Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебные заданияИзучить: 1. Причины воспаления, патогенез его основных признаков. 2. Явления альтерации в очаге воспаления. 3.Механизмы экссудации, 4. Виды экссудативных воспалений и экссудатов. 5. Факторы, от которых зависит характер экссудата. 6. Значение экссудации для организма.
Учебные вопросы для контроля: 1. Определение воспаления. Защитно-приспособительное значение воспаления. 2. Этиология воспаления. 3. Местные признаки воспаления: русские и латинские названия, патогенез. 4. Общие признаки воспаления: патогенез. 5. Альтерация в очаге воспаления: определение, виды, их характеристика. 6. Физико-химические изменения в очаге воспаления, их патогенез. 7. Клеточные медиаторы воспаления: их источники. 8. Плазменные медиаторы воспаления: их биологическая роль в патогенезе воспаления. 9. Биогенные амины-медиаторы воспаления: источники, их биологические эффекты. 10. Активные полипептиды и белки-медиаторы воспаления: источники, их биологические эффекты. 11. Лейкоцитарные факторы-медиаторы воспаления: источники, их биологические эффекты, 12. Производные полиненасыщенных жирных кислот - медиаторы воспаления: источники, их биологические эффекты. 13.Динамика сосудистых реакций и изменение кровообращения при воспалении. 14. Экссудация при воспалении: патогенез повышения проницаемости сосудов. 15. Экссудация при воспалении: патогенез повышения проницаемости сосудов. 16. Эмиграция лейкоцитов в очаг воспаления: стадии, механизмы. 17. Фагоцитоз в очаге воспаления: стадии и механизмы. 18. Пролиферация при воспалении: стадии и регуляция процесса. 19. Виды воспаления. 20. Воспаление и реактивность: течение воспаления при различном состоянии реактивности, примеры. 21. Течение воспаления: виды и их особенности. 22. Исходы воспаления. 23. Биологическое значение воспаления.
В. Задачи: Задача № 1. Во время игры в волейбол спортсмен после прыжка приземлился на наружный край стопы. Возникла острая боль в голеностопном суставе, активные движения в нем ограничены, пассивные – в полном объеме, но очень болезненны. Спустя небольшой промежуток времени развился отек в области наружной лодыжки, кожа покраснела, местная температура повысилась. Какие признаки какого процесса развились после травмы? Каков патогенез этих признаков? Задача № 2. Объем воспаленной ушной раковины кролика 25 мм3, здоровой - 16 мм3. Вычислить в % прирост объема воспаленной раковины. Объяснить механизмы изменения объема. Задача № 3. У больного отмечено образование гнойного экссудата, в котором преобладают эозинофилы. Какова предположительно этиология воспаления? Задача № 4. У больного отмечено образование в плевральной полости зловонной жидкости, содержащей кадаверин, путресцин; клеточных элементов нет. Какова этиология возникшего воспалительного процесса? Г. Алгоритм выполнения, заданий и овладения практическими навыками и умениями. Опыт № 1. Изучение признаков воспаления. За 1 сутки до занятия путем погружения ушной раковины кролика в воду с температурой +53°С вызывают острое ожоговое воспаление. Студенты обращают внимание на цвет, припухлость, функцию воспаленной и здоровой ушных раковин. Электротермометром измеряют температуру поврежденной и контрольной раковин (у корня, на середине и верхушке, с наружной поверхности). Для определения степени отечности воспаленной ушной раковины погружают ее в налитый до края стакан с водой. Измеряют количество, вытесненной жидкости, заполняя стакан из пипетки до первой капли, вытекающей через край. Таким же образом определяют объем органа, выражают в процентах. Опыт № 2. Изучение альтерации на языке лягушки. Готовят препарат языка лягушки. Под малым увеличением микроскопа находят участок языка с хорошо выраженным капиллярным кровообращением. На язык кладут маленький кристаллик ляписа на 5 секунд. Кристаллик удаляют, язык промывают дистиллированной водой. На поверхность языка наносят на 2 минуты 1% раствор метиленовой сини. Смывают краску водопроводной водой. Под микроскопом изучают окраску ткани в зоне некроза: чем выраженное явления альтерации, тем интенсивнее окрашены участки языка. Результаты опытов заносят в протокол. Опыт № 3. Изучение стадий сосудистой реакции при воспалении (опыт Конгейма). Дают лягушке легкий наркоз, укрепляют ее на препаровальной доске брюшком книзу. Готовят препарат языка лягушки. Под малым увеличением микроскопа находят участок с хорошо выраженным капилярным кровообращением. Отмечают диаметр сосудов, скорость кровотока в них, количество функционирующих капилляров. Наносят на язык кристаллик AgNO3, через 3 минуты наблюдают за изменением кровообращения в зоне наркоза и прилежащих к нему участках ткани. При замедлении кровотока под средним увеличением микроскопа наблюдают краевое стояние лейкоцитов в сосудах, их эмиграцию. Опыт № 4. Изучение роли нервной системы в развитии сосудистой реакции при воспалении (опыт Клеменцевича). Дают лягушке легкий наркоз, укрепляют ее на препаровальной доске брюшком книзу и над отверстием этой доски расправляют плавательные перепонки задних лапок. Вскрывают кожу по заднемедиальной поверхности бедра и отыскивают седалищный нерв. Приподнимают его за две лигатуры и перерезают между ними. Устанавливают плавательные перепонки контрольной и опытной (с перевязанным нервом) лапок под малое увеличение микроскопа, рассматривают кровообращение и сравнивают между собой. Выжидают, пока лягушка выйдет из наркоза. Нагревают головку гвоздика и делают ожог перепонки контрольной лапки. Следят за развитием характерной для острого воспаления сосудистой реакции: кратковременный спазм, затем расширение сосудов и ускорение кровотока. Наносят такой же ожог на перепонку опытной лапки (с перевязанным нервом). Сосудистая реакция не наблюдается. После механического раздражения периферического нерва наблюдается кратковременный спазм сосудов. Сопоставляют характер развития сосудистой реакции при ожоге на контрольной и опытной лапках объясняют механизмы наблюдаемых различий при воспалении, объясняют их механизмы. Опыт № 5. Амилолитическая активность гнойного экссудата. Берут 7 пробирок. В каждую, кроме первой, наливают 1 мл. воды. В 1-ю, 2-ю пробирки добавляют 1 мл. сыворотки гноя. Из 2-й пробирки переносят 1 мл. смеси в 3-ю, из 3-й – в 4-ю и т. д.; из последней пробирки 1 мл. смеси сливают в раковину. Затем в каждую пробирку наливают по 5 мл. крахмала в разведении 1:1000 и все пробирки ставят в термостат на 30 минут при температуре 37°С. Извлекают пробирки из термостата и в каждую добавляют по 1 капле раствора Люголя. По окраске определяют степень переваривания крахмала: синяя окраска – нерасщепленный крахмал, фиолетовая – амилодекстрины, красная – эритродекстрины, бесцветная – ахродекстрины и моносахара. Делают вывод об активности амилолитических ферментов гноя. Опыт № 6. Протеолитическая активность гноя. На застывший 10% раствор желатины в чашках Петри вносят каплю гнойного экссудата. Ставят чашки Петри в термостат на 40 минут при температуре 37°С. Затем отмечают расплавление желатины вокруг капли гноя под влиянием протеолитических ферментов. Опыт № 7. Определение рН гнойного экссудата. С помощью рН-метра определяют рН гнойного экссудата. Делают выводы о кислотности гноя. Опыт № 8. Морфологическое исследование гноя. Готовят мазки гноя, фиксируют в метиловом спирте 3 минуты, окрашивают по Романовскому-Гимзе. Рассматривают под иммерсионным объективом микроскопа. Обращают внимание на клеточный детрит, гнойные тельца, лейкоциты, микробы. Зарисовывают картину гноя. Определяют активность фагоцитоза лейкоцитами экссудата. Подсчитывают подряд 100 лейкоцитов и количество микробов, ими захваченных. Вычисляют фагоцитарное число, разделив число микробов на 100. Вычисляют процент фагоцитировавших лейкоцитов. Делают выводы.
|