, где жил прежде и где у него был дом.

Там в доме Иосифа «Младенец Иисус Христос возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божья была на Нем».

 

ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ОТРОК ИИСУС ВО ХРАМЕ

 

Благочестивый Иосиф и Пресвятая Дева Мария на праздник Пасхи каждый год ходили в Иерусалим. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет от роду, Его взяли с собою на Пасху в Иерусалим. Провели там праздники, помолились Господу Богу, принесли, какую могли, небогатую, но усердную жертву и пошли домой в Назарет.

Идут целый день, наконец, наступает вечер. Иосиф и Мария остановились ночевать. Смотрят! Отрока Иисуса нет! Подумали сначала, что Он идет в другой толпе с родными или знакомыми. Стали искать и спрашивать у всех. Но никто не видел Его.

«Дитя пропало! Что с Ним? Дитя могло захворать, и лежит без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с дороги и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать Его».

Вместо того, чтобы после дневного пути отдохнуть, Пресвятая Дева, не обращая внимания на Свою усталость, идет назад в Иерусалим. За ней идет Иосиф. Несчастная Матерь громко зовет: «Иисус! Иисус!» Но никто не откликается на Ее зов.

Так Иосиф и Мария и не нашли Иисуса на дороге. Утром рано приходят они в Иерусалим. Идут по всем родным. «Не у вас ли наш Иисус?» — «Нет, не был». Идут ко всем знакомым, и там тот же ответ: «Не был, не видали». Идут на площади, везде ищут, у всех спрашивают. Целых три дня ищут, и напрасно. Нигде нет, никто не видал.

Наконец, на третий день Иосиф и Мария приходят в храм и не верят даже своим глазам. Двенадцатилетний Отрок Иисус сидит среди учителей и беседует с ними о законе Божьем; слушает их и отвечает на все трудные вопросы, которые они задают Ему. Все слушающие этого Отрока удивляются Его уму и ответам.

«Что Ты сделал с нами? — говорит Иисусу Его Матерь, — вот мы с великою скорбью искали Тебя».

Иисус Христос отвечал: «Зачем было искать Меня? Разве вы не знали, что Мне надобно быть там, где назначил Мне Отец Мой?»

Иосиф и Мария не поняли тогда этих слов Иисуса, а этими словами Он как бы говорил: «Я послан Отцом Небесным учить людей. Где же Мне и быть, как не в храме, и что же Мне делать, как не учить?»

И пошел Иисус с Иосифом и Мариею в Назарет. Иисус был Сын Божий. Он слушался и повиновался Иосифу, хотя Иосиф был и не отец, а только попечитель Его. Вместе с Иосифом Иисус занимался плотничеством. Он был добр и умен — любил Его Бог, любили Его и люди.

 

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

 

Сын священника Захарии и жены его Елизаветы Иоанн был благочестивый, святой человек. Чтобы никто не мешал ему молиться Богу, он ушел в пустыню к реке Иордану и там жил в пещере. Он не боялся ни зверей, ни разбойников; надеялся, что Бог защитит его. Он носил самую грубую одежду из жесткого верблюжьего волоса, подпоясывался кожаным ремнем.

Бог повелел Иоанну проповедовать, что Христос уже родился и скоро начнет Сам учить людей, чтобы они приготовились встретить Его. Иоанн ходил по деревням и городам, которые были около Иордана, и везде говорил: «Покайтесь, ибо наступило Царство Небесное. Вспомните о своих грехах; пожалейте о том, что вы до сих пор жили худо; плачьте о том, что вы не слушали Бога, не любили и обижали ближних; просите у Милосердного Бога прощения; исправьтесь. Нельзя вам оставаться такими грешниками, потому что пришел Христос». Иоанн называется Предтечею Христовым, потому что он явился немного раньше Иисуса Христа и указал на Него людям.

Со всей иудейской земли народ толпами приходил к Иоанну и каялся в своих грехах. Иоанн крестил их в реке Иордане в знак того, что Бог прощает им грехи.

Приходили к Иоанну креститься и фарисеи. Это были худые, злые люди, а хотели казаться хорошими. Они не заботились о том, чтобы сделать доброе, угодное Богу, а только о том хлопотали, чтобы хвалили их люди. Они много постились, но не для Бога, а чтобы люди говорили: «Вот постник-то». Во время поста они не мылись, не причесывались, а лицо у фарисеев во время поста такое печальное, что сразу видно, что человек постится. Если они приносили жертву, то нарочно при людях, чтобы все говорили: «Вот какой благочестивый человек». Идет фарисей по улице, остановится на перекрестке и давай молиться Богу, но только тогда, когда на улице люди. А если никого нет, так и не подумает молиться. Идет фарисей мимо нищего. Есть на улице народ, фарисей остановится, нарочно подольше покопается в своем кошельке и подаст милостыню, чтобы сказали: «Какой добрый человек». А этот добрый человек ни за что не подаст нищему, если нет народа. Мало того, фарисеи обижали бедных, отнимали у вдов и сирот дома и имение, никого не любили, всех называли грешниками. Любили, чтобы все им кланялись, называли учителями. В храме они становились впереди всех, в гостях сажай их непременно на первое место.

Нехорошие, злые люди были эти обманщики-фарисеи. За это Иоанн строго обличал их: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить о себе — отец у нас Авраам... Уже и топор при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Хотите, чтобы вас Бог простил — исправьтесь. Вы думаете, что, если у вас отец праведный Авраам, так и вы святые и спасетесь?.. Всякое дерево, которое не дает плода, срубают и бросают в огонь. Так и вас накажет Бог, и очень скоро».

Приходили к Иоанну креститься мытари, сборщики податей. Мытари очень обижали простой народ. Вместо рубля возьмут два. Один отдадут в казну, а другой возьмут себе. Нет у бедного человека денег, чтобы уплатить подати, он просит подождать несколько дней: мытарь без всякой жалости возьмет у бедняка последнюю горсть муки, оставит целое семейство без куска хлеба, выгонит его из дома. Мытарям Иоанн говорил: «Ничего не требуйте более положенного вам».

Приходили к Иоанну и воины и спрашивали его: «А нам что делать?» И им сказал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».

Всех учил Иоанн любить друг друга и помогать один другому: «У кого две одежды, — говорил он, — тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, делись с голодным».

И много, много народу крестил Иоанн; много грешников обратил он к Богу. Многие думали и спрашивали Иоанна: не Христос ли он? Иоанн отвечал: «Нет! Я крещу вас водою; но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин снять и сапог с ноги». Это Иоанн говорил о Христе Иисусе.

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

До тридцати лет Иисус Христос жил в Назарете со Своею Пречистою Матерью, Девою Мариею, и старцем Иосифом. Занимался Иисус Христос плотничеством. Нужны кому-нибудь из жителей Назарета дверь, стол, скамейка, идут в дом Иосифа и заказывают. Иосиф и Христос работают, им платят за это.

Вот как жил Иисус Христос. Трудился, работал и Своими трудами пропитывал Себя, Матерь Свою и старого Иосифа, который, разумеется, не мог уже много работать.

. Когда же Иисусу Христу исполнилось тридцать лет от роду, Он пришел на Иордан — креститься у Иоанна. Бог открыл Иоанну, что это не простой человек, а Сын Божий. Поэтому Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа и говорил Ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты хочешь, чтобы я крестил Тебя». Иисус отвечал: «Не удерживай! Мы должны исполнить все, что велит Бог».

Тогда Иисус вошел в реку, Иоанн положил свои руки на главу Спасителя, и Он окунулся в воду. Когда Иисус вышел из воды, над Ним раскрылось небо, на Него спустился в виде белого голубя Дух Святой и слышен был с Неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение».

 

СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОСТ И ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ДЬЯВОЛОМ

 

Сразу же после крещения Иисус Христос пошел еще дальше в пустыню иерихонскую. Там было еще страшнее, чем в той пустыне (иорданской), где жил Иоанн Креститель. Там было много диких зверей и жило много разбойников. В этой пустыне Христос провел сорок дней, постился.

Наконец, чрез сорок дней Иисус Христос почувствовал голод. Ему захотелось есть.

Тогда приступил к Нему дьявол и стал говорить: «Охота Тебе морить Себя голодом. Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами».

Иисус Христос отвечал дьяволу: «Написано: не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

Потом дьявол повел Иисуса Христа в святой город Иерусалим, поставил Его на перилах, которые были вокруг крыши на храме. Оттуда вниз страшно было даже и смотреть. Внизу на улице было много народу. И сказал дьявол Иисусу Христу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ''Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею''». Смотри, сколько народу. Если Ты сделаешь чудо, бросишься вниз, они все поверят, что Ты Сын Божий. А Тебе нечего бояться. Бог приказал ангелам хранить Тебя. Ты бросишься, а они и подхватят Тебя на руки, так что Ты даже и не споткнешься о камень».

Иисус Христос отвечал дьяволу: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Зачем просить, чтобы Бог без всякой нужды творил для нас чудеса.

Наконец, дьявол возвел Иисуса на высокую, высокую гору. Далеко оттуда видны были и города, и деревни, и зеленые луга, и темные леса, и желтеющие зрелым хлебом поля, и синее море. С этой горы дьявол показал Иисусу Христу, как будто на картине, все царства мира и сказал: «Все это дам Тебе, если Ты поклонишься мне». Дьявол хвастает и хочет обмануть Иисуса. Мы все во власти Божьей, и Бог над всем царствует, а не дьявол. Как же он может дать другому то, чего сам не имеет?

Иисус Христос тогда прогоняет от Себя дьявола и говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

После этого дьявол перестал искушать, соблазнять Господа и отошел от Него.

Тогда к Иисусу Христу явились ангелы и стали Ему служить.

 

ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ ХРИСТОВЫ

 

Иисус Христос из пустыни, где Он постился сорок дней и где был искушаем дьяволом, пошел к Иоанну на реку Иордан.

Иоанн стоял у реки с двумя своими учениками. Когда он увидел Иисуса Христа, то сказал: «Вот Агнец Божий».

Услышав это, оба ученика Иоанна пошли за Иисусом. Иисус Христос оглянулся и спросил их: «Что вам надобно?» Они отвечали: «Учитель, где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — сказал им Иисус Христос. Они пошли к Нему и пробыли у Него целый день, все слушали, что Он говорил им о спасении и Царстве Небесном.

Одного из этих учеников звали Андреем, другого Иоанном. Андрей назывался Первозванным, потому что первый сделался учеником, апостолом Иисуса Христа.

Андрей пошел от Иисуса Христа к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа», и привел его к Иисусу. Иисус Христос, когда увидел Симона, то сказал ему: «Теперь ты называйся Петром».

На другой день Иисус увидел Филиппа и сказал ему: «Иди за Мною (будь Моим учеником)».

Филипп отыскал Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Назарет был небольшой городок, жители его были бедный, необразованный народ. Они были очень просты, доверчивы, их можно было легко обмануть; над ними смеялись и считали их самыми последними в народе иудейском. Поэтому Нафанаил и сказал Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?» — «Поди и посмотри», — сказал Филипп Нафанаилу.

Нафанаил пошел к Иисусу Христу. Когда Нафанаил подходил, Иисус сказал: «Вот настоящий израильтянин, который всегда говорит, что думает». Нафанаил спросил: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус отвечал: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей (смоковница — дерево, на котором растут смоквы — плоды, употребляемые в пищу), Я видел тебя».

«Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев», — воскликнул Нафанаил.

Вот первые ученики Христовы: Андрей, Иоанн, Петр, Филипп, Нафанаил. Не думайте, что это были такие же ученики, как вы, мальчики. Это были люди взрослые, многие из учеников Христовых были люди пожилые и старые. Учениками Христовыми они называются потому что Он учил их о Боге и делах Божьих, о спасении и Царстве Небесном. Они же любили и слушали Его, как добрые дети любят и слушают своего отца.

Много и других учеников было у Иисуса Христа. Он искал и брал к Себе в ученики не знатных и богатых, а простых, бедных и неученых людей, только бы они были добры, благочестивы, веровали в Него и слушались Его. Идет Иисус Христос мимо озера, видит рыбаков, закидывающих сети, видит, что это честные, трудолюбивые, благочестивые люди. Он начинает говорить им о Боге, о спасении: они бросают работу, бросают лодки и сети, оставляют дом и семейство, идут за Спасителем и делаются Его учениками. Встречает Иисус грешника, какого-нибудь мытаря, который, собирая подати, обижает бедных, берет с них лишнее и пользуется чужим. Он убеждает грешника исправиться; тот приходит в себя, бросает свое занятие, идет за Иисусом Христом, и бывший грешник делается апостолом.

 

ПЕРВОЕ ЧУДО НА СВАДЬБЕ

 

Первое чудо, которое сотворил Иисус Христос, было в небольшом городке Кане галилейской. Женился один бедный человек. На свадьбу он пригласил Иисуса Христа, Матерь Божью и учеников Христовых.

Сидят гости за свадебным столом, только Матерь Божья заметила, что не достает вина, нечем потчевать гостей. Ей стало жалко жениха. Ему, бедному, было бы стыдно: позвал гостей на свадьбу, и вдруг не хватило вина. Добрая, милосердная Матерь Иисусова и говорит Ему: «У них нет вина». Иисус отвечает Ей: «Еще не пришел час Мой. Подожди». Тогда Матерь Божья сказала слугам: «Если что Он скажет вам, так и сделайте». В комнате стояло шесть каменных сосудов для воды, каждый ведра в два или три.

Иисус Христос был милосерд. Он помогал всем нуждающимся, захотел помочь и горю жениха. Он сказал слугам: «Наполните сосуды водою». И налили полные сосуды воды. Тогда Иисус Христос приказал слугам: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира» (родственнику жениха или его другу, который распоряжался празднеством брачным).

Слуги взяли воды, налитой в сосуды, и понесли к распорядителю.

Тот попробовал, и что же?

Вместо воды очутилось самое лучшее вино. Распорядитель не знал, откуда взялось это вино (знали только слуги, налившие воду). Распорядитель сейчас же отозвал жениха в сторону и сказал ему: «Водится так, что хорошее вино подают сначала, а когда уже довольно выпьют, тогда можно подать похуже, а ты самое лучшее вино берег до сих пор, теперь другие гости, пожалуй, и пить не будут».

Тут открылось, что чудо это сотворил Иисус Христос, Который претворил воду в вино, захотел — и простая вода сделалась самым лучшим вином.

Вот первое чудо, которое сотворил Иисус Христос. Ученики и многие, видевшие чудо, уверовали в Иисуса, признали Его Сыном Божьим, Спасителем мира.

 

ПЕРВАЯ ПАСХА

 

ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА

 

Наступила Пасха иудейская. Иисус Христос пошел в Иерусалим. Он вошел в храм. Там был страшный беспорядок. Продавали волов (быков), овец и голубей, приносимых в жертву. Тут же сидели менялы, которые разменивали деньги. Много шума и крика было в храме. Волы мычат, овцы блеют, менялы звенят медными и серебряными деньгами, продавцы ссорятся между собою, один перед другим зазывают к себе покупателей, торгуются с ними; все шумят и кричат, толкаются и даже бранятся, забыв о том, что они в храме. Это был настоящий рынок. Как молиться при таком шуме и крике, в такой толкотне и суматохе?

Иисус Христос сделал из веревок бич (жгут) и выгнал из храма всех торговцев, также овец и волов. У менял Он опрокинул столы и рассыпал все деньги, а продававшим голубей сказал: «Возьмите это отсюда. Не делайте дома Отца Моего домом торговли». Зачем вы из церкви сделали базар?

Старейшинам иудейским, которые должны были смотреть за порядком в храме, стало стыдно и досадно. Они спрашивали Его: «Каким чудом Ты докажешь, что имеешь власть распоряжаться в храме?»

Иисус Христос, указывая на Свое тело, сказал: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его». Он говорил иудеям: «Вот какое чудо Я сделаю: вы Меня убейте, а Я чрез три дня воскресну».

Иудеи не поняли этого. Они подумали, что Он говорит о каменном храме, из которого Христос выгнал торгующих, и сказали Ему: «Этот храм строился сорок шесть лет, а Ты воздвигнешь его в три дня».

 

БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С НИКОДИМОМ

 

Господь Иисус Христос в Иерусалиме в праздник Пасхи сотворил много чудес. К Нему вели и несли больных разными болезнями, и Он исцелял их. Скажет слово или прикоснется, дотронется только до больного, и больной делается здоровым. Зато многие уверовали в Иисуса. Между уверовавшими в Иисуса Христа были даже и фарисеи, и знатные иудеи. Простой народ и не скрывал того, что учение Иисуса Христа нравится ему. Они прямо называли Иисуса: Христом, Мессиею, Спасителем, Учителем. А фарисеи не смели открыто ходить за Иисусом Христом и слушать Его. Они боялись старейшин и своих товарищей. Старейшины же и священники иудейские сильно озлобились на Иисуса Христа, зачем Он пред всем народом обличил их в том, что они не смотрят за порядком в храме.

Один из начальников иудейских, Никодим, тоже уверовал в Иисуса Христа. Он с радостью бы побеседовал со Спасителем, но боялся, что за это его выгонят из синедриона (присутственное место, правление иудейское), где он был членом. Поэтому он пришел к Иисусу Христу потихоньку, ночью.

«Как спастись, что должно делать, чтобы угодить Богу?» — вот о чем хотел спросить Иисуса Христа Никодим.

Иисус Христос научил Никодима, что всякий, кто хочет спастись, должен веровать в Бога и в Сына Божия, креститься, исправиться, сделаться истинным, добрым христианином.

Но если вы и окрещены, и называетесь православными, а живете худо, грешите, то вы не спасетесь — не будете в Царстве Небесном.

 

БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ

 

Иисус Христос с учениками Своими проходил однажды чрез город Сихарь. В этом городе жили самаряне (самарянами назывались потомки тех евреев, которые во время плена вавилонского оставались дома; они смешались с язычниками). Евреи считали самарян раскольниками, ненавидели их, считали нечистыми, так что есть с одной тарелки или пить из одной чашки с самарянином иудей ни за что не стал бы. Самаряне тоже не любили евреев; они не ходили в Иерусалим для принесения жертв.

. Когда подошли к городу, Иисус Христос послал учеников Своих в город купить пищи для обеда, а Сам сел близ городских ворот у колодца. Он устал в дороге.

В это время из города пришла к колодцу за водою одна самарянка.

Иисус Христос и говорит ей: «Дай Мне напиться».

Самарянка отвечает: «Как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?»

«Если бы ты знала, Кто просит у тебя напиться, — говорит Иисус Христос самарянке, — ты сама просила бы у Него (воды) и Он дал бы тебе воду живую».

Самарянка, думая, что он говорит о холодной ключевой воде, которая была на дне глубокого колодца, говорит Иисусу Христу: «Господин! Тебе и почерпнуть-то нечем; а колодец глубок, откуда же Ты достанешь воды живой (ключевой)?»

Иисус сказал ей в ответ: «Всякий пьющий воду из этого колодца опять захочет пить, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки (никогда не захочет пить)».

Самарянка говорит ему: «Господи! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не ходить сюда за водою».

Тут Спаситель растолковал самарянке, что Он говорит о Своем учении, что всякий, кто слушает Спасителя и делает то, чему Он учит, получит жизнь вечную в Царстве Небесном. Спаситель тут же рассказал этой женщине, которую видел в первый раз, про ее жизнь, все ее грехи, которые она скрывала от других.

Женщина удивилась и воскликнула: «Господин, вижу, что Ты Пророк! Скажи же, где следует молиться? Отцы наши молились на этой горе (близ города была гора Гаризин), а вы, иудеи, говорите, что надобно молиться в Иерусалиме».

Иисус Христос сказал ей, что молиться можно везде, только надобно молиться усердно, от чистого сердца.

«Знаю, что когда придет Мессия, то есть Христос, Он все растолкует», — говорит самарянка.

«Это Я, Который говорю с тобою», — сказал Иисус Христос.

Женщина, услыхав это, бросила свой кувшин и побежала в город сказать жителям, что она видела такого человека, который рассказал ей все, что она делала. Уж не Христос ли Он?

Ученики Иисуса Христа, возвращаясь из города, видели, как Он разговаривал с самарянкою. Они подумали про себя: «Как это Учитель наш разговаривает с самарянкою, ведь иудеи считают это за грех». Однако ни один из них не сказал Ему: «Зачем Ты разговариваешь с нею?»

«Учитель! Ешь», — сказали ученики. Иисус Христос отказался. Ученики говорили друг другу: «Кто же принес Ему еды?»

В это время самаряне, которым женщина уже успела рассказать об Иисусе Христе, огромною толпою пришли к колодцу. Христос стал беседовать с ними, и так понравилось самарянам учение Иисуса Христа, что они упросили Его остаться у них на два дня. И целых два дня они не отходили от Иисуса Христа, слушали Его учение о добрых делах и о спасении. Самаряне полюбили Иисуса Христа и уверовали в Него. Они говорили той женщине: «Не по твоим речам веруем; сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

 

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА

 

Теперь Иисус Христос пошел по городам и деревням иудейской земли учить народ. Он заходит в синагоги, где иудеи собираются для молитвы и чтения закона, и учит народ (синагогою назывался молитвенный дом, вроде наших часовен. При синагогах были и школы).

Не в одних синагогах, но везде учит Спаситель. За Ним идут толпы народа; все стараются выслушать и запомнить каждое слово Его, и Он не пропускает ни одного случая научить и обратить грешников. Идет Он полем, останавливается и начинает Свою проповедь; или всходит на высокую гору и оттуда проповедует собравшемуся под горою народу; иногда садится в лодку и беседует с народом, который толпится на берегу озера. Приглашают Спасителя на обед, Он и за столом учит. Везде и всем Он говорит: «Наступило Царство Небесное (пришел Спаситель); покайтесь и веруйте в Евангелие». Евангелие слово греческое; по-русски — благая или радостная весть.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ СЫНА ЦАРЕДВОРЦА

 

Иисус Христос зашел однажды в галилейский городок Кану. Жители обрадовались, когда услыхали, что пришел Иисус. Поспешно бегут они к Божественному Учителю послушать Его. К Нему ведут и несут больных, знают, что великий Чудотворец милосерден — исцелит всех, кто попросит у Него помощи. Все с радостью говорят друг другу: «Иисус пришел к нам».

Недалеко от Каны был другой небольшой городок Капернаум. И там сейчас же узнали, что Иисус Христос пришел в Кану.

В Капернауме жил тогда один царедворец (придворный чиновник). У него был смертельно болен сын.

Сидит он у постели своего сына и не знает, чем пособить ему. Вдруг ему говорят, что в Кану пришел Иисус Христос. Царедворец оставляет своего больного и поспешно идет в Кану. Он подходит к Иисусу и просит Его прийти в Капернаум и исцелить его умирающего сына.

Иисус Христос говорит ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».

А бедный отец боится за своего сына, чтобы он не умер без него, и просит Господа поторопиться: «Господи! Приди, пока не умер сын мой!»

Иисус говорит ему: «Ступай! Твой сын здоров».

Царедворец поверил словам Иисуса Христа и пошел домой.

Дорогой его встречают слуги, такие веселые, и говорят: «Сын твой здоров».

Царедворец спрашивает их: «В котором часу стало ему легче?»

Слуги отвечают: «Вчера в седьмом часу (первом часу дня) ему сделалось легче».

Отец сейчас догадался, что сыну его стало легче именно в тот час, когда Христос сказал ему: «Сын твой здоров».

Вот как одним словом Христос заочно исцеляет, т.е. по одному слову Спасителя делаются здоровыми такие больные, которые далеко находятся от Него и которых Он не видит.

 

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА В НАЗАРЕТЕ

 

Проходя по городам и деревням иудейской земли, Иисус Христос пришел в город Назарет, где Он вырос, был воспитан и где жил до тридцатилетнего возраста.

Как в других городах, так и в Назарете, Он в субботу вошел в синагогу и встал, чтобы читать. Ему подали книгу пророка Исайи. Он раскрыл книгу и прочитал место, где пророк говорит со Спасителем, что Он придет на землю научить и спасти грешников, чтобы они не мучились вечно в аду; что Он принесет грешникам прощение и милость Бога; и счастливое, блаженное тогда будет время. «Дух Господень на Мне, потому что Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Все бывшие в синагоге смотрят на Иисуса Христа и ждут, что Он скажет, как Он растолкует им это пророчество.

Отдав книгу слуге, Иисус Христос говорит: «Это пророчество, слышанное вами, теперь исполнилось».

«Теперь вы видите пред собою Меня. Я тот Помазанник — Христос, Спаситель мира, о Котором говорит пророк».

Все были согласны, что Христос говорит правду, удивлялись словам Его и говорили: «Ужели это сын Иосифа?» Им было странно, как это Иисус, Которого многие помнят еще мальчиком Иисус, Который так недавно жил с ними, вдруг Этот Иисус есть Христос Спаситель. «Пусть Он и здесь сделает такие же чудеса, как Капернауме: тогда, пожалуй, поверим».

На это Иисус Христос и говорит им: «По пословице: Врач, исцелись сам (лекарь, вылечи себя), вы скажете Мне: ''Сделай и здесь в отечественном городе Своем, что, говорят, сделал Ты в Капернауме''. Истинно говорю вам (скажу вам правду), ни одного пророка с честью не принимали в своем отечестве. Много было вдов в земле израильской во время жизни пророка Илии, когда был большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан пророк Илия, а только ко вдове в Сарепту сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился (не вылечился), кроме Неемана сирийского».

Они тотчас же поняли, что Иисус Христос не хочет сотворить в их городе ни одного чуда, ни одного исцеления, потому что они не стоят этого, и ужасно рассердились на Него. Они схватили Его и с шумом и бранью повели Его вон из города. Город стоял на горе, под горою была глубокая пропасть. Они уже привели Его на край пропасти и хотели столкнуть Его вниз, но не могли ничего сделать. У них опустились руки, и Спаситель, прошедши посреди их, удалился из Назарета и пошел в Капернаум.

 

ЧУДЕСНЫЙ ЛОВ РЫБЫ НА ОЗЕРЕ ГЕННИСАРЕТСКОМ

 

Однажды Иисус Христос стоял на берегу озера Геннисаретского. Народ теснился около Него, чтобы слышать, что Он говорит. У берега озера стояли две рыбацких лодки. Рыбаки недалеко на берегу промывали сети.

Иисус Христос сел в одну лодку, попросил ее хозяина, Своего ученика Симона Петра, немножко отъехать от берега и, сидя в лодке, учил народ, который стоял на берегу.

Когда же перестал учить, то сказал Симону: «Поезжайте на глубину и закиньте сети».

Симон сказал Ему в ответ: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по Твоему слову закину сеть».

Закинули сеть, начинают вытаскивать из воды: не могут вытащить, даже рвется сеть, nак много попало рыбы и крупной и мелкой. Они махнули своим товарищам, которые были на другой лодке. Те подъехали и помогли вытащить сеть. Стали вынимать рыбу и класть в лодки, и так нагрузили обе лодки, что они начали тонуть.

Испугался Симон, когда увидел это чудо: он понял, что в лодке у него сидит не простой человек, а Сам Бог. Симону так стало страшно, что он упал пред Иисусом Христом на колени и просил Его уйти с лодки: он чувствовал, что не достоин принимать Такого Гостя. «Уйди от меня, Господи! — говорил Симон Иисусу Христу, — потому что я человек грешный».

«Не бойся, — сказал ему Иисус Христос, — с этого времени ты будешь ловить людей. Ты будешь Моим учеником, будешь учить людей, как нужно жить, чтобы попасть в Царство Небесное; как рыбаки вытаскивают рыбу из воды и вынимают ее из сети, так и ты будешь вытаскивать грешных из глубины греха и пороков, будешь учить их и уговаривать сделаться добрыми и, как рыбаки наловленную рыбу несут к хозяину, так и ты будешь приводить ко Мне людей».

С Симоном на лодке был брат его Андрей. На другой лодке были два брата: Иаков и Иоанн. Андрей, Симон, Иаков и Иоанн были первыми учениками Христовыми; они пошли за Ним, когда Он, после сорокадневного поста и искушения в пустыне, явился на Иордане. Но они заходили часто домой и занимались рыболовством. Теперь же, после чудесной ловли рыб, они бросили свое ремесло, лодки, работников, оставили семейства, простились с родителями и пошли за Иисусом Христом и никогда уже Его не оставляли.

 

ИЗГНАНИЕ ДУХА НЕЧИСТОГО

 

Однажды в Капернауме в субботу в синагогу вошел Иисус Христос и учил народ. Все видели, что Он учит не так, как учили книжники иудейские. Страшно делалось, когда Он говорил о гневе Божьем и наказании за грехи; самые отчаянные грешники, слушая Иисуса Христа, приходили в себя и решались исправиться.

В синагоге был человек, одержимый злым духом. Этот злой дух, находившийся в человеке, громко закричал Иисусу Христу: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин (житель города Назарета)? Ты пришел погубить нас (злых духов); знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий».

Иисус Христос сказал ему: «Молчи и выйди из него».

Не хотелось злому духу выходить из человека, которого он мучил, но он не смел ослушаться Спасителя. Он сильно встряхнул человека и, закричав громким голосом, вышел.

Все испугались и спрашивали друг друга: «Чему учит нас Иисус? И отчего нечистые духи слушают Его?»

Теперь еще больше стали говорить о чудесах Иисуса Христа.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ ТЕЩИ СИМОНОВОЙ И МНОГИХ ДРУГИХ БОЛЬНЫХ

 

Из синагоги, где изгнал из человека злого духа, Иисус Христос с учениками Своими, Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона Петра. Теща Петрова (мать его жены) лежала в горячке.

 

Сказали Иисусу Христу о больной; Он подошел к ней, дотронулся до ее руки, больная сейчас выздоровела, встала с постели и стала заниматься хозяйством, угощать гостей.

К вечеру, когда уже садилось солнце, все жители Капернаума собрались к дверям дома Симона Петра и слушали Иисуса Христа. К Нему приносили больных, и Он исцелял их. К Нему приводили бесноватых, и Он изгонял злых духов. Бесы, выходя из человека, кричали: «Ты Христос, Сын Божий».

Иисус запрещал бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО В КАПЕРНАУМЕ

 

Через несколько дней Иисус Христос опять пришел в Капернаум. Когда услыхали об этом, то все бросились к дому, где остановился Иисус Христос. Кто пришел пораньше, те вошли в дом и стояли около Самого Иисуса Христа. Которые пришли позже, стояли в дверях и около дома.

В то время, когда Иисус Христос учил собравшийся народ, несколько человек принесли на носилках расслабленного больного, у которого отнялись руки и ноги, так что он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Принесшие больного просят стоявших в дверях пропустить их. Те не пропускают. Всякий боится потерять место. Всякому хочется видеть Господа, слышать Его и быть к Нему поближе. Как ни просили несшие больного, ни один из слушавших не тронулся с места.

А больной сильно страдает; у него во всем теле страшная боль; он охает, стонет и просит поскорее снести его к Спасителю. Больной знает, что если он раскается в своих грехах, за которые Бог наказал его болезнью, Спаситель и грехи простит ему, и от болезни исцелит.

Видят принесшие больного, что ни просьбы, ни брань не помогают протиснуться в дом к Иисусу Христу. И вот что они делают. Они влезают на крышу дома (крыши на домах у евреев делались не крутые, а плоские), разбирают крышу, снимают доски и спускают на веревках носилки, на которых лежит больной. Народ с таким вниманием слушал Спасителя, что никто даже и не заметил, как разобрали потолок и сделали в нем отверстие. Все изумились, когда вдруг с потолка спустились носилки, на которых лежал больной. Сверху видны руки и лица спускающих. Наконец, носилки опускаются к самым ногам Иисусовым. Иисус, видя веру больного и принесших его людей, говорит расслабленному: «Сын мой! Прощаются тебе грехи твои».

Все смотрят и ждут, что будет дальше. Только книжники, сидевшие тут, подумали про себя: «Ведь Он богохульствует. Кто может прощать грехи, кроме единого Бога?»

Иисус Христос, видя их сердца и зная, что они думают, сказал им: «Зачем вы думаете это? Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми твой одр и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий (Иисус Христос «Сыном Человеческим» называет Самого Себя) имеет власть на земле прощать грехи, — тебе говорю, встань, возьми одр твой и иди в дом твой».

Больной тотчас встал, взял носилки и постель и пошел домой.

Все удивились такому чуду, славили Бога и говорили: «Чудные дела мы видели ныне. Никогда ничего такого мы не видали!»

 

МЫТАРЬ ЛЕВИЙ МАТФЕЙ ДЕЛАЕТСЯ УЧЕНИКОМ ИИСУСА ХРИСТА

 

Мытари были сборщики податей. Они обижали народ, брали с него лишнее. Евреи не любили мытарей и считали их злыми, грешными.

Сидит один мытарь, по имени Матфей, в своей будочке за выручкой и собирает пошлины. Проходит мимо Иисус Христос и говорит ему: «Иди за Мной». Мытарь оставляет мытницу и свое занятие и сейчас же идет за Спасителем.

Матфей приглашает Иисуса Христа и Его учеников к себе в дом и делает для Него большое угощение. В дом Матфея собирается много мытарей и других, которые хотели послушать Иисуса Христа. Все садятся за стол. Иисус Христос не гонит от Себя мытарей и грешников и обедает с ними за одним столом.

Книжники и фарисеи, которым было досадно, что Иисус Христос как будто не обращает внимания на них, а сидит и разговаривает с грешниками, говорят ученикам Иисуса: «Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?»

На это им отвечал Сам Иисус Христос: «Не здоровым нужен врач, а бол

Date: 2015-10-21; view: 641; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию