Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и культура





Русский речевой этикет.

Изменяется ли язык с течением времени.

 

 

Основные умения и навыки

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.

2. Словари и справочники:

1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5) Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

6) Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

7) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

8) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004

2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008

3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999

4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2001

5. Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с

Интернет-ресурсы для ученика и учителя.

 

Рабочее место учителя:

оборудование:

1. персональный компьютер;

2. проектор;

 

 

Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)

и краткая его характеристика

 

В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.

Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"

В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)

№ урока Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Результат обучения Виды и формы контроля Домашнее задание дата Прим.  
О языке (2 ч.)    
  Изменяется ли язык с течением времени.     Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.     Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» П.1 упр.2у Упр.4п.   5.09    
  Этимология как раздел о языке   Этимология как раздел лингвистики. Этимологические словари. Порядок этимологического разбора. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст П.1 6.09    
Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (13+ 4 р.р.)      
  Р/РЧто мы знаем о стилях речи   Повторение и обобщение изученного о стилях. Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста     П.2 у.13 7.09    
  Р/РЧто мы знаем о типах речи   Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста   П.3 у.17 8.09    
5,6 Фонетика и орфоэпия.   Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.   Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.   П.4 23п 24 у     П.4 33п 30 у 12.09 13.09    
  Приём звукописи   Орфоэпическая норма. Звукопись. Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). П.4 40 п. 41у. 14.09    
  Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.     Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. Знать способы образования слов с помощью морфем.   Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). П.5 45у 46 п 15.09    
  Словообразовательная цепочка   Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. П.5 47у 48п 19.09    
  Словообразовательные гнёзда   Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. П.5 51 у 20.09    
  Диагностический диктант     Проверить остаточные знания учащихся   П.5 55п 21.09    
  Способы словообразования   Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком Разбор слов по составу П.5 61 у   62п. 22.09    
  Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.     Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. П.5 69п. 77у. 26.09   27.09    
  Контрольная работапо словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.       Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. Работапо словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии П.5 78у. ЗСП-2 28.09    
16-17 Способы и средства связи предложений в тексте     Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. Аналитическая работа с текстом 79у 80п   П.6 81     29.09   3.10    
18-19 РРПолное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437       Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 П.6 ЗСП-3 94(1) 4.10   5.10    
Правописание: орфография и пунктуация (19+2р.р)       Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.
  Правописание: орфография и пунктуация.   Повторение правил правописания Владеть орфографическим словарем. Объяснительный диктант П.7 87-88у 92п. 6.10    
  . Буквы Ъ и Ь.   Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.   П.7 94 10.10    
  Буквы О и Ё после шипящих и ц.   Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы П7 96у. 97п. 11.10    
23-24 Правописание приставок.   Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. П.7 102у. 103п.     106п. ЗСП-4 12.10   13.10    
  Орфограммы в корнях слов   Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. Тематический тест. (15мин.)     Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. П.7 109п. 114у 17.10    
  Орфограммы в суффиксах слов   Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.   Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. П.7 119у 120п. 18.10    
  Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов.   Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.   Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. Тренировочные упражнения по алгоритму. П.7 19.10    
28-29 Орфограммы в окончаниях   Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. Контрольное списывание. П.7 131п 132у     134п ЗСП-5 20.10     24.10    
30-31 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.     Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой П.7 138п 142у   141п. 144у 25.10   26.10    
  Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.     Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.   Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой П.7 143п 27.10    
  Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»   Правописание: орфография и пунктуация Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении Работа в парах с блок-схемой по теме П.7 147у 148п 31.10    
  Рубежная контрольная работа. Диктантс грамматическими заданиями       Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.   Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж. Диктант с дополнительными заданиями   1.11    
  Словарное богатство русского языка.   Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. П.8 154у. 155п 2.11    
36-37 Грамматика: морфология и синтаксис.   Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. Объяснительный диктант П.9180у.   181п. 14.11   15.11 16.11    
39-40 РР Стили речи. Публицистический стиль речи.   Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля.   П.10 192 п. 181у.     П.11 197п. Дом.сочинение 17.11   21.11    
Наречие (29+6р.р.)    
  Какие слова являются наречиями.   Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. П.12 186П ЗСП-7 22.11    
42-43 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.   Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.   Аналитическая работа с текстом     П.13     23.11     24.11    
44-45 Разряды наречий по значению.   Разряды наречий по значению. Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. П.14 206(2)     П.14 209у 208     28.11     29.11    
  Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»         П.14 214у 30.11    
47-48 Степени сравнения наречий.   Образование степеней сравнения наречий. Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений П.15 219 План разбора 1.12     5.12    
  Р/Р Сочинение по картине «Материнство»   Композиция сочинения-   Сочинение План разбора наречий 6.12    
50-51-52 Словообразование наречий.   Образование наречий с помощью приставок и суффиксов Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.   П.16 223п 224у   П.16 228п 226у.     П.16. 230п 240у 7.12   8.12     12.12    
  Контрольная работапо теме «Наречие»   Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. Задания, УМК, с.231 П.16 239п 240у 13.12    
54-55 Правописание наречий, образованных от имен существительных.   Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ.   Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. П.17 244у 245п.     П.17 246п 251у 13.12   15.12    
  Не в наречиях на – О, -Е.   Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.   Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? П. 18 256у 257п 19.12    
  Буквы Н,НН в наречиях на - О, -Е.   Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. П.18 260п 261у 20.12    
58-59 РР Рассуждение-размышление.   Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. П.19 262п 21.12 22.12    
  Рубежный диктант   Проверить знания учащихся   диктант 271у 266п 26.12    
  Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».       сочинение   27.12    
  Буквы –О, -А на конце наречий.   -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом П.20 277 28.12    
63-64 Дефис в наречиях.   Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Нахо­дить эти наречия в тексте и верно писать их. Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) П.21   281п 283у 9.01   10.01    
65-66 Не и ни в отрицательных наречиях.   Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и раз­личие в правописании отри­цательных местоимений и отрицательных наречий. Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. П.22 288п   289п 11.01   12.01    
  Буква Ь на конце наречий после шипящих   Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов раз­ных частей речи. Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов раз­ных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. Лингвистический рассказ П.23 291п. 16.01    
68-69 Употребление наречий в речи   Употребление наречий в речи. Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между об­стоятельственными и опре­делительными наречиями. Работа с текстами художественного стиля. П.24 294п 295у   298у 301п. 17.01   18.01    
70-71 Произношение наречий.   Произношение наречий. Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.   Работа с орфоэпическим словарем. П.25 304п. 307у     П.12-25 296 19.01     23.01    
  Повторение и обобщение по теме «Наречие».     Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. Редактирование текста. Творческое списывание. 312, 311 по выбору 24.01    
  РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках».   Изложение «Поговорим о бабушках». Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. Изложение. Методические рекомендации: с. 149 308у 310п 25.01    
  РРОписание состояния человека (№1)   Текст со значениемописания состояния человека. Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.   Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. П.26 318у 26.01    
  Контрольный диктантпо теме «Наречие»   Проверка знаний, умений и навыков по теме Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. Диктант. Метод рекомендации: с.151 324п 323у 30.01    
  Служебные части речи.Предлог (6+7р.р.)  
  Предлог как часть речи.   Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. П.27 326п. 327у 31.01    
  РРОписание состояния человека (продолжение, №2)   Описание состояния человека Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека Составление текста-описания человека П.26 325у 332п 1.02    
  Р/Р Контрольная работа Сочинение «Как я в первый раз…»       сочинение   2.02    
  Разряды предлогов.   Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. Знать разряды предлогов. Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. П.27 337п 338у 6.02    
  Правописание предлогов.   Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. Уметь правильно писать предлоги Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. П.28 342у 340п 7.02    
  Правописание производных предлогов.   Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. Уметь правильно писать производные предлоги Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. П.28 344у 343п 8.02    
  Произношение предлогов.   Работа с текстами. Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. П.29 345п 346у 9.02    
  Употребление предлогов в речи   Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. П.29 353у 351п 13.02    
84-85 РРПорядок слов в спокойной монологической речи.     Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466). Редактирование текста. П.30 357п 358у     362п 364у 14.02     15.02    
86-87-88 РРОбратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи   Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) П.31 371у 372п   П.31 373у 374п     П.31 376 16.02   20.02     21.02    
        Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478).        
Союзы (7+5 р.р.)    
89 - 90 Союз как часть речи. Разряды союзов.   Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» П. 32 386у 388п     П.32 390п 387у 22.02     27.02    
91 - 92 Правописание союзов.   Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. Тест 10 мин. Осложненное списывание П.33 395 по вариантам 396у   П.33 402п. 403у 28.02   29.02    
93 - 94 Употребление союзов в простых и сложных предложениях.   Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. П.34 408п 409у     П.34 410п. 412у 1.03     5.03      
95-98 Р/РОписание внешности человека   Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты   Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения. Аналитичекая работа с текстом: №508. 509. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. П.35 421п 426п 435у 439п 441у 7.03 8.03 9.03. 10.03    
  Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека         сочинение 10.03    
  Рубежный диктант         диктант 14.03    
Частицы (9)        
101-102 Частица как часть речи. Разряды частиц.   Частица как часть речи. Разряды частиц. Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. П.36 447п 448у     П.36 450 15.03     19.03    
103-104-105 Правописание частиц.   Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово.   Знать случаи употребления, на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. Объяснительный диктант. Тест 15 мин. П.37 452у   П.37 20.03 20.03   2.04      
106-107 Употребление частиц в речи.   Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений Составление текста с употреблением частиц. П.38 467у 471п   Повтор.п.36-38 3.04   4.04    
  Произношение предлогов, союзов и частиц   Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее упот­ребительные предлоги, сою­зы, частицы в текстах и фра­зах разных жанров и стилей Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц П.39 472 480 5.04    
  Контрольный диктантпо теме «Служебные части речи»   Проверить усвоение право­писания наречий, предло­гов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами Уметь правильно писать наречия, предло­ги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами   диктант Повтор. П27-40 9.04    
Междометия и звукоподражательные слова (6+5р.р.)  
110-111 Междометие.   Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.     Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). П.40 484п   П.40 493у 494п 10.04   11.04    
112-113 Звукоподражательные слова.   Дать понятие о данной категории слов. Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Вырази­тельно читать предложения со звукоподражаниями. Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. П.40 495п 501у   П.40 498у 499п 12.04   16.04    
  Омонимия разных частей речи.   Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа. тест 15 мин. П.41 505 у 510п     П.41 511у 514п 16.04     17.04    
  РР Характеристика человека   Дать представление о характеристике. Формировать умения различать характе­ристики полные и краткие, определять роль характери­стики персонажа в художе­ственном произведении Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую де­ловую характеристику на ос­нове художественной. Составление текста-характеристики человека П.42 517у 514 18.04        
  РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.     Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вы­членять в нём микротемы, находить в тексте основную и допол­нительную информацию. Уметь отбирать материал для сжатого изложения. Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.   19.04    
  РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа   Сжатое изложение «О Чехове». Уметь применять разные способы сжатия текста Сжатое изложение «О Чехове». Повтор. П.41-42 525у 23.04    
  Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сочинению. Обобщение по теме.   Подготовка к сочинению. Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных   П.42 526 24.04    
  Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)     Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных сочинение Повтор. П.4 527у 25.04      
  Повторение и обобщение изученного (13+4р.р.)    
121-122 Повторение изученного по фонетике и орфоэпии   Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транс­крипции, делать фонетический разбор слов Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин (УМК). Повт. П.4 531у 528п   Табл. С. 283-285 26.04   30.04    
123 - 124 Повторение. Состав слова и словообразование.   Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья. Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин   542у 545п. 2.05   3.05    
125-126 Повторение. Лексика и фразеология.   Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.   Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем П.5 повтор. 542у 546п   7.05     8.05    
127-128 Грамматика, морфология и синтаксис.   Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). 559 п.9     Повтор. виды разбора 10.05     14.05        
  Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.   Итоговая проверка знаний по всем разделам Уметь выполнять задания по всем изученным разделам Задания в тестовой форме (УМК)   15.05    
130- РРПовторение по разделу «Речь»   Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов. Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте. Аналитическая работа с текстом: №601. На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602) П.10,11,19,26 –повтор. 559   П.30,31,42 556 16.05     17.05    
132-133 Орфография. Пунктуация.   Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ь и ъ; безударные гласные. Закрепить умение Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598) 566п. 567у     Повтор. П.27-29 21.05     22.05    
134-135 РРСтили и типы речи.   Стили и типы речи. Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу. Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600) П.10,11,19 572 569 23.05   24.05    
136-140 Повторение и обобщение изученного в 7 классе   Обобщение знаний Знать материал изученный в 7 классе Рассуждение на лингвистическую тему П.26 35 24.05 28.05 29.05 30.05 31.05    

 

 

Date: 2015-10-21; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию