Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над словарными словами





Программа начального обучения по русскому языку для каждого класса предусматривает обяза-тельное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражне-ния, задания, выполняемые на всех этапах урока.

При обучении письму словарных слов применяют-ся следующие методы и приемы:
метод языкового анализа, который включает при-емы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного про-говаривания;
приемы зрительного запоминания — это зритель-ный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику,
использование таблиц, карточек, перфокарт,
выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами либо карандашом в рабочих тетрадях,
подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов;
метод сопоставления тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий до-машних животных: корова, лошадь, собака — во всех словах присутствует буква о; однокоренных слов — работа, рабочий, работать; форм слов — стакан — стаканы), метод противопоставления (ученик — учитель) и т. д.;
прием сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов:
различные виды слуховых диктантов;
составление словосочетаний с трудными слова-ми,
выработка словесных ассоциаций: пальто — осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. п.;
составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
занимательные формы работы:
включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание за-гадок; проведение конкурсов, викторин.

Вашему вниманию предлагаются виды работы над словами, правописание которых не проверяется правилами, на четырех этапах урока. Занимают они 10—15 минут.

Первый этап — проверка домашнего задания. Не-которые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные ранее словарные слова. За партами 3 — 4 ученика работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы (рис. 1), сло-ва (рис. 2), подобрать родственные слова (рис. 3). На карточках, которые сделаны из цветного картона (рис. 4), изображены предметные картинки. Дети запи-сывают их названия (это ранее изученные словарные слова) на листок или в тетрадь. Задания, которые вы-полнялись учениками за партами, проверяет учитель, задания у работающих у доски проверяют ученики.

Второй этап — чистописание — проводится еже-урочно (кроме контрольных работ). Ученики прописы-вают предложенные учителем буквы, элементы букв или их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием -оро- (сорока, воро-на, воробей, скоро, город, горох); записать словар-ные слова, в которых есть две буквы д (однажды, одежда); записать наречия, которые заканчиваются буквой а (слева, справа, издалека) и т. д.

Третий этап — словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учеб-нике. На первом уроке дети выписывают себе в тет-радь, а учитель на доску из словаря группу слов (например, на буквы а и б), ставят ударение, выделя-ют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвер-той идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель.

На втором уроке, после записи слов в тетради и заучивания дома, желающие ученики записывают вы-ученные слова на доске под диктовку учителя. Плохая оценка не ставится. Дети пишут слова в тетрадь и про-веряют правильность написанного на доске. Предла-гаются задания типа: поставить ударение, поделить слова на слоги, поделить слова для переноса, подчеркнуть гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные. На последующих уроках в течение двух недель обучения даются самые разнообразные, с постепен-ным усложнением задания для запоминания написа-ния изучаемых слов.

1. Слова не проговариваются учителем вслух, а показывается карточка, на которой записано слово с пропущенной орфограммой (рис. 5) или предметная картинка (рис. 6). Ученики должны записать слово или вставляемую орфограмму.

2. Дети пишут в тетрадь слова, записанные на доске, вставляя пропущенные буквы. Пропущена мо- жет быть орфограмма или все гласные буквы, напри мер: авт..м..биль, м.шина, п.ртрет, к.лхоз; к..р..нд..ш, ж..рный, к..п..ст.., л..г..рь.

3. Учитель диктует слова, а ученики пишут в тет радь букву, которую необходимо запомнить, или все буквы, которые обозначают гласные звуки. Если в сло- ве есть другие орфограммы, дается дополнительное задание.

4. На доске записаны буквы или учитель их читает, а ученики должны восстановить слова: а..о..о..и.. а.е.а а.ея (автомобиль аптека аллея)

5. Учитель проговаривает последние слоги слов, а дети определяют и записывают слова изучаемой группы:..род (го-род),..рой (ге-рой),,.рох (го-pox),..та (газе-та),..чий (горя-чий),..реть (го-реть).

6. Диктуются первые слоги слов, дети записывают полные слова. Сложность заключается в том, что в некоторых группах есть слова с одинаковыми первыми сло-гами. Записывать их можно в произвольном порядке. Например: паль., (паль-то), пе.. (пе-нал), пла.. (пла-ток), по., (по-суда), пе.. (пе-сок), по., (по-года), по., (по-том), по., (по-мидор) и т. д.

7. Учитель диктует имена существительные, дети должны их записать в определенном падеже: маши на — машину (В. п.); медведь — медведя (Р. п.) и т. д.

8. Диктуются словарные слова и дается задание образовать родственные слова: автомобиль — авто мобильный, автомобилист, автомобильчик. При проверке дети дописывают понравившиеся им слова, придуманные другими учениками.

9. Ребята изменяют словарные слова в соответ- ствии с заданием, которое дается учителем. Здесь можно давать задания на изменение формы слова (числа, рода, падежа, лица, времени), изменение од- нокоренного слова при помощи конкретных приста- вок, суффиксов и т. д.: интересный — прилагательное женского рода — интересная; издалека - • наречие, которое оканчивается на -о, —далеко; инженер — прилагательное с суффиксом -н- -инженерный; корова — существительное с суффиксом -ушк— коровушка.

10. Выборочный диктант. Учитель читает словосо четания, предложения, текст. Ученики записывают словарные слова: Сорока, ворона, воробей — зимующие птицы. Рабочие рано утром идут на завод.

Под осиной рос подосиновик. Учитель вызвал к доске ученика. Пенал, карандаш, тетрадь лежат в портфеле.

11. Учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них одним словом или несколькими: Кто живет в лесу? (Лисица, заяц, медведь.) Кто следит за чистотой в классе? (Дежурные.) Что дает нам корова? (Молоко.) Какие овощи растут в огороде'? (Морковь, капуста, картофель, огурцы, помидоры.)

12. Дается задание дописать предложение или необходимое по смыслу слово, закончить строку, по добрать слова в рифму: Весело чирикает.... (Воробей.) В лесу живут (Лисица, медведь, заяц.) С... подул холодный.... (Севера, ветер.) Ведь, ведь, ведь — спит в берлоге медведь. Ко, ко, ко — мы купили молоко. Гаж, гаж, гаж — сдали в камеру багаж.

13. Дети записывают отгадки на загадки: Дом сторожит, с людьми дружит. (Собака.) Без рук, без ног а рисует. (Мороз.) 14. Учитель читает первое слово, ученики записы- вают цепочку из словарных слов: завод, деревня, яго- да и т. д.

15. Ученики складывают словосочетания, предло- жения с одним словарным словом или несколькими. Составляют маленькие рассказы: Тетрадь ученика, острый топор, зазвонил телефон. На поле работает трактор. По улице едет трамвай. Я позвонил по телефону своему товарищу и попросил принести мне тетрадь. В нашем городе те-перь ездят трамваи. Больной товарищ позвонил мне по телефону. Я сел на трамвай и поехал к нему Я завез ему новую тетрадь. Теперь он может делать уроки. Все перечисленные задания проводятся на треть-ем этапе урока. На каждом уроке после написания группы слов, коллективной проверки даются дополни-тельные задания с постепенным усложнением: выде-лить в словах корень, окончание, суффикс, приставку; разобрать слова по составу (можно выборочно); опре-делить род, число, падеж, склонение, лицо, время частей речи, обозначить части речи (ученики II класса знакомились с наречиями: вдруг, весело, скоро, хорошо, а ученики IV класса — с именами числительными: двенадцать, двадцать, одиннадцать, восемь, семь), сделать звуко-буквенный разбор. В конце каждой второй недели проводятся зачет-ные уроки: словарные диктанты или небольшие тек-сты с использованием изученных словарных слов.

1. После изучения слов на буквы а и б. Наша бабушка больна. Мы сели в автомобиль и по-ехали в аптеку. Папа вел машину быстро, но очень ак-куратно. Аптека находилась в конце берёзовой ал-леи. Там был богатый выбор лекарств. Аптекарь про-вёл с нами беседу. Домой мы поехали по берегу реки.

2 После изучения смысловой группировки слов на тему "Класс". Наш класс большой и светлый. Девочки и маль-чики у нас очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики гото-вят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них акку-ратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

3. После изучения смысловых группировок слов "Урожай" или "Огород".

Осень.

Наступила осень. Ребята нашего класса пришли на школьный огород. Здесь вырос богатый урожай овощей. Дети взяли лопаты, корзины. Мальчики выкопали морковь, картофель. Девочки срезали капусту. Работой руководила учительница. Хорошо потрудились ученики, всем было весело.

4. После изучения смысловой группировки слов "Город" или "Столица".

Минск.

Минск — столица Беларуси. Это прекрасный город. Утро. Едут по улицам грузовые машины, быстро мчатся легковые автомобили. Спешат на завод рабочие, идут в школу ученики, ребятишки весело топают в сады и ясли.
Очень красивое Минское метро. Едут пассажиры по лестнице-чудеснице и садятся в вагоны. Хороша наша столица и в праздники. Сверкают разноцветные лампочки, в небе вспыхивает салют.

5. Диктанты со словами из разных смысловых группировок слов.

Зима.

Зимняя картина. Укрытая снегом деревня. Мо-роз. Тишина. Но вот где-то затрещала сорока, закри-чала ворона. А на дорогах и во дворах домов прыга-ют воробьи. Они ищут корм. Рядом с деревней лес. Сверкающим снегом за-сыпаны берёзы, осины, ели, орешник. Вот промчал-ся заяц. Он прячется от лисицы. В ветках сосны про-мелькнула белка. Она понесла в дупло орех. А мед-ведь спит в своей квартире-берлоге.

 

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова блоками (пять-десять слов).

Тематические блоки. Принцип: один блок – одна учебная неделя. Работа над каждым блоком ведется, примерно, по такой схеме:

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

1. Самостоятельное чтение слов учащимися про себя (слова написаны на карточках или на доске с соблюдением правил каллиграфии, оформление выделено контрастным цветом).
2. Чтение учителем слова орфографически.
3. Дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку (доску).
4. Орфографическое чтение всего блока слов.
5. Запись слов с карточки (доски).
6. Проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети - орфографически, называя буквы для запоминания).

ВТОРОЙ ДЕНЬ

1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит слово орфоэпически); дети три раза проговаривают слово орфографически.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

1. Слуховой (контрольный) диктант. Орфографическое чтение используется при проведении и подготовке зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантах. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами на этом не прекращается. Учитель должен стараться найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты отрывки из художественных произведений.

Date: 2015-10-21; view: 978; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию