Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шутливые стихи детских поэтов





Что за ли? Что за мои?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут ЛИМОН –
Сразу станет кисло.

В работе над словарными словами используются такие виды диктантов:

1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанные на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

2. Картинный диктант.

2.1. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

2.2. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную, проставляя знак ударения.

2.3. Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения.

3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:

3.1. Записать в первый столбик слова названия животных, во второй – слова названия растений.

3.2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третьей – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.

3.3. Выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом.
(Б.Трутнева)

4. Диктант с использованием загадок.

5. Диктант по памяти.

5.1. Записать по памяти слова обозначающие названия инструментов.

5.2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву Е.

6. Диктант с комментированием. Я называю слово из «Словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

7. Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Пример: человек, едущий на транспорте (пассажир); деревянный ящичек для ручек и карандашей (пенал) и т.д.

Проверка выполнения проводится по-разному: взаимопроверка; сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.

Для работы с трудными словами используют так же минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв используются слова типа: ВЕТЕР, ГЕРОЙ, НАРОД, ОТЕЦ и т.д.

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть неполным, а частичным, «упрощенным». Ученикам нравится, когда они все вместе «разгадывают» написание того или иного слова.

Читают ребята рассказ К.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснения и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слово-объяснение и радуйся», – говорил он писателю.

«Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», – говорит учитель ребятам. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают свои первые «открытия». «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина состоит из малых ягод и т.д.». Нравится ребятам «строить» однокоренные слова с тем или иным словарным словом, приходя к выводу, что корень в таких словах пишется одинаково.

Большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями.

Во втором классе учитель предлагает учащимся назвать известные им слова на тему «Школьная жизнь». Ставит условие: тот, кто подберет большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться победителем и получит отметку. Такая работа продолжается в третьих-четвертых классах. Через несколько дней такой работы со словами той или иной темы, дети пишут изложение или сочинение, в котором используются уже известные детям слова.

За два-три дня до сочинения на тему «Как я помогаю дома» нужно научить детей правильно писать слова, которые они используют в сочинении: сметана, молоко, кефир, вермишель, макароны, конфеты, бидон, творог, тарелки. Словарную работу проводят за три-четыре урока до написания изложения или сочинения.

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.

 

 

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. Можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У школьников сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Рассмотрим причины трудностей при усвоении учащимися "словарных слов» и пути их преодоления:

Работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.

При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Работу следует строить в несколько этапов:

Date: 2015-10-21; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию